В истории государств, существовавших в среднем веке в Восточной Европе есть одно «незаслуженное забытое» в российской историографии государство – «Гардарика» существовавшее на нынешней территории РФ, Белоруссии и Украины примерно с 839 г по 1113 г.
Мои же слова о «незаслуженно забытом», я умышлено взял в кавычки потому, что в начале возникновения Российской империи усилиями ряда иностранных историков из стран Западной Европы приглашенных на службу в Российскою академию наук всякое упоминание о существовании «Гардарики» и ее первых скандинавских правителях конунгах (королях) было закамуфлировано «под приход» по многочисленным просьбам местного населения!!! в ту часть современной нам России некого варяжского племени «Русь» под предводительством мифического конунга Рюрика!
И согласно этой «нормандской теории» приход Рюрика и его воинов ознаменовал собой начало возникновения славянского государства «Русь» позже уже в 19 веке прошлого тысячелетия переименованного в «Киевскую Русь» со столицей в г. Киеве это « Матери городов российских» с последующим переносом центра власти в г. Москву, в связи с возникновением там «Великого Московского княжества» ,а затем и «Московского царства» которое в свое максимальном развитии достигло к 1721 году уровня «Российской империи»!
Правда тут российский историки как ни изворачивались, а вынуждены были признать тот факт, что до появления на Киевском великокняжеском престоле княгини Ольги все киевские князья были «викингами», которые как чужеродный элемент не владели даже «славянской разговорной речью» того времени, а не то, что были «равными славянам» по своей, боле высокоразвитой культуре или религиозным воззрениям.
Но признав этот факт, российские историки далее вновь ошибочно стали утверждать, что вот мол, начиная с «княгини Ольги» и после нее, в Киеве на великокняжеском престоле «сидели» уже только «истинные славяне»!
И этой ошибочной теории как правило придерживается те первые историки «московского толка» из числа московских летописцев, что относятся к категории «собирателей исконно русских земель!!
Затем это понятие «Русь» и «русичи» с подачи уже императора Петра Первого в нарождавшейся в России исторической науке перешло вместо обидного для Петра Первого, но общепринятого европейского обозначения населения Московского царства – как «московитов» в благозвучное «россияне» или поэтический аналог «россы».
А затем (в 1922 г.) после образования на месте Российской империи новой российской империи под названием «Советского союза», но уже с подачи уже советских историков на средневековых картах Восточной Европы, нарисованных в Московском Кремле вдруг появилось вообще, никому ранее неведомое государство, под названием «Киевская Русь» население которого из «россов» стало называться «русскими людьми» а затем через «московитов» преобразовалось в пресловутый народ под названием «россияне»!
В связи с вышеизложенным, , чтобы «местечковые российские патриоты» не обвинили меня в очередной попытке сфальсифицировать «славную российскую историю», я вначале приведу свои доводы в пользу названия средневекового государства восточных славян «Гардарика» против «Киевской Руси».
Кстати и в самой официальной российской историографии так до сих пор официальные историки и сами не пришли к единому мнению по вышеназванному вопросу.
И на сегодня как бы существует несколько историографических названий государства, преобладавших в литературе в разное время:
«Древнерусское государство»
«Древняя Русь»
«Киевская Русь»
«Киевское государство»
Но и все эти «условные» и в первую очередь чисто абстрактные научные обозначения, были нужны прежде всего не историкам, специализирующимся по «Средним векам», а в первую очередь государственной российской пропаганде!
И именно тут политические деятели и разного рода «умельцы «по промыванию мозгов» рядовым россиянам как фокусники во время циркового представления используют тот или иной исторический период, то или иное название государства восточных славян, лишь бы оно служило в оправдание все той же российской имперской традиции «Третьего Рима» со столицей естественно всех славянские народов в Москве! но с обязательным переносом в ближайшее будущее российской столицы в Царьград (прежний Константинополи и современный Стамбул)
А оттуда уже будет и начато согласно «Завещанию Петра Великого» и завоевание всего мира! И я не зря тут упомянул о Завещание Петра Первого. Оно кстати имеет под собой прямую связи с историей скандинавских правителей «Гардарики» поскольку, и сам император Петр Первый и вся «российская историография» считают его наследником и продолжателем династии Рюриковичей! в связи с чем в качестве справки несколько слов о самом документе.
«Завещание Петра Великого» (фр. Le Testament de Pierre le Grand) – политически тенденциозная фальсификация, опубликованная в 1812 году на французском языке.
По утверждению публикаторов, документ представлял собой стратегический план действий для преемников Петра Великого на многие века, с целью установления Россией мирового господства; ставилась цель «приблизиться елико возможно ближе к Константинополю и к Индиям»
Данный документ получил широкую известность, ему посвящены сотни комментариев историков.
По общему мнению, российских историков это подложный документ, сфабрикованный французскими политическими кругами, тесно связанными с внешней политикой. Большинство же иностранных историков склоны рассматривать его как реальный план, к полному осуществлению которого все время стремится Россия с времен Петра Первого….
История документа
Итоговый документ, известный под названием «Завещания», явился плодом коллективного творчества многих дипломатов и политиков на протяжении нескольких десятилетий.
Так, историк Орест Субтельный реконструирует следующий путь создания документа: некоторые пункты будущего «Завещания», гласившие о далекоидущих внешнеполитических планах России, появляются уже в 1706 году у посланников князя Ференца II Ракоци Яноша Папая и Ференца Хорвата; впоследствии данная идея в пропагандистских целях была подхвачена сперва Филиппом Орликом (узнавшим о ней в 1710 году от другого трансильванского дипломата Мате Талабы), а затем его сыном Григором; через них как напрямую (Григор Орлик был дипломатом и военным на французской службе), так и через польскую эмиграцию (копии бумаг Орлика-старшего после его смерти попали в знаменитое собрание князей Чарторыйских) концепция стала известной в Париже. Итоговую версию документа Субтельный приписывает польскому генералу-эмигранту Михалу Сокольницкому (чей меморандум 1797 года французскому правительству довольно схож с «Завещанием») и французскому публицисту Шарлю-Луи Лезюру.
Пересказ фрагментов текста впервые появился в печати в декабре 1812 года, в год нашествия Наполеона на Россию, в книге Лезюра «О возрастании русского могущества с самого его начала и до XIX столетия».
Тогда этот текст, ничем не подтверждаемый, большого интереса не вызвал. Несколько упоминаний «завещания Петра» появились после польского восстания 1830 года, но также без документального обоснования.
Само название «Завещание» нигде не фигурировало до 1826 года, (поскольку являлось секретным документов!) когда вышел немецкий перевод сочинения Лезюра: во всех вышеперечисленных версиях документа речь шла о «планах», «тайных мемуарах» и «проектах».
Полностью «Завещание» опубликовано только в 1836 году Ф. Гайярде, при этом между пересказом 1812 года и текстом 1836 года имеется ряд существенных отличий.
По легенде публикаторов 1836 года, копия этого документа была добыта в знаменитым французским авантюристом (в современном понятии разведчиком-нелегалом) шевалье д’Эоном в секретных архивах Елизаветы Петровны в 1757 году.
