Деньги, являясь всеобщим эквивалентом, служат главным инструментом в руках государства при реализации финансами распределительной, стимулирующей и контрольной функций. Сбор денег в фонды денежных средств и их последующее распределение дают возможность государству управлять экономическими и общественными процессами. Определяя цели и задачи направления денежных средств, государство тем самым стимулирует развитие тех или иных процессов. В свою очередь, уменьшение или перенаправление денежных средств ведет к противоположным следствиям, что и обеспечивает возможность эффективного управления рублем.
В условиях рыночной экономики возрастает роль информационной функции денег, которая предоставляет государству возможность качественно новой оценки результатов финансирования в хозяйстве, сопоставления затраченных ресурсов и полученных результатов, а также их последующего контроля. Чтобы оценить динамику изменения наблюдаемых процессов, можно сравнить их с аналогичными процессами в иных отраслях социальной и экономической жизни общества. В свою очередь, сравнение подобного рода возможно лишь при приведении анализируемых явлений в денежное выражение.
Предоставленная деньгами информация являет собой обратную связь, в соответствии с теорией прямых и обратных связей, примененную впервые в финансово-правовой науке профессором О. Н. Горбуновой. Существует опасность искажения подобной информации и, как следствие, принятия неправильных управленческих решений, основанных на полученной информации. В этой связи задача государства – обеспечить стабильность денежной единицы. Для реализации этой цели осуществляются полномочия по поддержанию стабильности денежной системы, защите и обеспечению устойчивости рубля.
Отдельно отметим, что регулирование экономических процессов – исключительная прерогатива государства не только в странах, прошедших путь от административно-хозяйственной экономики к рыночной, но и во всех экономических системах. Особенно это ярко отражается на примере денег как экономического и правового института, регулировании денежных форм и организации денежного оборота. При этом государственное регулирование, будучи альтернативой рыночному механизму, тем не менее не является антиподом по отношению к рынку[1].
«…Развитие государственной жизни ведет к тому, что приходится регулировать правом не только устройство государственной власти, но и различные отрасли государственной деятельности: суд, общее управление, финансы»[2], – писал в начале прошлого века Ф. Тарановский.
В этой связи представляется возможным привести слова П. Б. Струве: «Государство – это показывает вся история денежного обращения всего мира – не всемогуще, но и не бессильно по отношению к деньгам. Связь денежного обращения с государством и его интересами превращает денежную политику в широком смысле в подлинное управление. Секреты силы и действительности этого управления заключаются, с одной стороны, в реальной денежной и вообще экономической власти государства, с другой стороны, в ясном понимании и соблюдении границ этой власти»[3]. Несмотря на давность этого изречения, оно в точности характеризует возможности государственного регулирования денежных отношений в современных экономических и правовых реалиях.
В российской юридической литературе проблемы правового регулирования денежного обращения не получили четкой научной разработки, что повлекло необходимость в более тщательном исследовании данного вопроса.