Происхождение и способы выражения символов

Все религии сохранили память об одной первичной книге, символы которой послужили Писанию – буквами, Слову – категориями, а оккультной философии – ее таинственными знаками.

Элифас Леви

Кто придумал символы и зачем?

Мир символов – это мир жизни. Жизнь работает символами и проявляется через них; каждый предмет – символ, содержащий жизнь.

О. М. Айванхов

С самых давних времен люди искали всеобщий язык, который сумел бы выразить связь вещей и явлений в окружающем таинственном мире. Эти поиски привели к открытию сначала обобщенных образов, а затем, по мере эволюционного развития, и абстрактных понятий. Такие образы и понятия называются символами (от греч. symbolon – опознавательная примета, знак).

Согласно официальной науке, история символизма нашей цивилизации уходит в глубь времен, к эпохе пещерного человека – на стенах пещер до наших дней сохранились знаки, отображающие религиозные верования и представления древних о жизни.

Многие факторы могут стать «символообразующими»: это традиции и ритуалы, явления природы и биологические процессы, состояния человеческой души, таинства и откровения. Но символ нельзя «изобрести», создать искусственно, вкладывая в него личное толкование, так как он отображает

Высшую Истину. (Иногда такие попытки приводили лишь к созданию обыкновенного шифра, прочесть который никто, кроме авторов, был не в состоянии.)

Природа формирования символа состоит в том, чтобы отыскать предмет или образ, как правило, конкретный, который содержит в себе значение чего-либо другого, как правило, абстрактного или обобщенного, охватывающего разные качества этого другого. Когда человек медитирует над некоторыми истинами, ответ на возникающие у него вопросы в его сознании может появиться в форме символа, который нужно истолковать. Совершенный символ должен удовлетворять все стороны человеческой личности: и дух, и интеллект, и чувства. Универсальный символ настолько всеобъемлющ, что способен отвечать запросам разных эпох, религий, культур и цивилизаций.

Давно известно, что «если история человечества длится сутки, то мы едва знаем последние пять секунд». Память о периодах расцвета и падения исчезнувших цивилизаций безвозвратно утеряна, но стремление человека к Истине пробилось к нам сквозь завесу времен, запечатленное в символах.

Время не изменило коренным образом структуру символизма. Оно лишь последовательно приоткрывало новые смысловые слои, не разрушая предыдущей системы понятий.

Какова бы ни была природа происхождения символов, современному человечеству они достались не только полностью сформированными, но уже и систематизированными. Одни и те же символы существуют во всех древних культурах: в Древнем Египте, Шумере, Индии, Китае, Африке (в частности, у догонов), в доколумбовой Америке… И везде они имеют близкие смысловые значения. Это свидетельствует об их общем происхождении из одного и того же источника. Каков этот источник, мы не знаем, но все-таки одно свидетельство их древней природы сохранилось. Это Священная Книга Тота, дошедшая до нас из Древнего Египта.

Что представляет собой Священная Книга Тота[1]

Книга Тота есть собрание символов, и достаточно однажды устремить свой внутренний взор в их сущность, чтобы сразу почувствовать их великую ценность.

В. Шмаков

Священная Книга Тота – древний свод знаний, изложенных в виде системы арканов (в переводе с латыни аркан означает «тайна»). Большинство людей связывают понятие «аркан» с картами Таро, считая их первоисточником мистических знаний. Однако карты Таро – лишь надводная часть айсберга, хотя они и происходят из Книги Тота.

Согласно преданиям, эта Книга была первоначально (возможно, еще во времена существования Атлантиды) запечатлена на золотых пластинах и, доставшись нашей цивилизации в таком виде, хранилась в святилищах Древнего Египта (страны Кхем, как называли свою родину египтяне). Именно она составляла основу высшего жреческого посвящения, но до нашего времени дошли лишь отдельные фрагменты, бережно передаваемые и наиболее полно воспроизводимые западной эзотерической традицией в форме арканов Таро.

Происхождение этой книги связано с именем Гермеса Трисмегиста, Триждывеличайшего легендарного творца мира и открывателя всех наук. Естественно-научная доктрина под его именем (герметизм) господствовала вплоть до эпохи Просвещения и дожила до наших дней в виде астрологии и астромагии. Для большинства европейцев Гермес был тем же, чем Енох для иудеев, Идрис – для мусульман.


Пишущий Тот.

