С возрастом, как правило, наблюдается ухудшение деятельности органов чувств (слух, обоняние, зрение, тактильные ощущения). Сужается поле внимания. Мир становится менее ярким.
Повышается чувствительность к посторонним помехам. Возникают трудности при совмещении нескольких дел одновременно.
Понижается способность к формированию мысленных образов и использованию воображения.
Возрастные изменения метаболизма мозга вызывают замедление записи и воспроизведения информации. Падает скорость реакции, скорость выполнения когнитивных действий.
Можно проделать очень простой и точный эксперимент, который покажет биологический «возраст» вашего мозга.
Представьте, что вы находитесь в лаборатории. Перед вами находится монитор компьютера и вы наблюдаете за небольшим зелёным квадратом в центре экрана.
Когда квадрат внезапно начинает двигаться, быстро, как можно быстрее, нажимаете большую красную кнопку внизу экрана. Иногда вам удаётся среагировать быстро, иногда – как будто что-то мешает. Эксперимент повторяется 30 раз подряд.
Пройдя такой тест, вы получите объективные данные о себе.
Известный геронтолог Ф. Бульер назвал тест измерения скорости реакции одним из самых точных и простых методов измерения биологического возраста [1].
Исследования показывают: представление о том, что все стареют с одной и той же скоростью – иллюзия
Люди стареют с разной скоростью. Разница может измеряться десятками лет. Что влияет на этот процесс?
Вы будете приятно удивлены, но одним из важнейших факторов старения оказываются не гены, а социальные стереотипы и ожидания. Другой важный фактор – забота о мозге и своем организме.
Сегодня наблюдаются довольно быстрые, согласованные изменения. Люди в шестьдесят лет в наше время воспринимаются все чаще как представители среднего возраста. Для образа молодости также характерно всё более позднее взросление, которое отодвинулось к тридцати годам. В свои тридцать лет молодые люди выглядят как двадцатилетние всего век назад. Люди чувствуют себя все моложе.
В начале двадцатого века типичный 65-летний человек выглядел, чувствовал себя и действительно был довольно старым. Однако сегодня это совсем не так.
Сравнительно недавно Джеймс У. Вопел, директор лаборатории продолжительности жизни Института демографических исследований им. Макса Планка (Германия) обобщил всю достоверную статистику продолжительности жизни, начиная со Швеции XVIII века. На основе исторических данных Вопел вместе со своим соавтором Джимом Оппеном и многочисленной командой вычислили для каждого исследованного года «страну-лидера». То есть такую страну, где наблюдался максимальный рост средней продолжительности жизни в течение определяемого времени. Несмотря на то, что выявленные страны-лидеры менялись, была обнаружена многообещающая оптимистичная закономерность. Когда исследователи свели ежегодные рекорды стран-лидеров в единый график, они были совершенно потрясены. График представлял собой прямую, которая с каждым годом уверенно шла вверх.
Согласно графику Вопела, начиная с 1840 г. средняя продолжительность жизни женщин в странах-лидерах увеличивалась с постоянной скоростью – примерно на 2,4 года каждые десять лет [2]. Каждые четыре года человечество в наиболее благополучных регионах добавляло к своему сроку жизни один год. Сохранится ли эта тенденция и дальше?
Одним из факторов, объясняющих стабильный рост средней продолжительности жизни, является улучшение санитарно-гигиенических условий и медицинской помощи, уменьшение смертности.
Однако существуют и другие точки зрения, основанные на изучении взаимоотношений биологического и демографического возрастов. Исследование, проведенное Элизабет Зелински, например, сравнивало сегодняшних 74-летних жителей Америки с теми, кто был в этом возрасте 16 лет назад. Зелински изучала память, скорость мышления и другие характеристики, то есть именно те характеристики, которые постепенно ухудшаются с возрастом.
Исследователь обнаружила, что наши современники показали лучшие результаты по всему набору интеллектуальных тестов. Фактически их баллы были ближе к тем, кто был на 15 лет моложе их в более ранних тестах [3]. Есть и другие обнадеживающие результаты исследований [4]. Весьма примечательна выраженная тенденция к увеличению среднего возраста наступления менопаузы у женщин. Если, скажем, в 1840 г. детородный возраст ограничивался 45 годами, то в 1940 г. он достиг 48 лет [5, c.159].
Граница, за которой начинается старость, продолжает отодвигаться все дальше и дальше. Возникают новые социальные образы. Пятидесятилетние, шестидесятилетние, семидесятилетние становятся моложе, спортивнее.
С возрастом слабеет память. Люди начинают жаловаться на свою память после тридцати лет. В сорок-пятьдесят лет появляется первый опыт внезапных «провалов» памяти. Некоторые начинают беспокоиться, неужели старость. К шестидесяти годам уже многие отмечают у себя проявления забывчивости, наиболее мнительные насчитывают великое множество симптомов и впадают в панику, считая подобные свидетельства симптомами надвигающейся болезни Альцгеймера.
