Часть I. И о предпринимателе замолвите слово…

Журналистка берёт интервью у миллионера



Глава 1. Российский малый бизнес не хочет платить налоги

В жизни есть две неизбежности – смерть и налоги.

(Б. Франклин)

Наша первая встреча с Владимиром – молодым предпринимателем – мне запомнилась тем, что он хотел поскорее начать своё дело и, естественно, молниеносно стать богатым и уважаемым бизнесменом. Он искренне не понимал, зачем ему консультироваться со мной, ведь он уже готов: прочитал необходимую литературу, открыл ИП и расчётный счёт, заказал красивую печать, снял офис в престижном районе. На консультацию молодой человек поехал по просьбе своей мамы, которую обожал. Сказать, что Владимир был скептически настроен, это не сказать ничего. Особенно когда наш диалог начался с рассказа о налогах…

Я: В жизни каждого предпринимателя есть только одна гарантия – необходимость платить налоги. Даже если очень не хочется, даже если делаешь всё, чтобы их не платить, в любом случае ангел возмездия в лице Налоговой инспекции настигнет тебя. Никто не знает достоверно, есть ли жизнь после смерти. Но жизнь после уплаты налогов точно есть. Часто она действительно спокойная, как обещает знаменитый слоган Федеральной Налоговой службы (ФНС): «Заплати налоги и спи спокойно». Хотя и беднее, чем до этого момента.

В.: А почему я должен отдавать государству заработанные «потом и кровью» деньги? Это же мой труд, значит, и прибыль вся моя.

Я: Давайте разберёмся, что такое «налоги», и почему их нужно платить.

Налог – это денежная обязательная сумма платежа, которая взимается с организаций и физических лиц только в наличной форме или с помощью безналичного перевода, безвозмездно и индивидуально. Он не является благотворительным и уплачивается всеми для материального обеспечения жизнедеятельности государства и/или муниципальных образований. Но при этом государство не обязано предпринимать в пользу конкретного налогоплательщика какие-то действия, которые приносят ему прямую финансовую выгоду от такой уплаты. Исключение составляет право каждого налогоплательщика пользоваться социальными и/или культурными благами, которые возникают и существуют в результате взимания налогов.

Из истории налогов

Первым условным налогом считается жертвоприношение. Хотя и сегодня его тоже можно так назвать, учитывая, с каким трудом современный предприниматель отрывает от сердца налоги.

Моисей в Пятикнижии указал: «…И всякая десятина на земле, из семян земли и из плодов дерева, принадлежит Господу, есть святыня Господня». Таким образом, первая известная истории налоговая ставка была 10% от доходов человека. Согласитесь, она не сильно «прибавила в весе» за столько сотен лет.

В 443 году до н. э. государство, именуемое Древним Римом, состояло из собственно города Рим и территорий вокруг него. В то время, когда государство вело военные действия, с римских граждан собирался денежный налог (ценз). Его сумма пересматривалась раз в пять лет. В этот период как раз и зародились основные принципы декларации о доходах: жители Рима подавали сведения цензорам о своём имуществе и составе семьи. Когда наступал мир, и римляне отдыхали от войны, затраты государства большей частью состояли из расходов на строительство общественных зданий, которые покрывала сдача в аренду земель, принадлежавших всему обществу. А государственных управленческих расходов практически не было, так как должность магистрата исполнялась на безвозмездной (!) основе. Потом вслед за увеличением территорий Римской империи изменялась и налоговая система. Естественно, в сторону увеличения количества видов налогов.

На Руси IX—XII века основой пополнения казны князя была дань – прямой налог. Она взималась двумя способами: «повозом» и «полюдьем». В первом случае дань привозили правителю в Киев, во втором – князь и его дружинники сами ездили за ней. В основе расчёта дани лежало количество печей и труб в каждом доме, иначе говоря, люди платили за «дым». Также взимались торговые и судебные пошлины – косвенные налоги.

Далее исторически состав налогов менялся во времена татаро-монгольского ига, Иоанна III и IV. Не остался в стороне и Пётр I, который ввёл чрезвычайные налоги для покрытия дополнительных расходов. При Александре II была проведена реформа организации сбора налогов в связи с отменой крепостного права 1861 года.

В начале советского периода появились не только твёрдые сроки уплаты налогов, но и взыскания за просрочку или неуплату положенных сумм. К неплательщикам иногда даже применялась «расстрельная статья». В период новой экономической политики были введены новые «классовые» налоги: индивидуальное обложение кулацких хозяйств сельскохозяйственным налогом, налог на сверхприбыль, трудгужналог.

В 1930 году налоговая система принципиально изменилась. Доходы государства стали складываться не из налогов, а за счёт прямого изъятия прибыли всех промышленных и торговых предприятий страны. В конечном итоге принципы налогообложения в большей части устарели и перестали быть источником пополнения бюджета. Но во время Великой Отечественной войны, когда у государства появились дополнительные расходы, возникла необходимость во введении ранее не существовавших налогов и сборов. Ярким примером может служить появление налога на холостяков, одиноких и малосемейных граждан СССР, который был призван собрать средства в пользу многодетных семей. Кстати, он был упразднен только в начале 1990-х годов.

В шестидесятые годы двадцатого века пытались постепенно отменить налог с заработной платы трудящихся и служащих, в связи с «неминуемым построением коммунизма». Думаю, что сейчас работающие граждане нашей страны не отказались бы от подобной инициативы.

Формирование основных принципов налоговой системы России, как мы её с вами знаем, пришлось на конец 1991 года. Годом ранее, в составе Минфина СССР была создана Главная государственная налоговая инспекция. В 2004 году она была переименована в Федеральную налоговую службу.

В 1998 году была утверждена первая часть Налогового кодекса РФ (НК РФ), а в 2000 году были приняты некоторые главы второй. Усовершенствование налогового законодательства нашей страны продолжается и по сей день: разрабатываются новые главы второй части НК РФ для замены устаревших законов 1991 года.

В.: Ладно, понятно, налоги существовали практически всегда. «Но зачем их платить?» – вот в чём вопрос.

Я: На самом деле всё очень просто.

У любого государства есть финансовый план, где расписаны все его доходы и расходы. Этот план называется бюджет государства. Бюджет нашей страны состоит из федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ. Разработка этого важного финансового документа совершается на основании прогноза социально-экономического развития страны на каждый конкретный год.

