Введение

Когда-то я думал, что духовное пробуждение – это явление необычайно редкое и практически недостижимое, если только ты не готов сделаться отшельником и посвятить десятки лет своей жизни ежедневным многочасовым медитациям в полном одиночестве и тишине.

Я полагал, что на протяжении всей человеческой истории лишь считаные единицы сумели «пробудиться» – то есть обрели стабильное состояние внутреннего покоя, ощущения единства с окружающим миром в сочетании с искренней любовью ко всем людям и готовностью бескорыстно служить им.

Я был уверен, что сам не встречал таких людей, и не питал особых надежд их встретить, по меньшей мере в этой жизни. Понятно, что и себя я «пробужденным» отнюдь не считал.

Духовное пробуждение ассоциировалось у меня с восточными традициями, такими как буддизм и индуизм. Само слово «пробуждение» вызывало в моем воображении образ бритоголового монаха в красном облачении либо же утопающего в цветах гуру с длиннющими четками в руках, перед которым простираются последователи.

Я полагал, что большинство таких гуру живут в Индии либо, возможно, в Тибете или Китае. Ведь именно оттуда происходят самые великие и чистые духовные традиции мира и такие глубокие духовные тексты, как Упанишады и «Дао дэ цзин».

На этом фоне моя родная западноевропейская культура казалась духовной пустыней. Я с удовольствием читал о христианских мистиках и не сомневался, что некоторые из них обрели «пробуждение» (по меньшей мере, какие-то его проблески). Но что касается самой христианской религии, то мне казалось, что она слишком перегружена верованиями, чтобы служить надежной основой для духовного развития.

«Парадигма обретения счастья», бытующая в моей культуре, предполагает, что нам нужно хорошо учиться в школе и колледже, удачно устроиться на работу с перспективой карьерного роста, купить достойный дом, где ты можешь гарантированно развлекать себя просмотром телепрограмм и обрастать всевозможными вещами и удобствами. Здешняя жизнь сводится к приобретениям и развлечениям – материальным благам и забавам. А если ты хочешь познакомиться с пробужденными или просветленными людьми, тогда поезжай на Восток.

Все это – ошибка. В данной книге я расскажу, как мне открылось, что духовное пробуждение не такая уж и редкость. Я поведаю, как узнал, что оно приходит не только к восточным святым, но и к самым «обыкновенным» на первый взгляд людям, принадлежащим к разным культурам и разным слоям общества. Я расскажу о том, как, познакомившись со многими и многими пробужденными людьми, я начал изучать этот удивительный феномен с позиции психолога.

Началось все с магистерского диплома, потом была докторская диссертация и дальнейшие научные исследования. Я стал целенаправленно разыскивать людей, осуществивших переход к более «высокому» – более всеохватывающему и гармоничному – состоянию бытия.

Вначале (при работе над магистерским дипломом) я искал людей, которые совершили этот переход в результате серьезных травматических событий и жизненных трудностей. Я был просто изумлен, как легко было найти такие примеры. А после публикации той работы на контакт со мной стали выходить все новые и новые люди, желающие поделиться подобным опытом. Тогда я решил расширить рамки своего исследования и обратиться к случаям духовного пробуждения, не связанным напрямую со стрессовыми факторами.

Я изучил другие разновидности пробуждения – когда человек проходит через этот процесс очень медленно и постепенно, в результате многолетних духовных изысканий и практик. Я также отметил необычные случаи, когда человек, по всей видимости, пробужден от рождения (иными словами, он был «пробужденным», сколько себя помнит, и ему не пришлось прилагать никаких специальных усилий или проходить через какой-то особый процесс внутренней трансформации).

Абсолютное большинство людей, с которыми я общался в ходе своей работы, не были духовными учителями и не считали себя приверженцами какой-то определенной традиции или религии. Они были людьми обычных профессий, вели обычную жизнь и никогда прежде не углублялись в какие-либо учения или практики. (А поэтому во многих случаях то, что с ними произошло, поначалу привело их в немалое замешательство.) Отчасти именно по этой причине я постарался четко отделить понятие пробуждения от всех религиозных и даже духовных течений. Я стал воспринимать это явление как особое состояние ума и бытия, которое вполне можно описывать в терминах духовных традиций, но оно не обязательно неразрывно связано с ними.

