В древнейшей русской летописи «Повесть временных лет» летописец впервые упоминает Туров в 980 г. «Бе бо Рогволод перешел из заморья, имяше волость свою Полотьсце, а Тур Турове, от него же и туровци прозвашеся», – говорит он. Эта дата первого летописного упоминания о городе обычно и принимается за время его основания. Но следует иметь в виду, что в летописи упоминается город как уже существующий населенный пункт, основание которого относится к более раннему времени.
Первое краткое летописное упоминание Турова порождает сразу несколько вопросов. Прежде всего в летописи Рогволод не считается основателем Полоцка, а Тур – основателем Турова. Летописец свидетельствует, что они пришли в уже существовавшие города. Здесь обращает на себя внимание удивительное совпадение – Тур пришел княжить в уже существовавший город Туров. Сходство явно подозрительное, что усугубляется еще одним обстоятельством. Имя Тур (Тор) явно не славянского, а варяжского происхождения. А среди свыше 400 древнерусских городов, упоминаемых в древних летописях, нет ни одного, названного по имени варяжского князя. Да и в дальнейшем этот князь в летописи не упоминается. Скорее всего, князь Тур – личность легендарная. По мнению крупнейшего исследователя русских древностей академика А. А. Шахматова, летописное сообщение о князе есть не что иное, как этимологическая легенда, призванная объяснить происхождение названия города Турова.
1 – Туровская земля; 2 — Киевская земля; 3 – Владимире-Волынская земля; 4, 6 — потери Туровской земли в XII—XIII вв.; 5 – территории, вошедшие во Владимирское княжество
Обычно города располагались на берегах крупных рек и получали название по наименованию притока: Полоцк – Полота, Витебск – Витьба, Пинск – Пина, Бобруйск – Бобруйка, Гродно – Городчанка, Гомель – Гомеюка и т. д.
Понимая неубедительность происхождения названия города от имени варяжского князя Тура, отдельные ученые предлагали считать его производным от названия дикого быка – тура, или оборонительной башни – туры, или от имени языческого божества Тура. Но аналогий в практике наименования древнерусских городов по этим признакам не выявлено, следовательно, эти мнения считаются неубедительными.
Какие же версии по вопросу о происхождении названия города на сегодняшний день представляются наиболее вероятными?
В 1877 г. М. Гаусман в книге «Исторический очерк местечка Турова, прежней столицы Туровского княжества» (Минск, 1877) говорит том, что «Туров над р. Припятью при устье речки в древности называемой Тур, а ныне Струмень…». К сожалению, в других источниках речка с таким названием не упоминается, местное население такого названия не знает. Поэтому его одиночное сообщение достаточно убедительным быть не может.
Возможна еще одна версия о происхождении названия города Турова. Автор «Слово о полку Игореве» в конце XII в. одного из черниговских князей называет «Буй Тур Всеволод». Вполне возможно, что такой же могучий и неудержимый местный князь существовал в конце X в. в Турове, которого местное население называло Буй Туром, а основанный им город – Туровым городом. Но это только одно из предположений. Единого убедительного, обоснованного и доказанного мнения о происхождении названия на сегодняшний день нет.
Наиболее полно освещаются события Волынской и Туровской земель в Ипатьевской летописи. В связи с разными событиями Туров упоминается в ней 29 раз. Дважды он назван княжением и четыре раза волостью. Это свидетельствует о столичном положении города, возглавлявшего самостоятельное княжество. Семь раз упоминается о передаче Турова сыновьям, родственникам и союзникам великого князя киевского. Шесть раз упоминается в связи с военными событиями, осадой города, участием туровских князей в военных походах. Один раз упоминается в связи с событиями в семье туровского князя, но непосредственно сам город упоминается лишь четыре раза. В остальных случаях речь идет о перемещениях на княжеских престолах, политических или семейных событиях, изредка о природных явлениях. Поэтому ввиду случайности, краткости и отрывочности летописных сообщений о Турове восстановить жизнь древнего города по письменным источникам практически невозможно. Для того чтобы восполнить недостаток сведений, необходимо привлекать источники другого рода. Самыми достоверными являются археологические исследования.
Древний Туров в начале XIII в. (реконструкция П. Ф. Лысенко, художник Е. Г. Коробушкин)
Раскопки и обследования представляют сведения о местоположении древнего города, восстанавливают и уточняют его топографию, планировку, внешний облик. Помогают реконструировать оборонительные сооружения. Рассказывают о повседневном быте и занятиях населения. Повествуют об уровне экономического развития, торговых и культурных связях, развитии местной культуры.
Все, что сопровождает человека в жизни в области материальной и духовной культуры, не исчезает бесследно, многое сохраняется в земле. Нужно лишь внимательно исследовать остатки древних поселений и погребений, «расспросить» найденные предметы. И они правдиво и доказательно расскажут о жизни и занятиях местных жителей. Каждый из них – своеобразная «справка», свидетельствующая о времени и людях, пользовавшихся этими предметами. Каждое из древних поселений – своеобразный архив, содержащий большое количество таких «справок», способных существенно дополнить летописные сообщения. Поэтому так велика научная и познавательная ценность археологических памятников, которые необходимо беречь и сохранять. С этой целью принят закон Республики Беларусь «Об охране памятников истории и культуры» и существуют специальные организации, охраняющие памятники, музеи и павильоны.