В 1383 году, в княжение великого князя Дмитрия Иоанновича Донского, при митрополите московском Пиене и при бывшем тогда в Великом Новгороде архиепископе Алексии, явилась пречестная икона Пресвятой Богородицы с изображением на левой руке Предвечного Младенца Господа нашего Иисуса Христа.
Явление ее произошло следующим образом: в Новгородской области, в недальнем расстоянии от Балтийского моря, на Ладожском озере, рыбаки ловили однажды рыбу; вдруг сверху осветило их ярким светом; они взглянули вверх и увидали дивное чудо: над водами озера, по воздуху, шла, сияя как солнце, икона Пресвятой Богородицы, несомая невидимою рукою.
Они весьма удивились этому и, объятые ужасом и исполненные радостью, с большим вниманием стали смотреть на это видимое ими необыкновенное чудо, желая узнать, куда идет и где остановится эта святая икона Богоматери.
Но Бог не исполнил желания: икона скрылась у них из глаз и стала невидимою.
Потом икона сия явилась в той же Великоновгородской области, в селе Вымоченицах, при реке Оите, в ста верстах от Тихвина.
Она показалась также на воздухе и сияла необыкновенным светом.
Жители помянутого села, увидев это, поспешно собрались все; объятые удивлением и ужасом, смотрели они на это чудо и начали усердно молиться пресвятой Богоматери.
Чудная икона Владычицы спустилась с воздуха к этим людям и стала на земле; они приняли ее с неизреченной радостью и, нимало не медля, построили часовню, на месте которой после возведена была церковь во имя Рождества Богородицы, где была поставлена чудотворная икона Ее и подавала многие исцеления больным.
Спустя немного времени, Она взята была оттуда невидимою рукою и, дивно носимая по воздуху, явилась таким же образом, как и в селе Вымоченицах, на месте, называемом Кажела, близ реки Паши, на горе, в двадцать верстах от Тихвина.
Тамошние поселяне увидели чудным светом сияющую икону; с ужасом и удивлением они собрались сюда и приносили многие молитвы Божией Матери, чтобы Она осталась с ними на этом месте, – и прошение их было исполнено: Святая икона спустилась с высоты вниз. Они также построили для нее часовню, на месте которой впоследствии была церковь во имя Покрова Пресвятой Богоматери, икона Ее осталась недолго; чрез несколько времени, она опять невидимо взята была оттуда и явилась на Тихвине, на Горе, близ реки Тихвинки. Она явилась также на воздухе, как и в прежние свои явления, и носилась в воздушном пространстве, как легкое облако.
И так народ, привлеченный этим великим чудом, собрался во множестве, из окрестных сел пришли священники с крестом, со святыми иконами и с пением псалмов, и долго совершали молебствия при усердных и слезных молитвах всех стекшихся людей к Царице Небесной, чтобы Она призрела на недостойных рабов Своих, ниспослала на них щедроты Своего человеколюбия, посетила их свыше и просветила их, потемненных грехами, Своим светозарным пришествием.
Когда они так усердно со многими слезами молились, святая икона снизошла в их руки; с радостью приняли икону, с любовью приложившись к ней, и, сделав многие поклонения, они тотчас же начали рубить деревья для постройки церкви, основание которой положили на той же горе в тот же день, срубили три венца и обложили около чудотворной иконы.
При наступлении ночи весь народ разошелся по домам, оставив у чудотворной иконы несколько человек для того, чтобы они во всю ночь совершали неусыпную молитву; оставленные люди молились всю ночь, но к утру задремали, и когда они спали, совершилось следующее дивное чудо: по Божию мановению, чудотворная икона Богоматери перенеслась оттуда и с основанием храма на другое место, и туда же перенеслись, невидимыми руками и неизвестно как все деревья, приготовленные для церкви, и даже все щепы, оставшиеся после рубки; но ни один из стороживших не видал и не слыхал этого.
Когда же они проснулись и не увидели ни образа Богоматери, ни основания церкви, ни дерев, тогда впали в недоумение и поражены были страхом и ужасом.
На другой день, утром, пришли окрестные жители, чтобы поклониться Пречистому образу Богоматери и строить новозаложенную церковь; но, не нашедши ничего на том месте, впали в великий ужас и спросили ночевавших там: «Что такое случилось?»
Они отвечали: «Всю ночь провели без сна, а утром немного заснули, когда же проснулись, увидели, что неизвестно как и кем все оттуда взято со святою иконою и куда-то отнесено».
Лишение такого многочудесного духовного богатства возбудило во всех печаль и сожаление, и все, выразив свою горесть об отшествии Богоматери и прошение о возвращении Ее, слезными молениями к Богу и небесной Владычице, разошлись по горе и по всему лесу, тщательно отыскивая желанную икону.
В то время как они хлопотали об этом, показался чудный свет на другой стороне реки Тихвинки, к востоку в болотистой пустыне, в расстоянии от горы, как бы на две версты.
Увидев этот свет, все люди в то же мгновение быстро отправились туда и нашли икону Пресвятой Богородицы вместе с основанием церкви, со всеми деревьями и щепами.
Сруб стоял в такой же целости, как основан был на горе, а святая икона стояла в срубу, среди восточной стены, на воздухе, ничем не прикрепленная к стене, и сияла как солнце.