На протяжении человеческой истории переход к состоянию «пробужденности» обычно происходил с людьми, которые принадлежали к той или иной религиозной или духовной традиции, – вот поэтому данный процесс обычно трактовался именно в терминах этих традиций. Если такое происходило с буддийским монахом, то данное событие называли бодхи, или «просветление»; если то же самое происходило с индуистом, тогда это называли мокшей или сахаджа-самадхи; у суфиев это явление могли назвать бака; у христиан – «обожением» (слиянием с Богом).

Однако переход к состоянию пробужденности может произойти – и чаще всего происходит в действительности, как показывают мои исследования, – за пределами этих традиций, а следовательно, и нет нужды интерпретировать его именно в свойственных им терминах.

Различные духовные традиции описывают и истолковывают этот переход по-разному, с акцентом на разных аспектах. Они словно бы предлагают нам различные точки зрения на один и тот же ландшафт, преувеличивая, отфильтровывая или подчеркивая те или иные его фрагменты. Однако если данный переход происходит вне рамок какого-либо учения – иными словами, человек не принадлежит ни к какой религии, а поэтому у него нет готового набора терминов для интерпретации своего опыта, – мы как будто бы получаем возможность увидеть тот же ландшафт свежим взглядом, непредвзятым и неструктурированным.

Работая над данной темой как психолог, я предпринял попытки распознать типичные характеристики этого перехода, различные пути его осуществления и причины, почему он происходит. Что может послужить толчком к пробуждению? Почему одни люди пробуждаются, а другие нет? Что в действительности происходит в душе или в психике человека, когда он пробуждается? Чем отличается мировосприятие «пробужденных» людей от восприятия всех остальных? Чем отличаются их взаимоотношения, ценности, цели? Как соотносится пробужденность с судьбой нашего вида в целом и с эволюцией сознания?

Таковы некоторые главные темы этой книги. Поскольку многие и многие традиции – а также отдельные учителя – уже предоставили нам так много различных толкований «просветления», в отношении данного явления существует огромная путаница. А я здесь попытаюсь внести некоторую ясность в этот вопрос. По-видимому, разные люди вкладывают в такие термины, как «духовное пробуждение» и «просветление», разное значение. Если вы попросите сотню духовный учителей или авторов духовных книг дать определение «пробужденности» или «просветленности», то, по всей вероятности, получите сотню разных ответов. У многих людей есть стремление «пробудиться», но из-за неразберихи, царящей в этом вопросе, они не вполне понимают, в каком направлении нужно двигаться и куда, собственно, они собираются прийти. Я надеюсь хоть отчасти прояснить этот вопрос, четко определив характеристики пробужденности и точно обозначив, что представляет собой жизнь в этом состоянии.

По ходу дела я надеюсь развеять целый ряд мифов, касающихся пробужденного состояния. Один из самых распространенных мифов (и я уже о нем упоминал) гласит, что пробужденность – явление редкое. Тут важно помнить, что существуют различные степени пробужденности. Я полагаю, что в той или иной степени пробуждены очень многие люди, но вместе с тем пробужденность наивысшего уровня действительно представляет собой явление не слишком распространенное. Еще один миф, о котором я тоже упоминал, сводится к тому, что пробуждение возможно только в результате десятков лет напряженной практики. Однако же я обнаружил, что в большинстве случаев пробуждение бывает внезапным и радикальным и приходит оно к людям, которые никогда не занимались духовными практиками и даже не знакомы ни с какими духовными традициями. Следующий миф – что пробужденность представляет собой состояние абсолютного блаженства и беззаботности, когда все проблемы исчезают без следа. А мои исследования показали, что нередко процесс пробуждения может повлечь за собой целый ряд психологических (и даже физических) проблем, которые затем нередко сохраняются в течение продолжительного времени.

Мой подход к теме

Хотя эта книга в значительной мере основана на моих исследованиях как психолога, есть и другие важные аспекты. Всю свою жизнь я уделяю много внимания исследованию духовных традиций и практик, бытующих в мире. Я занимаюсь этим с 19-летнего возраста и с тех пор приобрел достаточно глубокие и обширные познания о свойственных им интерпретациях и подходах – о том, как они понимают и толкуют пробужденность, – а также о тех практиках, которые они рекомендуют для обретения и развития этого состояния.