Федеральный бюджет утверждается в форме федерального закона1 и обладает высшей юридической силой.



Рис. 1. Структура расходов бюджета РФ в 2018 году (млн рублей)

Как видно из рис. 1, почти треть государственного бюджета тратится на социальную политику, которая включает следующие направления:

– политику доходов населения (жизненный уровень, потребительская корзина);

– развитие отраслей в социальной сфере (например, науки);

– политику в сфере труда и трудовых отношений (оплата труда);

– социально-экологическую политику;

– социальную защиту и поддержку нетрудоспособных, малоимущих граждан (гарантии, пособия, пенсионное обеспечение);

– политику в области инфраструктуры (транспорт, дороги, связь).



Рис. 2. Структура доходов бюджета РФ в 2018 году (млн рублей)

К сожалению, почти половину доходов нашего бюджета всё ещё формируют нефтегазовые доходы. Но налоги, составляющие почти 30% от всех доходов государства, всё же платить надо. Иначе государство не сможет за счёт только нефтегазовых доходов финансировать все необходимые для страны расходы. К тому же, не все налоги и сборы идут в федеральный бюджет. Например, любимый многими предпринимателями налог, взимаемый в связи с применением упрощённой системы налогообложения (УСН), зачисляется в региональные бюджеты. А доходы от единого налога на вменённый доход (ЕНВД) – полностью в доходы местных бюджетов2.

В.: И вам не жаль отдавать свои «кровные» государству?

Я: Нет, мне не жаль. Я горжусь тем, что вношу свой вклад в общенациональное финансовое бюджетирование.

Ответом мне был крайне удивлённый взгляд Владимира. Я думаю, он еле сдерживался, чтобы не покрутить пальцем у виска, но воспитание не позволило. К тому же за мою предпринимательскую деятельность он не первый с такой реакцией.

Я: Знаете, Владимир, когда мне задают этот вопрос, я всегда вспоминаю историю одного предпринимателя, который очень не хотел платить налоги.

История первая. Об одном неплательщике налогов

Предприниматель, назовём его Павлом Ивановичем, занимался оптовой торговлей дорогостоящим производственным оборудованием и применял основную систему налогообложения (ОСНО). ОСНО – самая сложная и «дорогая» из всех систем: тут тебе и НДС, и НДФЛ. Перечислять в бюджет такие огромные суммы ему совсем не хотелось. Почему ИП выбрал себе такую непростую систему – об этом история умалчивает. Возможно, его покупателям нужен был НДС к вычету. Может быть, не проконсультировался с хорошим специалистом, когда открывал ИП. Или консультировался, но с не очень грамотным бухгалтером.

На самом деле это очень распространённая ошибка начинающих предпринимателей – не консультироваться с грамотным специалистом по налоговому учёту на предмет выбора корректной системы налогообложения.

Но факт остаётся фактом, и наш герой, глядя на астрономические суммы налогов, решил задачу просто – платить столько, сколько хочется, а не сколько положено по закону. Поэтому он поставил задачу перед своим бухгалтером – уплачивать налоги в пределах той суммы, которую он сочтёт нужным заплатить.

В моей практике более 80% индивидуальных предпринимателей и владельцев бизнеса предпочитают нанимать минимальное количество сотрудников с максимальным совмещением должностных обязанностей3. Павел Иванович не был исключением из этого правила, но он пошёл дальше своих собратьев-предпринимателей. Для максимальной экономии он нанял в качестве бухгалтера молодую девушку Аню – вчерашнюю выпускницу местного экономического института. По совместительству она ещё была менеджером и секретарём. Рабочих мест в провинции, особенно для начинающих специалистов, не так уж много, и Аня очень боялась потерять место работы. Она никогда не спорила с работодателем, что устраивало и её, и Павла Ивановича.

Вот так они жили – не тужили, пока не пришло к ним требование в связи с проверкой декларации НДС. Налоговый орган был в недоумении: по расчётным счетам проходили миллионы, а в декларации указывались те доходы, которые нужны были для расчёта «правильной» суммы НДС. К тому же по декларациям часто выходило, что не Павел Иванович должен платить НДС в бюджет, а государство ему должно его возмещать. Вы, наверное, скажете, мой читатель, что такого просто не может быть. Невозможно, чтобы предприниматель или бухгалтер не знали или хотя бы не догадывались о том, что банки подают сведения в налоговый орган о движении денежных средств на расчётных счетах организаций и предпринимателей.

Но, к сожалению, может. У нашего героя было два расчётных счёта. Один он открывал в 2011 году одновременно с ИП, а в то время4 организации и предприниматели обязаны были уведомлять ИФНС об открытии и закрытии расчётных счетов. А второй счёт он открыл сравнительно недавно в известном онлайн-банке и считал, что никому, кроме него и банка, неизвестно, какой там происходит оборот денежных средств. И он дал указание бухгалтеру в декларациях отражать доход только по одному из расчётных счетов. При этом расходы и НДС к зачёту5 отражались в полном объёме. Думаете, так не бывает! Увы, бывает.

Меня эти герои нашли через сарафанное радио, когда, естественно, требование уже имелось в наличии, и было всего пять рабочих дней на подготовку документов. Я посмотрела состояние базы «1С», первичные документы, и единственное, что я могла посоветовать – это сдать уточнёнки6 и доплатить необходимую сумму в бюджет. А после начисления штрафа подать ходатайство о снижении суммы штрафных санкций.

Привлекая организацию к налоговой ответственности, инспекция обязана учитывать смягчающие обстоятельства 7 . При наличии хотя бы одного из таких обстоятельств 8 сумма штрафа должна быть уменьшена по крайней мере в два раза 9 .

Надо отдать должное бухгалтеру, бумажный вариант всех первичных документов имелся в полном объёме и был безупречно подшит. Но в «1С» дела обстояли не настолько хорошо ввиду отсутствия знаний и опыта работы с бухгалтерскими программами. Предприниматель и в этом вопросе максимально экономил: из поддержки программы была только обязательная подписка на информационно-технологическое сопровождение. И Аня вела учёт, который лично я считаю самым сложным (ИП на ОСНО), методом «профессионального тыка».

Но Павел Иванович кричал, что ничего доплачивать он не намерен, грозил кулаком в воздух и посылал налоговую к такой-то матери. В общем, проигнорировали они и мои советы, и требование налоговой. Больше к моим услугам не прибегали.