Копия древнего барельефа (на иероглифе он изображен в виде широкоплечего человека с головой птицы ибиса.

Тот держит свиток папируса, потому что он считается человеком, давшим миру письменность)


Действительно, в античности Гермес Трисмегист отождествлялся с египетским богом Тотом, с Енохом, Моисеем, Орфеем, Идрисом, Меркурием, а также с другими мифическими и историческими личностями.

Известны также различные Гермесы: предок, отец, сын, Дважды- и Триждывеличайшие, первый, пятый и т. д., все они являются разными ипостасями одного и того же Гермеса Трисмегиста.

Книга Тота состоит из 78 арканов. Каждый аркан представляет собой сложную символическую картину (в ней все, каждый штрих – символ), к которой прилагается символическое описание.

Система арканов подразделяется на три части.

1. Первую часть составляет аркан 0, хотя по порядку следования он занимает среди арканов 21-е место, а потому его называют также арканом XXI. По этой причине следующий аркан (XXII) обозначают иногда в литературе номером XXI.

2. Вторая часть состоит из 21 аркана (I–XX, XXII).

Арканы I–XXII называются Великими (или старшими).

3. Последние 56 арканов называются Малыми (или младшими), они составляют третью и последнюю часть Великой Книги и хранят информацию о природе вещей и человека как члена и звена в целостной картине мироздания.


Верховный иероглиф – общий символ Священной книги Тота (это имя произносится с длинным «о»)


Такое разделение Священной Книги Тота интерпретируется ее общим символом, в качестве которого выступает верховный иероглиф: квадрат, внутри него треугольник, посередине (в центре) точка. Точка, как и ноль, является естественным символом Абсолюта, в принципе недоступного нашему пониманию; ноль выше всякого числа: он содержит в себе любое из них и вместе с тем тоже недоступен пониманию и познается лишь путем приближения. Треугольник – символ реальности; все, что существует, подчиняется принципу троичности, все другое есть абстрактные формы мышления. Квадрат – это символ мира реализации (мировой иллюзии – Майи), основанного на принципах четырех стихий.

Каждый аркан имеет свои символические соответствия в самых различных областях знания людей. Так, непосредственно из системы арканов возникла десятеричная система счисления, которая введением понятия ноля придала единице высший порядок. Алфавиты всех древнейших языков земли также непосредственно вытекают из системы арканов, отсюда же берет свое начало и символика букв. Вся мифология так или иначе связана с этим великим памятником древности, и в религиях наиболее развитых народов (например, Индии или Эллады) весь пантеон божеств есть не что иное, как символизация системы арканов. Древняя наука о душе и звездах – астрология – также основана на этой символике.

Оригинал книги Тота был почти полностью утрачен, однако символические изображения сохранились до нашего времени, так как еще в седой древности были высечены в недоступных убежищах на внутренних стенах храмов, запечатлены на монетах, папирусах, таблицах, а также, хотя и в упрощенном виде, трансформировались в таинственные карты Таро.

Понятия «знак», «эмблема», «символ»[2]

Слова означают, вещи означаются. Однако и вещи иногда означают…

Альчиато

Часто в литературе путают понятия «символ», «знак», «эмблема». Однако это не синонимы, каждое из понятий имеет свое, лишь ему свойственное определение, свой особый смысл.

Понятие «знак»

Знак – изображение, имеющее только одно, лишь ему свойственное, узко специальное значение. Знак должен как можно лаконичнее и точнее передавать конкретную информацию: разрешение, запрещение, предупреждение, определенное указание… В зависимости от области применения знаки подразделяются на группы: дорожные знаки, топографические, картографические, математические, маркировочные, товарные, денежные, бытовые и т. д.

Деньги – символ или знак? Когда мы имеем в виду деньги как понятие, тогда это символ (символ богатства, власти и т. д.), когда мы берем деньги в руки, чтобы заплатить за что-то, – это знак, имеющий определенное значение.


Старинные золотые и серебряные монеты


Само понятие «знак» возникло очень давно. У древних греков, например, условным опознавательным знаком часто служили осколки разбитой плитки, с помощью которых, если места излома при соединении совпадали, люди, вступающие в контакт, могли узнавать друг друга.

Понятие «эмблема»

Et data reddit. И данное отдает.

И воспринятое снова возвращает.