Сам я не являюсь последователем какой-либо традиции, однако всегда чувствовал особое расположение к индийским учениям (таким, как веданта, йога и тантра), а также к даосизму (Китай). В то же время я испытываю глубочайшее уважение к буддизму, христианству, иудаизму и суфизму.

Еще один важный аспект данной книги – мой личный опыт пробуждения. В конце концов, именно он подтолкнул меня к исследованию этого состояния, и без личного опыта все мои изыскания не имели бы особого смысла. Хотя эта книга и не является автобиографической, здесь описано, каким образом, обнаружив, что опыт пробужденности представляет собой намного более распространенное явление, чем мне думалось поначалу, я заодно осознал, что это состояние намного ближе ко мне, чем я полагал, – ибо оно в моем собственном существе. Если прежде я считал, что пробуждение случается только с исключительно редкими индивидуумами, живущими где-то в отдаленных уголках планеты, то в какой-то момент мне стало очевидно, что оно уже произошло также и со мной.

Я не пытаюсь объяснить это состояние как результат неких специфических процессов в мозгу. Будучи психологом, я никогда особенно не интересовался исследованиями мозга и нейронной активности, которая связана с теми или иными переживаниями. Некоторые ученые предполагают, что духовные переживания могут быть связаны с усилением или ослаблением активности в определенных участках мозга, но, с моей точки зрения, это не имеет особого значения – это все равно что изучать карту страны, вместо того чтобы путешествовать по самой стране.

Такого рода исследования нередко опираются на предположение, что духовные переживания порождаются мозговой активностью того или иного типа – а это очень сомнительная идея. Начнем с того, что спорным является само предположение, что мозг является источником сознательного опыта. Говоря языком философии сознания, любые попытки объяснить, каким образом этот «рыхлый влажный комок материи» под названием мозг мог породить изумительное разнообразие и богатство нашего субъективного опыта, представляют собой воистину «неподъемную задачу». (Один философ говорит, что этот процесс сродни превращению воды в вино [1].)

На самом деле ничто не мешает нам поменять вектор этой причинно-следственной связи и предположить, что если существуют некоторые специфические состояния мозга, ассоциирующиеся с опытом пробуждения, то эти состояния являются результатом такого опыта, а не наоборот. Если во время прогулки по лесу на вас из-за кустов выскочит медведь, в вашем организме произойдет выброс адреналина и повысится активность тех областей мозга, которые ассоциируются со страхом и напряжением. Данному опыту – встрече с медведем – соответствует определенное неврологическое состояние. Но вы ведь не станете утверждать, что именно это неврологическое состояние стало причиной появления медведя. Вот и состояния пробужденности существуют сами по себе, и их невозможно свести к нейронной активности – или в полной мере объяснить через эту активность.

Подобным же образом я не считаю возможным объяснить пробужденность как самообман. Да, несомненно, некоторые люди – включая ряд самопровозглашенных духовных учителей или гуру – действительно впадают в заблуждение, считая себя пробужденными и не будучи таковыми. Но это точно не относится к большинству людей, с которыми я общался. Я был поистине впечатлен той искренностью и глубиной, с которой они описывали свою новую личность и свой новый опыт. Они вовсе не бегут от реальности в мир иллюзий – а скорее входят в более широкую и яркую реальность. Они начинают жить в более высоком функциональном состоянии – их цели и взаимоотношения делаются более яркими и подлинными, усиливается ощущение связи с миром.

Многочисленные изменения, которые они осуществляют в своей жизни, – а также принимая во внимание то обстоятельство, что их нередко совсем перестают понимать окружающие, – дают основание говорить, что их духовное пробуждение не является чем-то «надуманным». На это же указывают и те сложности, с которыми многие из них сталкиваются (включая глубокую растерянность)… В конце концов, если бы эти люди просто стремились сбежать в мир самообмана и иллюзорного благополучия, то они, вне всяких сомнений, исключили бы из своего опыта все эти затруднения.

В то же время нам нужно помнить, что бывают и ложные притязания на пробужденность – результат самообмана, самовлюбленности либо же откровенного желания эксплуатировать впечатлительных последователей для обретения власти и богатства. На самом деле одна из задач моего исследования (и этой книги) состоит как раз в том, чтобы достаточно отчетливо сформулировать признаки просветленного состояния, что позволит нам легко отличать настоящее пробуждение от пробуждения фальшивого. Поскольку духовных учителей никто не «сертифицирует», иногда случаются проблемы с впавшими в заблуждение людьми (либо даже откровенными мошенниками), которые провозглашают себя «гуру» и устраивают полную разруху в жизнях доверчивых учеников. Но если у нас есть представление о том, что в действительности означает «пробуждение», то нам легче сразу понять, кто из учителей является «лжепророком» либо просто-напросто искренне заблуждается сам.

