Санаторно-курортное дело в России традиционно является составной частью государственной политики и важным разделом системы народного здравоохранения. Россия обладает разнообразными целебными ресурсами, многие из которых уникальны. Наличие многообразных природных ресурсов позволило создать в нашей стране многогранную систему санаторно-курортного лечения и отдыха.
Санаторно-курортная сфера занимает особое место в системе национального хозяйственного комплекса, так как она обеспечивает физическое и психическое благополучие граждан, способствует увеличению общественного богатства за счёт восстановления трудовых ресурсов, обеспечивает занятость населения, что обуславливает её социальную и экономическую значимость. Огромен социальный эффект от увеличения продолжительности и повышения качества жизни поправивших здоровье граждан.
Созданная в советский период система санаторно-курортного лечения и оздоровления не имела аналогов в мировой практике, являлась частью общей структуры эффективного оздоровления населения. В подтверждение этого факта отметим, что опыт организации санаторно-курортного лечения России взят за образец в более чем в 40 странах мира [7]. С точки зрения системы организации лечения и оздоровления санаторно-курортная сфера и сегодня является одной из наиболее перспективных направлений развития в стране.
Большинство специалистов, занимающихся проблемами развития санаторно-курортной сферы, отмечают ее уникальность и своеобразие, отсутствие прямых зарубежных аналогов, значимость для социальной реабилитации населения. Однако это своеобразие затрудняет отнесение его к определенной отрасли, создает трудности со статистическим учетом и вызывает сложности с управлением как в масштабе государства, так и на региональном уровне.
Отсутствие в науке фиксированных значений понятий и категорий ведет к многозначному толкованию одних и тех же явлений и процессов и, в конечном итоге, не способствует познанию объективной реальности.
Понятия «санаторно-курортный комплекс» и «санаторно-курортная сфера» воспринимаются как идентичные. Поэтому, чтобы выделить более конкретное определение понятия «санаторно-курортный комплекс» и обозначить его четкую роль в экономике региона, рассмотрим наиболее характерные подходы к определению и характеристике санаторно-курортного комплекса.
В настоящее время в науке сложился терминологический аппарат, включающий определенный набор базовых и вспомогательных категорий. В экономической литературе понятие санаторно-курортный комплекс трактуется неоднозначно, прежде всего, в зависимости от объекта и предмета конкретного исследования.
Многие ученые (Лебедева Л. С., Зиннатова Р. Ш., Меретукова С. К.) [42, 44, 25] понимают под санаторно-курортным комплексом (СКК) межотраслевое образование различных организаций, специализирующихся на оказании санаторно-курортных и рекреационно-досуговых услуг, объединенных по территориальному признаку в курортных местностях, работающих в тесной взаимосвязи, но выполняющих свои самостоятельные функции и решающих как важные социальные задачи по рекреации, лечению и оздоровлению населения, так и коммерческие задачи его учредителей.
Другие исследователи (Быкова О. Н. Боков М. А.) [14, 26] рассматривают санаторно-курортный комплекс более расширенно и отмечают, что не только предприятия санаторно-курортного комплекса (санатории, санатории-профилактории) входят в СКК, а также еще и предприятия инфраструктуры санаторно-курортного комплекса (транспорт, связь, водо-, тепло- и энергоснабжение, и т. п.).
По мнению Хайдукова Д. С. [33] под санаторно-курортным комплексом следует понимать межотраслевой кластер, формирующийся из географически соседствующих предприятий, предоставляющих санаторно-курортные услуги населению, а также связанных с ними компаний, действующих в курортной сфере, взаимодополняющих друг друга, ключевым условием успешной деятельности которого является наличие ряда инфраструктурных, культурно-исторических и особых природных ресурсов.
