«Важнейшие лица, бывшие на соборе. Епископы: …Николай, епископ Мирликийский» («Деяния Вселенских соборов, изданные в русском переводе при Казанской Духовной Академии». Казань. 1910. Том 1. С. 78—79).
Симеон Метафраст (умер 940/976) – собрал по поручению императора коллекцию «Житий святых», «причём он не ограничился одним собранием древних сказаний, а пересказал или переложил их; отсюда его название Метафраст» (Энциклопедический Словарь Ф. А. Брокгауза и И. А. Ефрона).
«Житие святителя Николая, архиепископа Мирликийских Чудотворца», день памяти 6 декабря.
«Правда о святителе Николае», агиографическое расследование. Бугаевский Александр Владимирович (р. 1945) – николаевед, исследователь-агиограф.
«После удаления патриарха Фотия Лев VI возвёл на патриаршество своего младшего брата Стефана, которому в тот момент не исполнилось ещё и шестнадцати лет» (Протоиерей Валентин Асмус, «Лекции по истории Церкви»).
Годы жизни Ария (256—336) (Энциклопедический Словарь Ф. А. Брокгауза и И. А. Ефрона). «256, Ливия (?) -336, Константинополь» (Православная энциклопедия).
«Жизнь и деяния святого отца нашего Николы Чудотворца». Жития византийских святых. – СПб.: Corvus, Terra Fantastica, 1995. – С. 291—321. Перевод С. Поляковой.
«Святой Николай, епископ Пинарский и архимандрит Сионский». Труды Киевской Духовной Академии, 1869, июнь. Антонин (Андрей Иванович Капустин) (1817—1894) – архимандрит, православный писатель, начальник Русской духовной миссии в Иерусалиме.
«Повелеваем епископа, пресвитера, или диакона, бьющего верных согрешающих, или неверных обидевших, и чрез сие устрашать желая, извергать от священного чина. Ибо Господь отнюдь нас сему не учил: напротив, Сам быв ударяем, не наносил ударов, укоряем, не укорял взаимно, страдая, не угрожал (1 Петр. 2: 23)».
«Святитель Николай – ревнитель и защитник православия». Журнал Московской Патриархии, 1961, №6, №7.
«Микола Угодник и св. Николай». Записки Нео-филологического общества при императорском С. – Петербургском университете. Выпуск II, №2. С.– Петербург. 1892. С. 21—22. Аничков Евгений Васильевич (1866—1937) – прозаик, критик, фольклорист. Умер в Белграде.
«Святитель Николай Чудотворец». Житие, перенесение мощей, чудеса, слава в России. – М., Издательство «Благовест», 2009. С. 70.
Источник моей информации о «страшном» землетрясении, «катастрофическом» наводнении – сайт «Николай Чудотворец», журнал «Туризм и отдых» №50, 2009 г., и некоторые сайты туристических компаний, рекламирующие отдых в Турции.
«Святитель Николай Чудотворец». Житие, перенесение мощей, чудеса, слава в России. – М., Издательство «Благовест», 2009.
«Сказание о перенесении мощей святителя Николая, архиепископа Мирликийского», день памяти 9 мая.
«Венеция – хранительница мощей Святителя Николая Чудотворца». Священник Алексий Ястребов – настоятель прихода святых Жен-Мироносиц Московского Патриархата в Венеции.
«Святитель Николай – ревнитель и защитник православия».
Святой Пахомий Великий (ум. 346) – египетский монах, выходец из фиванских крестьян, основал первый христианский общежительный монастырь и составил первый монастырский устав, который сохранился в латинском переложении, выполненном Иеронимом в 404 году.
«Святой Николай, епископ Пинарский и архимандрит Сионский». Труды Киевской Духовной Академии, 1869, июнь.
Согласно Димитрию, отца Николая звали Феофан. По мнению архимандрита Антонина, Димитрий ошибся.
«…безыменный летописец западный ХII-го или около того века» записал «в одном месте своей хроники (французских государей, от Дагоберта I до Пипина): „при том же Константине (Погонате) процветал блаженный Николай архиепископ, который после в Мирее при Юстиниане младшем императоре в год воплощения Господня 673-й отошел ко Господу“» (Архимандирт Антонин).
Морозов Николай Александрович. «Откровение в грозе и буре». История возникновения Апокалипсиса. Москва, 1907. Издание В. М. Саблина.
Это образ апостола Иоанна я заимствовал из книги В. А. Николаева «Горячий апостол или Святой апостол Пётр» (НООФ «Родное пепелище», с. Николо-Погост, 2007). Николаев Валентин Арсеньевич (1937—2008) – член Союза писателей СССР, прозаик, родился в деревне Вторушкино (Юрьевский район Ивановской области), с 1979 года жил в Нижнем Новгороде.