Документ, озаглавленный «Копия «Плана европейского господства», был многократно переиздан в разных книгах; он был немедленно использован для критики имперской политики Николая I и призывов к единству Европы против «русских варваров». Мистификация активно использовалась в пропагандистских целях в ходе Крымской войны 1850-х годов.
Такое положение дел понудило и российских историков вставить по этому вопросу свои «пять копеек» Так в России впервые документ упомянул Г. Беркхольц, который своей брошюре (Рига, 1859, позже 1863) он по заданию российского МИДА «объявил документ фальсификацией, сделанной по заказу Наполеона» или даже им лично.
Другая версия, являвшаяся общепринятой в советской историографии, относит «Завещание» действительно к 1757 году и связывает его с личностью посланника Шетарди или самого шевалье д’Эона.
После публикации текста Гайярде «Завещание» продолжало видоизменяться, редакция 1870-х годов приписывает России уже экспансионистские замыслы по отношению к Японии.
В 1870-е годы полемика вокруг «Завещания» обострилась и поэтому наконец «российские историки» опять же выполняя заказ российского МИДА дали ответ «клеветникам России» под видом «научное исследования» некого С. Н. Шубинского, аргументированно разоблачающее подделку.
Но вначале несколько слов о Шубинском! Потому что тогдашние российские власти знали кому можно доверить этот «деликатный вопрос»:
Сергей Николаевич Шибинский (2 июня (14 июня) 1834, Москва – 28 мая (10 июня) 1913, Санкт-Петербург) – русский историк, журналист, основатель и многолетний редактор журналов «Древняя и Новая Россия», «Исторический вестник», популяризатор истории и библиофил.
С. Н. Шибинский происходил из старинного дворянского рода Шубинских. И тоже сделал военную карьеру. Так 1812—1815 годах был подполковником и командиром батальона имени Екатерины Павловны, в 1826—1832 годах – начальником московского корпуса жандармов в чине полковника,
28 марта 1887 года выйдя в отставку в чине генерал-майора. Во время службы он получил ордена Св. Анны 3-й ст. (1873), Св. Станислава 2-й ст. (1879), Св. Владимира 4-й ст. (1883), Св. Анны 2-й ст. (1886
Но эти «труды» Шубинского в Западной Европе ни политики, ни историки не признали и острые дискуссии на эту тему возобновились вновь.
Так в 1910-е годы особая редакция «Завещания Петра Великого» появилась в Иране на персидском языке. Новый всплеск интереса к «Завещанию» произошёл в связи в мировая война 1914—1918 годов.
Так что как сам видит читатель этот документ не является исторической фальшивкой, а есть общим планов геополитического господства России над остальным миром!
Ну и раз так то позвольте ввести и вас уважаемый любознательный читатель в курс дела познакомив с кратким содержанием этого исторического документа.
Программа действий наследников императора, согласно «Завещанию», содержала 14 основных пунктов и начиналась словами: «Во имя святой и нераздельной Троицы, мы, Петр, император и самодержец всероссийский, всем нашим потомкам и преемникам на престоле и правительству русской нации».
Далее по пунктам перечислялись предписания:
«Поддерживать русский народ в состоянии непрерывной войны, чтобы солдат был закален в бою и не знал отдыха: оставлять его в покое только для улучшения финансов государства, для переустройства армии и для того, чтобы выждать удобное для нападения время.
Таким образом, пользоваться миром для войны и войной для мира в интересах расширения пределов и возрастающего благоденствия России.
(Вся история России после Петра Первого правдивое подтверждение-автор)
«Вызывать всевозможными средствами из наиболее просвещенных стран военачальников во время войны и ученых во время мира для того, чтобы русский народ мог воспользоваться выгодами других стран, ничего не теряя из своих собственных.»
(Теперь вместо переманивания военачальников переманивают ученных и крадут военные технологии-автор)
«При всяком случае вмешиваться в дела и распри Европы, особенно Германии, которая, как ближайшая, представляет более непосредственный интерес.»
(В современной версии это скупка на деньги Газпрома почти всех немецких политиков и установления лояльного к России правительства (Коль, Щредер и Меркель) –автор)
«Разделять Польшу, поддерживая в ней смуты и постоянные раздоры,
сильных привлекать на свою сторону золотом, влиять на сеймы, подкупать их для того, чтобы иметь влияние на выборы королей, проводить на этих выборах своих сторонников,
оказывать им покровительство,
вводить туда русские войска и временно оставлять их там, пока не представится случая оставить их там окончательно.»
(в современном варианте вместо Польши оказавшейся под защитой НАТО были как цели определены; Украина и Молдавия-автор)
«Если же соседние государства станут создавать затруднения, то их успокаивать временным раздроблением страны, пока нельзя будет отобрать назад то, что было им дано.
(А это касается трех прибалтийских стран? Литвы, Латвии и Эстонии в купе с Финляндией-автор)
«Делать возможно большие захваты у Швеции и провоцировать её на нападения, чтобы был повод для её захвата. Для этого разорвать все связи Дании и Швеции и постоянно стравливать их.
Всем российским императорам жениться только на германских принцессах.
Англия: добиваться всемерного союза.
Продвигаться на север к Балтике и на юг к Черному морю.
Как можно ближе придвигаться к Константинополю и Индии (обладающий ими будет обладателем мира).
С этой целью возбуждать постоянные войны против Турции и Персии, основывать верфи на Чёрном море, постепенно овладевать как этим морем, так и Балтийским, ибо они нужны для осуществления плана – покорить Персию, дойти до Персидского залива,
(с покорением Афганистана и Персии пока не сложилось, но зато сегодня Персия-Иран союзники Россию против Англии и США– автор) восстановить, если возможно, древнюю левантийскую торговлю через Сирию и достигнуть Индии как мирового складочного пункта. По овладении ею можно обойтись и без английского золота.
( а вот вам истинная причина присутствия и введения Россией войны в современной нам Сирии!-автор)
«Австрия: открыто поддерживать союз, но втайне провоцировать против неё недоброжелательство, конечная цель – установить над ней протекторат России.
( а тут хорошим примером является как раз недавний приезд президента Путина на свадьбу к австрийскому министру и как потом вскорее выяснилось и финасирование правящей в Австрии партии!-автор)
Вместе с Австрией теснить турок.
Провозгласить себя защитником православных в Речи Посполитой, Венгрии и Оттоманской империи с целью дальнейшего подчинения этих держав.
(современный вариант теории» Русского мира»-автор)
Когда будут разбиты Швеция, Персия, Польша, Турция и Австрия, армии соединены, а Чёрное и Балтийское моря охраняемы флотом, тогда предлагается в особой секретности предложить сперва Франции (в тексте – «Версальскому двору»), а затем Германии (в тексте – «Венскому двору») разделить сферы влияния в мире.
( а это продолжение плана современной РФ в связи с захватом Крыма у Украины ( Речи Посполитой) и переделке мира– автор)
Если кто-то из них примет предложение (а это неминуемо случится) – уничтожить сначала оставшегося противника, а потом уцелевшего.