Анализ представленных определений показывает, что на сегодняшний день многие специалисты под СКК понимают совокупность предприятий любой организационно-правовой формы, оказывающих как специализированные лечебно-оздоровительные, так и сопутствующие услуги в рамках определенной территории (города, района, края, страны). Использование подобной терминологии предполагает не изолированное исследование проблем у отдельных единиц, а совокупное, системное изучение экономического взаимодействия элементов, которые подвержены различным количественным и качественным изменениям. Логично было бы определить все инфраструктурные составляющие в качестве подкомплексов (подсистем) и рассматривать деятельность хозяйствующих субъектов с позиций функционирования более общей системы – санаторно-курортного комплекса.
Однако, раскрывая экономическое содержание и структуру санаторно-курортного комплекса вполне обосновано считать, что СКК – это самостоятельный хозяйствующий субъект с правом юридического лица, представляющий межпроизводственное образование групп производств и различных служб, специализирующихся на оказании санаторно-курортных и рекреационно-досуговых услуг, ключевым условием успешной деятельности которого, является оздоровительных населения и максимизация прибыли от реализации услуг. Составные части санаторно-курортного комплекса находятся в реальной взаимозависимости, поэтому неудовлетворительная работа одной части комплекса может препятствовать успеху других.
Следует отметить, что с позиции изучения экономических связей оправданно использование категории «санаторно-курортный комплекс» как некой экономической системы, состоящей из различных элементов (групп производств). В переводе с латинского, комплекс (complexus) означает связь (сочетание) и в самом общем смысле определяется как совокупность предметов, явлений или свойств, образующих одно целое.
Установлено, что в функционально-территориальном аспекте санаторно-курортный комплекс представляет собой определённую инфраструктуру или сеть расположенных на территории комплекса групп производств и подразделений. Практически все инфраструктурные объекты СКК используются не только гостями СКК, но и местными жителями. И только небольшая часть этой инфраструктуры применяется исключительно в оздоровительных и туристских целях. В то время как местные жители посещают благоустроенные парки, пляжи, спортивные сооружения, пользуются медицинской базой санаторно-курортного комплекса, возникают позитивные внешние эффекты. За счёт средств СКК производится общественное благо.
Основная производственная часть санаторно-курортного комплекса образуется в результате сочетания санаторно-курортного, туристско-экскурсионного и спортивно-оздоровительного инфраструктуры (рис. 1.1).
По мнению М. Портера, в санаторно-курортном бизнесе удовлетворённость клиентов зависит не только от восприятия первичных объектов (пляжей, горнолыжных трасс, исторических достопримечательностей), но и от уровня комфорта и сервиса санаторно-курортного комплекса, обслуживания в ресторанах, доступности и качества сувениров, от состояния аэропортов, транспортной инфраструктуры. Отмечается, что санаторно-курортные продукт не сохраняются в течение длительного времени и не обладают свойством накапливаемости. Эта особенность объясняет то, что производство и потребление санаторно-курортных продуктов осуществляются в непосредственном взаимодействии субъекта и объекта санаторно-курортной деятельности.
Рис. 1.1. Инфраструктурная основа санаторно-курортного комплекса
Санаторно-курортный продукт представляет собой комплекс взаимосвязанных санаторно-курортных и обеспечивающих услуг, предназначенных для удовлетворения потребностей населения в отдыхе и оздоровлении. При этом разнообразные ресурсы курортной местности (рекреационные, инфраструктурные и природные) должны быть вовлечены в процесс предоставления санаторно-курортных услуг, а не просто иметься в наличии. Важная особенность санаторно-курортного продукта заключается в том, что он может быть потреблён клиентом только на территории санаторно-курортного комплекса с уникальными природными условиями и набором специализированных услуг.
С нашей точки зрения необходимо выделить основную и обеспечивающую компоненту санаторно-курортного продукта (рис. 1.2). Основная компонента представлена группой услуг, предоставляемых подразделениями СКК: туристско-экскурсионным, спортивно-оздоровительным и санаторно-курортным. К обеспечивающей компоненте относятся сопутствующие услуги, предоставляемые службами питания, транспортными, торговыми, сервисными др. Несмотря на то, что обеспечивающая компонента санаторно-курортного продукта не является его основой, при её отсутствии появляются различные препятствия в реализации целей рекреантов санаторно-курортного комплекса. Основная компонента, представляет собой необходимый комплекс предоставляемых услуг, которые предназначены для удовлетворения потребностей клиентов в оздоровлении и отдыхе.
