Последние десятилетия внесли в жизнь детей изменения, из-за которых им стало труднее понимать свои и чужие чувства, осваивать навыки поведения. Одной из причин трудностей формирования навыков социального взаимодействия и адекватного выражения эмоций можно назвать общее эмоциональное нездоровье общества.
Практика показывает, что современные дети стали более нервными и раздражительными, более упрямыми и капризными, более подавленными и одинокими, более импульсивными и непослушными. Это является результатом значительных изменений, происшедших в нашем обществе. Новые экономические условия вынуждают родителей работать больше, а значит, у них остается меньше свободного времени, которое можно провести с детьми. Все большее количество семей проживает вдали от своих родственников, часто в районах, где родители детей дошкольного возраста боятся позволить им играть на улицах, не говоря уже о том, чтобы зайти к соседям. Вместо того чтобы играть со сверстниками, дети проводят все больше времени перед экраном телевизора или компьютера.
А ведь в течение всей долгой истории развития человечества дети знакомились с основными эмоциями и получали социальные навыки от своих родителей, родственников, соседей и из импровизированных игр с другими детьми. Отсутствие возможности научиться основам эмоционального развития приводит к неблагоприятным последствиям.
Учитывая новые условия, родители должны максимально использовать драгоценные моменты, которые они могут посвятить своим детям, и приложить целенаправленные усилия, чтобы привить им ключевые навыки межличностного общения, такие как, возможность понять и справиться с беспокоящими их ощущениями, контролировать всплеск негативных эмоций.
Джоан Деклер и Джон Готтман отмечают, что большая часть сегодняшних родителей игнорируют мир эмоций ребенка. Они больше внимания уделяют поступкам и игнорируют чувства, которые как раз и служат их побудительной причиной. Однако конечная цель воспитания детей состоит не в том, чтобы воспитать послушного и сговорчивого ребенка. Большинство родителей хочет для своих детей гораздо большего: воспитать высоконравственных и ответственных людей, которые вносят вклад в жизнь общества, обладают достаточной силой, чтобы делать свой собственный выбор, используют свои таланты, любят жизнь и те удовольствия, которые она предлагает, имеют друзей, заключают удачные браки и сами становятся хорошими родителями. В ходе своих исследований авторы практического руководства для родителей обнаружили, что одной любви для этого мало. Оказалось, секрет воспитания состоит в том, как родители общаются со своими детьми в эмоциональные моменты. К сожалению, часто бывает, что отношение к эмоциям (своим и своих детей) любящих и заботливых родителей встает на пути к общению с ребенком, когда тот испытывает страх, или злится, или сильно опечален. Этот недостаток можно устранить путем приобретения базовых навыков эмоционального воспитания [6].
Рассказывание сказок помогает детям и родителям прийти к единению и вместе отдохнуть. Ребенок имеет возможность видеть благодушно настроенного родителя, понимать и доверять ему. Сказка доставляет удовольствие и ребенку, и родителю. Она снимает эмоциональное напряжение, вызывает позитивные эмоции, сглаживает проблемы и укрепляет надежду.
Н. М. Погосова предполагает, что чаще всего гармоничному развитию ребенка препятствует эмоциональная нестабильность. Эмоции отражают состояние человека и его отношение к чему-либо. Эмоции отличаются полярностью, обладают положительным или отрицательным знаком: удовольствие – неудовольствие, радость – грусть, любовь – ненависть, гордость – унижение и т. д. Ребенок познаёт окружающий мир и делает это не отвлеченно и бесстрастно, а переживает происходящее с ним, формирует свое собственное отношение к тому, что его окружает, выбирает одни виды деятельности и ситуации и отвергает другие [12].
Познание всегда эмоционально. Любые психические процессы окрашиваются эмоциями – будь то ощущения или воображение, мышление или память. Хорошее настроение обостряет восприятие, активизирует мыслительные процессы, а упадок духа ухудшает запоминание, не дает простора фантазии. Умеренно положительные эмоции повышают чувствительность детей, мобилизуют все силы организма для активного восприятия любой информации. А отрицательные – создают напряженность или подавленность, что ухудшает способность адекватно воспринимать окружающий мир, интенсивно «проживать» жизненные ситуации.