Продолжение этой истории я узнала совсем недавно. Города у нас маленькие, и через пять рукопожатий все друг друга знают. Итогом забастовки нашего героя стало доначисление сумм НДС и НДФЛ за три последних года плюс пени, плюс штрафы. Огромная сумма набежала: 3,5 миллиона рублей. К сожалению, таких средств на счетах не было, и налоговая обратилась в суд.

По действующему законодательству индивидуальный предприниматель отвечает по всем своим обязательствам всем своим имуществом, принадлежащем ему на праве собственности 10 . Более того, в случае его смерти, долги, связанные с предпринимательской деятельностью при жизни, могут быть взысканы с наследников по требованию кредиторов, кроме имущества, указанного в статье 446 Гражданского кодекса РФ. Например, единственное жильё, в котором проживает ИП вместе со своей семьёй.

Суд вынес решение в пользу налоговой и постановил наложить арест на личную собственность предпринимателя с целью реализации в установленном законом порядке и погашения задолженности перед бюджетом. Вот такой невесёлый конец у этой истории. Однако он в полном объёме иллюстрирует необходимость соблюдать закон и платить налоги. Даже если не знаешь закона, то это всё равно не освобождает от ответственности. Нашим героям, Павлу Ивановичу и девушке Ане, очень повезло, что их не привлекли к уголовной ответственности11, как лиц, умышленно включающих заведомо ложные сведения в налоговую отчётность. Но это, конечно, ещё доказать надо было и, возможно, налоговая инспекция просто не стала этого делать.

В.: Д-а-а-а, не повезло Павлу Ивановичу. Но ведь сейчас все пытаются уйти от налогов…

Я: Нет, это неправда. Есть в моей «копилке» истории, которые опровергают это утверждение.

История вторая. О девушке-предпринимателе, которая хотела всё делать «как надо, по закону»

Предпринимательская деятельность героини моей второй истории, Марии, началась со скорбного момента – она осталась вдовой с тремя детьми. Покойный муж был гораздо старше её и хорошо зарабатывал: работал финансовым директором в одной местной крупной фирме и не настаивал, чтобы жена работала. Поженились они практически сразу после окончания ей института. Поэтому Мария ни дня в своей жизни не проработала, и тут такое горе. Собственного жилья у них не было. Дом, в котором проживала героиня с детьми и мужем, принадлежал родителям супруга. Но, к сожалению, они не питали нежных чувств ни к невестке, ни к родным внукам. И сразу после похорон попросили их съехать с принадлежащего им домовладения.

У Марии было две подруги: Эльвира – владелица парикмахерского салона и Елена – бухгалтер-аудитор. Дружили они ещё с институтских времён. У Эльвиры был большой дом, и её не затруднило приютить подругу с детьми. Она ушла с головой в бизнес, поэтому домашними делами, типа уборки или готовки, ей было некогда заниматься. Домой приходила практически только ночевать, а трапезничала в основном в ресторанах и кафе. Здесь необходимо упомянуть небольшой «пунктик» Марии: она обожала наводить чистоту. Поэтому решила привести дом подруги в «божеский» вид. Почти неделю она намывала, натирала все имеющиеся поверхности, безжалостно расправляясь с накопившейся пылью и пауками-домовиками.

Эльвира была поражена, как преобразилось её жилище, и предложила подруге работу в своём салоне. Другой свободной вакансии у неё не было, а от предложенной материальной помощи подруг моя героиня отказалась. Мария с радостью согласилась работать уборщицей: так она не чувствовала себя «нахлебницей» и должницей. С присущим ей усердием она стала наводить чистоту и лоск в салоне, в процессе чего постоянно пробовала разные средства, чтобы ощущение свежести могло долго сохраняться в парикмахерской.

Как это часто бывает, ей помог случай. Как-то раз она приехала за младшей дочкой в садик, но там проходило незапланированное мероприятие, и ей пришлось ждать, пока оно закончится. Вместе с ней на «скамье ожидающих» оказалась ещё одна мамочка. Они разговорились, и выяснилось, что эта женщина – официальный дистрибьютор одной российской марки профессиональных моющих средств. Мария очень заинтересовалась этой продукцией и договорилась, что возьмёт на пробу образцы. Моющие средства оказались действительно хорошего качества, и в скором времени салон «засиял». Также была решена проблема не всегда приятных запахов, часто сопровождающих парикмахерские.

Одна из постоянных клиенток, увидев качественное преображение в салоне красоты, предложила Марии убирать её дом на постоянной основе за сумму, в три раза превышающую ту, которую ей могла платить Эльвира. Подруга посоветовала согласиться, и так начался новый виток жизни моей героини.

Сарафанное радио – великая вещь. Через три месяца у Марии не было отбоя от клиенток, желающих воспользоваться её услугами. И тогда вторая подруга – Елена – посоветовала ей открыть своё дело и нанять персонал. Сказано – сделано. Подруга помогла ей правильно выбрать форму предпринимательской деятельности – ИП с сотрудниками – и подобрать самую оптимальную систему налогообложения – УСН (упрощённая система налогообложения).

Есть общее арифметическое правило при выборе между УСН 6% (объект налогообложения «доходы») и УСН 15% (объект налогообложения «доходы за вычетом расходов»):

если расходы составляют более 60% от выручки и небольшая наценка, то рекомендуется выбирать УСН со ставкой 15%;

если бизнес с высокой наценкой, и есть сотрудники, а расходы составляют менее 60% от объёма выручки, то рекомендуется выбирать УСН со ставкой 6%. Когда работников много, но не более 15 человек, расходы должны составлять более 80%.

Конечно, есть и другие определяющие факторы, склоняющие чашу весов в сторону того или иного выбора, но это правило позволяет быстро и с большой достоверностью определить наиболее выгодную ставку.

У нашей героини на момент открытия бизнеса планировалось всего три сотрудника, поэтому выбор был сделан в пользу УСН 6%, а её затраты были невысоки по сравнению со стоимостью услуг.

Бизнес Марии быстро набирал обороты, и уже через год её клининговая компания «Чистый дом» стала самой крупной в регионе. Она практически сразу после первых стабильных заработков переехала от Эльвиры на съёмное жильё и уже подумывала о покупке собственного.

