В далёком дремучем лесу там, где могучие горы встречаются с великой долиной, раскинулось необъятное, дивное озеро. Наверное, на всём белом свете нет краше озера, чем это. Вода в нём чистая, прозрачная, свежим горным ароматом напоена. По всем берегам этого благоуханного озера, чудесным образом процветала жизнь. И даже тот лес, в котором оно раскинулось, появился лишь благодаря ему. Ну а не будь бы его, то на этом месте до сих пор бы оставалась голая, каменная пустыня. А теперь, любо-дорого посмотреть, сколько всяких растений и трав произрастало здесь, всех и не перечесть. Были тут, и ели, и пихты, и березы, и осины, и даже величавые кедры нашли себе уголок.
Но не только дремучей растительностью славился этот лес, были в нём и прекрасные поляны с опушками, на которых плотными гроздьями расселились различного рода кустарники. Притом непростые, а плоды приносящие, такие как малина, смородина, крыжовник, шиповник и даже голубика с черникой тут цвели. Но особенно много подобных полян сгрудилось вокруг озера. Нельзя сказать, что все они прямо-таки подступили к побережью, нет, но всё же расстояние от полян до озера было не слишком большим.
Разумеется, такие поляны стали излюбленным местом отдыха и передышки для всевозможных зверушек, притом как больших, так и маленьких. Набегавшись за день по лесным дебрям, звери могли здесь на этих привольных полянах, спокойно, не боясь ободрать о сучки бока или поранить о коряги лапки, присесть, отдохнуть, почистится и просто прилечь подремать. Опять же на полянах можно было приятно и сытно перекусить, ведь ягод тут имелось в большом изобилии.
Однако не все поляны были одинаково хороши. Иные в меньшей степени привлекали жителей леса. А всё потому, что запас ягод и свежей травы на таких полянах быстро истощался и плохо восполнялся. Но были и такие, где всего имелось сверх меры. И притом постоянно. С самой ранней весны и до поздней осени, на них никогда и ничего не истощалось. Особенно средь таких полян выделялась одна очень большая и плодородная делянка, находившаяся всего в нескольких метрах от озера.
В этом месте побережье плавно и полого уходило в озеро, а оттого глубина здесь была небольшая, можно даже сказать мелкая. При этом кое-где настолько мелкая, что при желании озеро можно было перейти в брод. Ну, разумеется, только крупным животным, таким как лоси, медведи или волки, но таким крохам как зайчата, бурундучата или же бельчата это было недоступно, зато они могли с успехом купаться. В общем, место это у зверей считалось изысканным и очень привлекательным.
Ну а чего ещё желать, тихо, спокойно, ягод вдоволь, только лапку протяни, тут тебе и малина, и клубника, и голубика, всего всласть. Озеро рядом, хочешь – пей, хочешь – купайся, вода чистая, тёплая, свежая. Приволье, одним словом. А потому все звери в округе собрались и решили, что это место должно принадлежать только детям, маленьким зверятам. Никакой взрослый зверь не имел права там резвиться, ни один медведь, ни волк, ни лиса, ни даже росомаха не могли туда ступать.
Притом такую идею предложила семья здешних медведей, самых сильных и крупных зверей из всего местного сообщества. Разумеется, все прочие звери поддержали их инициативу, и даже семья лесных здоровяков лосей возражать не стала. Ну, это и понятно, ведь при желании медведь может запросто наподдать любому зверю.
В общем, все одобрили и стали приводить своих маленьких зверят на поляну, словно на детскую площадку. Поиграть, побегать, порезвиться, поесть ягодок и покупаться в мелкой заводи. Таким образам получился эдакий детский сад для лесной детворы. Ну а в роли воспитателей и блюстителей порядка в нём, выступили сами зверята, но только те, что уже успели подрасти и были поопытней. Проще говоря, старшие ребята взяли шефство над младшими.
Например, волчата опекали лисят, а те в свою очередь зайчат. А уже зайчата следили за бурундучатами, а те за мышатами, и так дальше по цепочке. И более того на поляне запрещались всякие ссоры и притеснения. К примеру, лосёнок не имел права забижать кабанёнка, или же кого ещё меньше своего роста. Барсучата не могли принижать бобрят или зайчат, а те ругаться с мышатами либо с лягушатами. Словом, все были обязаны дружить, уважать друг друга и не обижать маленьких.
