Я воспитывался в семье, где особое внимание уделялось самодисциплине. Контроль над импульсами поощрялся. Лень осуждалась. Сдержанность и умеренность удостаивались похвалы.
Излишества и чрезмерность презирались.
Справедливости ради отмечу, что в детстве у меня не было нехватки ласки и нежности. Могло сложиться впечатление, что мои родители были авторитарными людьми, однако это не так. Напротив, они окружали нас с братом такой сильной любовью, эмпатией и поддержкой, какую только люди способны давать своим детям.
При этом трезвый анализ того периода моей жизни приводит к одному важному осознанию: мои родители преподавали нам с братом жесткие и ценные уроки о многочисленных достоинствах самодисциплины.
От этих уроков мы часто отмахивались. Я был своевольным. Упрямым. Нетерпеливым. Иногда неуправляемым (милосердный человек мог бы назвать это независимостью или свободолюбием).
Как и следовало ожидать, жизнь внесла свои коррективы.
В детстве у меня был лишний вес. Как и большинство детей, я очень любил сладкое. Я не был достаточно взрослым, чтобы сдерживать свои порывы, поэтому ел очень много вредной пищи. Мои родители предпринимали героические попытки ограничить меня в еде, но я часто оказывался вне их контроля благодаря школе, тренировкам по плаванию и времени, проведенному с друзьями.
Несмотря на активную жизнь и постоянное сжигание калорий, я набрал много лишних килограммов.
С раннего возраста (с шести лет) я занимался спортивным плаванием. Как вы понимаете, лишний вес стал для меня проблемой. Это мешало мне выступать на соревнованиях. Несмотря на мечты стать великим, я редко поднимался выше среднего уровня.
К моменту перехода в среднюю школу мои навыки едва ли можно было назвать хотя бы посредственными. Было ясно, что мои дни соревновательного плавания подходят к концу.
Я бросил, когда мне было 15 лет.
Еще одной проблемой стала учеба. Из-за нехватки дисциплинированности я не успевал учиться должным образом. Только благодаря настойчивым просьбам мамы я мог находить время и прикладывать усилия. Без ее влияния моя успеваемость, скорее всего, была бы ужасной. Но все же я часто не выполнял задания и плохо сдавал экзамены.
Недисциплинированность давала о себе знать и в старших классах. У меня было больше свободы и масса возможностей тратить время, которое следовало бы посвятить учебе, на другие вещи. Я учился достаточно хорошо, но никогда не мог сравниться с более ответственными ребятами.
В выпускном классе пришло время подавать документы в университет. Я хотел учиться в престижном, но ни один из них не принял меня. Мои оценки были недостаточно хорошими. А внеучебной деятельности у меня было мало (если она вообще была). Поскольку выбор был ограничен, я поступил в тот, что не имел статуса и репутации лучшего учебного заведения.
Учеба в университете была захватывающим временем. Тогда у меня было больше свободы, чем когда-либо. К сожалению, она принесла больше вреда, чем пользы. Стоя перед выбором учиться или не учиться, я регулярно выбирал последнее. Мне не хватало дальновидности, чтобы предвидеть, как это повлияет на мою дальнейшую жизнь.
В средней и старшей школе полный провал был маловероятен. Домашние задания были относительно простыми. Экзамены иногда были сложными, но с ними можно было справиться с помощью зубрежки. В университете все было иначе. Выполнение заданий требовало времени и сил. Экзамены зачастую невозможно было сдать без многочасовой подготовки к ним.
Я был вынужден отказаться минимум от одного занятия и плохо успевал по другим. Кроме того, я постоянно засыпал на лекциях из-за нестабильного графика сна (что является прямым следствием недисциплинированного образа жизни). Один из преподавателей отозвал меня в сторону и спросил, все ли в порядке дома. Он был обеспокоен.
Моя недисциплинированность и неспособность контролировать свои импульсы и дальше оказывали негативное влияние и имели неприятные последствия, которые я, к сожалению, не мог предвидеть.
Я окончил университет и устроился на работу в одну корпорацию. Хотя я стремился к назначению на должность, которая сулила высокую зарплату и возможность общения с влиятельными и авторитетными руководителями, этого не произошло. Моя успеваемость во время учебы оказалась камнем преткновения. ой аттестат не впечатлял, а должность, которую мне предложили, находилась ниже в корпоративной пищевой цепочке. Значительно ниже.
Можно было бы предположить, что я усвоил уроки прошлого и что на этот раз у меня хватило осознанности, чтобы признать свои промахи, увидеть их негативные последствия и что-то изменить. Но нет, я этого не сделал. Точнее, я понял свои ошибки, но это не сподвигло меня взять на себя ответственность за них.
И не побудило развивать самодисциплинированность.
Я продолжал поддаваться своим импульсам. Занимался индульгированием[1], регулярно отдавая предпочтение чувству сиюминутного удовлетворения, а не отложенному вознаграждению, равному по величине времени и усилиям, которые я потратил бы для достижения долгосрочной цели.