Исход борьбы будет предрешён, так как Россия в то время уже будет обладать всем Востоком и большей частью Европы.
Если оба откажутся от предложения, то между ними надо развязать войну и истощить их обоих.
После этого Россия должна отправить сухопутные войска в Германию, а флоты из Азовского моря и Архангельска в Средиземное море и Атлантику соответственно.
(Это уже было реализована на практике после 1945 г. Но страны Западной Европы создав при помощь США военно-политический Блок НАТО сумели отразить атаку и повести политику «Холодной войны» с СССР что и привело его к полному краху и отступлению России с уже захваченных позиций!-автор)
«Это изолирует Францию и Германию и ускорит их капитуляцию, а после этого Европа будет де-факто завоёвана.
Таким образом, «Завещание» предписывает преемникам Петра вести непрерывные военные действия, путём войн и дипломатических интриг подчинить себе всю Европу, разделить Польшу, нейтрализовать Турцию и завоевать Индию, добившись, таким образом, полной евразийской гегемонии.
Но все это будет потом, УВАЖАЕМЫЙ И ЛЮБОЗНАТЕЛЬНЫЙ ЧИТАТЕЛЬ! И ДАННАЯ КНИГА НЕ ПОСВЯЩЕНА РАЗБОРУ «Завещания Петра Первого»! в связи нам пора возвращается в более ранее исторические время и туда где все это начиналось!
В ту молодую средневековую страну под названием «ГАРДАРИКА», что тоже в свое время неоднократно стремилась захватить Константинополь и перенести из Киева туда свою столицу!
Что же касается научного термина «Киевская Русь» то он есть чисто научная фантазия и возник как термин только в первой половине XIX века! Считается, что первым его использовал М. А. Максимович в своей работе «Откуда идёт русская земля» (1837) в узко географическом смысле для обозначения Киевского княжества, в одном ряду с такими словосочетаниями как «Червоная Русь», «Суздальская Русь» и др.
Но это так пишут современные российский историки, а если посмотреть на М.А. Максимовича повнимательней, да покопаться в его биографии и трудах, то может все окажется и не совсем так? Тем более М.А. Максимович заслуживает на это поскольку является «типичным примером манкурта» т.е. чистокровного украинца «верноподданно» служившего Российской империи!
Справка: Михаил Александрович Максимович (3 (15) сентября 1804 – 10 (22) ноября 1873) —русский ученый, историк, ботаник, этнограф, филолог, член-корреспондент Императорской Санкт-Петербургской академии наук, первый ректор Киевского Императорского университета святого Владимира.
Родился на хуторе Тымковщина близ Золотоноши (ныне село Богуславец Черкасской области Украины). По отцу происходил из старинного казацкого рода, по матери – из известной семьи Тимковских.
Дальше мы увидим своего рода метаморфозу в жизни и деятельности Максимовича.
Он из известного хотя и не без научных причуд «российского ботаника», вначале становится ученным словесником, а поднаторев в российской словесности уже берется за российскую историю толкую ее с позиции украинофила!
В 1823 году Максимович окончил Московский университет и был оставлен в нём для подготовки к профессорскому званию. Защитив магистерскую диссертацию «О системах растительного царства», он получил должность адъюнкта. Работал в библиотеке и университетском Гербарии.
С 1824 года в течение 10 лет занимал пост директора ботанического сада Московского университета.
В 1832 году был командирован на Кавказ, откуда привез богатые коллекции. В 1833 году был избран профессором ботаники. Заведовал кафедрой ботаники Московского университета (с августа 1833 до июня 1834)
В мае 1834 года он был вынужден занять кафедру русской словесности по категорическому требованию министра графа Уварова, который имел в виду политические соображения: желая создать русский университет на Украине, он считал, как нельзя более подходящим для этого деятелем Максимовичем, который в своих актовых речах проводил именно идею народности.
В октябре 1834 года назначен ректором университета.
В декабре 1835 года он сложил с себя звание ректора, а в 1841 году, вследствие усилившейся болезни – и звание профессора;
С конца 1857 года он около полугода заведовал редакцией журнала «Русская Беседа», а в 1858 году стал секретарём возобновлённого «Общества любителей российской словесности».
Максимович написал множество исследований, рассеянных в различных повременных изданиях и уже после смерти его собранных (далеко не все) в 3-х объемистых томах.
До перехода в Киев он напечатал целый ряд работ по естественным наукам:
«О системах растительного царства»,
«Основания ботаники»,
«Главные основания зоологии»,
«Размышления о природе»,
«Книга Наума о великом Божием мире» -представляет собой первый опыт популярного издания для народа; до 1851 года она выдержала 6 изданий.
Но вот уважаемый читатель и первая причуда профессора Максимовича!
Пока еще слава богу, как профессора ботаники!
Главная особенность всех этих прекрасно изложенных трудов – стремление автора к систематизации, в духе тогдашней натурфилософии.
М.А. Максимович много содействовал замене иностранной научной терминологии русской. Этнографией Максимович стал заниматься рано и изучение памятников народной словесности привело Максимовича к исследованию русского, в особенности южнорусского, языка и словесности.
Вступительная лекция его и в Киевском университете была посвящена вопросу «О значении и происхождении слова». Плодом изучения его русской речи по сравнению с западнославянской было «Критико-историческое исследование о русском языке»; сюда же нужно отнести его «Начатки русской филологии».
Впоследствии, под влиянием оживления, внесенного в этот вопрос трудами И. И. Срезневского и П. А. Лавровского, Максимович снова вернулся к исследованиям об исторической судьбе русского языка и происхождении малорусского и выступил горячим защитником существования «южнорусского» (украинского) языка и противником мнений своего «северного» друга М. П. Погодина; так возник известный спор между «южанами» и «северянами» о древности украинского языка.
Максимович напечатал свои «Филологические письма к М. П. Погодину» в «Русской беседе» за 1856 год и «Ответные письма к нему же» в «Русской беседе» за 1857 год.
В области истории русской словесности Максимович интересовался, с одной стороны, древним периодом нашей словесности, в особенности «Словом о Полку Игореве», с другой – памятниками южнорусской письменности, которые изучал преимущественно с библиографической стороны.
Его труды в этой области:
«История древней русской словесности»,
«О народной исторической поэзии в Древней Руси»,
«Песнь о Полку Игореве»,
«К объяснению и истории Слова о Полку Игореве»,
«Книжная старина южнорусская»,
«О начале книгопечатания в Киеве»
и др.
И пока профессор М. Максимович баловался историей словесности споря по разным пустяковым поводам с чисто великорусскими профессорами, его работы никакого вреда самой истории не приносили. Но дальше как говорится больше!
И вскоре М. Максимовича занялся исследованиями по древнерусской и украинской истории вообще!
Тут уместно было бы задаться и вопросом, а может ли дипломированный профессор ботаники занимается историческими исследованиями? И можно было бы поспорить на эту тему. Но я скажу, что может занимается, но до тех пор, пока его «выводы» соответствуют установленным и мировой историей научным критериям, хронологии и квалификации.
