Сидел как-то Иван на сеновале и думал, как бы от работы удрать, но и с пустым карманом не гулять. День думал, два думал, и придумал:
– А не пойти ли мне в город к царю на поклон?
И, долго не раздумывая, взял он свой узелок и отправился в ближайший город к царю на поклон: денег просить.
Пришёл он к воротам замка, сказал слова заветные:
«Проходи, суета, в добрый путь, беднота!
Отворитесь, врата, да впустите шута!
Полный злата карман королю рвёт сюртук
Даст немного и мне – всё глупцу сойдёт с рук».
Ворота со скрипом отворились. Иван вошёл в тронный зал и упал перед королём на колени с мольбой:
– Смилостивись, царь-батюшка, не дай с голоду помереть!
Король почесал затылок своим жезлом, посовещался с придворными и вельможами, покумекал и, наконец, обратился к Ивану:
– Ладно, так уж и быть, выручу тебя, крестьянин. Вот тебе сто золотых, но не просто так, а в долг под проценты. Ты должен вернуть все через тридцать дней, иначе мои слуги найдут тебя, высекут и высушат!
Иван обрадовался, взял золото и бросился из замка наутёк, думая: «Царь умëн, но я хитрее! – думает Иван. – Возьму деньги, и был таков! В лесу слуги короля меня не найдут!»
И стал Иван скрываться от долгов в лесу. На рынок за червонец посылал гонца, да тем и жил. Когда деньги стали заканчиваться, Иван снова сел на полянке и стал думать, что делать дальше. День думал, два думал. И придумал в другое княжество отправиться, и в другой казне в долг взять. Сказано – сделано.
Набрал он в дорогу припасов, взял посох и отправился в путь-дорогу, по пути останавливаясь в охотничьих избушках. Всякому встречному и поперечному он говорил, что ему нравится жить в лесу и путешествовать по свету, и его стали считать паломником и едва ли не святым. Хотя в церквях и монастырях он никогда не останавливался.
Слава шла вперёд Ивана. Его везде с радостью принимали в гости, угощали мёдом, блинами и пирогами. А если он на свирели играл, то ещё и денег подкидывали.
В общем, Иван горя не знал, всегда был сыт, весел и доволен. Да только совесть, вот зараза, стала заедать. Да и весть о его долгах стала по городу расходиться.
И стали Ивану сниться кошмарные сны: спит он и видит, как кидают его в тюрьму на веки вечные, да отправляют на работы каторжные.
Снова Иван закручинился и сел думать, что же ему дальше делать. День думал, два думал, неделю – и ничего не мог придумать.
Решил Иван пойти к мудрому старцу. Старый мудрец жил на высокой горе в пещере.
Идти к нему было долго, провизии было мало. Поэтому Иван собирал по дороге травы и грибы, да тем и питался.
Путь его был тяжёлым и трудным. Тридцать дней он шёл, сносил три пары сандалий и три посоха сменил. Наконец, добрался он до пещеры. В пещере сидел старый мудрец. Иван рассказал ему свою историю.
– Что мне делать? – спросил он.
– Я знаю, что тебе делать – ухмыльнулся мудрец. – Но чем ты отблагодаришь меня за столь ценный совет, который спасёт твою жизнь, о, юноша?
– Я дам тебе десятину со следующего займа! – ответил Иван.
– Нет. Золото мне не нужно.
– Чем же я могу тебя отблагодарить?
– Если ты никогда больше не будешь никого обманывать, мне этого будет достаточно.
– Я обещаю, что не буду никого обманывать!
– Мне обещать ничего не надо. И не думай, что ты меня обхитришь. Ты, главное, перед собой будь честен и чист.
– Хорошо. Так что мне делать?
– Всë просто. Дай королю зелье забвения, и он забудет про твои долги!
Старик засмеялся и закурил трубку. Дым окутал его с головы до ног. А когда дым рассеялся, в пещере больше никого не было. Мудрец исчез.
– Во дела! Где же я достану зелье забвения? – почесал затылок Иван. – А! Есть у меня одна знакомая ведьма. Я приду, поиграю ей на свирели, улыбнусь, и она отдаст мне всё, что я захочу! – обрадовался своей находчивости Иван. И отправился в путь.