Исследователь памяти с помощью современных средств диагностики Гэри Смолл указывает на важное обстоятельство: совпадение ухудшений функций памяти и накопление в клетках мозга патологических белковых отложений, известных как амилоидные бляшки и тау-клубки. Критическое накопление таких бляшек и клубков сопровождает болезнь Альцгеймера. Они накапливаются на протяжении десятилетий, прежде чем появятся симптомы этой болезни.
Как свидетельствует Гэри Смолл, сканирование пациентов с когнитивными нарушениями, характерными для болезни Альцгеймера, показывает значительное усиление сигналов присутствия амилоидных бляшек в областях мозга, которые контролируют память, мышление и другие когнитивные способности.
Однако специальные измерения выявили только «едва заметные сигналы аномального накопления белка у людей с небольшими жалобами на память» – тех, кто регулярно использовал, упражнял и тренировал свою память [6, c.30].
Постепенное ухудшение памяти и общего состояния мозга – серьезный противник. Но, как показывает практика, подкрепленная исследованиями мозга, эти возрастные изменения могут быть остановлены, существенно замедлены и даже обращены вспять.
Использование современных методов диагностики развеяло множество сложившихся мифов о нервных клетках и ресурсах мозга. Так, было доказано, что взрослый мозг способен создавать новые нервные клетки взамен утраченных.
До недавнего времени большинство ученых в области исследований мозга действовали в рамках заключений, выведенных в 1913 году испанским исследователем и нобелевским лауреатом Сантьяго Рамон-и-Кахалем. Зрелый мозг взрослого человека остается стабильным, неизменным. Нервные клетки могут умереть, но ничто не может возродиться.
В начале шестидесятых годов молодой ученый Джозеф Альтман впервые попытался экспериментально опровергнуть эту точку зрения. С помощью специальных технологий – радиометок – он обнаружил появление новых нейронов в мозге взрослых крыс, кошек и морских свинок. Альтман опубликовал результаты своих исследований в научном журнале, но они остались незамеченными. Инерция старых научных парадигм весьма велика.
Только в начале 1980-х годов, изучение нервных клеток канареек доказало, что новые нейроны могут возникать у взрослых особей. Каждую весну, когда канарейки разучивали новую брачную песню, создавались новые наборы нейронов, они появлялись и скапливались в области, отвечающей за пение. Эта область весной становилась, соответственно, очень большой.
В конце 1990-х годов Фред Гейдж обнаружил подобные процессы у крыс. Примечательно, что, согласно его исследованиям, взрослые крысы, которые жили в «интересной» среде – с игрушками, другими крысами, – порождали значительно больше новых нейронов.
Позднее было показано и то, что мозг взрослого человека также способен порождать новые нервные клетки. Эти клетки возникают в гиппокампе – центральном органе долговременной памяти и «расходятся» по всему мозгу.
Как отмечает Гейдж , производство новых нейронов можно стимулировать разными способами. Мы получаем новые нейроны, когда фокусируемся на очень сложном задании или когда фокусируемся на конкретной цели. Такая концентрация деятельности мозга порождает тета-волны, тот же тип, который возникает в медитации, в потоковых состояниях, во время вдохновения.
Молодые нейроны, как убежден Гейдж, помогают людям в процессе обработки новой информации, соединяя вместе различные ощущения, происходящие в одно и то же время.
Дополнительную возможность продуцировать новые нервные клетки дают физические нагрузки (ходьба на дальние расстояние, силовые упражнения, аэробика). Интересно, что силовые тренировки пожилых людей, проводившиеся в течение 6 месяцев, частично восстановливали спектр мРНК, синтезиремых миофибриллами, до состояния, характерного для 30-летних, т.е. впервые на молекулярном и генетическом уровне доказан реальный омолаживающий эффект силовых нагрузок.
Наоборот, в условиях хронического стресса создание новых нейронов, всех клеток организма замедляется или совсем останавливается. Сегодня ученые обнаруживают всё больше фактов, свидетельствующих о негативном и разрушительном влиянии стресса.
Совсем недавно учёные обнаружили связь между длиной теломер и старением организма. Теломеры – это концевые участки хромосом, которые состоят из нитей ДНК, покрытых специальным защитным слоем белков. Укорочение теломер приводит к потери способности клеток делиться. Это опасно для организма, поскольку именно благодаря появлению новых клеток важнейшие ткани и органы тела человека обновляются. Кожа выглядит молодой и красивой, суставы двигаются без особых проблем. Стресс же существенным образом укорачивает теломеры, ускоряя тем самым «изнашивание» тела. Но этот процесс может быть обращен вспять. Обнаружилось, что теломеры снова становятся длиннее, если организм выходит из хронического стресса [7].
