Жила в старые добрые времена краса- девица. Любила она в зеркальце заглядывать да светлое будущее разглядывать… Зеркальце ей все покажет да расскажет. А она следовала всему, и жизнь ее складывалась как нельзя лучше. Все любили девицу, все ходили к ней за добрым советом.
Прознала об этом ведьма проклятая, решила зеркальце украсть, а красу-девицу со свету изжить.
Превратила она черного кота, что был у нее на побегушках, в добра-молодца да и послала к девушке.
– Принеси, дескать, мне это зеркало, да девку саму изничтожь и выбрось в воды океанские на съедение чудищу морскому. Он порадуется…
Как задумала старая ведьма, так и сделала. Только своим костылем взмахнула, глядь, перед ней уж вместо кота, добрый молодец стоит, ус поглаживает, да красный свой кафтан, золотом писаный, разглядывает. На голове волосы золотом отливают, кудри развиваются, лук со стрелами через плечо перекинуты.
– Звать тебя Степкой – задавакой будут. Поди, Степан, задай жару всем девкам погореловским.
Так селение называлось, где Марьюшка жила, дева-краса…
Степка – задавака, как две капли воды походил на милого ее сердцу, Гаврилу-мастера, кузнеца. К нему тоже народец часто захаживал: кому утварь домашнюю починить, кому коня подковать.
Мастерству Гаврила у отца своего научился. Сначала огонь в очаге содержал, инструмент отцу подавал. Когда тот занемог, стал небольшие заказы выполнять, а потом раз за разом и мастерство обрел… Все чаще самостоятельную работу делывал, да свою юношескую фантазию прикладывал, так что не угнаться старому кузнецу за сыном стало, так и отдал ему все хозяйство.
А он и рад стараться: то сани витиевато – ажурные сделает, то двери на врата распишет, что ни в сказке сказать, ни пером описать. Да такой стал мастер, что не только с металлом да огнем как в игрушки играет – за любое дело, что не возьмется, все у него ладится. Так из подмастерьев и сделался мастером.
С Марьюшкой они с детства дружили, то по грибы, то по ягоды пойдут вместе. Сядут,