Рис. 1.2. Компоненты санаторно-курортного продукта
Такое структурирование на основную и обеспечивающую компоненты, имеет практическое значение для развития механизмов регулирования рынка санаторно-курортных услуг, реализации эффективной маркетинговой политики и формирования стратегии развития СКК.
Выделение санаторно-курортного комплекса как самостоятельного хозяйствующего субъекта целесообразно с точки зрения возможности эффективно внедрять инновации. Только при наличии мошной инфраструктуры, трудовых, финансовых и др. ресурсов возможна реализация инноваций в силу их высокой затратности.
Рассматривая санаторно-курортный комплекс как объект управления, следует отметить, что для всей санаторно-курортной сферы (СКС) период 1990–2000 годов стал определяющим по переходу к рыночным отношениям и реализации государственной политики в сфере курортного дела, которую в это время осуществлял Государственный комитет по физической культуре, спорту и туризму.
В таблице представлен анализ наиболее существенных, на наш взгляд, тенденций изменения системы управления СКК, сложившихся к настоящему времени.
Таблица 1.1
Основные тенденции изменения системы управления санаторно-курортными комплексами в период с конца 90‐х годов по настоящее время
Установлено, что в последнее десятилетие XX века реформирование российской экономики привело к изменению организационно-правовых форм собственности входящих в состав санаторно-курортного сферы организаций. Сегодня СКК имеет многочисленный состав собственников (рис. 1.3).
Рис. 1.3. Субъекты управления санаторно-курортным комплексом
Поскольку санаторно-курортный комплекс являются частью туристской сферы и сферы здравоохранения, объектами государственного регулирования, а также представляют интерес для инвесторов, то СКК как объект управления можно рассматривать с трех позиций:
1) управление со стороны отечественных и иностранных инвесторов;
2) управление со стороны государственных органов власти;
3) управление со стороны предпринимателей (головная организация).
Государство может осуществлять как прямое регулирование деятельности СКК с помощью издания нормативно-правовых актов и налогообложения, так и косвенное – в форме программ развития. В настоящее время не существует комплексной программы развития санаторно-курортных комплексов, но существуют программы развития территорий в сфере туризма, в области инвестиций и здравоохранения из которых можно выделить следующие приоритетные направления развития:
– совершенствование системы государственного регулирования в санаторно-курортной сфере;
– создание статистической базы СКК;
– организация работы по формированию краевых целевых программ и инвестиционных проектов по, привлечению инвесторов;
– межведомственная координация санаторно-курортной и туристской деятельности в регионе;
– рационализация использования природно-климатических и культурно-исторических ресурсов региона;
– управление налоговым бременем;
– повышение эффективности использования экономического потенциала СКК.
Основная трудность функционирования санаторно-курортных комплексов заключается в проблеме недостатка финансовых ресурсов по причине несовершенства кредитных отношений, изношенности производственных фондов, сокращения государственной поддержки, неэффективности привлечения иностранных инвесторов, рост цен на коммунальные услуги.
Поскольку в современных условиях развития экономики нашей страны тяжело рассчитывать на централизованную государственную поддержку инновационной деятельности санаторно-курортных комплексов, поэтому возникает необходимость в создании децентрализованных управлений, создающих условия для привлечения инвестиций для внедрения инноваций и обеспечивающих их целенаправленное и эффективное использование.