Впрочем, зверята и без этих строгих правил не особо-то ссорились. А зачем, ведь все приходили на площадку поиграть да повеселиться, а детворе только того и надо. Так что едва солнышко вставало, взрослые звери отводили своих отпрысков на поляну, а сами отправлялись по неотложным делам. Вечером же всё происходило с точностью до наоборот, звери забирали своих чад и отводили их домой. Маленькие зверята наигравшись за целый день были просто счастливы. Одним словом, настоящий детский сад.
И вот тут надо сказать пару добрых слов об одном из тех старших зверят, что выступали на поляне в качестве наставника. И как можно легко догадаться этим наставником был медвежонок, ведь это именно его родители предложили организовать детскую площадку. И хотя медвежонку не исполнилось ещё и года, он чувствовал себя вполне по-взрослому и подходил к своим обязанностям очень ответственно. Впрочем, тут нет ничего удивительного, ведь все медвежата быстро растут и скоро взрослеют.
Так что медвежонок, без лишних слов взял шефство над малышами и следил, чтобы они не попадали во всякие нехорошие переделки. А звали медвежонка на удивление не по-медвежьи, мягко и нежно – Василёк. А всё потому, что он, будучи ещё совсем маленьким, полюбил лесные цветочки васильки. Он ими восхищался, любовался, оберегал их и не давал никому затоптать или сорвать. Оттого-то на поляне с самого начала лета особенно много произрастало васильков. Хотя там было и множество других, не мене красивых цветочков, но медвежонку почему-то нравились именно васильки.
– Вы смотрите мне тут, поосторожней,… не заденьте ненароком мои василёчки,… вон они какие красивые, синие,… в них словно небо отражается… – делал он романтичное замечание расшалившимся лисятам и мягко улыбался. Согласитесь, это как-то необычно. Другой бы рявкнул да и всё, а Василёк нет, он не был похож на рядовых, заурядных медвежат. Он был намного добрее, рассудительней, проникновений и даже лиричней. Старался, чтобы вокруг всем было хорошо, и везде царила гармония.
А какие забавные и интересные игры он придумывал для детворы, это просто восторг. Соберёт возле себя лисят и зайчат, расставит их парами, чтоб лисёнок обязательно был с зайчонком, и предложит им «в чур не голю» сыграть. Но только так чтобы догоняли оба, чтобы пара вместе бежала, чтоб зверята помогали друг другу догнать, и пятнали тоже оба. А если один из них не задевал убегающего, то это не считалось. Таким образом, у зверят с детства воспитывалось чувство взаимопомощи и выручки. Иначе говоря, развивался дух товарищества и дружбы.
А ещё медвежонок устраивал заплывы для сухопутных барсучат и озёрных бобрят, и тоже разбивал их на пары, барсучонок плыл обязательно с бобрёнком. И тоже считалось победой только такое положение, когда оба участника вместе доплывали до финиша. Медвежонок находил это правило очень справедливым и полезным, ведь нередко бобрята помогали своим сухопутным товарищам, и они сообща достигали цели. И это было замечательно.
Но вот как-то однажды медвежонку прямо с утра пришла в голову чрезвычайно интересная идея. И как уж она ему пришла неизвестно, то ли приснилась, то ли причудилась, теперь уже и не вспомнить, но только идея эта так понравилась ему, что он тут же собрал вокруг себя всех зверят.
– Слушайте друзья, что я придумал!… Мы всегда с вами устраивали соревнования парами, но пришло время расширить число участников!… А что если нам перейти к командным соревнованиям!?… Нас же здесь много всяких зверят,… и многие из нас просто сидят без дела, когда другие соревнуются!… Вот, например, взять барсучат и бобрят,… когда у них заплыв, остальные просто стоят и наблюдают за ними, ничего не делая,… такое же происходит, когда соревнуются лисята и зайчата,… и так можно долго перечислять!… Я же предлагаю разбиться на команды, и тогда для всех дело найдётся!… Тогда мы все из простых зрителей превратимся в участников больших соревнований!… Ну что друзья,… как вы думаете, подойдёт нам такое дело!?… – вдохновенно предложил Василёк, и затаил дыхание, ожидая положительных ответов. Но не тут-то было, ответы последовали разные.
