Русскому народу назначено Богом великое призвание. Оно состоит в том, чтобы хранить в целости и чистоте учение Христово и воплотить воочию понятие о христианском государстве. И когда народы, забывшие Бога, отрекшиеся в государственной жизни от искания правды Божией, стоскуются по Боге, тогда Россия и укажет им на утраченное ими сокровище чистой и теплой веры. Всегда стоя одна, чуткая к воле Божией, Россия подобна пустыннику, вдали от людей спасающему свою душу, и ее столь отличная и уединенная от других народов жизнь так глубоко поясняется словами поэта:
И ангел мне сказал: «Иди, оставь их грады,
В пустыне скройся ты, чтоб там огонь лампады,
Тебе поверенный, до срока уберечь,
Дабы, когда тщету сует они познают,
Возжаждут истины и света пожелают,
Им было б чем свои светильники возжечь».
И тогда Русь – «Богоносица Святая» – поведет за собой весь мир к царствию Божию…
При столь высоком уделе, назначенном русскому народу, предстоял ему и особый путь. Нужно было создаться государству могучему и великому, которое бы своей силой могло сдерживать обуревающие другие народы чувства зависти, ненависти, вражды, – как и в наши дни Россия непоколебимо стоит на страже мира. Вместе с тем этот избранный народ должен был быть проникнут весь верой в Бога, стремлением к Его учению… И вот разворачивается перед нами путь земли Русской – путь скорбей, в которых созрела душа, закалилась крепость народа, – путь благодеяний Божиих, оправдавших его веру; вообще же путь славной избранницы Божией!
То внешнее мужество, которое необходимо народу, чтобы образовать обширное и крепкое государство, русское племя выказало с самых первых шагов своих на поприще истории.
Дважды, в 866 и 881 гг., русские предпринимали походы на Царьград. В первый из этих походов столица равноапостольного Константина была спасена чудом: при погружении патриархом в море ризы Богоматери спокойное море взволновалось бурей и раскидало русские челны. Вследствие этого чуда многие уверовали в Христа. Вождь русских во втором походе, князь Олег, как говорит предание, подошел к Царьграду на ладьях с парусами, поставленными на колеса, и прибил свой щит на вратах Царьграда.
Но из этой же греческой страны Бог судил вынести русским свет Христовой веры, которая глубоко изменила направление русской удали. Русь языческая нападала на другие племена для расширения. Русь христианская лишь защищалась от врагов, которых Бог и предал ей во власть, дав ей четверть мира.
Итак, богато одаренному, смелому и бодрому, полному сил и задушевному племени, каким с первых дней видели мы Русь, недоставало главного – духа жизни, веры.
Сношения с православной Грецией ознакомили многих русских с греческой верой; чудо на Босфоре поразило также многих, и начались уже в IX веке отдельные случаи крещения.
Стольному Киеву надлежало первому принять истину во исполнение апостольского пророчества.
Сохранилось предание, что св. апостол Андрей Первозванный, обходя вселенную с проповедью, пришел на те высоты, где возник впоследствии Киев.
Он благословил это место, воздвиг крест и сказал: «На сих горах возсияет благодать Божия, имать град велик быти, и церкви многи Бог воздвигнути имать».
Мало-помалу подготовлялась почва, благоприятная для христианства, и первой провозвестницей его на Руси явилась равноапостольная великая княгиня Ольга.
Святая княгиня Ольга
Великая княгиня Ольга происходила из окрестностей нынешнего города Пскова и за красоту и ум в 903 г. избрана была супругой великого князя Игоря.
В 946 г. Игорь был убит племенем древлян, и, за малолетством сына его Святослава, начала править Ольга. Исполняя языческий обычай, она жестоко отомстила за убийство мужа: сама стала во главе набранного ею войска и прошла всю землю древлян, облагая их данью; затем она отправилась и в северные города, в Новгородскую сторону, где разделила земли на погосты. Через 150 лет по кончине ее там с благодарностью поминали еще деяния Ольги, как правительницы.
Император Константин Багрянородный
Установив порядок в Русской земле после своего воинственного супруга, Ольга вернулась в Киев, где жила, любимая и чтимая сыном и народом.
И тут, в тишине, в летах преклонных, душа Ольги почувствовала жажду истины.
Она могла узнать учение православия, видеть чин православных обрядов у живших в Киеве христиан, а светлый ум ее из бесед с пастырями уверился в превосходстве христианства. С той же решительностью, какая отличала все дела ее, Ольга в 957 г. отправилась в Царьград. Там пользовалась она наставлениями патриарха и приняла святое крещение с именем Елены. Патриарх сказал ей: «Возлюбив свет и отвергнув тьму, благословенна ты между женами русскими. Благословлять тебя будут сыны русские до последнего рода».