Текст одной из эмблем

Эмблематика – наделение реального предмета (вещи) определенным смыслом, причем не любым, а органически свойственным этому предмету.

Известный теоретик эмблематики конца XVII века Богуслав Бальбинас считал, что «нет такой вещи под солнцем, которая не могла бы дать материал для эмблемы». Но верно и обратное: материал для эмблемы дают только «вещи, существующие под солнцем», только действительность (ничего абстрактного). Однако другие теоретики, соглашаясь, в то же время делали исключение для мифологии, рассматривая ее как нечто реальное.


Иллюстрация к книге эмблем


Во времена расцвета эмблематики (XVI–XVII века) к структуре эмблемы предъявляли жесткие требования: она должна была состоять из трех частей. Открывала эмблему короткая фраза, обычно латинская (так называемая надпись). Под ней следовал рисунок. Еще ниже помещалась так называемая подпись: развернутый текст, поясняющий рисунок, и его связь с надписью (часто – в стихах); текст этот не должен был страдать излишней пространностью, чтобы эмблема не превратилась в статью.

Как животные, так и растения сохраняют в эмблемах свой символический смысл, хотя сама эмблема представляет собой «графический афоризм», для лучшего понимания снабженный надписью.

Эмблему следует отличать от девиза. Распространенное в наши дни понимание эмблемы как собственно рисунка, а девиза – как подписи под ним совершенно неверно. В представлении человека эпохи XVI–XVII веков и эмблема, и девиз состояли из текста и рисунка, но между ними выделяли три весомых отличия.

1. Эмблема состоит из трех частей (надписи, рисунка, подписи), девиз – только из двух, так как в нем отсутствует подпись. При этом девизы, обретая подпись, могли переходить в разряд эмблем, а эмблемы, сокращаясь, превращаться в девизы.

2. В девизе текст и рисунок дополняют друг друга, создавая смысл, которого по отдельности нет ни в рисунке, ни в тексте («Рисунок показывает одну часть замысла, а слова – другую». – Ж. Бодуан). В эмблеме же текст и рисунок имеют равнозначные смыслы, скорее усиливая друг друга, чем дополняя.

3. Эмблема выражает некую общую идею, концепцию, а девиз – желание или мысль конкретной личности.

Примеры эмблем (надписи даны курсивом, подписи – прямым шрифтом; подписи приведены на русском, латинском, французском, немецком и английском языках):

Итак, эмблема обобщает совокупность мыслей, помогающих уяснить какую-то определенную идею, и сама по себе не является символом. Лучше всего сущность эмблемы передана в одной из самих эмблем: «Mens immota manet. Мысль пребывает неподвижною».


Весы перевешивающие Легкое уступает. Тяжелое перетягивает. Vacua cedit. Elle tire du cote, qui est le plus charge. Der schwere Teil geht nieder. How heavier it is, the lower it falls


Звезда, магнитными стрелами окруженная Господи! Покажи нам пути твои. Vias tuas monstra mihi, Domine! Seigneur! montrez moi tes voyes. Herr, zeig uns deine Wege. Lord, show us thy ways


Корона над крестом Божия сила с нами. Dei virtus inest nobis. La vertu de Dieu est avec nous. Die Kraft Gottes ist mit uns. The virtue of God with us


В 1705 году в Амстердаме по указу Петра Первого издана книга эмблем и символов. На русском языке она была выпущена в 1788 году в Санкт-Петербурге под названием «Избранные емблемы и символы, на Российский, Латинский, Французский, Немецкий и Английский языки переложенные, прежде в Амстердаме, а ныне во граде Св. Петра 1788 года с приумножением напечатанные Статским Советником Нестором Максимовичем-Амбодиком». В начале книги был помещен портрет Петра Первого, с девятью эмблемами.


Описание эмблем (надписи даны курсивом, подписи – прямым шрифтом)

I. Лучезарное солнце. Всегда и везде таково. Semper et ubique similis Toujours le meme.

II. Восходящее солнце и прочие небесные светила. Все прочие ему да уступят. Caera caedant. Que les autres disparoissent.


Дельфин на якоре и весло

Медленно спеши. Без совета не делай ничего.

Festina lente. Ne faites rien sans conseil. Nichts ohne Rat. Nothing without counsel


Лабиринт

Судьба путь найдет и откроет. Божие провидение меня оттуда освободит. Бог мне поможет оттуда выйти.