А если он пытается как в ботанике, применить натурфилософию к истории и заменить иностранную научную терминологию русской, а историческим лицам поменять их имена на славянские, то ему противопоказано занимается историей. От этих занятий больше вреда чем явной пользы…
А биографы С. Максимовича только подтверждают мой вывод предостережение и вот так славословят нашего профессора.
«Здесь он занял ещё более видное место, чем в филологии: его по справедливости должно признать патриархом украинской историографии.
Как украинский язык и словесность он выводил из древнерусского языка и словесности, так и украинскую историю он генетически связывал с древней киевской, а украинскую народность – с древними русичами.
Этому последнему вопросу отчасти посвящена его статья «О мнимом запустении Украины в нашествие Батыево и населении её ново пришлым народом», основной вывод которой усвоен и развит более поздними историками Украины.
В своей работе «Об употреблении названий Россия и Малороссия в Западной Руси» Максимович пишет: «Не очень давно было толкование о том, будто Киевская и вся западная Русь не называлась Россией до её присоединения к Руси восточной; будто и название Малой России или Малороссии придано Киевской Руси уже по соединении её с Русью Великой или Московской.
Чтобы уничтожить навсегда этот несправедливый и нерусский толк, надо обратить его в исторический вопрос: когда в Киеве и в других западнорусских областях свое народные имена Русь, Русский начали заменять по греческому произношению их именами Россия, Российский?
Ответ: с 90-х годов XVI века… Основанием такого ответа служат письменные акты того времени и книги, печатанные в разных областях Русских…
Приведу свидетельства тех и других. Вот первая книга, напечатанная в Киеве, в типографии Печерской Лавры – «Часослов» 1617 года.
В предисловии к ней иеродиакона Захария Копыстенского сказано: «Се, правоверный христианине и всяк благоверный читателю, от нарочитых мест в России Кийовских, сиречь Лавры Печерския» …
Основательница Киевского Богоявленского братства Анна Гулевична Лозьина в своей записи о том 1615 года, говорит, что она учреждает его – «правоверным и благочестивым христианам народу Российского, в поветах воеводств Киевского, Волынского и Брацлавского будучим…» Окружная грамота 1629 года, напечатанная в Киеве, начинается так: «Иов Борецкий, милостию Божией архиепископ Киевский и Галицкий в Всея России…».
Работы Максимовича по истории украинского казачества отличаются по преимуществу критическим характером. То есть сам писал мало, а в основном любил покритиковать других историков из числа своих современников!
Таковы две обширные его рецензии (в сущности – самостоятельные исследования) на сочинения Н. И. Костомарова (о «Богдане Хмельницком») и В. Б. Антоновича («Акты о казаках»).
Его статьи по этим вопросам составляют особый отдел в собрании его сочинений – 2-й, к которому тесно примыкает 3-й, посвященный археологии Украины; здесь особенно выдается статья о стрелах, найденных на Днепровском побережье, в которой он блестяще применил свои способности к классификации, приобретенные благодаря занятиям естественными науками».
На этом я заканчиваю с М. Максимовичем и продолжаю исследование возникновения термина «Киевская Русь».
И тут надо сказать что идея М. Максимовича понравилась российскому историку С. М. Соловьёву, и он тоже стал широко употреблять новые исторические термины («Русь Киевская», «Русь Черниговская», «Русь Ростовская или Суздальская»).
Такая себе историческая версия русской Матрешки…
Во второй половине XIX века термин приобрёл дополнительное, хронологическое измерение – одной из стадий русской истории и государственности.
В этом случае киевский период обычно заканчивали 1169 годом, что было связано с бытовавшим в дореволюционной историографии представлением о переносе столицы Руси из Киева во Владимир.
Кстати российский историк В. О. Ключевский (тоже выходец с Украины) очевидно поддавшись научной моде использовал этот термин, но не систематически, сочетая его с узко географическими и хронологическими рамки чтобы отличить «старую Киевскую Русь» от «Руси новой, верхневолжской», иногда подразумевая под ним все земли Руси в соответствующий период.
А вот у историков С. Ф. Платонова, А. Е. Преснякова и других авторов начала XX века термин уже стал использоваться в государственно-политическом смысле как именование государства всех восточных славян в эпоху, когда Киев был общим политическим центром.
Основоположник украинской исторической школы М. С. Грушевский этим термином им почти не пользовался, предпочитая термины «Киевское государство» или «Руська держава» («Русское государство», противопоставленное в его версии государству Московскому).
Окончательное утверждение понятия «Киевская Русь» в государственно-политическом смысле произошло в советскую эпоху, когда академиком Б. Д. Грековым были изданы его основные труды, ставшие хрестоматийными: «Киевская Русь» (1939) и «Культура Киевской Руси» (1944)
Уточняя значение термина, Греков с прямотой коммуниста-ленинца заявил (правда с предварительного одобрения ЦК КПСС) безапелляционно следующее:
«Считаю необходимым ещё раз указать, что в своей работе я имею дело с Киевской Русью не в узко территориальном смысле этого термина (Украина), а именно в том широком смысле «империи Рюриковичей», соответствующем западноевропейской империи Карла Великого, – включающей в себя огромную территорию, на которой впоследствии образовалось несколько самостоятельных государственных единиц».
Другие советские историки (М. И. Артамонов, В. В. Мавродин, А. Н. Насонов) были толи посовестливей толи похитрее Б. Грекова и ими в научный оборот был введён термин «Древнерусское государство» (первоначально прилагательное писалось со строчной буквы, вскоре стало именем собственным).
Среди советских историков активнее всего им пользовались В. Т. Пашуто и представители его школы. В целом оба наименования функционировали параллельно и обладали взаимозаменяемостью.
Однако в настоящее время термин «Киевская Русь» по ряду причин считается устаревшим и постепенно выходит в русскоязычной научной среде из употребления.
Но может среди российских историков нового поколения и появились светлые головы понявшие всю абсурдность существеннее мифического государства «Киевская Русь», но вот среди большинства россиян, знающих историю только в объёме средней школы Киевская Русь еще не одно поколение будет жить у умов.
Ну, а я хоть и не хочу уподобится академику Б. Грекову, все же считаю возможным допустить его мысль к существенную, но с одной поправкой его вышеприведенной цитаты.
«Считаю необходимым ещё раз указать, что в своей работе я имею дело с Гардарикой не в узко территориальном смысле этого термина (Украина), а именно в том широком смысле «империи Рюриковичей», соответствующем западноевропейской империи Карла Великого, – включающей в себя огромную территорию, на которой впоследствии образовалось несколько самостоятельных государственных единиц».
У меня могут спросить, а почему я именно настаиваю на названии Гардарика?
А потому уважаемый читатель, что Гардарику как государство на территории земель восточных славян и фино-угорских племен создали викинги выходцы из Скандинавии «Варяжской земли»
Сам Рюрик и его потомки называли свое вновь завоеванные земли на своем родном др.-сканд. языке как Garar, позже Gararki
Этот термин служил для обозначения Руси в шведских, норвежских и исландских источниках, включая рунические надписи, скальды и саги.
Впервые встречается в висе Халльфреда Трудного скальда (996 год).