Продолжение

«Скачок» – своего рода продолжение (пусть и не вполне обычное, в том смысле, что книга представляет собой продолжение двух моих предыдущих книг, а не одной).

Одна из моих книг, «Пробуждение от сна», представляет собой изучение временных эпизодов пробуждения – или кратких моментов вхождения в более высокие состояния сознания. У меня самого были такие переживания, и в течение нескольких лет я собирал рассказы других людей о подобном опыте. В книге я проанализировал эти переживания, обратив внимание на их ключевые характеристики, на ситуации и действия, которые их стимулируют, и на глубинные психологические и онтологические процессы, происходившие в то время, когда они имели место. (Здесь я использую термин «онтологический», чтобы указать на бытие, тогда как термин «психологический» указывает на ум.)

Я выдвинул теорию, что такого рода переживания связаны с «нарастанием жизненной энергии и последующим переходом ее в спокойное состояние». В данной книге я предпринимаю попытку провести аналогичный анализ состояний постоянной пробужденности.

Вместе с тем «Скачок» одновременно представляет собой продолжение моей более ранней книги «Упадок».

«Упадок» – это работа, охватывающая такие дисциплины, как антропология, археология и история. В ней высказано предположение, что изначальным состоянием человека была естественная пробужденность, когда людям было свойственно отчетливое чувство того, что окружающий их мир является священным и живым, а сами они ощущали свою непосредственную связь с природой и всем космосом. В книге «Упадок» я полагаю, что в древности люди не считали себя отделенными от мира и отчетливо чувствовали могущественную «духовную силу», пронизывающую все на свете, включая их собственное существо. Однако приблизительно 6000 лет назад начался «упадок». Он представлял собой определенный бытийный сдвиг, развитие нового типа человеческого «я», для которого характерно отчетливое ощущение индивидуальности и новое чувство отделенности. Человек впервые почувствовал себя отделенным от природы, от общины и даже от собственного тела. Он впервые ощутил себя индивидуальной сущностью, живущей в своем особом ментальном пространстве, а вся остальная реальность оказалась «снаружи» – где-то на другой стороне.

На внешнем уровне – на уровне культуры – этот переход повлек за собой немало катастрофических результатов. Он привел к разгулу жестокости, конфликтов и угнетения человека человеком. Он повлек за собой развитие иерархических сообществ, сопровождавшееся постоянными войнами между различными группами. Его последствием было угнетение женщин и новое репрессивное восприятие секса, основанное на чувстве вины. А на внутреннем онтологическом уровне это означало утрату естественной духовности, которая была свойственна прежним народам (однако до сих пор сохранилась у некоторых первобытных народов). Наши предки утратили понимание того, что природа является священной и живой сущностью, утратили ощущение нашей связи с космосом и осознание того, что все мироздание пронизано некой духовной силой. Произошло «разодухотворение» мира, что сопровождалось нашим отделением от него. Мы «выпали» из естественного состояния гармонии, впав в состояние тревоги и разлада.

Духовное пробуждение представляет собой в некотором смысле обратный процесс. Оно подразумевает преодоление патологической разобщенности и двойственности, что сопровождается восстановлением ощущения единства и гармонии, которое было свойственно народам древности. Вместе с тем духовное пробуждение влечет за собой «скачок» в новое состояние бытия. Несмотря на все негативные последствия, новое ощущение индивидуальности, которое развили в себе наши предки в результате «упадка», несет в себе и нечто позитивное: новую интеллектуальную остроту, которая привела к колоссальному технологическому прорыву и к более рациональному восприятию мира. Ныне, совершая «скачок» к духовному пробуждению, мы сохраняем все эти блага. Мы обретаем то, что можно было бы назвать «трансупадочным» состоянием, которое интегрирует в себе духовное осознание «доупадочных» народов и логико-интеллектуальные способности, характерные для эпохи «упадка».