Fata viam inveniet. Ma destinee m’en fera sortir. Die gottliche Vorsehung wird mir daraus helfen. My fate shall carry me out of it


Страус своим зрением высиживает свои яйца

Добродетель его превосходит все прочие.

Diversa valet virtute. Sa vertu surpasse toute autre. Seine Tugend ubertrift alle andere. His virtue doth exceed above all others


Журавль берет своим носом много песка

Говори на своем месте и в свое время. Дабы от своего языка безвременно не погибнуть. Кстати и вовремя.

Loco, et tempore. Pour ne parle, qu’en temps, et lieu. Man mu? nie, als zu seiner Zeit, und an seinem Orte, reden. For to speak, not but at his time and place


Индюк

По сложению дуется. Гордостью надут.

Habitu tumescit. Il s’enfle d’orgueil. Er ist vom Hochmut aufgeblasen. He is full of ambition


Попугай в клетке

Лучше быть вольным. Свобода лучше золотой клетки.

Praestat liberum esse. La liberte vaut mieux. Es gehet nichts uber die Freiheit. Nothing better than liberty


Эмблемы с титульного листа первого русского издания книги эмблем


III. Сияющее солнце и орел со своим птенцом быстро парящий. Велика надежда твоей империи. Imperii spes alta tui. La grande esperance est dans ton Empire.

IV Двуглавый коронованный орел со скипетром и державою, в груди коего Св. Георгий, поражающий змея поверженного. Вождь и защитник от врагов. Dux in hostes pariter ac clypeus. Le Guide et le defenseur des ennemis.

V. Гора, отовсюду морем окруженная, и ветры, на оную дующие. Отнюдь не подвижна. Immota tamen/ Cependant elle est immobile.

VI. Лев, умерщвляющий пса. Кто его избавит? Quis eripiet& Qui le delivrera?

VII. Рука, из облаков выходящая, в латы одетая и держащая меч с масличною ветвью. Готов к войне и миру. At utrumque paratus. Pret a tout.

VIII. Геркулес, на раменах носящий свет. Бремя, равное силам. Nes impar viribus opus. Le poids est egale aux forces.

IX. Буквы P, P, I значат: Петр Первый Император. Petrus Primus Imperator.

Понятие «символ»

Символ есть одновременно наиболее совершенно неподвижная форма запечатления мыслей и наиболее совершенно пластичный метод применения их к познаванию различных идей.

В. Шмаков

Символ не сводится, как знак, лишь к простому эквиваленту чего-либо, он имеет множество зачастую противоречивых значений и может быть понят лишь в контексте.

Он может работать на нескольких уровнях одновременно и нести в себе сразу и эзотерическое, и экзотерическое значения, так что самое очевидное и употребительное толкование не всегда полно и может оказаться всего лишь частью правды.

Символ – это ключ, позволяющий проникнуть в область большую, чем он сам. Как сказал Колридж, символ всегда участвует в реальности, которой сообщает постижимость, и сам покоится в том Единстве, прообразом которого является.


Гравюра, символизирующая связь человека и космоса (человек-микрокосм)


Поэтому процесс расшифровки символа, «вживания» в него способствует разгадке структуры человеческой психики, а может быть, и строения самой души.

Изучением и интерпретацией (толкованием) символов занимается наука симбология.

Формы символов

Господь начертал Свое Имя и сотворил Вселенную в 32 мистических шага мудрости тремя Серафимами: Числами, Буквами и Звуками, которые пребывают в Нем, Едином и Неделимом.

Книга «Сефер Иецира», старейший каббалистический трактат

Символ может выражаться в звуке, движении, линии, рисунке и т. д. Стали символичными и язык жестов – мудры, и изображение метафизических структур Вселенной в виде мандалы, и магическая формула взаимосвязи человека с божеством, выраженная через мантру, и даже сама идея может служить символом. Но какой бы формой ни был представлен символ, он всегда является специфическим языком перевода реальности в тот мир, каким его человек воспринимает. Например, композитор использует язык нот (графический символ), становящихся музыкой (звуком); художник должен уметь выразить на плоскости пространственно-временные структуры; писатель использует язык образов для передачи чувств и эмоций.


