См. глоссарий в конце книги.
Старинная мера длины, эквивалентна двум метрам. Измерение в ва все еще используется в Таиланде. (Прим. науч. ред.)
Наги – змееподобные мифические существа в индуизме и буддизме. Изображаются в виде змей с человеческими торсом и головой, обитают в пещерах и водоемах, на земле или под землей. (Прим. пер.)
В буддийской космологии Джамбудвипа – один из четырех больших континентов, окружающих гору Сумеру. В буддийских текстах говорится, что Джамбудвипа – это место, где живут люди и где Будда появляется для проповеди. Отождествляется с Индийским полуостровом. (Прим. науч. ред.)
Древний город на территории современной провинции Сарабури.
Имена братьев дословно переводятся как «много заслуг» и «мало заслуг». (Прим. науч. ред.)
Саватхи (санскр. Шравасти) – древний город в Индии, значимый в буддизме, где Будда Шакьямуни часто проповедовал и провел 24 сезона дождей, находясь в монастырях Джетавана и Пуббарма. (Прим. науч. ред.)
Ват Четтвана (санскр. Джетавана) – буддийский монастырь, где Будда Шакьямуни часто проповедовал и провел 19 сезонов дождей (васса). Известен своими археологическими находками и значимостью для буддистов. (Прим. науч. ред.)
В оригинале восклицание Uwa! См. глоссарий. (Прим. пер.)
Архат – это человек, который достиг высшего состояния освобождения от цикла перерождений (сансары) при жизни, путем полного устранения всех ментальных загрязнений и достижения частичной нирваны. (Прим. науч. ред.)
Мондоп – постройка на территории храма, которая может использоваться для размещения реликвий, проведения ритуалов или медитаций. (Прим. науч. ред.)
Также Суваннапхум (санскр. Золотая земля) – древнее название для континентальной части Юго-Восточной Азии. (Прим. науч. ред.)
Пять обетов для буддистов-мирян включают: воздержание от убийства, воровства, недолжного сексуального поведения, лжи и употребления дурманящих веществ. (Прим. науч. ред.)
Сок – тайская мера длины, примерно 50 см. (Прим. пер.)
Колесо Дхармы (Дхаммачакра, Тхамматякон) – символ буддизма в виде колеса с восемью спицами, представляющий учение Будды и Благородный Восьмеричный путь к просветлению. Этот священный символ часто встречается в буддийских храмах и артефактах. (Прим. науч. ред.)
Приток реки Чаупхрая. (Прим. науч. ред.)
Пещера Пхра Нгам в провинции Сарабури, сейчас более известна под названием Пещера Пхотхисат, т. е. Пещера Бодхисатвы. (Прим. науч. ред.)
Моны – народ, живущий на юге Мьянмы и на юго-западе Таиланда. Проживали на территории современного Индокитая и имели свои государства еще до миграции тайцев и бирманцев. (Прим. пер. и науч. ред.)
Государство Лаво образовалось в VII веке на территории современной провинции Лопбури и считается преимущественно монским, к XIV веку вошло в состав тайского государства Аютия. (Прим. науч. ред.)
Шива – один из главных богов индуизма, отвечающий за разрушение и трансформацию. Символизирует духовное знание. (Прим. науч. ред.)
Королевство Аютия (Аюттхая) – тайское государство, существовало в XIV–XVIII веках на территории современного центрального Таиланда, было важным культурным и торговым центром. (Прим. науч. ред.)
Административно Таиланд делится на 76 тянгватов (провинций) и столичный округ Бангкока. Каждая провинция разделяется на несколько ампхё (округов). Ампхё, в свою очередь, поделены на тамбоны (районы). Нонг Сано – ампхё в тянгвате Бурирам, в северо-восточном регионе Таиланда. (Прим. науч. ред. и ред.)
Харипунчай (Харипхунчай) – монское государство VII–XIII веков с центром в современной провинции Лампхун (северный регион). Тамбралинга (Тампхонлинг) – государство, существовавшее на Малаккском полуострове примерно в VIII–XIII веках. (Прим. науч. ред.)
Сукхотхай (Сукхотаи) – тайское государство XIII–XV веков с центром на территории современного тянгвата Сукхотхай (северный регион). Ланна (Ланна Тхай) – в XIII–XVI веках независимое северотайское государство с центром в современном тянгвате Чиангмай. В XVI веке большинство территорий попало под власть бирманцев, а еще через два века – Сиама. Пхриппхри (Пхетбури) – тайское государство, существовавшее в период с XIV по XVIII век на территории современного тянгвата Пхетбури. (Прим. науч. ред.)
Династия Утхонга – правящая тайская династия XIV–XV веков. Первым представителем был правитель Пхетбури Утхонг (он же Раматхибоди I), основатель Аютии. (Прим. науч. ред.)
Существует множество версий происхождения обоих правителей. (Прим. науч. ред.)
Варанаси (или Бенарес) – город в Индии на берегах реки Ганга. Здесь Будда прочитал свою первую проповедь после того, как достиг просветления. (Прим. науч. ред.)
Вторая варна, кшатрии, составляют воинский и правящий класс и отвечают за защиту общества и управление государством. (Прим. науч. ред.)
Хантавади (или Хантавади Пегу, тайск. Хонгсавади) – монское государство, существовавшее на территории современной южной Мьянмы (Бирмы) с XIV по XVI век. (Прим. науч. ред.)