Это, конечно, сказалось на моей работе. Ее качество сильно страдало. Как следствие, меня стали обделять вниманием, если дело касалось продвижения по службе, и у меня стало меньше возможностей «засветиться». Последствия моей недисциплинированности проявлялись и за пределами офиса. Я продолжал бороться с лишним весом. Страдали отношения. У меня больше не было увлечений, которые требовали сосредоточенности, времени и усилий.
Это было пустое время моей жизни. Я редко испытывал чувство глубокого удовлетворения, которое обычно сопровождает большие достижения. Не ощущал эмоционального удовольствия от осознания, что труды принесли видимый результат.
Я был несчастлив. Я чувствовал, что годы проходят бесцельно. Но вместо того чтобы заглянуть внутрь себя и понять, что эти чувства могут быть вызваны недостатком дисциплины, я сосредоточился на внешнем. Предположил, что мое уныние связано с карьерой. И снова вместо того чтобы задуматься, так ли это на самом деле (ведь размышления тоже требуют дисциплинированности), я убедил себя в том, что так оно и есть.
Я решил все изменить. И уволился с работы.
Работая в корпорации, я подрабатывал на стороне.
Уволившись, я посвятил себя созданию собственного бизнеса.
Вы можете сказать, что это также требует сдержанности и самоконтроля. И в каком-то смысле это так.
Бизнес сам себя не построит. Но помните, я все еще не думал о негативных последствиях своей недисциплинированности. По крайней мере, я их не осознавал. Поэтому я продолжал вести свой «свободный и беззаботный» образ жизни.
Например, я играл в видеоигры с друзьями, не обращая внимания на время. Я регулярно ложился спать в два часа ночи, просыпался в пять утра, а чтобы восполнить недостаток бодрости, пил кофе.
Мое питание было ужасным, и здоровье страдало.
Концентрация внимания значительно снизилась.
Пострадали мои отношения. Я все еще пытался сбросить лишние килограммы. Хотя я наслаждался свободой, которую получил благодаря отсутствию постоянной работы, я по-прежнему чувствовал себя несчастным.
Бизнес развивался и приносил хороший доход, достаточный для того, чтобы отвлечься от этих неудач.
Что-то в ведении успешного бизнеса заставляет вас поверить, что вы на правильном пути, принять это как данность. Я полагал (ошибочно), что принимаю верные решения и разумно расходую свое время.
Эти заблуждения оказались губительными. За моей беспочвенной уверенностью скрывались фундаментальные проблемы.
В конце концов бизнес потерпел крах.
Сейчас все по-другому.
После краха бизнеса я наконец сел и задумался о своей жизни, проанализировал, что происходило в ней до этого момента. Хотелось бы сказать, что это было продиктовано стремлением к самоанализу и снизошедшим на меня прозрением. Но это не так.
Мною двигало отчаяние, разочарование и стресс. Звучит удручающе, но это стало именно тем толчком, который был мне необходим для выявления проблем, лежащих в основе моих неудач.
Я принял некоторые суровые истины о себе.
И признал, что мне необходимо существенно изменить свою жизнь, чтобы она наконец стала полноценной.
Я решил поработать над самодисциплиной. Как ни странно, до провала в бизнесе я считал себя самодисциплинированным человеком. Поразительно (и тревожно), как легко было заблуждаться.
Как только я столкнулся со своими недостатками и принял, признал их, я увидел, что у меня действительно есть только один путь. И он предполагает усердную работу. Но он и сулит вознаграждение, которого я очень (в некотором смысле даже отчаянно) желал.
Это решение изменило мою жизнь.
Моя жизнь до принятия решения стать более дисциплинированным человеком не была чередой сплошных неудач. Были периоды успеха, когда я ощущал радость и удовлетворение. Но эти периоды всегда были какими-то ограниченными, ненадежными, кратковременными.
Например, я худел, но снова набирал вес. Меня несколько раз повышали в должности, но я был свидетелем того, как коллеги, работавшие лучше, получали повышение раньше меня. Я наслаждался отношениями, но большинство из них угасало. Было много взлетов и падений.
Развитие самодисциплины позволило мне сгладить кривую. Конечно, взлеты и падения все еще случаются, но максимумы уже не такие высокие, а минимумы не такие низкие. Наоборот, стало больше постоянства. Кроме того, большая часть глупостей, которые приводили к депрессивным и безысходным падениям в прошлом, исчезла.
Сегодня мое здоровье значительно улучшилось.
Вес находится на отметке, которая меня полностью устраивает. Отношения стали лучше и теперь приносят больше счастья. И моя работа (в основном писательская) наполняет меня гораздо более глубоким чувством удовлетворения.
Если вы дочитали до этого места, спасибо вам. Мне неловко раскрывать свои прошлые промахи и разочарования. Я надеюсь, что моя история покажет пагубные последствия упрямой недисциплинированности. Возможно, вы даже найдете в ней что-то, что перекликается с вашим опытом.
Суть в том, что перемены возможны. Независимо от обстоятельств, вы можете уже сегодня принять решение лучше контролировать свои импульсы, преодолеть лень и предпринять действия, которые позволят жить в соответствии со своими ценностями, убеждениями и устремлениями. Я надеюсь, что это вдохновит вас на то, чтобы вести дисциплинированный образ жизни.