Показывая видеоролики в скрайбинге своим друзьям, коллегам, участникам конференций и семинаров, мы часто слышим похожие комментарии: «Круто! А что это было? Мультфильм?» Но ответ, что это скрайбинг, не проясняет ситуацию, а вызывает недоумевающие взгляды и неожиданные ассоциации со скрабом. Приходится пускаться в долгие объяснения о том, что это рисованное видео, не имеющее со скрабом ничего общего.
Так что же такое скрайбинг? Какие у него границы, особенности и возможности? За точку отсчета мы можем взять следующее определение:
скрайбинг – это визуализация основного смысла с помощью знаков и образов, при котором отрисовка элементов происходит прямо в процессе рассказа. Это процесс объяснения смысла с помощью простых рисунков.
Скрайбинг может иметь разные формы: это и видеоролики, которые используются на сайтах и лендингах[1], и наброски на бумаге, помогающие объяснить собеседнику суть вопроса, и заранее подготовленный процесс визуализации, который будет сопровождать встречу или мероприятие.
В том виде и в тех формах, в которых скрайбинг встречает нас сегодня, он существует не так давно. Но нельзя сказать, что он стал уникальным открытием, не имевшим аналогов и прообразов. Мы все видели наскальные рисунки-истории, сделанные еще до нашей эры. Так, может, именно они и положили начало процессу, который любой способен с легкостью использовать, чтобы донести информацию без текста? Вполне.
Представьте себе, что вам нужно донести информацию о Солнечной системе до людей, которые увидят это сообщение только через тысячу лет. Что вы будете использовать? Надпись «Солнечная система» или ее рисунок? Если все-таки надпись, то на каком языке? Вы уверены, что он будет понятен? А рисунки? Думается, что у них гораздо больше шансов быть понятыми через тысячу лет.
И скрайбинг тоже умело использует этот «шанс». Его особенность в сравнении с другими способами донесения информации заключается в том, что появляется возможность задействовать одновременно слух, зрение и воображение человека.
А когда отрисовка простых образов происходит в процессе донесения информации, человек их не только лучше понимает, но и запоминает.
В детстве мы все были немного скрайберами. Вспомните, мы научились рисовать раньше, чем читать и писать. Мы изображали простые картинки и показывали их родителям, в красках объясняя необычные сюжеты. Тогда, в детстве, это был отличный способ донести информацию, которая рождалась в нашем воображении, до других людей. И он прекрасно работал. Так почему же все изменилось?
Школа: «мы все учились понемногу…», где-то – погружаясь в знания с головой, а где-то – скучая и поглядывая на часы в ожидании звонка, на тех уроках время тянулось бесконечно. И чтобы хоть как-то скрасить и сократить его, мы украшали поля в тетрадях и последние страницы смешными рисунками и странными иероглифами. Конечно, рано или поздно учитель все-таки заставал нас врасплох, прямо в момент рисования. Потом следовали громкое «Ай-ай-ай», замечание в дневнике – и мир текста все больше и больше начинал поглощать наше визуальное начало, визуальное восприятие действительности. Нас не учили представлять образы, фантазировать, нас учили механически запоминать слова и цифры, повторяя их бессчетное количество раз.
Наша визуальная составляющая еще иногда пыталась пробиться сквозь засилье текста, но без шанса на успех. В голове уже начала складываться четкая картина, что делать наброски на серьезных уроках нельзя, что мы – взрослые люди и должны выражать свои мысли с помощью языка и конспекта.
И что же произошло, когда мы выросли? У большинства прочно закрепился стереотип, что рисовать могут только художники. Правда? А вот такой домик? Разве нужно иметь горы таланта, чтобы нарисовать его? Да и мыслим мы совсем не текстом, а образами и картинками. Когда вы думаете о море, что представляете? Слова? Готовы поспорить, что у вас в голове плещутся волны, а над головой летают чайки.
Знаками и простыми образами зачастую бывает проще донести информацию, чем текстом. Но мы об этом продолжаем настойчиво забывать.
А если задуматься об универсальности донесения информации? Можно изучать множество языков (или иметь такое же количество переводчиков), чтобы рассказать людям, не владеющим вашим, о том, чего вы хотите. Но достаточно изобразить желаемое простейшими рисунками, и вас поймут без лишних усилий и объяснений.
На начальном этапе всегда возникает много вопросов, но главные – чем и на чем рисовать. Маркеры и доска? Фломастеры и скетчбук? Нет! Когда ты только начинаешь пробовать себя в скрайбинге, это второстепенно. Хотя и профессиональный скрайбер может ручкой на салфетке объяснить вам сложный смысл. Например, Елена Рычагова, ведущий художник «Школы скрайбинга», с помощью фонарика рисовала шикарный скрайбинг на специальной доске под музыку, да так, что все участники теряли дар речи.
В самом начале важно не бояться и пробовать, брать маркер или фломастер и рисовать – прямо сейчас!
Вы уже поняли, что скрайбинг может действительно оказаться чем-то интересным и перспективным, но находите тысячи причин, которые не дают вам попробовать его в деле?
Мифы и заблуждения всегда тревожат новичков, но, как правило, рассеиваются так же быстро, как и появляются, нужно просто научиться смотреть на них в нужном ракурсе.