Император Константин Багрянородный был восприемником ее.
Возвратясь в Россию, св. Ольга старалась о распространении христианства и надеялась обратить к вере сына своего Святослава.
Но в этом беспокойном войнолюбивом князе не было никаких духовных расположений. Во время его походов св. Ольга все продолжала править Русью.
Она успела посетить свою родину и, смотря на ту местность, где стоит теперь Псков, а тогда был густой лес, увидела три светлые луча, падающие с неба на берег Великой. Она водрузила тут крест и предсказала, что здесь возникнет город великий и славный с храмом св. Троицы. На этом месте стоит теперь часовня св. Ольги и бьет целебный источник.
Св. Ольга почила в Киеве 11 июля 969 г. Она завещала не совершать над ней языческой тризны, а послала деньги на помин патриарху, и отпел ее духовник.
Незабвенна эта жена для русской земли. Она первая правила Русью, тогда как до нее князья лишь воевали. История назвала ее Мудрой, Церковь – святой и равноапостольной.
Она была первым решительным проблеском, возвестившим Руси конец языческой тьмы, первая русская душа, столь торжественно и громко совершившая исповедание Христа. Как заря перед солнцем, как утренняя звезда перед зарей – она просияла перед Владимиром.
Древний Киев. Реконструкция
Славя память ее, Церковь поет ей трогательную песнь: «Крилами Богоразумия вперивши твой ум, возлетела еси превыше видимыя твари, взыскавши Бога и Творца всяческих, и Того обретши, паки рождение крещением прияла еси, древа животнаго наслаждающися, нетленно вовеки пребывавши, Ольга приснославная!»
Радуясь благоверию нашей земли, не забудем ту, которая первая всенародно и торжественно внесла в Русь бесценное сокровище веры.
То доброе семя, которое равноапостольная Ольга сеяла в своей семье, взошло, принося неисчислимый плод.
Один из внуков ее, Владимир, проведя около нее детство, с 8 лет был отправлен в Новгород, и здесь, среди грубого и сластолюбивого языческого быта, казалось, забыл о наставлениях бабки. По смерти отца, он убил брата, завладел Киевом и жил, деля время между дальними походами и служением страстям.
Но не могла эта жизнь дать покоя душе его, которую тревожило раскаяние. Напрасно ставил он на берегах Днепра и Волхова новых кумиров, украшая их серебром и золотом, напрасно приносил им богатые жертвы. Несмотря на веселый нрав Владимира – гостеприимного, общительного, благодушного – душа его томится неясным сознанием пустоты жизни и жаждет чего-то лучшего. И вот, в эти дни душевной тоски вспомнились ему далекие дни детства и тихие речи великой Ольги, и, как она, стал Владимир искать веры…
Тогда к нему собрались проповедники. Из Болгарии пришли магометане, но их обряды не понравились князю. Послам папы он сказал: «Идите обратно; отцы наши не принимали веры от папы». Когда явились иудеи, он спросил, где их отечество. «В Иерусалиме, – ответили они, – но Бог во гневе Своем расточил нас по землям чуждым», – «И вы, – сказал тогда Владимир, – дерзаете учить других? Не хотим, подобно вам, лишиться своего отечества».
Пришел греческий проповедник. В немногих словах он опроверг другие веры и стал говорить Владимиру о творении мира, первом грехопадении и об искуплении, о Христе и Его учении, и в заключение показал картину Страшного Суда с изображением праведных, идущих в рай, и грешных, осужденных на муку.
Пораженный Владимир со вздохом сказал:
– Благо добродетельным и горе злым!
– Крестись, – отвечал проповедник, – будешь в раю с первыми.
Отпустив грека с дарами и честью, Владимир созвал бояр и градских старцев на совет. Они посоветовали ему послать в разные земли умных людей, чтобы видеть, где достойнее чтут Бога.
И снаряжено было в путь десять мужей. После Болгарии и католиков, где им не понравилось, послы прибыли в Царьград.
– Да созерцают они славу Бога нашего, – сказал император, и их привели в знаменитый храм Софии, Премудрости Божией.
В невыразимо прекрасном, как чертог Божественный, храме шло торжественное богослужение. Лучи солнца через широкий купол заливали светом это место славы. Перед богато убранным алтарем, окруженный всем высшим духовенством в великолепных облачениях, предстоял Патриарх, и шла торжественная служба. Фимиамы расплывались прозрачными клубами в просторе храма, таинственно и тихо совершался священный обряд, безмолвно молился народ, а сладкогласные напевы клира поднимались к небу, и казалось, Всевышний обитает здесь и нисходит к призывающим Его людям…
Вернулись послы к Владимиру и сказали:
– Всякий человек, вкусив сладкое, отвращается от горького. Так и мы, узнав веру греческую, не хотим иной, – Потом они добавили: – Если б закон греческий не был лучше других, то бабка твоя Ольга, мудрейшая из всех людей, не приняла бы его.