В зависимости от способа выражения и классификационного подхода символы разделяются на несколько поляризованных групп. [3]

Звуковые и графические символы

Звуковые символы – произнесенное слово, звучащая нота, мантра. Звуковыми символами люди с давних времен пользовались для устной передачи тайного знания во времена смут и гонений, во времена уничтожения книг и инквизиции, когда обнаружение любой мелочи, которая могла считаться уликой, грозило мучительной смертью. Кроме того, изустная форма передачи знания в некоторых случаях считается единственно позволительной; она распространена, в частности, среди знахарей, ведуний, шаманов…

Графические символы могут, в отличие от звуковых, жить как бы самостоятельной жизнью, они не требуют посредника для передачи информации, они сами – источник информации, который можно сохранять, передавать, распространять. Формы графических символов: петроглиф, петрограмма, пиктограмма, иероглиф, алфавит, геометрическая фигура, запечатленное число, рисунок, живопись.


Заупокойная плита фараона Нармера. Конец IV тысячелетия до н. э.

Лицевая сторона


Петроглиф (от греческих слов petra – скала, камень и glyphe – резьба) – высеченные на скалах или камнях изображения (животных, птиц, сцен охоты, войны и т. п.). Наиболее ранние находки относятся к неолиту, позднейшие – к средневековью; встречаются во многих странах.

Петрограмма – рисунок или надпись на скале.

Пиктограмма (от латинского pictus – писаный красками, рисованный) – изображение, используемое в качестве символа в ранних системах письма: например, изображение полумесяца для обозначения Луны, волнистых линий – для обозначения воды и т. п. Отсюда пиктография – форма письма, использующая пиктограммы: это искусство записи событий или выражения идей рисунками, а также изображение статистических данных и соотношений графиками, диаграммами, символами и другими подобными способами.


Образец критского рисунчатого письма на «Диске из Фестоcа»


Два картуша (группа знаков, обведенных овальной рамкой), с которых Шампольон начал расшифровку иероглифов: «Птолемей»; «Клеопатра»


Иероглиф – фигурный знак, обозначающий целое понятие, или какое-то слово, или отдельный слог, или звук речи. Первоначально иероглифами называли священные, высеченные на камне письмена, преимущественно египетские.

Алфавит (от первых двух букв греческого алфавита «альфа» и «бета» – в среднегреческом произношении «вита») – совокупность букв, принятых в письменности какого-либо языка и расположенных в определенном порядке.

Хотя письменность была шагом вперед по сравнению с примитивизмом древнего символизма, знаки письменного языка никогда не смогли полностью заменить символов, которые процветали даже в высококультурных обществах цивилизованного мира. Более того, мысль и язык самым тесным образом связаны с символикой, поэтому сам язык и письменное слово стали приобретать особое символическое значение, превращаться в некий символический код. Письменности приписывали божественное происхождение, а буквы, цифры и слова считали лишь формами ее проявления.

Конкретные и абстрактные символы

Первоначально многие символы были упрощенным схематическим изображением определенных предметов или явлений реального мира, переданных посредством геометрических фигур, картин, чертежей и т. п. Это так называемые конкретные символы, которые могут существовать в форме символов-понятий и символов-образов.

Символы-понятия – это числа или геометрические фигуры, отражающие идеи, чувства или абстрактные качества чего-либо, непосредственно связанного с внутренним миром человека.

Символы-образы – зачастую предметы (вещи) или графические изображения, имитирующие форму того существа или предмета, с которым они связаны. Их значения временами неожиданны, но чаще очевидны, так как основаны на некоем качестве, которое этим предметам или существам изначально присуще: лев – храбрость, скала – стойкость и т. п.


Символ-понятие: изображение сферы


Известны и так называемые абстрактные символы; они существуют или в незапечатленной форме, или в какой-то совершенно произвольно смешанной форме.

Первые – это «невидимые символы»: абстрактные идеи и умозрительные картины. Одним из таких символов стало понятие «философского камня» – самого таинственного и загадочного, давшего толчок новым открытиям в философии и различных научных областях.


Символ-образ: Отец-Солнце и Мать-Луна, порождающие Божественное дитя


Вторые – это какой-либо символический ритуальный обряд или какое-то таинственное действо, часто основанное на чем-либо совершенно невообразимом, например на фонетических ассоциациях, что характерно для китайской культуры. Подобные символы могут включать как графические линии и геометрические фигуры, так и слова и ритуальные жесты.