Миф 1. «Я не умею рисовать». Именно эта мысль чаще других останавливает начинающих скрайберов. Неудивительно, ведь в школе нам ясно дали понять, что рисовать способны лишь избранные – те, кто может похвастаться талантом, и те, кто знает, что рисунки непременно должны быть красивыми. Как вдруг – новость. Можно, оказывается, совершать ошибки, неправильно рисовать и искажать установленные каноны красоты. А ведь главное преимущество скрайбинга как раз в этом и заключается: изображение должно быть понятным. Поставив перед собой цель нарисовать красивую, детально проработанную картинку без права на изъяны, мы зачастую упускаем суть – то, почему мы выбрали именно ее. В скрайбинге главную роль играет смысл, красота вторична.
Отличный пример для новичков приводит в своей книге «Визуальные заметки» Майк Роуди. Он на простых примерах показывает, что достаточно использовать пять базовых элементов рисования, чтобы изобразить картинку, понятную любому человеку: квадрат, круг, треугольник, линию и точку. Взяв за основу простые фигуры, можно нарисовать что угодно. С этого и начинается скрайбинг.
Миф 2. «Я думаю, это слишком сложно и доступно только профессионалам». Профессионалы тоже с чего-то начинали, не позволяя себе увязнуть в заблуждениях. Мы надеемся, что, прочитав эту книгу, вы поймете, что тоже можете начать применять скрайбинг не откладывая.
Миф 3. «Мою работу могут плохо оценить». Негативные комментарии и насмешки способны изрядно подпортить любые начинания. После первых неудачных демонстраций на публике, получения отрицательных откликов о работе и недоумевающих взглядов в сторону взрослого человека, который рисует странные картинки, может прийти разочарование, желание все бросить. Но чье-то мнение не должно ничего решать или менять. Начните рисовать для себя, заведите личный блокнот – скетчбук – для первых эскизов и набросков. Поймите, что в скрайбинге важна не красота картинки, а смысл, который она несет.
Миф 4. «Я взрослый человек, а мне предлагают рисовать детские картинки». Вспомните еще раз, что, рисуя, дети лучше понимают себя и окружающий мир. Жаль, что, вырастая, многие забывают об этом. Но когда вы освоитесь в скрайбинге и начнете применять его в работе, вы убедитесь, насколько хорошо вас стали понимать другие люди и насколько многие из них стали более понятными и приятными для вас.
Миф 5. «Я не силен в монтаже и не смогу создать видеоскрайбинг на компьютере» – заблуждение тех, кто не знаком с огромным перечнем специализированных программных продуктов, которые способны довести процесс монтажа практически до автоматизма. Освоить их не сложнее, чем Microsoft Word, стоит лишь попробовать. Но если и это кажется вам непростой задачей, есть вариант еще проще – снять процесс отрисовки и озвучивания на телефон.
Миф 6. «Я не понимаю, зачем мне это нужно». Когда вы откроете для себя скрайбинг, вы с удивлением обнаружите, что его можно применять каждый день, даже в обычной жизни. Попробуйте для начала сделать на бумаге небольшие зарисовки своих планов – визуализировать все, что предстоит успеть за день. Вы увидите, что так проще запоминать и продумывать детали, да и сам процесс планирования из рутины превращается в интересное развлечение – тренажер для воображения и интеллекта.
Любое восприятие информации – процесс в первую очередь физиологический. Глазами, или, говоря медицинским языком, через зрительный канал, мы получаем ее в наибольшем объеме – от 70 до 90 %. Поэтому очевидно: чтобы научиться адекватно воспринимать не только окружающий мир, но и самих себя, свою внутреннюю составляющую, нам нужно развивать внутреннее зрение – воображение.
Скрайбинг с легкостью справляется с этой задачей. Вам даже не придется прикладывать дополнительных усилий – развитие воображения происходит синхронно с процессом творчества, создания эскизов, набросков. Они невозможны друг без друга.
Получается, что в процессе скрайбинга мы активно задействуем оба полушария мозга: пока правое отвечает за визуальное и эстетическое восприятие, левое определяет наше логическое мышление. В результате мы начинаем более четко и структурно воспринимать информацию, а благодаря знакам и образам – без труда запоминать ее.
В процессе визуализации мы выстраиваем логические связи и формируем иерархию, а когда получаем конкретную картинку, можем не просто оценить конечный результат, но и впоследствии вернуться к нему, детально воспроизводя все моменты, которые видели в процессе отрисовки. Эти детали становятся своего рода опорными точками, по которым в дальнейшем проще понять и воспроизвести информацию.
То, как мы, сами того не осознавая, ориентируемся в пространстве, тоже влияет на формирование общей картины. К примеру, оказываясь в незнакомом помещении, человек сначала воспринимает верх-низ окружающего пространства, а потом рассматривает то, что находится слева и справа от него. Знание физиологии позволяет нам выстраивать общую картину в скрайбинге – правильно продумывать композицию (где расположить ключевые детали, какой для них допустим размер и как выстроить остальные блоки, чтобы их без труда можно было считать), заранее планируя, как будет двигаться рука, делающая зарисовки в кадре, или как сделать привычное глазу воспроизведение текста. И если мы учитываем эти особенности в работе, то в результате получаем целостное видение будущего проекта.