Владимир решился принять христианство. Но, действуя еще как язычник, он хотел «завоевать веру». Пошел он на греческий город Корсун,[1] взял его и отсюда послал к императорам в Царьград требовать руки их сестры царевны Анны. Те ответили, что раньше ему нужно креститься. Владимир изъявил согласие.
Перед прибытием невесты он ослеп. Царевна, приехав, советовала ему немедленно креститься. И когда он выходил из купели, совершилось чудо: он прозрел душевно и телесно, и в восторге воскликнул:
– Теперь я увидел Бога Истинного!
Это было, как полагают, 8 апреля 988 г. Пораженные чудом, крестились и русские бояре. Св. Владимир наречен в крещении Василием.
Приведем прекрасную песню, сложенную графом Алексеем Толстым. В ней превосходно описано то настроение, в котором св. Владимир возвращался после крещения в Киев:
И молвит Владимир: «Пора мне назад:
По Киеве мне встосковалось!
Вы, отроки-други, спускайте ладьи,
Трубите дружине к отбою,
И, лик наклоняя к зеркальным водам,
Кленовые весла берите свои;
Уж в Киеве, чаю, поют соловьи
И в рощах запахло весною!
Весна, мне неведомых полная сил,
И в сердце моем зеленеет;
Что нудою я и насильем добыл,
Чем сам овладеть я оружием мнил,
То мною всесильно владеет!
«Спускайте ж ладьи, бо и ночью и днем
Я гласу немолчному внемлю:
Велит он в краю нам не мешкать чужом,
Да свет, озаряющий нас, мы внесем
Торжественно в Русскую землю!»
По лону Днепровских сияющих вод,
Где, празднуя жизни отраду,
Весной все гремит, и цветет, и поет,
Владимир с дружиной обратно плывет
Ко стольному Киеву-граду.
Все звонкое пташство летает кругом,
Ликуючи в тысячу глоток,
А князь многодумным поникнул челом:
Свершился в могучей душе перелом,
И взор его мирен и кроток.
Забыла княгиня и слезы и страх;
Одеждой алмазной блистая,
Глядит она, с юным весельем в очах,
Как много пестреет цветов в камышах,
Как плещется лебедей стая.
Как рощи навстречу несутся ладьям,
Как берег проносится мимо,
И, лик наклоняя к зеркальным водам,
Глядит, как ее отражается там
Из камней цветных диадима.
Плывет и священства и дьяконства хор
С ладьею Владимира рядом;
Для Киева синий покинув Босфор,
Они оглашают Днепровский простор
Уставным демественным ладом.
Когда ж умолкает священный канон,
Запев зачинают дружины,
И с разных кругом раздаются сторон
Заветные песни минувших времен,
И дней богатырских былины.
Так вверх по Днепру, по широкой реке,
Плывут их ладей вереницы,
И вот, перед ними, по левой руке,
Все выше и выше растет вдалеке
Град Киев с горой Щековицей.
Владимир с княжого седалища встал,
Прервалось весельщиков пенье,
И миг тишины и молчанья настал,
И князю, в сознании новых начал,
Открылося новое зренье:
Как сон, вся минувшая жизнь пронеслась,
Почуялась правда Господня;
И брызнули слезы впервые из глаз,
И мнится Владимиру: в первый он раз
Свой город увидел сегодня.
Народ, издалека их поезд узнав,
Столпился на берег, и много,
Скитавшихся робко без крова и прав,
Пришло христиан из пещер и дубрав,
И славят Спасителя Бога.
И пал на дружину Владимира взор:
«Вам, други, доселе со мною
Стяжали победы лишь меч да топор,
Но время настало – и мы с этих пор
Сильны еще силой иною!
Что смутно в душе мне сказалось моей,
То ясно вы ныне познайте:
Дни правды дороже воинственных дней!
Гребите же, други, гребите сильней,
На весла дружней налегайте!»
Всшипела под полозом, пенясь, вода,
Отхлынув, о берег забила,
Стянулася быстро ладей череда,
Передние в пристань вбежали суда,
И с шумом упали ветрила.
И на берег вышел, душой возрожден,
Владимир для новой державы,
И в Русь милосердия внес он закон —
Дела стародавних, далеких времен,
Преданья невянущей славы!
Корсун Владимир оставил греческим царям и соорудил там храм. Вместо пленников вывел из него духовенство; вместо дани взял церковные сосуды и иконы[2].
Святой князь Владимир
Вернувшись в Киев, св. Владимир спешил истребить идолов; он рубил, жег и топил их. Главного из них, Перуна, влачили за хвост лошади, и потом сбросили в Днепр. Народ кричал ему:
«Выдубай, боже!», т. е. выплывай, и стоящий теперь на этом месте монастырь зовется Выдубицкий.