И тут произошла ситуация-искушение, которая случается со многими предпринимателями, несмотря на чистые помыслы в отношении налогов. Ещё в самом начале подруга-аудитор предупредила мою героиню о необходимости полной и своевременной уплаты налогов. И до этого случая Мария жёстко придерживалась этого правила.

Все моющие средства и другие расходные материалы она закупала оптом. Как-то раз одна из её клиенток попросила продать ей несколько бутылок моющего средства за наличный расчёт. Но у Марии не было кассового аппарата, который в обязательном порядке требуется для розничной торговли при УСН. Поэтому этот небольшой доход она решила «забыть» при расчёте налогов. На её счастье, бухгалтер, работавший у неё, буквально через день проводил инвентаризацию, поэтому быстро обнаружил недостачу и заподозрил, в первую очередь, сотрудников. Об этом факте он сообщил, как положено, собственнику бизнеса. Но моей героине было стыдно признаться, что «воришка» – это она собственной персоной, поэтому сказала бухгалтеру, что разберётся во всём сама и примет необходимые меры.

Вечером того же дня она встречалась с подругами и рассказала о неловкой ситуации. Ей было стыдно перед бухгалтером и сотрудниками, которых из-за неё заподозрили в воровстве. Она уже сожалела, что польстилась на незаконный заработок. Эльвира и Елена посоветовали ей поговорить с бухгалтером начистоту и решить вопрос с розничной торговлей.

На следующий день Мария разъяснила ситуацию своему бухгалтеру, и они вместе приняли решение открыть вид деятельности «разносная торговля» на ЕНВД (единый налог на вменённый доход), а в дальнейшем приобрести кассовый аппарат12. Так как заявление о постановке на учёт в качестве плательщика ЕНВД можно подать в течение пяти рабочих дней после начала её применения, а первая продажа произошла за три дня до подачи заявления в налоговую, то они вполне успевали всё сделать по закону. К тому же этот вариант был существенно проще и быстрее, чем покупка контрольно-кассовой машины (ККМ) и постановка её на учёт в налоговом органе.

Вот так грамотный бухгалтер и хорошие подруги не дали «сбиться с пути» моей героине. Её бизнес расширяется и процветает и по сей день.

В.: Это была ваша клиентка?

Я: Нет, эту историю я знаю практически из первых уст – от своего парикмахера Эльвиры. А про фирму знаю, потому что тоже пользовалась её услугами.

В.: Спасибо за интересную информацию к размышлению. Я сделал для себя выводы.

Я: И какие же?

В.: Во-первых, налоги – это «зло», существующее так же долго, как и человек;

во-вторых, налоги бывают не только федеральные, но и региональные, и местные;

в-третьих, если мы не будем платить налоги, то государство не сможет развивать науку, культуру, выплачивать пенсии и пособия, поддерживать хотя бы минимальный уровень бесплатной медицины и так далее;

в-четвёртых, перед открытием бизнеса надо проконсультироваться с грамотным бухгалтером, чтобы выбрать лучшую для своей сферы систему налогообложения;

в-пятых, если не платить налоги, то начислят штрафы. А если не платить по-крупному, вообще посадят в тюрьму;

в-шестых, я как предприниматель несу ответственность всем своим имуществом;

и наконец, надо найти грамотного бухгалтера, чтобы спокойно заниматься бизнесом и не опасаться каждый день каких-либо проблем в части налогов.

Глава 2. Быть предпринимателем легко и просто

Заниматься бизнесом – то же самое,

что ехать на велосипеде:

либо вы движетесь, либо падаете.

(Неизвестный автор)

С момента нашей первой встречи с Владимиром прошёл месяц. Он с головой ушёл в рабочие дела бизнеса: поиск поставщиков, контакты с покупателями, реклама. Сотрудников пока решил не нанимать, так как понимал, что им нужно ежемесячно платить заработную плату. Нет сделок, значит, и денег нет. Вот он и крутился временно сам как белка в колесе.

Позвонил мне и расстроенным голосом попросил о встрече. У меня был небольшой перерыв между клиентами, и я согласилась.

В.: Евгения Павловна, с тех пор, как я начал свой бизнес, у меня испортились отношения с некоторыми моими знакомыми. Они теперь постоянно надо мной подтрунивают и не верят, что у меня сейчас довольно трудный период: «и швец, и жнец, и на дуде игрец»! У вас было когда-нибудь так?

Я: В моём окружении есть как предприниматели, так и люди, которые совсем не имеют отношения к бизнесу. Семья, близкие друзья и партнёры – все они понимают, как порой нелегко быть предпринимателем. Ведь иметь собственный бизнес – это, прежде всего, ответственность, а также тревоги, сомнения, иногда страх. Отсутствие нормального режима работы, отпуска, особенно в начале становления бизнеса.

В.: Семья-то, да, понимает. И близкие друзья тоже. А вот большинство приятелей…

Я: Да, Владимир, труднее всего объяснить это знакомым. Каждый второй из них уверен, что быть предпринимателем – это сплошной праздник, вагоны денег, никакого контроля. В общем, не жизнь, а песня. Хочу вам рассказать небольшую жизненную историю, свидетелем которой я была лично.

Я много езжу общественным транспортом. Да-да, я предприниматель, а машины у меня нет. Надо мной часто потешаются из-за этого, но мне не нравится водить машину. Однажды в маршрутке я услышала разговор двух женщин, видимо, подруг, лет шестидесяти.

Первая – жительница одного из районов в частном секторе – жаловалась второй на местного предпринимателя. Как я поняла, суть проблемы заключалась вот в чём. В их районе не было ни одного магазина, но имелся заброшенный пустырь. Какой-то предприниматель взял этот участок в аренду и построил там магазин. Не только его, но и небольшую детскую площадку, чтобы детям было не скучно, пока родители делают покупки. А также немного облагородил близлежащую территорию: положил тротуарную плитку, поставил пару лавочек, урны. В общем, по моему личному мнению, местные жители должны были быть довольны такими переменами. Но я глубоко ошибалась.

И вот какой между ними случился диалог:

Жительница района:

– Представляешь, этот вор-кровопийца плитку дорогущую вокруг своего магазина положил и дорогу заасфальтировал. Вор – он и есть вор!

Её подруга:

– Почему вор?

Жительница района:

– Конечно, вор. А кто ж ещё? Откуда у честного человека такие деньжищи на магазин?

