Самый верный признак истины – это простота и ясность.
Ложь всегда бывает сложна, вычурна и многословна.
Школа № 2009 г. Москва. Момент обсуждения системы воспитания. Директор Гесслер Дмитрий Михайлович.
Система – это нечто целостное как единство взаимосвязанных структурных компонентов, объединенных единой воспитательной целью, активное взаимодействие которых порождает единый результат. Каждая из частей исполняет свою функцию и является одним из условий продуктивного результата системы. Это необходимое и достаточное количество элементов, обусловливающих созидание и существование некоего феномена.
Механическая система автомобиля обеспечивает задаваемое движение лишь в случае наличия всех необходимых частей мотора, и поломка одной из частей пресекает движение автомобиля… Строительство дома тоже системно: инженер, упустивший из проекта один из столпов, заведомо не выстроит задуманного здания… И дворник, приготовившийся к работе, но потерявший метлу, не исполняет должного… А хозяйка, пригласившая гостей на чай, забыв приготовить нагревательный прибор, в отчаянии придумывает замену обещанному угощению…
Мы живем в системном мире. И наш организм тоже системен. Медики это хорошо знают. Повара для нас созидают вкусные системы. Швея системного мышления изготавливает нам красивую одежду. Мы вынуждены признаться, что – пока! – педагоги игнорируют системное устройство мира…
Система не есть суммарная совокупность, некий мешок, в который бросают множество деталей… Система – целостный процесс взаимодействия сущностных элементов порождающего новообразования. Наш урок только при том, что выстроен системно, уже приносит значительный результат. Организационные основы общей жизнедеятельности школы обеспечивают высокие характеристики школьной жизни, только если каждый элемент исполняет свою функцию, встраивая в систему свое воздействие.
Система – это всегда гарантированный результат поставленной цели. Без цели нет системы – лишь существует совокупная суммированность разнообразных и разнородных элементов.
Как если бы повар, взявшись за пироги, приготовил множество заготовок для супа, каши, компота, жаркого…
А учитель на урок математики принес полотно художника, конфеты, набор цветных карандашей и… подушку.
Системность мира и системность жизнедеятельности человека в этом мире – две ключевые характеристики реальной действительности, в которой располагается человеческое общество. Система – нечто целое, состоящее из взаимно связанных, строго определенных частей, взаимодействие которых обеспечивает существование этой системы. Планетарная система, природная система, социальная система, научная система, материально-техническая система – вот широкое пространство выстраивания человеческой жизни на Земле и человеческой деятельности. Выпадение из системы сопровождается развалом, разломом, частичным либо общим падением. Мы это ежедневно наблюдаем в сегодняшнем обществе, горестно отыскивая виновных в социальном, экономическом, этическом падении жизни.
Системность распоряжается нами даже в бытовой жизни. Не осознавая ее власти над нами, мы берем карандаш и планируем необходимые действия, последовательность взаимосвязанных и взаимообусловленных действий, которые определят общий успех запланированного. При этом мы вовсе не думаем о системности своего мышления. И даже когда нас хвалят за хорошее качество исполненного, не апеллируем к своему сознанию. А когда нас хвалят за хорошо исполненное дело, разводим руками, говоря: «Так получилось… сам не знаю почему…»
Секрет системного мышления лежит вовсе не в нашем стремлении строить систему. Человек может даже не знать о ее существовании, мысля системно. Более того, удастся или не удастся нам выстроить систему, зависит не от нашего усердия ее выстраивать.
Система рождается в тот момент, когда мы избрали нечто объектом внимания, когда мы спросили себя, что это есть такое – этот объект… И произвели анализ: каковы его слагаемые части, какова взаимосвязь этих частей… Как только мы это сделали, программа наших действий выявлена и готова к исполнению. Главное – выявление объекта предстоящей деятельности, определение объекта, структурирование объекта. И только потом – программа действий на основании выявленных элементов.
Недопустимо думать, что только сейчас, в XXI веке, мы открываем секреты воспитания. Когда узнаем, что директор Царскосельского лицея Энгельгард вечерами приходил с книжкой в рекреационный зал к своим воспитанникам и читал им вслух текст книги, полагая, что чтение вслух развивает умы и как ничто иное среди юношества воздействует на сердца, мы принимаем и оцениваем вводимый в систему воспитания методический элемент – на прекрасных образцах знакомить детей с правилами жизни, осмысливать – сопереживать – воспроизводить образные картины достойной жизни.
Ложное представление о системности – это суммированная совокупность: когда подбирается некоторое количество элементов и реализуется их внедрение в деятельность. Часто эти элементы воспроизводятся из успешного опыта какого-либо деятеля: знаменитого руководителя, известного коллектива, талантливого специалиста, оригинального мыслителя. Воспроизводя частичный опыт другого, тот, кто реализует задуманное, предполагает получить такой же эффект.
Услышав, что педагог внедряет в учебный процесс музыку, заимствуешь этот элемент, ожидаешь достойного поведения учеников и сердишься на якобы ложное введение в учебный процесс музыки….
Побывав на уроке знаменитого учителя и наблюдая за интенсивной работой ученических малых групп, точно так же разбиваешь на рабочие группы детей и ожидаешь от них дружеского интенсивного интеллектуального труда – такого же, как видел у знаменитого учителя – и сердишься на дурных своих детей, плохо воспитанных родителями…
Прочитав в журнале статью о новационном опыте школы свободного выбора учениками на каждом занятии учебного стола и выбора партнера по учебной работе на уроке, учитель провозглашает «свободу выбора» места работы и… получает разболтанных бездельников вместо трудолюбивых учащихся… «Мешок элементов», даже очень ярких и необычных, не составляет плодотворного процесса – как купленные модные, дорогие предметы и мебель не составляют уюта и удобства жителю дома. Приходится с горечью констатировать, что так называемые «передовые школы», вводящие в практику школьной жизнедеятельности сверхинтересные новационные методики, не достигают задуманных результатов и разводят руками, причитая: «Что еще им нужно, этим современным детям?!»
Система плодотворна, если выявлены и реализованы ВСЕ ее элементы.
Воспитание успешно, если оно системно.
Мы выдвигаем проблему системности воспитания, проецируя эффективность воспитательного процесса, когда формируется ценностная картина мира, и параллельно – продуктивность профессиональной деятельности педагогов школы, воспитателей детских садов, руководителей дополнительного образования и даже целенаправленного семейного воспитания, грамотно и любовно организуемого родителями. Бесспорно, динамичная жизнь требует постоянного преобразования системы воспитания согласно новационным элементам стремительно изменяющейся жизни. Однако базовые элементы, открытые педагогикой в историческом развитии общества, остаются в процессе воспитания. Примером такого вечного базового элемента может служить сегодня принцип наглядности, о котором уже говорили античные мудрецы («образ объекта») и который настойчиво утверждал в практике воспитания чешский педагог Ян Амос Коменский (1592–1670).