На другой день Владимир велел всему народу собраться на берег Днепра. Покорно, веруя, что князь избрал лучшую веру, шел народ. Вот явился Владимир со священством, и все множество народное вступило в реку, взрослые по грудь, отцы и матери с младенцами на руках. Священники на берегу читали молитвы. Когда крещение окончилось, Владимир в восторге души подняв взоры к небу, громко молился: «Творец земли и неба! Благослови сих новых чад Твоих; дай им познать Тебя, Бога истинного; утверди в них веру правую. Будь мне помощью в искушениях зла, да восхвалю достойно святое имя Твое!»
Летописец говорил: «В сей великий день земля и небо ликовали».
Выбор веры князем Владимиром
Как дорог русской душе Днепр, в водах которого возродилась Россия!
Высоко передо мною
Старый Киев над Днепром;
Днепр сверкает под горою
Переливным серебром.
Слава, Киев многовечный,
Русской славы колыбель!
Слава, Днепр наш быстротечный,
Руси чистая купель!
Слава, Днепр, седые волны!
Слава, Киев, чудный град!
Мрак пещер твоих безмолвный
Краше царственных палат.
Знаем мы: в века былые,
В древню ночь и мрак глубок,
Над тобой блеснул России
Солнца вечного восток.[3]
Крестив киевлян, св. Владимир занялся укреплением веры. Он воздвигал в Киеве храмы на месте прежних идолов и выстроил прекрасную церковь, где стоял Перун, названную Десятинной, так как на содержание ее определена была десятая часть княжих доходов. В Киеве открыты были училища, где обучали книгам Божественным, переведенным на славянский язык просветителями славян свв. Кириллом и Мефодием. Св. Владимир послал проповедников в Новгород, Ростов, где народ был тоже крещен; посылал и в другие города духовенство со своими сыновьями.
Нрав св. Владимира после крещения совершенно изменился. Ведя чистую жизнь, он горько скорбел о прежних грехах своих; стал настолько кроток, что духовенство должно было уговаривать его карать разбойников и оборонять свою землю, так как от кротости его умножились злодейства, а он не решался поднимать меч на врагов. Воюя по необходимости, он прилежал мерам мирным, населял пустые места, основывал города, призывал из Греции художников и был отцом народа. Созывая бояр на пиры свои, память о которых навсегда осталась жива, он ставил трапезу и для нищих, которые имели право уцтолять у него на дворе голод и брать из казны деньги. Для больных же, которые не могли дойти до палат его, он велел развозить по улицам хлебы, мясо, рыбу, овощи, мед и квас в бочках. «Где недужные?» – спрашивали посланные князя, и оделяли их.
Глубоко принял св. Владимир в сердце слова Евангелия: «Блажени милостивии, яко тии помиловани будут», и показал высочайшую степень милосердия.
Каким греющим мягким светом сияет в это время образ св. Владимира, и сколько любви и благодарности звучит в прозвище, данном ему народом, – «Красное солнышко!»
Св. Владимир преставился лет шестидесяти, 15 июля 1015 года, и погребен в мраморном гробе в Десятинной церкви, рядом с супругой своей Анной. При нашествии татар гроб его был скрыт под развалинами десятинной церкви и обретен в 1635 г. Глава благоверного князя находится в Великой церкви Киево-Печерской Лавры, а часть главы и кисть руки – в московском Успенском и Киево-Софийском соборах.
Бесконечно значение святого равноапостольного князя Владимира в жизни русского народа. Он стал для нас воистину животворным «Красным Солнышком», лучами которого взошло и выращено все то, чем сильна и славна Россия. Он вывел ее из тьмы язычества, возродил к новому прекрасному быту, поставил на тот великий ее исторический путь, который ведет ее к великому ее уделу – избранной земли Христовой.
Все, что святит и крепит Русь, все, что полно в ней значения, все, чем Русь дорога русским – начало тому положено св. Владимиром.
Помимо того, что вера в Бога указала русским людям на земную жизнь как на приготовление к будущему раю и тем принесла свет и смысл земному из существованию, эта же вера осмыслила и освятила и историческую жизнь народа. Как праведно и чисто живет человек, поставивший своей задачей спасти свою душу, так же праведны и чисты стали пути и того народа, который стремлением своим поставил стать достойным имени Христа, еще на земле заработать для своей земли имя «Святой».
И видя эту горячую ревность к Себе, самоотверженное исполнение закона Своего, Бог избрал и благословил этот народ и, кроме награды в будущем бесконечном царстве, дал ему и земное величие и славу, чтобы через этот народ исполнять на земле Свои веления.