Её подруга:

– Ну разве плохо стало? И магазин теперь под боком, не надо идти за несколько кварталов за хлебом. И детишкам есть где поиграть. И асфальт положил, значит, чище стало…

Жительница района:

– Так асфальт он только на той улице, где магазин, положил. На моей улице как не было, так и нет. Но я придумала, как этого кровопийцу честного народа наказать!

Её подруга:

– И что же ты придумала?

Жительница района:

– Ты ведь знаешь, что у меня бессонница, и я с Масиком (видимо, собака) очень рано гуляю, ещё все спят. Каждый день я за магазином отковыриваю по две плитки, кладу в пакет и уношу домой. Теперь, знаешь, какие у меня в огороде дорожки – загляденье! А этот кретин всё время их докладывает. Только отреставрирует площадку, а я снова уношу. Думаю, и двор вскоре себе застелю.

Её подруга:

– Что же ты делаешь? Ты же, получается, ничем не лучше его! Ты тоже воровка.

Жительница района:

– У вора украсть – это не воровство, а восстановление справедливости. Он у народа украл, а народ, в моём лице, себе украденное вернул.

В.: Вот это да! Ничего себе! Какая непорядочность и неблагодарность…

Я: Сказать, что я онемела, это ничего не сказать. Но самое печальное, что так думает не одна эта бабушка. Я очень часто слышу в адрес мужчин-предпринимателей, что они не заработали, а украли свои так называемые блага жизни: дома, машины, вещи. Если речь идёт о женщине-предпринимателе, то обычно говорят, что у неё есть обязательно любовник, и что женщина не может сама столько заработать. Редко кто-то из этих осуждающих задумывается о том, что у многих бизнесменов машины в кредите, квартиры – в ипотеке. Потому что обычно бо́льшая часть денег находится в обороте. Такие рассуждения, с моей точки зрения, крайне похожи на зависть и оправдание собственных неудач или нежелания что-либо делать, а не на конструктивное мышление.

В.: И что же делать? Как убедить людей, что бизнес – это не вечный праздник, а тяжёлый труд? Хотя признаюсь, до открытия своего дела, я тоже думал подобным образом.

Я: Убеждать никого не надо, пока люди сами не попробуют – до конца не поверят. Лично я отдаю предпочтение просвещению по мере своих сил. Вот вы, например, знаете историю российского предпринимательства?

В.: Нет, но с удовольствием бы послушал.

Из истории предпринимательства

Слово «предприниматель» произошло от глагола «предпринимать» и в русском языке появилось позднее, чем слово «предприятие». В современном русском языке это слово имеет два значения: 1) капиталист – владелец промышленного или торгового предприятия; 2) аферист – организатор выгодных дел. Определение возникло в книжном русском языке не раньше сороковых-пятидесятых годов XIX века и образовано под сильным влиянием французского «enterpreneur» – антрепренер (с фр. предприниматель)13.

Российское предпринимательство берёт свои истоки в Киевской Руси IX века. Первыми российскими предпринимателями можно назвать русских купцов. Крупные зоны российского предпринимательства формировались в местах различных промыслов, развивающихся сельских и городских ремёсел, дерево- и металлообработки вкупе с торговлей.

Первый документ, регулирующий предпринимательскую деятельность и отношения между предпринимателями на Руси – кодекс «Русская правда» – был принят уже в середине IX века. В нём были закреплены принцип и право неприкосновенности собственности, а также предусмотрена процедура банкротства.

В XVI веке зародилась Нижегородская ярмарка, благодаря которой расцвела торговля смолой, воском, льном, изделиями из кожи и металла и пр. Чуть позднее уже в Московском государстве начался подъём торгово-промышленного предпринимательства под эгидой столичного купечества. Впервые зарождаются поколения предпринимателей, первым из которых считается род Строгановых – крупнейших купцов и промышленников XVI—XX вв.14

В XVII—XIX веках пики развития предпринимательства в Российской империи пришлись на годы правления Петра I (1689—1725), а также на период после отмены крепостного права 1861 года. Это время ознаменовалось строительством железных дорог, реконструкцией тяжёлой промышленности и возрождением акционерной деятельности. Не последнюю роль в развитии и реформировании промышленности России сыграл иностранный капитал. В конце XIX века индустриальная база российского предпринимательства полностью сформировалась.

После революции 1917 года труд многих поколений предпринимателей был уничтожен из-за принятого решения о ликвидации рыночных отношений. Под национализацию попали все крупные предприятия страны, была совершена экспроприация имущества частного бизнеса.

В конце двадцатых годов XX века советская власть полностью отказалась от рыночных отношений. Был совершён переход к тотальным командно-административным методам воздействия на экономику.

Так многовековая история русского предпринимательства оборвалась на долгие шестьдесят лет, вплоть до начала перестройки в середине 1980-х.

В 1986 году стартовал современный этап российского предпринимательства. Его началом можно считать принятие целой серии законов, восстанавливающих право на предпринимательскую деятельность, таких как: «Об индивидуальной трудовой деятельности», «О государственном предприятии (объединении)», «О кооперации в СССР». С 1990 года по 1992 год стремительно развивается финансовое предпринимательство и торговля.

В 1992 году начался заключительный период истории предпринимательства в России, который длится по сей день. В этот промежуток времени была полностью реабилитирована частная собственность, и началась массовая приватизация государственных предприятий.

В.: Ух ты! А история, оказывается, может быть интересной! Зря я её в школе недолюбливал. Расскажите ещё что-нибудь про бизнес в нашей стране, если у вас есть время.

Я: Немного есть: я как раз перенесла консультацию на более позднее время.

На данный момент в России существует крупный, средний, малый, микро- бизнес и индивидуальное предпринимательство (ИП). Чем же они отличаются друг от друга помимо названия?

Крупным бизнесом принято считать предприятие, деятельность которого охватывает несколько регионов страны или вышедшее на мировой уровень. На конечный продукт крупных предприятий спрос превышает предложение. Таким образом, крупный бизнес может влиять на рынок за счёт своей высокой доли присутствия.

Под средним бизнесом обычно понимают компанию, деятельность которой, с одной стороны, не очень масштабна, а с другой – может играть ключевую роль в экономике региона или города. Сегмент среднего бизнеса является связующим звеном между крупным, малым бизнесом и потребителем.

Малый бизнес является самой распространённой формой предпринимательской деятельности в России, хотя и менее эффективной, чем крупные компании, по производительности, рентабельности и темпам роста.