Долго ли, коротко ли, дошёл он до избушки, в которой жила ведьма. Только не учёл он, что ведьма видела будущее, читала мысли и намерение и, конечно, знала, что Иван к ней придёт, и что ему от неё нужно.
– Здравствуй, добрый молодец. Я давно тебя жду.
– Здравствуй, ведьма! Давно не виделись! Я скучал по тебе.
– Честно-честно? – недоверчиво спросила ведьма. И тут Иван вспомнил, что обещал не врать. И вдруг почувствовал, что действительно сильно скучает.
– Вообще-то, я зашёл к тебе по одному очень важному делу…
– Тебе ведь это нужно, правда? – Ведьма достала тёмный стеклянный пузырёк с нужным зельем со шкафчика.
– Угу. Как ты…
– Я знаю, что и зачем тебе нужно. Но так просто ты его не получишь.
– Чего ты хочешь?
– Сущий пустяк. Выпей вот это. – Она протянула ему мутную жидкость в деревянной кружке. Содержимое пахло болотной тиной. Иван зажал нос и, поморщившись, залпом проглотил жидкость.
– Молодец! – Колдунья повеселела, на её лице засияла улыбка. – Вот твоё зелье, теперь иди!
Иван, довольный, пошёл в сторону города. И чем дальше он отходил от дома ведьмы, тем больше его тянуло обратно.
Иван решил не предавать этому значения и решать проблемы по мере их поступления.
В городе его сразу схватили стражники и повели к царю. Царь велел посадить Ивана в долговую яму. Конечно, такая перспектива не устраивала Ивана. Спасая свою жизнь, он закричал:
– Стойте! У меня есть лекарство для короля! – король на то время как раз сильно болел. Иван опять вспомнил, что обещал мудрецу не врать.
"Это ложь во спасение" – успокаивал себя парень.
– Срочно дайте мне это лекарство! Я уже всё перепробовал. – приказал король. – Ясновидец сказал, что поможет только редкий травяной сбор, который принесёт с собой пилигрим.
Иван передал королю зелье забвения. И тут же монарх встал на ноги. Болезнь как рукой сняло! Про долг, однако, он почему-то не забыл.
– За то, что ты вылечил меня, ты получишь помилование. – Сказал король.
Тут Иван понял, что отныне он просто не может лгать. Ибо все его слова становятся истиной. Старец из пещеры наградил его этим необычайным даром и одновременно страшным проклятием.
Сняв с плеч груз долга, Иван вернулся к ведьме. Его тянуло к ней как магнитом. Он не мог ни есть, ни пить, ни спать. День и ночь он думал только о ней, и не мог думать, как прежде, о своих делах, беззаботно валяясь на сене.
"Приворожила" – догадался парень. – "Я пропал".
Иван встал перед ведьмой на колени.
– Умоляю, отпусти меня. Я так больше не могу. Я страдаю.
– Разве страдаешь? Ты любишь меня, и ты счастлив со мной. Разве не так? Разве я не даю тебе всё, что нужно? Дом, вкусную еду, заботу, ласку?
– Да разве это истинное счастье? Разве это есть истинная любовь?
– Хорошо. Ступай на все четыре стороны. Только сделай кое-что для меня.
– Что?
– Возьми кусок теста. Вылепи из него куклу. Поцелуй куклу в темя и положи еë в печь. А когда тесто испечется, положи куклу мне на живот.
Иван сделал все, как велела ему ведьма. И его действительно перестало к ней тянуть. И он ушел с чистым сердцем, и продолжил бродить по свету.
Через девять месяцев из куклы, которую Иван слепил своими руками, на свет появилась маленькая девочка, Марья Ивановна. И к ней, к этой девочке, как к частичке себя, Иван почувствовал истинную любовь. Он плутал по лесу, пока ноги сами не привели его к месту, где стояла Ведьмина избушка. Но избушки здесь больше не было. Была только голая поляна, по пояс заросшая травой, которую в народе называют Мариванна.