Это касается и индивидуального, и коллективного уровней. Иными словами, термин «скачок» имеет как индивидуальное, так и коллективное измерение. На индивидуальном уровне он указывает на переход от обычного состояния бытия к более широкому и функциональному состоянию пробужденности. В то же время как Упадок означает коллективный психологический сдвиг, пережитый определенными группами людей тысячи лет назад, так и Скачок означает движение к пробуждению, которое охватывает все человечество в целом, – и данный процесс, по моему мнению, происходит в мире прямо сейчас.

Структура данной книги

Структура данной книги в общих чертах совпадает со стадиями самого процесса пробуждения. Мы начнем с изучения «обычного» состояния бытия, от которого мы, собственно, и пробуждаемся. Мы убедимся, что почти в каждой культуре в истории человечества присутствовало знание о возможности «пробудиться» от этого ограниченного состояния – перейти к более яркому и широкому восприятию действительности. Мы рассмотрим различные представления о пробужденности, которые бытовали и бытуют в разных культурах.

Далее мы исследуем сам процесс пробуждения. Я полагаю, что существует три разных пути, которые могут привести человека к постоянной пробужденности. Есть небольшое количество людей, которые, по-видимому, были пробужденными от рождения, – пробужденное состояние развивается у них естественно и непринужденно, для этого им не требуется ни какое-то поворотное событие, ни специальное усилие. Помимо этого, есть те, кто пробуждается постепенно, на протяжении продолжительного времени, выполняя духовные практики (такие, как медитация и йога), следуя каким-то традиционным духовным путем либо придерживаясь определенного образа жизни. Наконец – и это самая обширная группа – есть те, кто «пробуждается» внезапно и радикально. Часто это происходит после какого-то интенсивного психологического потрясения. Поскольку это наиболее распространенная разновидность, мы уделим внезапному и радикальному пробуждению особое внимание, внимательно рассмотрев несколько примеров из материалов моих исследований.

Далее мы изучим последствия пробуждения и те трудности, которые возникают в связи с этим событием у некоторых людей. Особенно это касается случаев, когда пробуждение происходит внезапно и радикально, – ибо тогда оно может включать в себя особую фазу «духовного кризиса». В наиболее мягкой форме этот кризис представляет собой просто некоторую растерянность. Вместе с отчетливым ощущением благополучия, внутренней умиротворенности и полноты бытия только что пробудившийся человек может испытывать определенную озадаченность, ибо у него нет системы координат, чтобы разобраться, что же, собственно, происходит. В большинстве случаев такого человека начинают естественным образом привлекать духовные традиции и практики, в результате чего он приходит к пониманию природы своей трансформации. Однако в некоторых случаях внезапное пробуждение может восприниматься человеком довольно драматично и повлечь за собой определенные психологические проблемы, которые окружающие порой ошибочно принимают за психоз. Порой доходит даже до физических проблем, включая необъяснимые боли и бессонницу. Если пробужденный не понимает, что с ним происходит, и не получает никакой поддержки от окружающих, тогда есть опасность, что у него диагностируют психоз или шизофрению. У меня есть подозрение, что многие люди, у которых находят «психические заболевания» и в связи с этим прописывают им психотропные препараты, на самом деле пережили (или переживают) фазу духовного пробуждения.

После этого мы рассмотрим характеристики «пробужденного» состояния, основываясь на результатах моего исследования, и проанализируем, чем оно отличается от нашего привычного состояния («сна»). С моей точки зрения, различия относятся преимущественно к сфере психологии и индивидуального опыта. Во многих отношениях пробужденный индивидуум находит себя в гораздо более функциональном состоянии, когда жизнь делается намного более радостной, содержательной и осмысленной, чем в обычном состоянии бытия. В результате этого внутреннего сдвига люди нередко совершают ряд радикальных перемен в своей жизни. Они меняют работу, заводят новые хобби, вступают в новые отношения. Они ощущают сильнейшее желание менять мир к лучшему, наполнять жизнь смыслом, достигать позитивных целей – а не просто кое-как прожигать время в погоне за удовольствиями.