Основными критериями малого бизнеса являются:

– среднесписочная численность – до 100 человек;

– годовой доход (выручка до налогообложения) – 800 млн рублей;

– доля в уставном капитале государства, регионов или некоммерческих организаций (НКО) не должна превышать 25%, а доля организаций, не относящихся к субъектам малого предпринимательства – не более 49%.

Микропредприятие – это юридическое лицо, соответствующее определённым критериям и относящееся к субъектам малого предпринимательства. Другими словами, это предприятие малого бизнеса, имеющее ограничение по численности наёмных работников – до 15 человек и годовому доходу – до 120 млн рублей.

В свою очередь, индивидуальный предприниматель, который также является субъектом малого бизнеса, – это физическое лицо, зарегистрированное в установленном законом порядке и осуществляющее предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.

По данным Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства, на начало октября 2019 года в России зарегистрировано 5 841 545 предприятий, из них 867 790 – вновь созданные.



Рис. 3. Количество юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в России, предприятий, исключая крупный бизнес


Как видно из диаграммы на рис. 3, самая большая часть (почти 58%) российского малого и среднего бизнеса – это индивидуальные предприниматели.

В 2019 году открылось 629 959 индивидуальных предпринимателей, а это составляет почти 73% от всех вновь созданных субъектов малого предпринимательства. Однако не открылось ни одного предприятия, относящегося к среднему бизнесу.

При этом среднестатистическая численность работников, занятых на предприятиях малого (в том числе ИП) и среднего бизнеса, составляет более 15,4 млн человек.



Рис. 4. Виды деятельности по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности (ОКВЭД) по данным Росстата

Как видно из рис. 4, почти половина всех предприятий России работает в сфере оптовой и розничной торговли. На обрабатывающие производства и сельское хозяйство приходится чуть больше 9% в совокупности. По словам самих предпринимателей, с которыми мне приходилось общаться лично, они выбирали сферу деятельности по нескольким критериям:

– рентабельность, так как в некоторых видах торговли наценка может достигать 500%;

– оборачиваемость, потому что перепродавать товар гораздо быстрее, чем его создавать;

– окупаемость, например, для перепродажи в интернете не нужно большого количества сотрудников, а также офис или большие складские помещения;

– невысокий процент риска «отъёма бизнеса».

По мнению почти 60% моих респондентов, хороший стабильный бизнес в области производства или строительства обязательно прельстит вышестоящие персоны, и его захотят отобрать. Ещё 30% уверены в том, что для бизнеса в таких областях экономики нужны «покровители» или инвесторы с большими связями. Оставшиеся 10% никогда не хотели «напрягаться», ведь бизнес «купи-продай», с их точки зрения, гораздо проще. И хотя я не согласна, что в торговле всё легко и просто, но разделяю мнение о том, что есть сферы гораздо более трудоёмкие и с бо́льшим процентом риска убыточности (например, сельское хозяйство).

В.: А вы работали с крупными предприятиями?

Я: В течение своей консультативной деятельности мне не довелось. И только несколько имели «статус» среднего бизнеса. Основными моими клиентами являются как раз малые (микро) предприятия и ИП. Именно в отношении жизнедеятельности таких организаций складываются и развенчиваются самые разнообразные мифы.

В.: Какие мифы?

Я: Те самые, о которых мы с вами говорим. Самый популярный из них о том, что предпринимателям живётся легко и просто, что они баловни судьбы. Я вам расскажу две истории о предпринимателях, бизнес-судьба которых сложилась кардинально противоположным образом. И в одном случае миф остаётся мифом, а во втором – народная молва отчасти права.

В.: Отлично! Будет что рассказать знакомым. Может, тогда они мне поверят.

История первая. Проклятье предпринимателя

Это немного грустная история про одного молодого предпринимателя по имени Аркадий. Кеша, как его называла многочисленная родня, был очень талантливым и умным мальчиком. Закончил с отличием художественную школу, музыкальную – по классу «скрипка» – и общеобразовательную на «4» и «5». Несмотря на разностороннее образование, Кеша больше тяготел к математике и физике. Поэтому решил поступать на набиравший популярность в то время факультет «Информатики и вычислительной техники»15.

Конечно, Аркадий мечтал о поступлении в Москву или Питер, но кто ж бы его туда отпустил? Дело в том, что Аркадий был не просто светочем для своей семьи, но и единственным наследником мужского пола «всего рода». У него было семь двоюродных и троюродных сестер и ни одного брата. Поэтому наш герой был вынужден поступать недалеко от дома – в Новочеркасский политехнический институт.

Институт молодой человек закончил с красным дипломом и вернулся в родные пенаты. Он имел гордое звание «инженера по вычислительной технике» и никаких перспектив на трудоустройство. Любимые родственники подняли все связи и пристроили Кешу в местную газету. Главный редактор и по совместительству владелец газеты Абрам Ильич очень обрадовался пополнению «мужских рядов» трудового коллектива, потому что в газете работало восемь девушек на разных должностях, и он во главе этого женского царства.

Благодаря такому счастливому обстоятельству, карьера Аркадия быстро пошла вверх. Уже через два года он занимал должность заместителя главного редактора по технической части. Не то чтобы наш герой не заслуживал такого карьерного взлёта, но факт остаётся фактом, важную роль здесь сыграл гендерный признак.

Но молодой человек решил, что дело в его недюжинных умственных и коммерческих способностях. А раз так, то зачем ему работать на «дядю», если можно открыть собственное дело. Сказано – сделано.

Открыл ИП, бухгалтером назначил свою жену (что там делать-то!), нанял сотрудников. Взял кредит на развитие бизнеса под обеспечение квартиры. «Ну, за год-то я точно на ноги встану и эти деньги вдвое увеличу», – подумал наш герой.

Бизнес он выбрал, связанный с розничной продажей компьютеров и компьютерной техники. Также его фирма предоставляла услуги по установке различного программного обеспечения (ПО), заправке картриджей, ремонту принтеров и другой офисной техники.

К чести нашего героя надо сказать, что он всё умел делать сам. Но именно это и сыграло с ним злую шутку.

Напомню, что события происходили в начале 2000-х годов в провинциальном городе. Компьютерные магазины, конечно, уже существовали, но в основном ориентировались на товары дешёвого сегмента рынка. Аркадий же, следуя своим убеждениям программиста и системного администратора, закупил продукцию дорогих производителей. К тому же программное обеспечение он устанавливал только лицензионное. Надо ли объяснять, что бизнес у него решительно не пошёл.

