Начало «Симфонии» было опубликовано в журнале «Вышенский паломник» №№ 1-12 (Рязань, 1996–2001 гг.).
См. Приложение 3.
В 1999 году в издательстве «Правило веры» (Москва) вышла книга архимандрита Георгия (Тертышникова) «Святитель Феофан Затворник и его учение о спасении».
Макарий (Веретенников), архимандрит. «Некролог» // Вышенский паломник, 1998, № 8. С. 50–51.
С XVII в. в течение четырех веков важное место среди православных обителей занимала Глинская Рождество-Богородицкая общежительная пустынь Курской епархии. Она была одной из тех редких на Руси обителей, в которой старческое окормление было утверждено Уставом. Впоследствии Глинский устав, составленный по образцу Афонского, полностью или частично был заимствован многими русскими монастырями.
Здесь и далее использованы книги:
– Иоанн (Маслов), схиархимандрит. Глинская пустынь. История обители и ее духовно-просветительская деятельность в XVI–XX веках. М., Издательский отдел Московского Патриархата, 1994;
– Маслов Н.В. Благодатный старец. Схиархимандрит Иоанн (Маслов). М., Издательство Московской Патриархии, 2000;
– Магистр богословия Московской Духовной Академии архимандрит Георгий (Тертышников) / Сост. прот. Сергий Правдолюбов. М., Святитель Киприанъ, 1998).
Возобновителем Глинской пустыни в 1942 году был ее прежний настоятель – архимандрит Нектарий (Нуждин). Он восстановил обитель, собрал братию, вновь ввел истинно подвижнический Устав, учредил старчество. Почувствовав свой близкий исход, отец Нектарий передал управление монастырем иеросхимонаху Серафиму (Амелину, впоследствии схиархимандриту).
Бывшие иноки Глинской пустыни до начала 50-х годов составляли почти половину насельников вновь открытого монастыря. Благодаря их высокой духовной настроенности, верности древним традициям обители в Глинской пустыни строжайше соблюдались все монашеские обеты. Несмотря на то что почти две трети насельников были в те годы старше 60 лет, немощные телесно, но сильные духовно, они своей молитвенно-трудовой иноческой жизнью восстановили и благоустроили Глинскую пустынь. Их высокая духовная целенаправленность была результатом старческого окормления.
Ср. Еф. 5,16.
В данной статье – ссылки на Библиографию Приложения 2.
Ср.:…на подсвечнике, и светит всем в доме (Мф. 5, 15). (Курсив в цитате наш. – Изд.)
Канонизирован Русской Православной Церковью в 1977 году.
Святой равноапостольный Николай, архиепископ Японии.
Ссылки на источники творений святителя Феофана – Приложение 1.
Малопонятные слова и выражения см. в Словаре – книга II, Приложение 2.
…когда двери были заперты (Ин. 20, 26). (Курсив наш. – Изд.)
Ср.:…ты тепл, а не горяч и не холоден (Откр. 3, 16). (Курсив наш. – Изд.)
См.: Мф. 9,13.
Всегда я видел Господа пред собою, ибо Он одесную меня.
начавший… будет совершать.
…гнев Божий с неба на всякое нечестие и неправду человеков.
Покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов.
Почила уже матерью Магдалиной в Елецком женском монастыре. О ней – в «Страннике» за 1876 год (9, с. 106).
Но сокровище сие мы носим в глиняных сосудах.
о конце твоем
Граф М.М. Сперанский был автором писем о духовной жизни, опубликованных в «Русском архиве» в январе 1870 года.