Простые и сложные символы

К простым символам обычно относят простейшие геометрические фигуры (треугольник, квадрат, круг) и их элементы (точку, линию, дугу). Но даже такие, казалось бы, простые символы могут метафизически связывать большой круг явлений и понятий чрезвычайной сложности, так как они раскрывают как содержание различных уровней реальности, так и отношения между ними (взаимосвязи).

Сложные символы представляют собой композиционные группы. Объекты в них соединяются только в том случае, если обладают общим ритмом и гармонично вписываются друг в друга, воспринимаясь как единое целое. Если же в сложный символ войдут дисгармоничные составляющие (с разным вибрационным уровнем), то вся символическая форма будет нежизнеспособна, так как не будет обладать определенной энергией для восприятия.


Пример сложного символа – алхимическая формула первоматерии


Серно-ртутная теория. Сера и ртуть рассматриваются как отец и мать металлов. При их соединении образуются различные металлы. Сера обусловливает их изменчивость и горючесть, а ртуть – твердость, пластичность и блеск. Алхимики изображают эти два принципа в виде то алхимического андрогина, то двух драконов, то змей, кусающих друг друга.

Сера изображается бескрылой змеей, ртуть – крылатой. Если алхимику удавалось соединить оба принципа, то он получал первоматерию.

В сложных символических формах большую роль играет не только сочетание элементов друг с другом, но и их расположение и ориентация. В зависимости от комбинации его составляющих символ будет изменять свое значение (иногда в сложных символах элементы могут быть построены так, что не оказывают непосредственного влияния друг на друга, но лишь указывают на развитие какого-либо процесса). Рассмотрим, например, изображение обрубка дерева, торчащего из воды, который вследствие преломления света (невидимого на рисунке, но подразумевающегося) кажется искривленным. Эта композиция говорит о том, что вода как символ текучести выражает изменчивость человеческой природы, чувств человека, поэтому человеку нельзя доверять чувствам или совершенно полагаться на них, а следует дополнить их разумом и опытом, даже когда он судит о вещах самых обыкновенных. Так интерпретировать изображаемое можно лишь в том случае, если возникает напряжение между противоположностями, отраженными в символе. Тогда сознанию требуется помощь бессознательного: лишь вместе они могут дать целостное восприятие символа, выражающего различные аспекты представляемой им идеи.

Магические символы[4]

Особую группу составляют магические символы. Подлинный магический символ – это образ, имеющий какое-то скрытое значение. Это значение, этот внутренний смысл обычно бывает замысловато упрятан за формой, которую большинство людей считают совершенно понятной и не требующей дальнейших размышлений.


Змей Оуробор (из древнего греко-византийского алхимического текста, касающегося изготовления золота)


Например, на картине религиозного содержания, изображающей соблазнение Евы в Эдемском саду, в образе змея-искусителя скрывается Сатана. Общеизвестно, что этот змей является символом Древнего Змея, который уговорил первых людей отведать запретный плод и, таким образом, привел к грехопадению Человека. Следовательно, этот змей – символ Сатаны, но является ли он при этом магическим символом? Ответ отрицательный. Он представляет собой лишь религиозный символ, который нельзя считать подлинно магическим: в его образе отсутствует скрытый, сокровенный смысл.

Зато другого змея уж наверняка можно отнести к магической традиции, хотя бы потому, что его изображение найдено в алхимическом манускрипте. Этот змей кусает свой собственный хвост, в оккультной традиции он носит название Оуробор (в некоторых изданиях – Ороборо). Это сложный символ, поскольку он включает в себя множество концепций, в том числе и идею цикличности (см. раздел «Символика времени»).

Еще один пример магической символики и ее интерпретации приведен на следующем рисунке. Рассматривая фигуру чародея, чертящего магические символы, можно сказать, что она изображает число 10 в его символической форме: стоящий человек, созерцающий ноль, причем ножки циркуля касаются: одна – центра круга, другая – линии окружности. Если соотнести фигуру стоящего человека (число 1 или буква I) с этим магическим образом, становится понятным, что вертикальная линия (линия созидания) связана с личной индивидуальностью, с «размышлением», с попыткой примирения центра и окружности (внутреннего «эго» и внешнего мира) и т. д.