«Читая Апокалипсис». Беседы об Откровении святого Иоанна Богослова. Издательский дом «Жизнь с Богом». Москва, 2007. С.14.
«Апокалипсис или откровения святого Иоанна Богослова».
«Замечания на книгу пророка Даниила и Апокалипсиса святого Иоанна». Петроград. Издание Т-ва А. С. Суворина – «Новое Время», 1915. С. 183. Исаак Ньютон (1643—1727) – физик, математик и астроном.
«Введение в Новый Завет». М.: Библия для всех, 2005. Дональд Гатри (Donald Guthrie) (1915—1992) – окончил Лондонский университет, преподавал «Новый Завет» в Лондонском библейском колледже.
Библейская энциклопедия. Труд и издание архимандрита Никифора. Типография А. И. Снегиревой. Москва, 1891 г. С. 661. Репринтное издание. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1990 г.
Подробно о Поликарпе – глава «Свидетели Апокалипсиса».
Полный Православный богословский энциклопедический словарь. Издательство П. П. Сойкина, Санкт-Петербург. Т. 1. С. 579. Репринтное издание. Концерн «Возрождение», Москва, 1992.
«Житие и страдание святого священномученика Поликарпа, епископа Смирнского», день памяти 23 февраля.
«Панарион», 51: 33. «О ереси, которая не принимает Евангелие от Иоанна и его Апокалипсиса; тридцать первой, а по общему порядку пятьдесят первой ереси». Т. 2. С. 413.
«Читая Апокалипсис». С. 138.
Примечание к стиху 13:18 «Апокалипсиса». С. 1388. «Библия, книги священного писания Ветхого и Нового завета, канонические». Современный русский перевод. Москва. Российское библейское общество. 2011.
«666 – как число апокалипсического зверя». Дулуман Евграф Каленьевич (р. 1928) – атеист, профессор, доктор философских наук, кандидат богословия, заслуженный деятель культуры Украинской ССР, окончил Одесскую Духовную семинарию (1945—1947) и Московскую Духовную Академию (1947—1951). Е. К. Дулуман сослался на книгу The Greek New Testament. Fourht Revised Edition. Introduction. Stuttgard, 1993. С. 862, научные примечания к тексту 13: 8 «Апокалипсиса».
«Викторин Петавский». Православная энциклопедия.
«Тихоний Африканец». Энциклопедический Словарь Ф. А. Брокгауза и И. А. Ефрона.
У четырёх императоров в этом перечне были соправители. У Констанция – Константин II, Констант, Магненций; у Валента – Валентиниан; у Феодосия – Грациан, Магн Максим, Евгений; у Аркадия – Гонорий. Соправители руководили Западом. А эти четверо – руководили Востоком. Златоуст был подданным восточного императора.
Цитата из книги философа и литератора Е. П. Блаватской (1831—1891) «Тайная Доктрина», Т. 3, Отдел XIV. Блаватская сослалась на книгу Анастасия Синаита: Анаст., «Patrol. Grecque», том LXXXIX, col. 523, quaest. XX.
«Античный гностицизм. Фрагменты и свидетельства». СПб.: «Издательство Олега Абышко», 2002. С. 254. Примечание 4. Афонасин Евгений Васильевич – доктор философских наук, профессор Новосибирского государственного университета.
«Страсти апостолов Петра и Павла». Перевод и комментарии А. П. Скогорева. Перевод с латинского выполнен по изданию Липсия-Бонне: Acta Apostolorum Apocrypha, v. I, p. 119—177; 223—234.
«Ветхозаветные пророки (Библейские пророки от Амоса до Реставрации. VII – IV в. до н. э.)». Совместное издание общества «Библиотека „Звезды“» и ЛО издательства «Советский писатель», Ленинград, 1991. С. 115.
«Исайя». Краткая Еврейская энциклопедия.
Подробно об этом – глава «Житие святого отца нашего Иоанна Златоустого, патриарха Константинопольского».
102. Письмо к Маркеллину и Анапсихии. Т. 3. С. 286.
«Божественная комедия», «Чистилище», 22: 82.
Амброджио Донини. «У истоков христианства» (Ambrogio Donini, «Storia del cristianesimo»). Политиздат, 1979.
Жизнь и труды апостолов – К.: Типография Киево-Печёрской Лавры, 2008. Глава «Жизнь, труды и страдания семидесяти апостолов христовых».