В основе топонима лежит корень gar– со значением «город», «укреплённое поселение». C XII века вытесняется формой Gararki – букв. «Страна городов» (Древняя Русь в свете зарубежных источников. – С. 464—465.).
Что же касается термина Гардарики (Гардарика) (др.-сканд. Gararki, норв. Gardarike, швед. Gаrdarike) то это норманское название Руси, утвердившееся после Рюрика и известное в Северной Европе в Средние века, в том числе в скандинавских сагах. Термин переводится как «страна острогов».
Этимология
Слово сформировано по модели Xrki (государство, страна), служившей для обозначения государства. В основе топонима лежит корень gar?– (родственный индоевропейскому gard-), имеющий значение 1) «ограда, забор, укрепление», 2) «двор, огороженное пространство», 3) «двор, владение, хутор (в Исландии), дом (в Норвегии)» Здесь «город» в смысле «крепость, укрепленное поселение». Родство скандинавского «гард» и древнерусского «городъ, градъ» сыграло немаловажную роль в формировании топонима Гардарики.
Хронология
Гардарики – более позднее в хронологическом плане название, постепенно вытеснившее в письменных источниках первоначальный топоним Gar?ar (не следует путать его с Gar?r – сокращённой формы от обозначения Константинополя, или Miklagar?r), применявшийся с X века.
Топоним Гардарики впервые встречается в географическом сочинении последней четверти XII в.
Также он нашёл отражение в сводах королевских саг, датируемых первой третью XIII века, впервые в «Саге о Хервёр» в рассказе о легендарных датских королях VII века. По мнению Ф. А. Брауна, форма Gararki является творением исландцев, записывавших саги (начиная с конца XII века).
До этого времени (в X–XII веках) на всем Скандинавском полуострове для обозначения Руси использовалась форма Garar.
Так Русь представлена в скальдических стихах IX–XII веках, а также в рунических надписях на камнях.
В скандинавских источниках XIV века княжествами Гардарики называются Хольмгард (Holmgarr), Кэнугард (Knugarr) и Палтескья (Pallteskja), а также Альдейгьюборг (Aldeigjuborg), Смалескья (Smaleskja), Сурсдалар (Srsdalar), Морамар (Mramar) и Радстофа (Rstofa).
Славянская хроника Гельмольда содержит следующее описание:
«Даны называют Русь также Острогардом по той причине, что, будучи расположена на востоке, она изобилует всеми благами.
Её называют также Хунигардом, потому что на этих местах сначала жили гунны <…> Главный город её Хуэ»
А вот когда на Руси где уже прочно утвердились в Новгороде и Киеве как новая династия «князей Рюриковичей» стали прибывать послы из Средневековой Европы, то они, используя латинский язык в своей переписке и на своих географических картах обозначили эту территорию и народы, ее населявшие как лат Russia, Ruthenia, Ruscia, Ruzzia.
Когда при князе Владимире в Киеве приняли христианство, то тут же латинские и скандинавские термины были постепенно вытеснены греческой и древнерусской терминологией, замешанной на старославянском языке и варяжское государство Гардарика стало называться по греческий как Рось, Росьская земля, греч.!
Само ж средневековое государство Гардарика первоначально возникло на торговом пути «из варяга в греки» на землях восточнославянских племён – ильменских словен, кривичей, полян, охватив затем древлян, дреговичей, полочан, радимичей, северян.
И тут если посмотреть на одну из многочисленных карт тогдашней Восточной Европы что можно найти в учениках по истории Средних веков, то них же хорошо видно, что все остальные славянские и угро-финские земли ниже Смоленска и Мурома к 832 г. уже находились под властью «Хазарского каганата».
Сами же Варяги, призванные на правление, называли Гардарикой (страной городов) северные русские земли, как цепь крепостей вдоль реки Волхов, начиная с Любши и Старой Ладоги(Aleigja).
В скандинавский сагах Holmgarr (Великий Новгород) рассматривается в качестве столицы Гардарики.
Топоним Гардарики впервые встречается в географическом сочинении последней четверти XII в. Также он нашёл отражение в сводах королевских саг, датируемых первой третью XIII в., впервые в «Саге о Хервёр» в рассказе о легендарных датских королях VII века.
По мнению Ф. А. Брауна, форма Gararki является творением исландцев, записывавших саги (начиная с конца XII в.). До этого времени (в X—XII вв.) на всем Скандинавском полуострове для обозначения Руси использовалась форма Garar.
В скандинавских источниках XIV века княжествами Гардарики называются Хольмгард (Новгород), Кэнугард (Knugarr), и Палтескья (Pallteskja)[4], а также Aldeigjuborg (Старая Ладога), Smaleskja (Смоленск), Srsdalar (Суздаль), Mramar (Муром), а Rstofa (Ростов).
И в своем этапе развития Гардарика пережила три периода расширения своей территории.
Первый период с 862 по 882 года
Второй период с 882 по 960 года
И третий период с 960 по 980 года
Когда Гардарика «приобрела» ту самую территорию которую занимали русские княжества перед приходом на их земли войск татаро-монгольского завоевателя Батыя.
Первые сведения о государстве русов относятся к первой трети IX века: в 839 году упомянуты послы кагана народа Рос, прибывшие сначала в Константинополь, а оттуда ко двору франкского императора Людовика Благочестивого.
В 860 году («Повесть временных лет» ошибочно относит его к 866 году) Русь совершает первый поход на Константинополь с целью его захвата.
Греческие источники связывают с ним так называемое первое крещение Руси, после которого на Руси, возможно, возникла епархия и правящая верхушка (возможно, во главе с Аскольдом) приняла христианство.
В 862 году, если основываться только «Повести Временных лет», (другого источника в российской историографии по этому поводу не приводится) славянские и финно-угорские племена призвали на княжение варягов.
В год 6370 (862). Изгнали варяг за море, и не дали им дани, и начали сами собой владеть, и не было среди них правды, и встал род на род, и была у них усобица, и стали воевать друг с другом.
И сказали себе:
„Поищем себе князя, который бы владел нами и судил по праву “.
И пошли за море к варягам, к руси.
Те варяги назывались русью, как другие называются шведы, а иные норманны и англы, а ещё иные готландцы, – вот так и эти.
Сказали руси чудь, словене, кривичи и весь: „Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет. Приходите княжить и владеть нами “.
И избрались трое братьев со своих родов, и взяли с собой всю русь, и пришли, и сел старший, Рюрик, в Новгороде, а другой, Синеус, – на Белоозере, а третий, Трувор, – в Изборске. И от тех варягов прозвалась Русская земля.
Новгородцы же – те люди от варяжского рода, а прежде были словене.»
Но вот очень важное замечание летописца Нестора!
Он прямо говорит, что с приходом в Хольмгард варяжских племен под руководством конунга Рюрика на там все резко изменилось.
Там больше не стало никаких славян или загадочных для историков «словен», там все приняли гражданство варяжского племени Руси и стали навязываться людьми варяжского рода!
Со всеми вытекающими из этого факта правами и обязанностями!
«Новгородцы же – те люди от варяжского рода, а прежде были словене»!
