Стресс от англ. stress «нагрузка, напряжение; состояние повышенного напряжения» – это совокупность неспецифических адаптационных (нормальных) реакций организма на воздействие различных неблагоприятных факторов-стрессоров (физических или психологических), нарушающее его гомеостаз, а также соответствующее состояние нервной системы организма, или организма в целом (Ганс Селье, 1936 г.).
Если переложить это на простой язык, то стресс – это химические и физиологические реакции организма в ответ на нарушение привычной зоны комфорта. Когда мы сначала впадаем в шок или прострацию от случившегося, а потом попадаем в водоворот эмоций, которые вызывают либо гнев или страх при «негативном стрессе», либо чрезмерную радость и эйфорию при «положительном стрессе».
И это всегда напряжение. Гнев – реактивная природа реагирования на события, когда всё случается «не так, как я хочу». Это огромная концентрация разрушительной силы, когда «хочется всё порвать, сломать, бить, крушить». Радость тоже реактивна, и при излишнем возбуждении заставляет то «прыгать до потолка», то «душить весь мир любовью». И то, и другое – в большей степени ощущается как чрезмерное напряжение на физическом теле. Потому что правила приличия, привитые социальные нормы поведения в обществе заставляют нас в той или иной мере сдерживаться от выпускания этой силы, подавляя в себе все поднятые эмоции. Экстраверты выпускают пар в гневных тирадах, или эмоционируют, размахивая руками, громко описывая свои восторги при испытывании радости. И поэтому им легче справляться со стрессами. Интроверты – чемпионы по подавлению своих чувств и желаний, поэтому они долго страдают, и чаще болеют вследствие такой своей реакции.
Страх – это пассивная природа реагирования. В основе любого страха лежит базовый страх смерти и инстинктивное желание выжить. Поэтому ограничителями наших активных действий здесь являются наши инстинкты. Те страхи, что помогают нам выживать в экстремальных ситуациях – нам важны для сохранения жизни и здоровья. Но многие страхи базируются на устаревших социальных ценностях, передаваемых из поколения в поколение, и в нынешнее время уже мешают эффективному проявлению в жизни. Про подобные страхи как причины стресса мы поговорим позже, сейчас страх рассматривается как способ реагирования. И в нём тоже много подавления, но больше в психическом плане. Человек не разрешает себе чувствовать, действовать. А это всегда прямая дорога к развитию болезней на физическом уровне.
Почему?.. Какая связь между напряжением и физическим здоровьем?..
Давайте рассмотрим, что происходит во время протекания стресса в организме
А происходит рассогласование работы обоих полушарий головного мозга.
Всем известно, что у нас есть два полушария мозга – правое и левое. И обычно главное из них одно, а другое вспомогательное. Это называется межполушарная асимметрия. На самом деле оба полушария играют важную роль в жизни человека, и нет приоритетов, какое из них лучшее. Доминантное полушарие просто показывает сферу проявления человека в жизни. Левое – отвечает за логику, аналитические процессы, и правую сторону тела. Правое – за творчество, нестандартный взгляд на жизнь и левую сторону тела. Кому необходимо узнать об этом подробнее – интернет вам в помощь!
Нам важно знать, что в состоянии стресса рецессивное (помогающее) полушарие отказывается работать, и его роль пытается взять на себя доминантное полушарие. А получается всегда криво и косо. И можно сказать – «косо» в прямом смысле этого слова: нарушается уровень напряжения мышечных волокон той стороны тела, за которую отвечает рецессивное полушарие. В частности, мы это можем визуально увидеть на расположении глазных яблок. Например, во время экзаменов, за счёт разницы натяжения мышечных волокон, у детей, находящихся в состоянии стресса, происходит расфокусировка зрения. И ребёнок смотрит в книгу, а видит, как говорится, фигу! Ему сложно воспринимать текст, сложно писать – потому как зрительное восприятие очень важная составляющая процесса письма. Стресс – это не только про глаза, это и про формулирование мыслей, фраз, адекватное их проговаривание, т.к. нарушается в различной степени внимание, восприятие, память, воображение, мышление, речь. Нарушается процесс коммуникации с окружающими. В сложных случаях – происходит нарушение координации тела. Обмороки на экзаменах – как раз об этом.
То, что я описываю, есть протекание острого стресса в его разных стадиях. А всего этих стадий три. Какие?..