Примечания

1

Начало «Симфонии» было опубликовано в журнале «Вышенский паломник» №№ 1-12 (Рязань, 1996–2001 гг.).

2

См. Приложение 3.

3

В 1999 году в издательстве «Правило веры» (Москва) вышла книга архимандрита Георгия (Тертышникова) «Святитель Феофан Затворник и его учение о спасении».

4

Макарий (Веретенников), архимандрит. «Некролог» // Вышенский паломник, 1998, № 8. С. 50–51.

5

С XVII в. в течение четырех веков важное место среди православных обителей занимала Глинская Рождество-Богородицкая общежительная пустынь Курской епархии. Она была одной из тех редких на Руси обителей, в которой старческое окормление было утверждено Уставом. Впоследствии Глинский устав, составленный по образцу Афонского, полностью или частично был заимствован многими русскими монастырями.

6

Здесь и далее использованы книги:

Иоанн (Маслов), схиархимандрит. Глинская пустынь. История обители и ее духовно-просветительская деятельность в XVI–XX веках. М., Издательский отдел Московского Патриархата, 1994;

Маслов Н.В. Благодатный старец. Схиархимандрит Иоанн (Маслов). М., Издательство Московской Патриархии, 2000;

– Магистр богословия Московской Духовной Академии архимандрит Георгий (Тертышников) / Сост. прот. Сергий Правдолюбов. М., Святитель Киприанъ, 1998).

7

Возобновителем Глинской пустыни в 1942 году был ее прежний настоятель – архимандрит Нектарий (Нуждин). Он восстановил обитель, собрал братию, вновь ввел истинно подвижнический Устав, учредил старчество. Почувствовав свой близкий исход, отец Нектарий передал управление монастырем иеросхимонаху Серафиму (Амелину, впоследствии схиархимандриту).

8

Бывшие иноки Глинской пустыни до начала 50-х годов составляли почти половину насельников вновь открытого монастыря. Благодаря их высокой духовной настроенности, верности древним традициям обители в Глинской пустыни строжайше соблюдались все монашеские обеты. Несмотря на то что почти две трети насельников были в те годы старше 60 лет, немощные телесно, но сильные духовно, они своей молитвенно-трудовой иноческой жизнью восстановили и благоустроили Глинскую пустынь. Их высокая духовная целенаправленность была результатом старческого окормления.

9

Ср. Еф. 5,16.

10

В данной статье – ссылки на Библиографию Приложения 2.

11

Ср.:…на подсвечнике, и светит всем в доме (Мф. 5, 15). (Курсив в цитате наш. – Изд.)

12

Канонизирован Русской Православной Церковью в 1977 году.

13

Святой равноапостольный Николай, архиепископ Японии.

14

Ссылки на источники творений святителя Феофана – Приложение 1.

15

Малопонятные слова и выражения см. в Словаре – книга II, Приложение 2.

16

…когда двери были заперты (Ин. 20, 26). (Курсив наш. – Изд.)

17

Ср.:…ты тепл, а не горяч и не холоден (Откр. 3, 16). (Курсив наш. – Изд.)

18

См.: Мф. 9,13.

19

Всегда я видел Господа пред собою, ибо Он одесную меня.

20

начавший… будет совершать.

21

…гнев Божий с неба на всякое нечестие и неправду человеков.

22

Покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов.

23

Почила уже матерью Магдалиной в Елецком женском монастыре. О ней – в «Страннике» за 1876 год (9, с. 106).

24

Но сокровище сие мы носим в глиняных сосудах.

25

о конце твоем

26

Граф М.М. Сперанский был автором писем о духовной жизни, опубликованных в «Русском архиве» в январе 1870 года.

Загрузка...