Изумрудный Будда (пхра кэо Маракот) – широко почитаемая статуя Будды из цельного нефрита. Была привезена в Бангкок генералом Чакри (будущий король Рама I) и с 1784 года располагается в храме Изумрудного Будды в Бангкоке. (Прим. науч. ред.)
Маха Тхаммарача (1569–1590) – первый король Аютии из династии Сукхотхай. (Прим. науч. ред.)
Наресуан, также известен как Черный принц (пхра тяо Дам), сын Маха Тхаммарачи. Король Аютии (1590–1605). Известен прежде всего своей борьбой за независимость Аютии от бирманского господства, почитается как национальный герой. (Прим. науч. ред.)
В настоящее время считается, что этот район называли Баан Лао из-за наплыва лаосских беженцев, которые прибыли туда во время войны в городе Вьентьяне после вторжения, по приказу короля Тхонбури, принца Маха Касатсуека с его армией. Тогда же Изумрудного Будду призвали вернуться из города вместе с армией принца. Во время правления Рамы V район сменил свое название и снова стал Тхап-Квангом, как он назывался до эпохи Тхонбури. Смена названия произошла по приказу принца Дамронга Раджанубхаба, министра обороны в то время, дабы погасить межэтнический конфликт между местными лаосцами и тайцами. (Прим. авт.)
Сонгтхам – король Аютии с 1610 по 1628 год, сын короля Экотхотсарота. В значительной мере продолжал политику отца по восстановлению страны, развивал торговлю с европейцами. (Прим. науч. ред.)
Королевство Раттанакосин, или Королевство Сиам, – период в истории Таиланда с 1782 по 1932 год.
Прасат Тхонг – король Аютии с 1629 по 1656 год, основатель династии Прасат Тхонг. Известен строительством храмов и укреплением торговых связей с Голландией, Португалией и Персией. Его правление включало военные кампании и административные реформы для укрепления централизованной власти. (Прим. науч. ред.)
Константин Фалькон – сиамский политик XVII века греческого происхождения. Став главным советником короля Нарая, он укрепил международные связи Сиама с европейскими державами. После смерти Нарая в 1688 году Фалькон был арестован и казнен. (Прим. науч. ред.)
Петрача (Пхетрача) – король Аютии с 1688 по 1703 год. Пришел к власти после свержения короля Нарая. (Прим. науч. ред.)
На самом деле это был не сам принц Пхра Кхван, а Тхамтхиен, бывший наместник принца Пхра Кхвана, который переоделся в платье принца и поднял восстание. (Прим. авт.)
Пхра Банг – священная статуя Будды в Лаосе, созданная в XIV веке из золота, серебра и бронзы. (Прим. науч. ред.)
Таксин – король Сиама с 1767 по 1782 год. Он объединил страну после разрушения Аютии бирманцами и основал новую столицу в Тхонбури. Его правление характеризовалось военными кампаниями, направленными на восстановление территориальной целостности, и реформами для укрепления государства. (Прим. науч. ред.)
Принц Чуй, также известный как принц Интхрапхитхак, был старшим сыном короля Таксина Тхонбури. Версия рассказа выше основана на событиях, произошедших после казни короля Тхонбури и многих его наследников по мужской линии, которую осуществили Сомдет Чао Прая Маха Касатсык и Чао Прая Сураси. Оба вернулись в Сарабури после своей победы, дабы захватить власть, причем Сомдет Чао Прайа короновался первым королем в династии Чакри. После того как Чао Прайа Сураси узнал, что принц Чуй скрывался в Кхао Ной, он приказал своей армии пленить принца и его сторонников, дабы вернуть их в столицу и казнить. (Прим. авт.)
Лак мыанг – столб, символизирующий центр города, это место проживания духа-хранителя. Как правило, его возводят при основании нового города, часто он находится в отдельном павильоне-мондопе. Городскому столбу делают подношения цветов, благовоний и прочего. (Прим. науч. ред.)
Пхи поп – зловещий дух-людоед из тайского фольклора. Пхи поп вселяется в людей, заставляя их вести себя ненормально и проявлять агрессию, а также поедать сырое мясо и внутренности. (Прим. науч. ред.)
В буддизме мемориальное культовое сооружение над гробницей или в честь почитаемого человека. (Прим. пер.)
Король Пинклао (Сомдет Пхра Пинклао Чао Юхуа) был вторым королем Сиама и младшим братом короля Рамы IV (Монгкута). Правил вместе с братом с 1851 по 1866 год. Пинклао также известен своей приверженностью к модернизации Сиама, поддержкой западных технологий и реформ. (Прим. науч. ред.)
Индуистская речная богиня, воплощение реки Ганг. (Прим. пер.)
Церемония Катхин проводится в конце сезона дождей. Верующие подносят монахам новые одежды и другие необходимые предметы, проявляя щедрость и поддержку. Церемония укрепляет связь между мирянами и монашеской общиной, способствуя духовному обновлению. (Прим. науч. ред.)
Во время церемонии Пха Па монахам также подносят робы и другие необходимые вещи, но эта церемония может проводиться в разные времена года. (Прим. науч. ред.)
Церемония Пит Тхонг Лук Нимит в Таиланде включает нанесение золотых листков на девять священных камней (Лук Нимит), которые затем закапываются по периметру храма. Этот ритуал проводится при освящении новых храмов и символизирует их священные границы. (Прим. науч. ред.)
Отель-казино «Пойпет» расположен на границе между Камбоджей и Таиландом, поскольку в обеих странах действуют значительные ограничения на азартные игры. (Прим. пер. и науч. ред.)