Чародей, чертящий магические символы (из книги Михаила Майера «Атлантиа Фугиене», 1618 год)


Тот факт, что вертикальная линия связана с «размышлением», а сам круг связан с духом, объясняет, почему теософы прошлого столетия объединяли эти два символа в один, который представлял для них «наивысшую ментальную» (духовную) способность человека. Речь идет о способности, обеспечивающей мыслительные процессы наиболее высокого качества, когда человек принимает участие в космическом мышлении, полностью освободившись от материальных условий. Когда необходимо изобразить человека, погруженного в мышление более низкого порядка, то есть в нормальный процесс размышления в сфере материального, то применяется другой символ. Этот символ использовался для обнаружения и обозначения «дуальности», которая характерна для мира более низкого порядка – мира материального. Низший мир, в котором господствует непосредственный опыт, познается лишь через контрасты, противопоставления – через противостояние света и темноты, радости и боли, добра и зла и т. д.

Понятие нисхождения от более высокого уровня, духовного мира, к миру более низкому и материальному выражается во множестве магических символов. Зачастую высший мир символически выражается при помощи круга, иногда почти солярного – с изображением снопов света, струящихся в этот мир из круга, подобного гало. Это поступательное движение вниз обозначается ступенчато – при помощи целого ряда символических фигур, до тех пор, пока эта последовательность не завершается крестом, или кубом, или даже квадратом, обозначающим четверичную природу мира сотворенного.


Человек и его полярности (деталь гравюры из книги Роберта Флудда «Utriusque Cosmi Maioris», 1617 год)


Сложным магическим символом можно считать гравюру из книги великого английского оккультиста XVII века Роберта Флудда. Круг как целое олицетворяет восемь предметов мистического исследования, наиболее важным из которых является сам Человек, изображенный нагим в верхней части круга. У ног его расположилась обезьянка. Изображение обезьяны в магическом символизме связано с определенной оккультной концепцией, однако в данном случае автор показал лишь, во что мог бы превратиться человек, если бы не стремился развивать свою высшую природу. Этот тезис не имеет ничего общего с теорией Дарвина о происхождении человека от обезьяны. Здесь скорее показано, насколько низшая природа человека схожа с природой обезьяны, и если человек не будет уделять должного внимания развитию своего духа, он легко может опуститься до примитивной, похожей на обезьянью жизни, управляемой лишь низшими желаниями.

Высшая природа человека представлена символом, находящимся над головой человека, – снопом света треугольной формы. Это образ божества – того, к чему только может устремляться человек. Троичность, выраженная треугольником, также имеет определенное магическое значение. И тот факт, что обезьянка стоит на четырех лапах, тоже не простая случайность, поскольку тройка и четверка – основные символы в магической традиции. И все-таки очень важно проанализировать изображение самого человека. Человек стоит обнаженным между двумя полюсами своей природы: ослепительным светом внутреннего божества и дегенеративным обликом своей внутренней обезьяны. У него есть выбор: один полюс вознесет его в мир духовный, другой отбросит вниз, в звериное состояние. Тот факт, что человек стоит перед выбором, еще более подчеркнут замечательно скрытой деталью: латинское слово, обозначающее человека, homo, разделено головой самого человека: НО МО.

Две окружности на изображении, как бы составляющие собой две буквы О, сразу наводят на мысль об окружностях, образованных телом змея Оуробора, а также о двух кольцах магического кадуцея. В первом случае буква О объединена с буквой Н (Н – две вертикали, соединенные перекладиной), которая является символом двух полярностей, требующих определенного выбора и объединенных общей идеей – идеей духа. Из сказанного следует, что символ НО указывает на тот факт, что у человека есть возможность выбора в направлении божественной природы. Вторая буква О в изображенном слове НОМО объединена с буквой М, образуя сочетание МО. В данном случае буква М – это две вертикали, соединенные при помощи значка-стрелки V, что означает: предполагаемый выбор может быть сделан в другом направлении – к стоящей внизу обезьяне.

Подобная интерпретация была бы невозможной, если бы слово НОМО не было разделено на две отдельные части. Однако, как только такое разделение произведено, вся символическая композиция в целом показывает, что каждый человек поставлен перед выбором между своей божественной и животной природой, как бы задавая вопрос: попытается ли человек достичь звезд или заключит союз со своей внутренней обезьяной?

Итак, представленная графическая конструкция (рисунок) содержит множество мелких подробностей, имеющих символическое значение, которые легко могли бы быть пропущены при не очень внимательном наблюдении, но которые, тем не менее, служат в качестве наглядных аллегорий, обогащающих природу образа в целом. Именно в этом и заключается сущность магического символизма.


Загрузка...