Обсудив характеристики пробужденного состояния, мы затем рассмотрим некоторые очевидные сходства между пробужденностью и детством. Не равнозначно ли «пробуждение» возвращению в детство – по меньшей мере, в некотором сущностном отношении? Не это ли имел в виду Иисус, когда говорил, что мы должны «быть как дети», чтобы «войти в Царствие Небесное»? [2]

И в завершающей главе мы обратимся к коллективному аспекту пробуждения. Здесь я высказываю предположение, что наилучший способ понять Скачок – это обратиться к эволюционной терминологии, ибо речь идет именно об эволюционном скачке. Я рассматриваю свидетельства того, что этот коллективный скачок уже происходит, и предполагаю, что то, что мы называем «пробужденностью», является следующей фазой эволюции сознания на нашей планете. Пробужденность – более «высокий» этап, чем нынешнее нормальное состояние человечества, подобно тому как это нормальное состояние выше уровня сознания других приматов и прочих животных. Иными словами, возможно, что «пробужденные» являются первыми ласточками, реализующими тот опыт и то состояние, которое дремлет во многих других людях – и в человечестве в целом. И со временем это состояние будет распространяться все шире среди людей, пока не превратится в «норму». Если только мы не разрушим системы жизнеобеспечения планеты (спровоцировав наше вымирание как вида), то пробужденность может в конце концов стать нормальным состоянием человека.

В наше время, когда перед миром стоят столь сложные проблемы, очень важно, чтобы этот коллективный скачок произошел как можно быстрее. И здесь ключевую роль могут сыграть наши сознательные усилия, нацеленные на пробуждение, – чтобы ускорить тот сдвиг, который уже начал происходить. Тогда индивидуальная эволюция каждого из нас станет вкладом в общую эволюцию всего нашего биологического вида.

О терминологии

Прежде чем сесть за написание этой книги, я тщательно обдумал, каким словом следует описать то состояние, о котором тут идет речь. Поначалу я собирался использовать слово «просветление», но оно мне никогда не было особенно по душе – отчасти потому, что прижилось в нашем языке вследствие неточного перевода буддийского термина бодхи. В XIX веке переводчики буддийских текстов принялись переводить слово бодхи как «просветление», однако же оно происходит от палийского глагола будх, означающего «пробуждаться». Таким образом, буквальное значение слова бодхи более точно отражается словом «пробуждение». Помимо этого, существует тенденция воспринимать «просветление» в сугубо позитивных терминах, как состояние абсолютного блаженства и безмятежности, когда любые наши недостатки и проблемы уходят в небытие. Это не вполне верно в свете опыта многих моих интервьюируемых, которые все же испытывали некоторые, а иногда и значительные трудности.

Поэтому я решил остаться верным термину «пробуждение», который уже использовал в своей книге «Пробуждение от сна». В данной книге я использую слово «пробуждение», чтобы описать процесс перехода от нормального состояния бытия к «высшему» состоянию, и слово «пробужденность», чтобы описать само это «высшее» состояние. Для меня термин «пробужденность» не имеет такого явно позитивного оттенка, как «просветление». Пробуждение означает переход к более широкому, глубокому и открытому осознанию, что далеко не всегда предполагает некий однозначный и «гладкий» процесс. Я иногда использую и термин «духовное пробуждение» (даже и в названии этой книги!), но мне больше по душе просто «пробуждение». Как я уже говорил, для меня «пробужденность» – это, в первую очередь, состояние бытия, которое часто происходит и вне контекста каких-либо духовных или религиозных традиций. И еще я подозреваю, что термин «духовный» побуждает людей предполагать в этом опыте некую особую «эзотерическую» составляющую, считать его в каком-то смысле сверхъестественным и даже «не от мира сего» – тогда как на деле это самое естественное и нормальное состояние.

Поначалу я даже пытался играть со словами, которые перекликались бы с психологической терминологией – «состояние высшего функционирования», «состояние расширенного бытия» или «состояние оптимального бытия» и т. п. Но все это звучит как-то слишком сухо. В любом случае, главная функция слов – описывать идеи и транслировать смыслы от человека к человеку. Порой лучше применять уже устоявшиеся термины, а не изобретать новые. Термины «пробуждение» и «пробужденность» небезупречны, да и не могли бы быть такими. В конце концов, ведь и само состояние, которое они призваны обозначать, – за пределами языка. Обычный язык предназначен для обозначения обычных состояний сознания, а не тех состояний, в которых грань между субъектом и объектом просто растворяется, а прошлое и будущее не имеют значения либо же сливаются с настоящим. Слова – лишь дорожные указатели. И если вы сами пережили состояние пробужденности – пусть даже это был краткий миг, – тогда вам известна та Реальность, на которую они указывают.

Загрузка...