И вот именно так на территориях вокруг славянских городов Ладога, Новгород, Белоозеро, Старая Русса, Изборск, Полоцк, Ростов и Муром и возникло новое варяжское государство ГАРДАРИКА!
Так же необходимо сказать, что не всем варягам пришедшим с Рюриком на земли северо-восточных славян нашлось там «теплые места» и применение их талантов и способностей.
В связи с чем часть из них покинула Рюрика и отправилась искать «воинского счастья» в богатой Византии. Намереваясь по уже по сложившейся там традиции, быть принятыми в войска императора в качестве его личных гвардейцев.
Но по пути в Константинополь варяги, руководимые Аскольдом и Диром захватили подвластный ранее Хазарскому каганату славянский город Киев и осели там, сформировав как бы свое независимое от Рюрика княжество.
Это до поры до времени устраивало как Рюрика, так и его наследников, поскольку его варяги, установив полный контроль над важнейшим греки» быстро стали обогащается. А ворот ворону как говорится глаз не выклюет. Всем варягам всего пока хватало. Нужно было только время чтобы закрепится на новой территории…
Но через 20 лет т.е. в 882 году начался второй этап расширения Гардарики, по летописной хронологии, князь Олег (Олег Вещий), родственник Рюрика, отправился в поход из Новгорода на юг, по пути захватив Смоленск и Любеч, установив там свою власть и поставив на княжение своих людей.
Далее Олег с новгородским войском и наёмной варяжской дружиной захватил Киев, убил правивших там Аскольда и Дира и объявил Киев столицей своего государства
(«И сел Олег, княжа, в Киеве, и сказал Олег: „Да будет это мать городам русским“.»); господствующей религией было язычество.
Олег военным путём распространил свою власть на земли древлян и северян, а радимичи приняли условия Олега без борьбы (два последних племенных союза до этого платили дань хазарам):
«В год 6391 (883). Начал Олег воевать против древлян и, покорив их, брал дань с них по чёрной кунице.
В год 6392 (884). Пошёл Олег на северян, и победил северян, и возложил на них лёгкую дань, и не велел им платить дань хазарам, сказав: „Я враг их и вам (им платить) незачем “.
В год 6393 (885).
Послал (Олег) к радимичам, спрашивая: „Кому даёте дань? “.
Они же ответили: „Хазарам “. И сказал им Олег: „Не давайте хазарам, но платите мне “.
И дали Олегу по щелягу, как и хазарам давали.
И властвовал Олег над полянами, и древлянами, и северянами, и радимичами, а с уличами и тиверцами воевал.»
В результате победоносного похода на Византию были заключены первые письменные договоры в 907 и 911, предусматривавшие льготные условия торговли для русских купцов (отменялась торговая пошлина, обеспечивалась починка судов, ночлег), решение правовых и военных вопросов.
Согласно летописной версии, Олег, носивший титул Великого князя, правил более 30 лет.
И в мифах прославился Олег тем, что прибил свой щит на воротах Константинополя! Типа «застолбил» место будущей своей столицы!!!
Родной сын Рюрика Игорь занял престол после смерти Олега около 912 и правил до 945.
Игорь Рюрикович в свое время тоже был беспокойным и воинственным князем и совершил два военных похода на Византию.
Первый, в 941 году, завершился неудачно. Ему предшествовала также неудачная военная кампания против Хазарии, в ходе которой Русь, действуя по просьбе Византии, атаковала хазарский город Самкерц на Таманском полуострове, но была разбита хазарским полководцем Песахом и повернула оружие против Византии.
Второй поход на Византию произошёл в 944 году. Он завершился договором, подтвердившим многие положения предыдущих договоров 907 и 911 годов, но отменявшим беспошлинную торговлю.
В 943 или 944 году был совершён поход на Бердаа.
В 945 году Игорь был убит во время сбора дани с древлян.
Затем вместо убитого князя Игоря на великокняжеский престол взошла его жена княгиня Ольга (Хельга)
После смерти Игоря в силу малолетства его сына Святослава реальная власть оказалась в руках вдовы Игоря княгини Ольги.
Она стала первым правителем Древнерусского государства, официально принявшим христианство византийского обряда (по наиболее аргументированной версии, в 957, хотя предлагаются и другие даты).
Впрочем, Ольга около 959 приглашала на Русь германского епископа Адальберта и священников латинского обряда (после неудачи своей миссии они были вынуждены покинуть Киев).
Затем Ольгу около 960 года на престоле сменил ее сын Святослав Игоревич и тут его первым мероприятием стало подчинение вятичей (964), которые последними из всех восточнославянских племён продолжали платить дань хазарам.
Так впервые будущие «московские земли» попали под власть Гардарики!
В 965 (по др. данным также в 968/969) году Святослав совершил поход на Хазарский каганат, взяв штурмом его основные города: город-крепость Саркел, Семендер и столицу Итиль.
На месте Саркела после этого возникла древнерусское поселение Белая Вежа.
Возможно, с этим походом связано и утверждение Руси в Тмутаракани. Также Святослав осуществил два похода в Болгарию, где намеревался создать собственное государство со столицей в придунайской области. Он был убит в бою с печенегами при возвращении в Киев из неудачного похода на Византию в 972 году.
После смерти Святослава между его сыновьями разгорелась междоусобица за право на престол (972—978 или 980).
Старший сын Ярополк стал великим киевским князем, Олег получил древлянские земли, а Владимир – Новгород. Но в силу наследственной варяжской воинственности сыновья Святослава не смогли мирно ужиться между собой и в 977 году Ярополк разбил дружину Олега, а сам Олег погиб.
Владимир бежал «за море», но вернулся через два года с новой наемной варяжской дружиной. Ходе междоусобицы Владимир Святославич отстоял свои права на престол (годы правления 980—1015). При нём завершилось формирование государственной территории Древней Руси, были присоединены червенские города и Карпатская Русь.
При князе Владимире Святославиче в 988 году официальной религией Руси становится христианство.
Но став ведиким киевским князем, Владимир столкнулся с возросшей печенежской угрозой. Для защиты от кочевников он строит на границе линии крепостей, гарнизоны которых набирал из «лучших мужей» северных племён.
В городах, древнейшими из которых были Киев, Новгород, Ладога, Смоленск, Полоцк, Изборск, Чернигов, Переяславль, Туров, Ростов, Белоозеро, Плесков (Псков), Тмутаракань, Муром, Овруч, Владимир-Волынский, и другие, развивались ремёсла и торговля.
Создавались памятники письменности («Повесть временных лет», Новгородский кодекс, Остромирово евангелие, жития) и архитектуры (Десятинная церковь, Софийский собор в Киеве и одноимённые соборы в Новгороде иПолоцке).
После смерти Владимира на Руси произошла новая междоусобица уже между его сыновьями.
Так Святополк Окаянный в 1015 убил своих братьев Бориса (по другой версии, Борис был убит скандинавскими наёмниками Ярослава), Глеба и Святослава.
Сам Святополк дважды потерпел поражение и умер в изгнании.
Борис и Глеб в 1071 году были причислены к лику святых.
В итоге власть в Киеве досталась Ярославу Мудрому.