Наш мир – это вечная борьба противоположностей. Избежать воздействия отрицательных эмоций невозможно. Любое активное участие в жизни, наряду с успехами и достижениями, предполагает наличие неудач, ошибок, срывов. Важно научить детей не отступать перед трудностями, не падать духом, спокойно и мужественно принимать неудачи или ошибки.
Автор коррекционно-развивающей программы для детей, имеющих проблемы с речью и эмоциональной стабильностью, Н. М. Погосова выделяет несколько типов детей, в соответствии с дисгармоничными проявлениями эмоциональных состояний:
1. Первый тип – возбужденные дети, расторможенные, невнимательные, суетливые, не умеющие слушать, стремящиеся к самоутверждению любой ценой, без учета интересов окружающих. Такие дети переполнены положительными эмоциями сверх всякой меры. Они восторженны, азартны, смешливы и болтливы, наполнены гордостью и чувством превосходства. Они склонны преувеличивать свои способности, но в реальности редко доводят начатое дело до конца. Выражение их лица ежесекундно меняется, руки и тело находятся в постоянном движении из-за напряженного состояния мышц. Такое поведение можно объяснить неосознанным стремлением сбросить нервное напряжение.
2. Ко второму типу относятся дети тоже возбудимые, но с преобладанием отрицательных эмоций. Эти дети выглядят раздражительными, угрюмыми и упрямыми. Они постоянно чем-то недовольны, на кого-то обижены. Свое мышечное напряжение дети пытаются сбросить при помощи грубых слов, резких движений. Они большие любители подраться, и в трудной ситуации отдают предпочтение грубой физической силе.
3. Дети третьего типа тихие, болезненные, неуверенные в себе, одинокие, застенчивые и покорные. Их «любимыми» выражениями являются фразы: «Я не могу», «У меня не получится», «Я не сумею». Они еще и не приступили к деятельности, еще и не попробовали, но уже «знают», что не справятся. Такие дети не проявляют инициативы, склонны идти на поводу у других, более сильных. Они не любят активных действий и состояний, требующих напряжения. Мышцы их тела чаще всего вялые, слабые, «безжизненные». Можно предположить, что высокий уровень подсознательного страха, тревоги, чувства вины парализует их волю и понижает тонус мышц.
4. Дети четвертого типа кажутся как бы вообще лишенными эмоций. Внешне они выглядят равнодушными, безразличными и, что называется, «непробиваемыми». Их трудно чем-либо увлечь, трудно разбудить их любознательность и воображение. Они склонны действовать и мыслить по шаблону, идти по давно другими «протоптанным тропам». Они не проявляют чрезмерной радости и не впадают в отчаяние, как некоторые дети. Их связи с миром, природой и окружающими людьми носят поверхностный характер. Такие дети в значительной степени лишаются богатства чувств, радости приобщения к красоте мира, удовлетворения от умения сопереживать, эмоционально помогать «нуждающимся». Безусловно, они не лишены эмоций, то есть эмоции присутствуют, но остаются «невидимыми» для сознания самих детей.
Предложенная типология лишь приблизительно отражает картину эмоционального мира детей и не может быть абсолютно точной. Один и тот же ребенок способен проявить себя по-разному в разных ситуациях. Поведение ребенка зависит от множества факторов. Часто вообще невозможно определить, что послужило толчком к проявлению той или иной эмоции. Психические процессы настолько переплетены и взаимосвязаны, что порой совершенно неясно, что на что влияет: внимание на волю или воля на внимание; восприятие ли порождает мысль, или мысль заставляет воспринимать мир соответствующим ей образом. Ясно лишь одно, что правильно воздействуя даже на какую-то одну область, мы тем самым улучшаем и совершенствуем работу всего организма. Человеческий организм – это удивительная самонастраивающаяся система. На каком-то глубинном, подсознательном уровне он всегда стремится к совершенству и гармонии. И важно лишь создать подходящие условия для четкой и слаженной работы человеческого организма. Проведение «сказочных» занятий – не что иное, как попытка создания таких условий [12 стр. 38–39].