Изучение оккультной философии невозможно без знакомства с символизмом, так как, когда слова оккультизм и символизм используются корректно, они означают почти одно и то же. Символизму нельзя научиться так, как можно научиться строить мосты или говорить на иностранном языке, для толкования символов необходим особый склад ума. Такой, который сведущ в использовании символизма в искусстве. Но даже в этом случае необходимо особое воспитание ума для того, чтобы понимать «язык Посвященных» и выражать на этом языке свое интуитивное знание.
Существует множество методов развития способности «восприятия символов» у тех, кто стремится понять скрытые силы Природы и Человека, и для обучения фундаментальным принципам и элементам эзотерического языка. Самым всесторонним и самым интересным из этих методов является Таро.
Таро выглядит как колода карт, использующаяся на Западе для игры и предсказания будущего. Эти карты впервые появились в Европе в конце XIV века в среде испанских цыган.
В колоде Таро пятьдесят две обычные игральные карты, дополненные одной «фигурой» в каждой масти – Рыцарь, помещенный между Королевой и Валетом. Эти пятьдесят шесть карт разделены на четыре масти, две черные и две красные, и имеют следующие обозначение: трефы (Жезлы), червы (Кубки), пики (Мечи) и бубны (Пентакли). В дополнение к пятидесяти шести картам в колоде Таро есть двадцать две пронумерованные карты с особыми названиями.
Карта I. Маг
Карта II. Жрица
Карта III. Императрица
Карта IV. Император
Карта V. Колесница
Карта VI. Искушение
Карта VII. Иерофант
Карта VIII. Сила
Карта IX. Пустынник
Карта X. Колесо жизни
Карта XI. Истина
Карта XII. Повешенный
Карта XIII. Смерть
Карта XIV. Время
Карта XV. Дьявол
Карта XVI. Башня
Карта XVII. Звезды
Карта XVIII. Луна
Карта XIX. Солнце
Карта XX. Воскресение из мертвых
Карта XXI. Мир
Карта 0. Безумный
Эта колода карт, по мнению многих исследователей, соответствует египетской иероглифической книге, состоящей из семидесяти восьми табличек, которая чудесным образом сохранилась до наших дней.
История Таро загадочна. В средние века, когда эти карты появились впервые, создавались комплексные символические и логические системы, подобные Ars Magna Раймонда Луллия. Но концепции, сходные по духу с Таро, существуют в Индии и Китае, поэтому мы не можем считать эти карты одной из систем, созданных в период средневековья, поскольку они явно связаны с древнеегипетскими таинствами и учениями. Хотя их происхождение и цель их создателя или создателей неизвестны, нет сомнений в том, что они представляют собой самый совершенный код герметического символизма из всех известных нам.
Таро, несмотря на свое обличье колоды карт, в действительности представляет собой нечто совершенно иное. Карты Таро можно «читать» различными способами. В качестве примера я представлю метафизическую интерпретацию общего смысла «книги» Таро, иначе говоря, ее метафизическое значение, и так докажу, что авторство этого творения не может принадлежать неграмотным цыганам XIV века.
В Таро можно выделить три части. В первой части содержится двадцать одна пронумерованная карта, во второй части – одна карта (0) и в третьей – пятьдесят шесть карт, то есть по четырнадцать карт каждой масти.
Теперь, если мы представим двадцать одну карту разложенными в форме треугольника, каждую сторону которого образуют семь карт и в центре которого расположена нулевая карта, и квадрат, в который вписан треугольник (квадрат состоит из пятидесяти шести карт, по четырнадцать с каждой стороны), мы увидим картину взаимоотношений между Богом, Человеком и Вселенной или, иначе говоря, между миром идей, сознанием человека и физическим миром.
Треугольник – это Бог (Троица), или мир идей, или ноуменальный мир. Точка – человеческая душа. Квадрат – наблюдаемый физический или феноменологический мир. Потенциально точка равна квадрату, это означает, что весь видимый мир содержится в сознании человека, создан в человеческой душе. И душа сама по себе есть точка, не имеющая измерения в мире духа, символизируемого треугольником. Ясно, что подобная идея не может принадлежать невежественным людям и Таро представляет собой нечто большее, чем колода, предназначенная для игры или гадания.
Елена Петровна Блаватская упоминает Таро в своих работах, и у нас есть основания полагать, что она изучала Таро. Известно, что она любила «раскладывать пасьянс». Мы не знаем, что она «читала» в картах, когда предавалась этому занятию, но автору известно, что Мадам Блаватская придавала Таро особое значение.
Для того, чтобы исследовать Таро, необходимо ознакомиться с основными идеями каббалы и алхимии. Так как, по мнению многих толкователей, эти карты являются обобщением знаний герметических наук: каббалы, алхимии, астрологии, магии и их разделов. Все эти науки, авторство которых приписывается Гермесу Трисмегисту, в действительности представляют собой единую систему очень широкого и глубокого понимания природы человека в его отношении к миру ноуменов (Бог, мир Духа) и миру феноменов (наблюдаемый физический мир). Буквы иврита и различные аллегории каббалы, названия металлов, кислот и солей в алхимии, планет и созвездий в астрологии, добрых и злых духов в магии – это всего лишь инструменты для сокрытия истины от непосвященных.
Но когда подлинный алхимик говорил о поиске золота, он говорил о «золоте» в душе человека. И он называл «золотом» то, что в Новом Завете именуется Царством Небесным, а в буддизме – нирваной. И когда настоящий астролог говорил о созвездиях и планетах, он имел в виду качества человеческой души и ее отношения с Богом и миром. И когда истинный каббалист говорил об Имени Бога, он искал это имя в душе человека и в Природе, а не в книгах на мертвом языке и библейских текстах, как поступали каббалисты-схоласты. Каббала, алхимия, астрология и магия являются с точки зрения символизма параллельными психологическими и метафизическими системами. Любое алхимическое «предложение» может быть «прочитано» с каббалистической или астрологической точки зрения, но смысл всегда будет лежать в области психологии и метафизики.