Сегодня управление санаторно-курортными комплексами осуществляется на трех уровнях:
– Федеральном (министерство здравоохранения и социального развития; министерство спорта, туризма и молодежной политики; Министерство экономического развития; государственные внебюджетные фонды; ведомства и профсоюзы);
– Региональном (органы управления субъектов РФ в сфере здравоохранения, туризма и инвестиций);
– Муниципальном (органы муниципальной власти в сфере здравоохранения, туризма и инвестиций; руководители организаций санаторно-курортной сферы).
Данная структура управления еще раз подтверждает многоотраслевую специфику СКК.
Многоотраслевая структура управления СКК характерна не только для России, но и для некоторых развитых стран Западной Европы (табл. 1.2).
Таблица 1.2
Характеристика организации управления в Европейских странах*
*Чудновский А. Д., Жукова М. А. Управление индустрией туризма России в современных условиях. М.: Кнорус, 2007.416 с.
Необходимо отметить, что существуют еще некоторые модели участия государства в управлении СКК за рубежом:
1) управление СКК построено на децентрализации и решение соответствующих вопросов по развитию СКК принимается на местах (характерна для США);
2) управление всеми финансовыми вопросами по развитию СКК решает Министерство туризма (характерна для Египта, Турции, Туниса).
Представленные модели для России не приемлемы. Во-первых, в России отсутствуют мощные частные инвесторы способные вкладывать в санаторно-курортный продукт (услугу) как в США, которые могут возложить на себя регулирование инвестиционной активностью. Во-вторых, в силу федеративного устройства и огромной территории Россия не может возложить управление процессами развития СКК на Федеральное агентство по туризму, как в Египте или в Турции. Для России более приемлема европейская модель управления СКК, где вопросы решаются в рамках межотраслевого министерства, но на уровне соответствующего отраслевого подразделения во взаимодействии с местными властями и частным бизнесом.
Проведенный анализ методов управления санаторно-курортными комплексами определил ряд проблем в области управления их функционированием, среди которых отметим следующие: иерархическая разобщенность санаторно-курортных комплексов и отсутствие единых координационных центров; ограниченность используемых региональных ресурсов; снижение уровня экологической безопасности курортных территорий и отсутствие действенной политики резервирования лечебно-оздоровительных местностей для устойчивого развития СКК; слабые рыночные позиции отечественных санаторно-курортных комплексов, особенно в области формирования материально-технической базы, внедрения новых технологий, качества сервиса санаторно-оздоровительной инфраструктуры по сравнению с зарубежными объектами; отсутствие системы мониторинга за деятельностью СКК и сопряженных с ним подсистем и другое. Поэтому важным направлением в управлении функционированием и развитием санаторно-курортных комплексов является выявление реальных факторов, способствующих или препятствующих их развитию. В ходе исследования систематизированы и дифференцированы факторы, влияющие на развитие СКК (табл. 1.3).
Таблица 1.3
Система факторов, влияющих на развитие СКК
В настоящее время для развития санаторно-курортного комплекса характерны обострение конкуренции и либерализация государственного регулирования. В связи со снижением роли профсоюзов социально незащищённые и малоимущие слои населения не имеют возможности приобретать путёвки на отдых за полную стоимость, а обеспеченные слои населения предпочитают получение аналогичных услуг за границей по причине высокого качества и невысокой цены.
При обосновании необходимости выделения санаторно-курортного комплекса как объектов управления следует исходить из того, что объективную основу классификации объектов управления составляют общественное разделение труда и степень его дифференциации.
При решении вопроса рассмотрения СКК как объекта управления необходимо принимать во внимание основные факторы формирования их производственных особенностей, соответствие их определенным классификационным признакам, по которым санаторно-курортный комплекс входит в состав соответствующей сферы национальной экономики. Кроме того, целесообразно учитывать достигнутые масштабы, а также перспективы их развития. СКК как объект управления, характеризуется следующими основными чертами:
– достаточно однородным видом деятельности и составном санаторно-курортных услуг, дифференцированных в зависимости от уровня рекреационного потенциала региона;
– устойчивыми экономическими связями с другими сферами национальной экономики;