– Хм!… это что же получается,… я буду соревноваться бок обок с бельчонком что ли?… или скажем в одной команде с бурундучонком!?… Но ведь они же маленькие, чем они мне помогут?… что мне в них проку?… в догонялки или в чём ещё, я же их всех обгоню!… – как всегда с иронией высказался старший из волчат. Их было трое братьев, и он у них был заводилой.
– Ну, выходит что так!… в догонялки ты их победишь, сомнений нет,… но зато они ловко лазают по деревьям и скачут по веткам!… В этом они шустрее всех,… а такие в команде нужны,… и даже ты их не перепрыгнешь!… Вот так-то, Серый бочок!… – тут же с усмешкой осадил волчонка Василёк. На что неожиданно выступил лисёнок Рыжик.
– Ха, а зачем, допустим, мне по деревьям лазить или скакать!?… Мне-то от этого, что за польза!?… Вон мы с зайчатами и на земле неплохо соревнуемся!… – поддержал он волчонка. А надо сказать, что лисят было трое братьев, плюс их сестричка лисичка по имени Анюта, есть в лесу такие оранжево-огненные цветочки. Рыжик у лисят считался главным и верховодил в их компании, уж так распорядились родители.
– Ты правильно подметил Рыжик!… но тебе и не надо скакать по деревьям,… у тебя в команде будет совершенно другая задача!… ведь вам лисичкам нет равных по сообразительности и уму!… Даже я иной раз поражаюсь, насколько быстро и чётко вы решаете сложные вопросы!… Вот вы вспомните, когда зайчонок Пушок запутался в можжевеловом кустарнике, кто его освободил от цепких веточек?… ты Рыжик!… Мне бы и в голову не пришло, как распутать клубок колючек, а ты запросто смог!… Так что соображать ты отлично умеешь, и у лисят в команде, будет особое место!… – похвалил Рыжика Василек, отчего тот сразу задрал вверх свой острый носик, чем вызвал всеобщий смех. Тут уж и зайчата подключились к разговору.
– Ну, хорошо,… ты всех распределил,… вон, волчонок у тебя быстро бегает,… бельчата и бурундучата ловко скачут по деревьям,… лисички хитрые и сообразительные,… а что тогда мы зайчата будем делать вместе с ними в одной команде?… – только чуть утих смех, спросил Василька зайчонок Пушок. У него было ещё три брата зайчика, и все как один пушистые, но имена носили разные.
– Ну как это, что делать?… вон какие у тебя большие ушки!… Я не знаю другого такого зверька, кто бы лучше тебя слышал,… да вы зайчишки превосходите всех по чувствительности слуха!… Вы если надо то и мышь, и крота, и даже червяка под землёй услышите!… Так что и от вас в команде будет прок,… при этом надо ещё помнить, что вы бегаете ничуть не хуже волчат или тех же лисят!… И не стоит вам прибедняться, бегуны из вас просто великолепные!… – бодро подметил Василёк и по-дружески потрепал Пушка по ушку.
– Кстати о мышах, а нам что же, тоже в команду можно вступать?… ведь мы мыши настолько маленькие и бесполезные что толку от нас мало, почти никакого!… – бегло вскочив на пенёк, чтоб его было лучше видно, громко пропищал мышонок Пик. А у него было столько братьев и сестёр, что он иной раз даже сам в них путался, хотя они все его уважали и почитали как старшего.
– Ну, вот зря ты так говоришь Пик,… и никакие вы не бесполезные!… от вас очень даже большая польза есть,… вы мыши покрыли весь лес нескончаемой сетью подземных ходов!… У вас в каждом уголке в каждой впадине и ложбинке есть своя норка,… и каждый из вас может пересечь весь лес под землёй, ни разу не выходя на поверхность!… Вы знаете все ходы и выходы, для вас не составит особого труда найти нужную точку в любой части леса. А ещё, ко всему сказанному, вы строя свои норки перемешиваете пласты почвы, что способствует лучшему притоку питательных веществ и влаги к корням растений, отчего в свою очередь, лес растёт как на дрожжах,… вот, сколько от вас пользы!… – с удовольствием похвалил мышат Василёк и приятно улыбнулся.