Главной особенностью климата Черноморского побережья Кавказа в районе Новороссийска являются мощные периодические ветры, достигающие силы урагана, которые носят название «бора».
Что это за природное явление, какие силы его порождают и в состоянии ли человек справиться с разбушевавшейся стихией?
История знает немало драматических событий, связанных с этим уникальным стихийным метеорологическим явлением…
Изначально я хотел написать небольшую статью в местную газету в память о крушении военной эскадры Черноморского флота Российской империи, которое произошло в Новороссийской бухте 12 января 1848 г. С момента основания города—порта Новороссийска это отчасти забытое происшествие, унесшее жизни 57 моряков, относится к числу самых трагичных катастроф в результате боры на Черном море.
История крушения шести военных парусных судов дошла до наших дней в перепечатанных статьях и записках, в которых упоминаются только факты и масштабы бедствия. Подлинные документы, дневники, рапорты хранятся в архивах и широкому кругу читателей малодоступны. Не многие сейчас знают, что происходило в момент урагана в бухте, какой ущерб был нанесен на берегу, через что пришлось пройти морякам, находящимся на судах, стоящих на рейде.
Чем больше я узнавал об этом происшествии по материалам, хранящимся в библиотеках и государственных архивах, тем больше хотел познать истину событий…
В сборнике «М. П. Лазарев. Документы» (М.—Л.: Военмориздат, 1955) имеется записка лейтенанта Н. И. Сущева о крейсер стве судов Черноморского флота у восточного побережья Черного моря, а также отчеты и письма адмирала М. П. Лазарева о корабле крушении эскадры.
В сборнике «Адмирал Нахимов» (М.—Л.: Военмориздат, 1945) содержатся рапорты контр— адмирала П. С. Нахимова об устранении последствий урагана – о перекладке мертвых якорей и подъеме тендера «Струя».
Впервые полное описание крушения было опубликова но еще в середине ХIХ века – по свежим следам трагедии – в журнале «Морской сборник» за 1848—1849 гг., который издавался с 1848 г. Морским ученым комитетом в Морской типографии Санкт—Петербурга. В сборнике излагались познания того времени о боре, публиковались отчеты и воспоминания очевидцев: капитана 2—го ранга В. Г. Рюмина, лейтенанта Аминова, мичмана П. М. Македонского, офицера Н. М. Соковнина. Некоторые выдержки из сборника были заимствованы историком А. С. Соколовым для составленной им в 1855 г. книги «Летопись крушений и пожаров судов русского флота от начала его по 1854 г.».
Но больше всего достоверности сведениям об этом происшествии придают материалы следственного дела «О крушении на Новороссийском рейде в 1848 году 6 парусных судов». Оно было начато 16 сентября 1850 г. и окончено 17 марта 1853 г., расследовалось военными аудиторами Черноморского флота. В деле имеются рапорты командиров судов, потерпевших крушение в Новороссийской бухте от воздействия боры. Именно эти документы, написанные очевидцами катастрофы, дают наиболее яркое представление о том, с чем пришлось столкнуться морякам во время урагана, что испытать…
Изучая материалы о крушении эскадры, я все больше склонялся к необходимости представить читателю не разрозненные эпизоды бедствия в объеме статьи, а дать полную хронологически выстроенную картину происшедшего, по скольку только в этом случае смог бы передать эмоциональную идею повествования. Тексты документов претерпели минимальные изменения в соответ ствии с грамматическим состоянием современного русского языка. И поскольку они изобилуют технической и морской лексикой – как устаревшей, так и современной, в конце книги приведен словарь терминов и выражений.
Считаю, что работа над книгой «Сия жестокая бора…» была не напрасной, и надеюсь, что и читатель почувствует атмосферу героического трагизма, которая царила на Новороссийском рейде во время боры, свирепствовавшей в зиму 1847—1848 гг.