Преподобный Ефрем Сирин. Слово 106. Об антихристе. 4.2.
Преподобный Макарий Великий. Беседа 31, гл. 4.
Благовестник. Объяснение на Ии. 5, 43.
Преподобный Ефрем Сирин. Слово 106, 4.2.
«Взирати на небо (подвижнику молитвы) зело редко подобает страха ради (из предосторожности) лукавых на воздусе духов, сего ради и именуются воздушнии дуси, иже производят многая и различныя прелести на воздусе». Симеон Новый Богослов. О третием образе внимания. Добротолюбие. Ч. 1.
Преподобный Ефрем Сирин. Слово
Откр. 13, 2. Зверь, которого я видел, был подобен барсу; ноги у него – как у медведя, а пасть у него – как пасть у льва.
В синодальном переводе: и дал ему дракон силу свою и престол свой и великую власть. – Прим. ред.
Преподобный Макарий Египетский. Беседа 7, глава 5.
Преподобный Макарий Великий. Слово 1, гл. 13.
Преподобный ассиан Римлянин. Книга IV, гл. V.
Объяснение на вышеприведенные слова 19 – й главы Евангелия от Матфея.
По объяснению блаженного Феофилакта. Благовестник.
Исторические сведения в этом поучении заимствованы из: Флери. Церковная история. T. 1, кн.1.
Такой взгляд христианина собственно на себя отличается совершенным отличием от так называемого оптимизма, или учения, что все в мире идет к лучшему. В противность этому учению Священное Писание утверждает, что все доброе постепенно ослабевает.
Слово 3. Гл. 12, 13 и 14.
Преподобный Макарий Великий. Беседа 4, гл. 9.
В синодальном переводе: прах ты и в прах возвратишься. – Прим. ред.
Преподобный Исаак Сирский. Слово 48.
2 Пет. 1, 19. Мы имеем вернейшее проронеское слово; и вы хорошо делаете, что обращаетесь к нему, как к светильнику, сияющему в темном месте, доколе не начнет рассветать день и не взойдет утренняя звезда в сердцах ваших.
По объяснению блаженного Феофилакта Болгарского.
В синодальном переводе: приобретайте себе друзей богатством неправедным, чтобы они, когда обнищаете, приняли вас в вечные обители. – Прим. ред.
Блаженному Серафиму Саровскому.
«Солгася древле Адам и бог возжелав быти, не бысть. Человек [человеком] бывает Бог, да бога [богом] Адама соделает». Акафист Божией Матери. 4-я стихира.
Преподобный Симеон Новый Богослов. Слово о вере. Добротолюбие. 4.1.
Страдание святого мученика Филимона. Четьи-Минеи. 14 декабря.
Преподобный Симеон Новый Богослов. Гл. 1. Добротолюбие. 4.1.
Здесь указывается на некоторые религиозные партии, обращавшие на себя внимание Северной столицы в 1823-м и 1824 годах.
Каллист и Игнатий Ксанфолули. Добротолюбие. М. 2.
Тропарь на часах Святой Пасхи.
В переводе П. Юнгерова: право слово Господне и все дела Его верны. – Прим. ред.
В переводе П. Юнгерова: будет руководить кротких в суждении, научит кротких путям Своим. – Прим. ред.
Святой Исаак Сирский. Слово 36.
Преподобный Григорий Синаит. О прелести и пр. Добротолюбие. 4.1. Св. Каллист и Игнатий Ксанфопулы. Гл. 73. Добротолюбие. Ч. 2.
Алфавитный патерик.
Преподобный авва Дорофей. Поучение 13.
Преподобный Кассиан. Слово о рассуждении. Добротолюбие. 4.4.
Преподобный Симеон Новый Богослов. Главы деятельные и богословские. Гл. 4. Добротолюбие. 4.1.
«Плоть имеет свою волю» (т. е. свое пожелание), – сказал преподобный Марк Подвижник, ссылаясь на апостола (Еф. 2, 3). Слово 4.
О том, что верой уничтожается разум плотский и душевный и рождается разум духовный, см.: Преподобный Исаак Сирский. Слово 28.
Передали нам то бывшие с самого начала очевидцами и служителями Слова (Лк. 1,2).
«Хлеб прием в руце предатель, сокровенно тыя простирает и приемлет цену Создавшаго Своими руками человека». Кондак, глас 2-й в Великий Четверток.
«Господи, осудиша Тя Иудеи на смерть, Жизнь всех». Тропарь 3-го гласа в Великий Пяток. – «Видя разбойник Начальника жизни на кресте висяща, глаголаше: аще не бы Бог был воплощься, Иже с нами распныйся, не бы солнце лучи своя потаило, ниже бы земля трепещущи тряслася: но вся терпяй помяни мя, Господи, во Царствии Твоем». Тропарь 9-го часа.
Преподобный Макарий Египетский. Духовные беседы, послание и слова. Беседа 37. Гл. 5. Преподобный Марк Подвижник. Слово 6.
Физики.