Отметим, что важно не просто избегать источников стрессовых нагрузок. Всё оказалось гораздо сложнее. Стресс необходим, но важно и то, в какой форме он протекает. Польза стрессогенных нагрузок зависит от их силы, от образа мыслей и многих других факторов. Согласно исследованиям Х.Л. Гаркави – нагрузка на организм, меньшая на 10 процентов, чем та, которая вызывает стресс, дает очень благоприятные эффекты [8]. Такая нагрузка переводит организм в состояние активации с выраженными эффектами оздоровления и омоложения. По своим психологическим характеристикам это состояние близко вдохновению [9].
Стресс ухудшает деятельность мозга, память, укорачивает теломеры. Изменения внутренней среды организма при стрессе практически совпадают с изменениями в ходе старения. Но у стрессовой реакции есть антипод и «противоядие» – состояние вдохновения. Правильная работа с состоянием вдохновения в различных его обликах, начиная от потока до пиковых переживаний – новая системная концепция сохранения молодости организма.
Научившись входить в состояние вдохновения, потока, человек не только купирует негативное влияние стресса в критические моменты, но и включает мощные восстановительные, ювенильные (то есть, сохраняющие молодость) силы организма. Стоит прочитать об этом больше в новой недавно изданной книге «Пиковые переживания для молодости, здоровья, творчества» (2022), размещенной на портале Литрес.
В начале 21 века была продемонстрирована и сила принципа нейропластичности. Развивается и сохраняется то, что используется. Мозг «ленивый» и не «тренированный», стареет быстрее, чем мозг «активный».
Именно этот вопрос волнует в первую очередь специалистов и экспертов.
В целом можно выделить несколько подходов к режиму сохраняющих и развивающих мозг тренировок:
Во-первых, выполнение простых когнитивных действий на максимально высокой скорости. Этот путь представлен японской системой сохранения здоровья мозга.
Во-вторых, использование мнемотехнических средств. Обогащение умственной активности включением в неё разнообразных ассоциативных связей создает условия одновременной активизации многих областей мозга. Практика использования разнообразных мнемотехнических средств показывает их благоприятное воздействие на состояние памяти и когнитивных способностей. Подобные подходы опираются на древнейший опыт применения мнемотехник. Современные исследования – картографирование активности зон мозга подтверждают их эффективность.
В-третьих, перестройка навыков, обучение чему-нибудь новому. Направление получило название «нейробика».
В-четвертых, формирование правильных привычек (расслабление, позитивные чувства, физическая активность, полезное питание).
Каждый из этих подходов улучшает общее состояние мозга и памяти. Доктор медицинских наук Гэри Смол в своих исследованиях показывает благоприятную синергичность воздействия многих из этих факторов. Вместе они способны оказать реальное и мощное оздоравливающее воздействие на память и клетки мозга.
Давайте рассмотрим подробнее условия ментальных тренировок, делающих их эффективными. Соблюдение этих условий позволяет создать тренажеры, обладающие выраженным позитивным воздействием, усиленным эффектами синергии.
Сравнительно недавно компания Lumos Labs объявила, что тот, кто будет пользоваться её игровыми тренажерами по нескольку минут в день, сможет отсрочить наиболее устрашающие болезни возраста: провалы в памяти, слабоумие, болезнь Альцгеймера.
Федеральная торговая комиссия, однако, тут же оштрафовала компанию на 50 миллионов долларов за попытку ввести потребителей в заблуждение.
И только в последние годы ученые доказательно стали демонстрировать позитивные эффекты упражнений на простых тренажерах. Конечно не все полезны в одинаковой степени. Важно правильно подбирать задания для мозга.
Знаменитый нейробиолог Джон Медина рассказывает об одной очень удачной игре на скорость обработки информации.
Представьте, что вы сидите перед экраном компьютера и перед вами неожиданно мелькают два образа: один в центре, другой сбоку. Они почти мгновенно исчезают, но вы должны как можно больше рассказать об этих образах.
В игре измеряется скорость и точность ваших оценок. Как только вы делаете успехи, игра усложняется. Образы начинают мелькать быстрее. Появляются назойливые отвлекающие картинки.
Группа исследователей из института Джона Хопкинса в Новой Англии собрала группу пожилых людей в возрасте около семидесяти четырех лет. Им предложили десять сеансов продолжительностью в один час подобной компьютерной игры на скорость обработки информации.
Терпеливые исследователи подождали десять лет и проверили своих подопечных. Результаты были ошеломительными. Участники, тренировавшиеся на скорость обработки информации всего десять занятий, имели на 48% лучшие результаты в области когнитивных функций, чем контрольная группа. Как пишет Джон Медина: «Даже после одного дня интенсивной тренировки когнитивные эффекты ощущались десять лет спустя» [10, c.163].
Другая игра «Нейрогонщик» (управление виртуальным автомобилем, едущим по изменяющемуся ландшафту) смещала у игроков мозговую активность к гораздо более молодому состоянию. Особенно были заметны изменения в такой важной области мозга как префронтальная кора. Улучшения оставались заметны в течении полугода.