Правление Ярослава Мудрого (1019–1054) стало порой наивысшего расцвета государства «Гардарика». Общественные отношения регулировались сборником законов «Русская правда» и княжескими уставами.
Ярослав Мудрый проводил активную внешнюю политику. Он породнился с множеством правящих династий Европы, что свидетельствовало о широком международном признании Руси в европейском христианском мире.
Разворачивается интенсивное каменное строительство.
Когда после 12-летнего обособления и смерти князя, не оставившего наследника, под власть Ярослава вернулось Черниговское княжество, Ярослав перебрался из Новгорода в Киев и нанёс поражение печенегам, после чего их набеги на Русь прекратились (1036)
Вот собственно, и вся краткая история «Гардарики» как государства варягов созданного ими на землях «вострых славянЙ и фино-угорских племен. Если конечно исходить строго из установленных еще советской историографией границ исторических расследований.
Что же касается Гардарики то тут вмешался человеческий фактор. Далее княжеский род Рюриковичей вырождается.
Кого убивают, кто сам умирает.
Скудеет в генетическом смысле «запасы «варяжской крови» в генах все новых и новых великокняжеских потомков уменьшаются (разбавлять кровью иноземных жен из числа половчанок, гречанок, венгерок и полячек) до сотых долей процента и постепенно и сам народ Гардарики и особенно его ВОЖДИ утрачивают свою «пассионарность» и входит в полосу своей стагнации и распада на самостоятельные великие княжества.
Но это как вы уважаемый читатель надеюсь помните еще только ведение в работу по подлинной истории Гардарики!
Далее мы с вами проследим все этапы его развития и сделаем это прежде всего опираясь на изучение биографии того или иного киевского князя.
Благо, что «Ипатьевкая летопись» сохранила для нас полный список всех киевских князей
«Се же соуть имена кнземъ Києвьскым . кнжившим . в Києв . до избить Батыєва . в поганьств боудоущиим
Первє начста кнжити в Києв .Дирдъ . и Асколдъ . одино 6 кнженїє .
А по нею легъ .
А по льз Игорь.
А по Игор Стослав
А по Свтослав . рополкъ .
А по рополц . Володимеръ . иже кнжи в Києв . иже просвти землю Роускоую стымъ крещенїємъ
По Володимер же нач кнжити . Стополкъ .
А по Стополц рослав.
А по рослав . Изслав .
А по Изслав . Стополкъ .
А по Стополц . Всеволод .
А по немъ Володимеръ Маномах
А по немъ . Мьстислав .
А по Мьстислав . рополкъ.
А по рополц . Всеволод .
А по нем Изслав .
А по Изслав . Ростислав .
А по нем Юрьи .
А по Юрьи . Изслав .
А по Изслав . Ростислав.
А по нем Мьстислав.
А по нем Глбъ .
А по немъ Володимиръ .
А по нем Романъ .
А по Роман . Стослав .
А по нем Рюрикъ .
А по Рюриц . Роман .
А по Роман . Мьстиславъ.
А по немъ рослав .
А по рослав . Володимиръ . Рюрикович .
Данило посади его в себе место в Києв .
По Володимир же. под Даниловым наместником под Дмитромъ . взша Батыи Києвъ
Но это все как говорится «русские летописи!
Но к имеющимся там данным нужно относится с крайней осторожностью ибо сами эти «летописи» были или вернее дошли до нас в сохранившихся копиях «списках» составленных не раньше 14-16 веков.
Поэтому полностью доверять им с учетом многочисленных доказанных фактов их умышленной фальсификации мы в нашем независимом историческом расследовании не можем. И тем более, что в нашем распоряжении есть и другие исторические данные содержащиеся в западноевропейских исторических хрониках.
И тут, если потратить время и приложить некоторые усилия чтобы хотя бы пролистать их, не говоря о том, что вникнуть смыл и проникнуться духом тех далёких, но во истину славных времен, то мы сможем легко найти упоминания об очень многих знатных варяжских военачальниках правивши при Рюрике и после его смерти в различных городах «Гардарики».
Причем часть этих варягов российским историкам как бы удалось идентифицировать, а часть как бы историкам толи не было времени, толи не было исторического заказа от власть предержащих, но эти варяжские воины остаются в списке не идентифицированных правителей.
Для них советские историки придумали и соответствующее название «легендарные».
Ведь если доказать, что эти люди реально существовали и правили в той или иной области Гардарики, то пришлось бы признать, что большая часть сведений, содержавшихся в древнерусских летописях, которые касающихся «призвания варягов» на Русь изначально была сфальсифицирована…
А если это так, то и вся российская история оказывается построена на песке времени….
И чтобы не прослыть голословным обвинителем я далее подаю найденные мною списки правителей Гардарики (как в целом, так и отдельных его городов).
Так же обращаю внимание читателя, что варяги не называющим своих вождей князьями, они называли их КОНУНГАМИ!
Конунг (прагерм. *kuningaz, др.-сканд. konungr, др.-англ. cyning) – древнескандинавский термин для обозначения верховного правителя. В эпоху зрелого средневековья этот термин соответствует понятию король (напр., шведский король Магнус Ладулос).
Слово «князь», которое есть во всех славянских языках, по распространенной версии также родственно слову конунг через древнегерманский корень kun-ing– и является древним общеславянским заимствованием.
Это заимствование встречается и в других негерманских языках: в финском и эстонском – kuningas; латышском – kungs (господин) и ni (король); литовском —kunigas или kunigaiktis; саамском – gonagas или konagas; татарском – kenz; и другие.
В ряде случаев заимствование шло не напрямую, а опосредованно через третьи языки, например, через русский.
Все тут верно и все хорошо, но есть одна незадача. Когда конунг Рюрик пришел править в Хольмогарад (Новгород) там никто не говорил по-русски, поскольку не было еще ни такого народа, да и не возник сам русский язык!!!
А если кто еще и помнил, что славяне с приходом туда Рюрика автоматически стали считаться» варяжскими людьми» в смысле подданным Рюрика.
На Руси к приходу туда Рюрика еще не распространилось христианство, а вместе с ним вместе с ним не появился там и греческий язык, кириллица и церковно-славянским язык, на основе которого много веков спустя и возник сам русский язык……
Теперь давайте посмотрим кого историки относят к варяжским КОНУНГАМ:
Вальдимар (др.-сканд. Valdimar, Valdamarr) – прототипом послужил Владимир Святославич, великий князь киевский (Сага об Эймунде)
Виссавальд (др.-сканд. Vissavald), жених Сигрид Гордой, (вероятно Вышеслав Владимирович, князь новгородский; Браун Ф. А.отождествил[4] с Всеволодом Владимировичем, князем волынским).
