В деревеньке Выбуты нанялся Тимофей на работу к одноглазому кузнецу Самсону, кузня которого стояла у старого кладбища возле церкви Ильи-пророка на берегу реки Великой. Ковал Самсон сохи и плуги для вспашки, слыл большим мастером воинского доспеха, а также делал крепкие цепи, которые называл кузьмою. «Узловат кузьма, развязать нельзя» – хвалился он, отдавая цепь покупателю. Тимофею он сказывал, что архангел Михаил сковал дьявола цепями, сработанными божьими кузнецами Кузьмой и Демьяном.
Жил Самсон бобылём и был человеком угрюмым и нелюдимым. Поначалу Тимофею крепко доставалось от него за невольные промашки в работе. Но по слову Богородицы пребывала с отроком неотступно Благодать Божия, с которой легко сносил он любые невзгоды и уязвления. Постепенно приноровился отрок так споро управлять огненным горном, что уже и сам Самсон нет-нет да и удостаивал работника скупой похвалы.
Все заработанные деньги, как и прежде, раздавал Тимофей нищим на паперти Ильинской церкви, а по ночам молился, глядя на звезды, выкованные, по словам Самсона, Кузьмой и Демьяном. Снились отроку святые кузнецы – как поймали они змея, истреблявшего людей, запрягли в выкованный ими плуг и пахали на нём землю от моря и до моря.
Провел Тимофей в работниках на кузне несколько лет. За то время много чего свершилось окрест3. Сам царь Иван Васильевич собрал русское войско в Великолукской крепости и двинул его на Полоцк, чтобы защитить церкви и святые иконы, доставшиеся на поругание литовскому князю Сигизмунду. После трёхнедельной осады царь Иван IV занял город и вернул в Спасский монастырь святой крест Ефросинии Полоцкой.