Во-первых, в то время можно было за сто-сто пятьдесят рублей купить пиратский диск с любым программным обеспечением, включая Windows. Никто не хотел платить «лишние» деньги за лицензию.

Во-вторых, несмотря на то, что персональные компьютеры (ПК) уже были не в новинку, люди пользовались ими как печатной машинкой. Дорогостоящую технику приобретали в основном программисты и дизайнеры.

В-третьих, комплектующие для оргтехники, например, картриджи, он также закупал оригинальные16. А спросом пользовались совместимые17 или восстановленные18.

Но не только отсутствие элементарного маркетингового исследования рынка тормозило бизнес Аркадия. Несмотря на наличие сотрудников, он старался всё делать сам, так как был убеждён, что лучше него никто не сделает. Он вмешивался в работу продавцов, перепроверял установку ПО и настройку ПК штатных системных администраторов, лично занимался доставкой товара клиенту. Результатом его действий было отсутствие времени на развитие бизнеса, проведение хоть какого-то минимального анализа рынка и большая текучка кадров: одни уходили из-за такого вопиющего недоверия, другие просто переставали что-либо делать, и он их сам увольнял.

Год пролетел незаметно, а наш герой не только не получил прибыль, но и влез в большие убытки. Банк мог наложить арест на квартиру и забрать в счёт уплаты основного долга и набежавших процентов. Пришлось Кеше набраться смелости и рассказать всё родственникам. Любящая семья попеняла юному предпринимателю, что не обратился раньше, и дала денег на погашение кредита и закрытие бизнеса.

Так печально закончилась предпринимательская деятельность Аркадия. Кстати, после неудачного бизнес-опыта он устроился в небольшую строительную фирму системным администратором. Ведь надо же было как-то родственникам долг возвращать и семью кормить. За десять лет фирма из маленькой превратилась в довольно крупное предприятие, и теперь уже Аркадий Израилевич занимает там должность технического директора, имеет свой большой кабинет, достойную заработную плату и несколько десятков сотрудников, за которых работу больше не делает, а только контролирует. Теперь он счастлив и в бизнес больше ни ногой.

В.: У него же был бизнес почти как у меня! Только у меня пока нет продажи компьютеров, в основном оргтехника и сопутствующие товары. Повезло парню с родственниками. Иначе неизвестно, чем бы дело кончилось…

Я: Грустная история, но со счастливым концом. Грустная, потому что всё могло сложиться иначе, доверяй он сотрудникам и составь бизнес-план. Со счастливым концом, потому что уроки он для себя всё-таки вынес.

В.: Эта история подтверждает и то, что предпринимателем быть отнюдь не легко, и то, что бизнесом заниматься дано не всем. Иногда лучше работать в найме. А про что вторая история?

Я: Вторая история о девушке, которая вовремя поняла важность делегирования.

История вторая. Королева техники

Героиня моего рассказа – девушка Ирина, которая прошла путь от помощницы директора фирмы по аренде строительной техники до её полноправной владелицы.

С самого начала карьеры Ирине было нелегко. Камнем преткновения на пути к успеху стала её внешность и… наличие ума. Девушка действительно была чудо как хороша: красивая фигура с тонкой талией, длинные тёмные волосы, огромные карие глаза в обрамлении густых ресниц. Но помимо запоминающейся внешности Ирина свободно говорила на трёх языках, обладала красным дипломом по специальности «Менеджмент на производстве» и легко могла определить неисправность в автомобиле.

Мужчины-сотрудники не могли простить девушке с такой внешностью «наличие мозгов». Они уже точно определили её место в жизни, а она претендует на большее. Непорядок. По этой же причине не сложился её брак. Муж так и не смог перенести карьерных устремлений супруги и её тяги к постоянному саморазвитию.

С Ириной мы познакомились в 2010 году в компании общих друзей. Я сразу обратила на неё внимание, потому что это невозможно было не сделать. Мы быстро разговорились. У нас обнаружились общие темы для беседы, так как я тоже недавно развелась, и перед нами обеими стояли проблемы матерей-одиночек. Мы обменялись контактами, но в следующий раз нам удалось пересечься только через три года.

Как-то я шла по коридору одного из зданий, в котором располагался офис моего клиента, и вдруг меня окликнули. Это была Ирина. Она пригласила меня к себе в кабинет, по которому было видно, что это кабинет руководителя. За чашкой кофе я узнала, как развивались события после нашей последней встречи.

После развода Ирине срочно потребовалась работа, так как у неё был сынишка пяти лет, а бывший муж не особо торопился платить алименты. Она безрезультатно обивала пороги различных компаний, но никто в ней не видел профессионала. Практически отчаявшись, девушка наткнулась на объявление одной местной фирмы о вакантном месте помощницы директора. «Им нужна секретарша», – подумала Ирина, но другого выхода для себя уже не видела. «Секретарша так секретарша. Ну сколько можно висеть на шее родителей», – решила она и пошла на собеседование.

Директором компании по аренде строительной техники оказался пожилой мужчина, который искал себе помощницу со знанием иностранных языков и образованием управленца. Так что они идеально подошли друг другу.

За несколько лет она из простой помощницы стала правой рукой владельца фирмы. Со временем директор начал брать Ирину с собой на переговоры, различные конференции и выставки. Познакомил с ключевыми подрядчиками и поставщиками. Таким образом, он готовил её на своё место, но не стал до поры до времени пугать. Всё дело было в том, что жена директора была больна, и ей требовалось длительное лечение.

Когда подошёл срок операции, директор вызвал девушку к себе и сообщил, что на ближайшие три месяца теперь она руководитель фирмы. Это стало большой неожиданностью для Ирины, но она справилась. После того как жена босса пошла на поправку, он решил продать фирму и отправиться вместе с супругой посмотреть мир. Детей у них не было, и единственным «чадом» для мужчины была его компания. Он не хотел отдавать её в чужие руки, и поэтому предложил Ирине выкупить у него бизнес. Посовещавшись с родными, она взяла кредит и стала полноправной владелицей фирмы. Но…

В компании работали одни мужчины, которые не обрадовались женщине-боссу. Одно дело, когда она исполняла обязанности руководителя, и совсем другое, когда она стала собственником предприятия. Сотрудники, привыкшие к панибратским отношениям с бывшим хозяином фирмы, перестали выходить на смену, начали позволять себе выпивать на работе или уходить пораньше без объяснений. Некоторое время Ирина пыталась наладить с ними контакт: уговаривала, предлагала повышение зарплат и премии. Но всё равно дела у фирмы шли хуже и хуже.