Харальд (др.-сканд. Harald) – предположительно одно из имен Мстислава Владимировича, назван так в чeсть деда
Ярицлейф (др.-сканд. Jarizleifr, Jaritlfr), Ярослав Мудрый – конунг Хольмгарда, сын Вальдимара, муж Ингигерды (Сага об Эймунде)
Бурицлейф (др.-сканд. Brizleifr, Brizlafr) – старший брат Ярицлейва, конунг Кэнугарда -Киева (вероятно прототипом послужил Святополк Владимирович Окаянный, князь туровский затем великий князь киевский, или его союзник и тесть Болеслав Храбрый, король польский, или Борис Владимирович, князь ростовский) (Сага об Эймунде)
Вартилаф (др.-сканд. Vartilafr), брат Ярицлейфа (прототипом послужил Брячислав Изяславич, князь полоцкий) (Сага об Эймунде)
Александр (др.-сканд. Alexandr), конунг в Хольмгарде, Александр Ярославич Невский (Сага о Хаконе Хаконарсоне)
Андрес (др.-сканд. Andres), конунг в Сурсдале, Андрей Ярославич, младший брат Александра (Сага о Хаконе Хаконарсоне)
Валад, Валадар – Володарь Глебович, отец датской королевы Софии
Другие легендарные варяжскеие конунги
Сигрлами (др.-сканд. Sigrlami) (Сага о Хервёр)
Свафрлами (др.-сканд. Svafrlami) (Сага о Хервёр)
Хроллауг (др.-сканд. Rollaugr, Hrollaugr) (Сага о Хервёр)
Хандван (лат. Handwanus, Andwanus) – правитель города Дуна, воевавший с Хаддингом и Фротто. (Деяния данов)
Транно (лат. Trannon) – правитель русов[источник?], воевавший с Фротто. (Деяния данов)
Веспасий (лат. Vespasius) – правитель города Палтиски, воевавший с Фротто. (Деяния данов)
Бой (лат. Bous) – вождь русов[источник?], сын Одина и княгини Ринд. (Деяния данов)
Гертнит (Сага о Тидреке Бернском)
Вальдимар (др.-сканд. Valdimarr), младший сын Гертнита, воевал с гуннами, погиб в битве с Аттилой (возможно, тождественен Владимиру Древнему, легендарному князю словен) (Сага о Тидреке Бернском)
Ирон, младший брат Вальдимара, назначен Аттилой в Хольмгард (Сага о Тидреке Бернском)
Олимар (Олимир) (лат. Olimarus) – правитель русов в Хольмгарде, воевавший с Фродо III. (Деяния данов)
Онев (Ян) – правитель русов в Кенугарде, союзник Фродо III. (Деяния данов)
Флокк – правитель востока или русов, воевавший против Старкада. (Деяния данов)
Ульфхейдинн Заслуживающий Доверия (др.-сканд. lfheinn). Платил дань етунам-великанам. (Сага о Торстейне Силе Дома)
Скира (др.-сканд. Skira), конунг Русии (Деяния данов)
Радбарт (др.-сканд. Rbarr, Rabarr), сын Скиры, конунг Гардарики (Деяния данов, Сага об Олаве Трюггвасоне, Песнь о Хюндле, фрагменты Саги о некоторых древних конунгах)
Рандвер (др.-сканд. Randver), сын Радбарда, конунг Гардарики (Песнь о Хюндле, фрагменты Саги о некоторых древних конунгах)
Регнальд (лат. Regnaldus), внук Радбарда, по одной версии конунг Кенугарда, участвовал в битве при Бравалле, на сторонеСигурда Ринга. (Деяния данов)
Реггвид Старший (др.-сканд. Hreggvir), конунг Хольмгарда (Сага о Хрольве Пешеходе)
Гримм Больной, наместник Реггвида в Алаборге
Хрольв, зять Реггвида, женатый на его дочери Ингегерд. Занял трон Хольмгарда после смерти тестя. (вероятно тождествененРоллону (Хрольв Пешеход), первому герцогу Нормандии) (Сага о Хрольве Пешеходе)
Реггвид Младший (др.-сканд. Hreggvir), сын Хрольва и Ингегерд, конунг Хольмгарда (Сага о Хрольве Пешеходе)
Хёгни (др.-сканд. Hgni) – конунг в Аустрвеге (Прядь о Сёрли)
Хертрюгг (др.-сканд. Hertryggr) – конунг в Руссии (Сага об Эгиле Одноруком и Асмунде, убийце берсерков)
Эгиль Однорукий – зять и приемник Хертрюгга (Сага об Эгиле Одноруком и Асмунде, убийце берсерков)
Дий (лат. Dian). Убит Рагнаром Лодброком. (Деяния данов)
Хальдфан Воспитатель Браны (др.-сканд. Hlfdan Brnufostri), конунг «Холодной Швеции» (др.-сканд. Svj hin kalda)[2] (Сага о Сёрли Сильном)
Рагнар Лодброк (др.-сканд. Ragnarr Lobrk, лат. Regner Lothbrog), он же Рагнар Кожаные Штаны, сын Сигурда Кольцо (Сага о Скьёлдунгах)
Хвитсерк (др.-сканд. Hvtserkr , лат. Withsercus), один из многочисленных сыновей Рагнара Лодброка, по одной версии правивший в Гардарики по воле отца. Убит Даксоном.
Даксо (лат. Daxon), сын Дия, сжёг Хвитсерка, и вернул себе трон отца. (Деяния данов)
Ингвар (др.-сканд. Ingvarr) – правил в Альдейгьюборге, его дочь Ингибьёрг. Убит Стурлаугом. (Сага о Стурлауге Трудолюбивом)
Даг – современник Ингвара, конунг в Гардаланде с малочисленным войском (Сага о Стурлауге Трудолюбивом)
Франмар (др.-сканд. Framarr, Frnmarr) – после смерти Ингвара, женился на его дочери Ингибьёрг и стал конунгом в Альдейгью. «От Франмара и Ингибьёрг пошел большой род и много знатных людей.» (Сага о Стурлауге Трудолюбивом)
Геррауд (др.-сканд. Herraur), по разным редакциям саги конунг Гардарики, Хольмгарда или Гунналанда (в Кенугарде). (Сага об Одде Стреле)
Квиллан (др.-сканд. Kvillnus), конунг Хольмгарда (Сага об Одде Стреле)
Хольмгейр, конунг Хольмгарда после Квиллана (Сага об Одде Стреле)
Одд Стрела (др.-сканд. rvar-Oddr), по разным редакциям саги преемник на троне Геррауда или Квиллана (Сага об Одде Стреле)
Палтес, конунг Палтескьюборга (Сага об Одде Стреле)
Кёнмар, конунг Кенугарда (Сага об Одде Стреле)
Марро, конунг Морамара (Сага об Одде Стреле)
Эддвал, конунг Сурсдала (Сага об Одде Стреле)
Радстав, конунг Радстова (Сага об Одде Стреле)
Хергейр – правил в Альдейгьюборге, (Сага о Хальвдане Эйстенссоне)
Эйстейн – правил в Альдейгьюборге, (Сага о Хальвдане Эйстенссоне)
Элемми (Elemmie) – конунг в Хольмгарде, (Сага о Тристраме и Исодд)
Сизар (Ssarr) – конунг в Кенугарде (Сага о Гаутреке
Так что как сам видит не упреждённый читатель у, нас взявшихся за тему Гардарики будет чем заняться, исследуя данную историю.
Тут работы как говорится «непочатый край», чем мы с вами с Божией помощью дальше и займёмся.