Все пали перед ней с радостными слезами, взывая: «Слава Тебе, Христе Боже, слава Тебе, Божия Матерь, что не оставила нас, Твоих рабов, не оставь же нас и до конца, но пребывай с нами всегда, спасая и храня словесное стадо Твоего Сына!»
Так помолившись, принялись за построение храма; но между тем, выбрав из среды своей почтенных мужей, послали их в Великий Новгород, к преосвященному архиепископу Алексию и к правителям города с извещением о дивном явлении чудотворной иконы, которая неизвестно откуда прибыла к ним, невидимо носимая по воздуху ангелами.
Архиепископ, правители города и все слышавшие это удивились и исполнились духовной радости, с благодарением прославили Бога и Божию Матерь.
Донесли о том и великому князю в царствующий город Москву, и чрез сие доставили ему немалую радость.
Потом, архиепископ рукоположил священников и диаконов и отпустил их на Тихвинку, вместе с пришедшими оттуда мужами, дав им антиминс и благословение на построение и освящение церкви во имя Успения Пресвятой Богородицы.
Возвратившись на Тихвинку и отпевши молебен чудотворной иконе, они тщательно принялись за построение церкви и вполне отстроили ее к приближавшемуся празднику Успения Богоматери.
Затем послали пономаря в окрестные села, за двадцать верст и дальше известить христиан о дне освящения церкви и наступающем празднике Пресвятой Богородицы, а также наложить пост, чтобы с пощением и молитвою приходили на праздник к церковному освящению.
Посланный пономарь, по имени Георгий, был человек чистой жизни, благочестивый и угодный Богу.
Исполнив данное ему поручение, он возвращался к церкви в день празднества, и, находясь в пустыни за три версты от церкви, ощутил какое-то необыкновенное благоухание, как будто от курения фимиама и благовонных ароматов: присутствие благодати Святого Духа наполнило то место благоуханием, потому что здесь имела явиться Сама Пречистая Богородица.
Георгий, продолжая путь и размышляя в себе о причине такого благоухания в пустыне, вдруг увидел Самую Пречистую Деву, Матерь Божию, Которая, сияя неизреченным светом, сидела на сосновой колоде и в правой руке держала червленого цвета жезл, как бы подпираясь им.
Пред нею стоял светлый муж в святительском облачении, украшенный сединами, по всему виду подобный святителю Николаю.
Увидев это чудное явление, пономарь был поражен страхом и ужасом и пал как мертвый на землю. Предстоявший же Богородицы святитель подошел и, прикоснувшись к нему, сказал: «Встань, не бойся».
Пономарь с трепетом и радостью стал на колени и, сложив руки на груди, смотрел на то, что представлялось глазам его.
Тогда сидящая на колоде Пречистая Дева сказала ему: «Ступай в церкви и скажи священникам и людям, чтобы они не ставили на церкви Моей железного креста, который хотят поставить, но пусть поставят крест деревянный: так Я желаю».
Пономарь же, несколько ободрившись, сказал со страхом: «Госпожа Владычица, мне не поверят».
На это святитель отвечал ему: «Когда тебе не поверят, тогда будет знамение для уверения».
После этих слов, явившаяся Пречистая Дева и бывший с Нею святитель стали невидимы.
Тогда пономарь понял, что то было истинное явление Богородицы, а в предстоявшем Ей святителе узнал великого чудотворца Николая, и, припадая на том месте, воссылал к Богу молитвы и благодарения за то, что удостоился такого чудесного видения.
Когда он пришел к церкви, то рассказал священникам и народу все, что он видел и слышал; но они не поверили ему и велели церковным строителям ставить на церкви крест железный.
Когда же один из работавших при построении церкви, взяв железный крест, взошел с ним на церковь и начал ставить его на церковной главе, вдруг поднялся сильный ветер и жестокая буря, которая человека того вместе с железным крестом, подхвативши с церковного верха как бы руками, поставила его на землю без всякого вреда, как будто бы он не упал с высоты, а сошел вниз ногами.
Тогда священники и народ, увидевши такое страшное чудо, объяты были сильным страхом и поверили словам пономаря, прославили Бога и Пресвятую Богоматерь и воздали хвалу великому чудотворцу Николаю.
Потом, нимало не медля, устроивши деревянный крест, поставили его на церкви и с радостью праздновали день освящений церкви, а вместе и Успения Пресвятой Девы Богородицы.
В то время совершались от чудотворной иконы весьма многие чудеса и подавались различные исцеления страдавшим болезнями всякого рода, и не только тогда, но и после.
После освящения церкви Пресвятой Богородицы на Тихвине, все люди отправились на то место, где богоугодный муж пономарь Георгий видел Пресвятую Богородицу и чудотворца Николая, а из той колоды, на которой сидящею явилась Богородица, сделали крест и поставили в часовне для поклонения приходящим туда православным людям и на незабвенную память бывшего здесь явления Пречистой Богородицы со святителем Николаем.
И здесь творились чудеса, так же как и в церкви Пресвятой Богородицы во славу Божию, а людям верным на пользу.
По прошествии семи лет, Божиим попущением, по небрежности церковных служителей ночью загорелась церковь от свечи, оставленной непогашенною, и вся сгорела; чудотворная же икона Богоматери невидимою силою Божиею вынесена из огня и найдена была не в дальнем расстоянии не больше как за полверсты стоящею в можжевельнике.