Как сложно найти волшебный ключик к душе ребёнка! Без сказок тут не обойтись. Слушая их, представляя себя тем или иным персонажем, ребёнок раскрывается для общения, проживает различные бытовые ситуации и учится взаимодействовать с окружающим миром. В этом и заключается всемирно известный метод сказкотерапии.
Чтобы при помощи сказки что-то объяснить или решить психологическую проблему, нужно выбирать максимально приближённые к вашему ребёнку сюжет и персонажей (пол, возраст, особенности поведения). Важно, чтобы он действительно почувствовал себя главным героем. Без этого сказка не сработает!
Необязательно проигрывать всю сказку, достаточно обратить внимание на ключевые фрагменты. Остановитесь на описании проблемы и попросите ребёнка продолжить. Или поиграйте, например, сначала в зайчишку-трусишку, а потом в смелого зайца. Обсудите, как малышу больше понравилось поступать и почему. Затем предложите нарисовать знаковый для ребёнка положительный момент – как герой победил свой страх, стал чистюлей и т. п. Тем самым вы закрепите результат.
Этапы занятия:
1. Вы читаете / рассказываете / проигрываете сказку.
2. Ребёнок представляет себя на месте героя.
3. В воображении он проходит сказочный путь вместе с героем.
4. Он видит ситуацию со стороны, что не может сделать в обычной жизни.
5. Он сам делает выводы, так как «прожил» весь сказочный сюжет.
Ко мне как к детскому психологу всё чаще обращаются родители с просьбой помочь адаптировать ребёнка к детскому саду.
Важно понимать, что детский сад создан не столько для социализации ребёнка, сколько для того, чтобы родители могли зарабатывать на жизнь, чтобы мама отдохнула. Для получения необходимых навыков общения достаточно внимания родителей, посещения различных кружков, игры с детьми во дворе.
Поход в детский сад для ребёнка, конечно, большой стресс, потому что это изменение в обычном укладе жизни! Ему ещё может быть очень сложно надолго оставлять маму. Чтобы облегчить привыкание, читайте сказки и рассказы про дружбу и общение в коллективе. Показывайте красивое здание, игровые площадки, рассказывайте о преимуществах (игрушки, друзья и т. д.). Поделитесь своими воспоминаниями – как хорошо вам там было. Воссоздавайте режим дня, прощание и приход родителей, используя игрушки. Не лишним будет заранее познакомиться с воспитателем, обсудить стратегию адаптации, а также узнать у других родителей, какие педагоги работают в садике. Ведь вы не хотите получить неприятный сюрприз, который сведёт на нет все ваши усилия?!
Нужно постепенно увеличивать количество часов посещения детского сада, даже если ребёнку там нравится. Иначе велика вероятность, что малыш будет часто болеть из-за нервного переутомления. Если вам надо выходить на работу в январе, то в сад лучше начинать ходить в сентябре. Но помните: ничто не заменит доброжелательной семейной атмосферы. Чаще общайтесь и играйте с ребёнком!
В эту книгу вошли семь специальных психологических сказок, которые я сочинила, чтобы подготовить ребёнка к детскому саду. Читайте, отвечайте на вопросы, рассматривайте иллюстрации. Слушая эти сказки, представляя себя тем или иным персонажем, ребёнок раскрывается для общения, проживает различные жизненные ситуации и учится взаимодействовать с окружающим миром. В этом и заключается всемирно известный метод сказкотерапии.