Тогда Ирина придумала «хитрый» план. На предприятии работники трудились посменно. Она разбила каждую смену на бригады и назначила их главами самых уважаемых сотрудниками людей. Теперь каждый из них отвечал за выработку человеко-часов собственной бригадой, от которой зависели размеры заработной платы и премий. Также она ввела соревнования во взаимоотношения между бригадами, за победу в которых был положен отдельный бонус. И общалась только с бригадирами, то есть она делегировала19 им часть своих полномочий с вытекающей из них ответственностью за выполнение приоритетных задач. В данном случае приоритетной задачей было наладить дисциплину сотрудников на предприятии и обеспечить его непрерывную деятельность.

Вопрос ранжирования приоритетности поставленных задач позволяет решить такой инструмент, как матрица Эйзенхауэра 20 , который широко применяется в тайм-менеджменте 21 . Но, кроме того, этот метод используется для делегирования полномочий.

Последовательность действий выглядит следующим образом:

выстроить проблемы по степени важности;

сначала сконцентрироваться на самых значимых проблемах;

потом сосредоточиться на срочных;

при отборе задач необходимо чётко придерживаться принципа: «мои задачи только те, которые могу сделать только я».

Остальные задачи необходимо делегировать сотрудникам.

При этом совершенно определённо есть список задач, решение которых вы не можете передать подчинённым:

постановка целей политики предприятия и подготовка решений по их достижению;

– контроль полученных результатов;

– управление сотрудниками;

– мотивация подчинённых;

– задачи и проблемы повышенной степени риска;

– вопросы особой важности;

– срочные проблемы и задачи;

проблемы и задачи, которые требуют конфиденциальности.

Следующим шагом Ирины стал наём управляющего, который выполнял роль буфера между ней и сотрудниками. Процесс сразу пошел в гору.

Сейчас Ирина занимается исключительно заказами и торгами, представляет свою фирму на всевозможных выставках, а на местах управляют специально нанятые люди, которым платятся достойные зарплаты.

В.: Отличные истории. Вторая – очень вдохновляет! Но делиться с людьми, думающими, что в бизнесе всё легко и просто, стоит только первой. (Смеётся.)

Я: Возможно, Владимир, вы правы. Но мне главное, чтобы вы сделали собственные выводы из этих историй.

В.: А я и сделал. Хочу с вами поделиться своими умозаключениями.

Я: С удовольствием послушаю.

В.: Во-первых, изначально русскими предпринимателями были купцы. Купечество развивалось вплоть до революции семнадцатого года. Почти шестьдесят лет в Советском Союзе не было рыночных отношений, и только с восьмидесятых годов прошлого века в России возобновилось предпринимательство.

Во-вторых, в России есть малый, средний и крупный бизнес, но самым распространённым является именно первый. Микропредприятия и ИП составляют его большую часть. Чаще всего предприниматели выбирают сферу торговли, как и я, потому что считают её самой прибыльной.

В-третьих, в бизнесе каждый должен заниматься своим делом: сотрудники выполнением поставленных рабочих задач, а руководитель – развитием своего дела и его масштабированием. Каждый может стать предпринимателем, но не каждый может им быть.

В-четвёртых, не всегда нужен личный контакт с работниками. Правильное делегирование обеспечивает гораздо лучшие результаты.

И наконец, самый главный вывод: утверждать, что предпринимателем быть легко, может только тот, кто никогда им не был. Неважно, мужчина ты или женщина, есть у тебя за спиной богатая или просто любящая семья. Предприниматель – это образ мышления и жизни, способность брать на себя ответственность. А это никогда не было легко и весело, потому что требует больших усилий и ежедневного труда.

Глава 3. Предприниматели порабощают своих сотрудников

В интересах экономики рабы должны быть

здоровыми, культурными и умными.

И главное, не должны считать себя рабами.

(Неизвестный автор)

Глядя на некоторых работодателей в малом бизнесе, афоризм, приведённый выше, можно было бы перефразировать так: «В интересах предприятия рабы должны быть здоровыми, культурными, образованными, не хотеть большую заработную плату, работать без выходных и при этом не считать себя рабами».

Вот и мой подопечный Владимир не смог устоять против искушения присоединиться к рядам «рабовладельцев». После заключения первых сделок и получения небольшого, но стабильного дохода, он решил нанять сотрудников. Конечно, мысль нанять «универсального солдата» выглядела соблазнительно. С этим запросом он пришёл ко мне на консультацию.

В.: Здравствуйте, Евгения Павловна. А я к вам с радостью и за советом.

Я: Здравствуйте, Владимир. Рассказывайте, какая радость? По поводу чего нужен совет?

В.: Мой бизнес потихоньку налаживается, пошли первые стабильные деньги. Теперь хочу нанять сотрудников, всё самому делать стало сложно, не успеваю. Хочется на первых порах сэкономить. Посоветуйте, где взять таких работников, чтобы всё умели, но зарплату им небольшую платить?

Я: Вы же понимаете, что противоречите сами себе? Хорошие специалисты должны получать достойную зарплату. По нашему региону 22это не ниже двадцати – двадцати пяти тысяч рублей, в зависимости от должности и обязанностей.

В.: Я, вообще-то, рассчитывал платить не больше пятнадцати тысяч рублей… Неужели все платят такую зарплату своим сотрудникам? Как на других предприятиях формируют штат?

Я: Отношения между работодателями и работниками выглядят как медаль с двумя сторонами.

На одних предприятиях экономные собственники любят, когда один сотрудник совмещает ряд профессиональных навыков в пределах одной ставки и, следовательно, одного оклада. Самое распространённое совмещение «пять в одном» на предприятиях микро- и малого бизнеса это: бухгалтер, кадровик, расчётчик заработной платы, юрист и оператор – в одном флаконе. Такой вот получается многорукий бог Шива23.

На других предприятиях, наоборот, штат раздут до неимоверных размеров. Есть должности даже не по направлению, а по частичным функциям. Например, бухгалтер по дебиторам и отдельно по кредиторам, бухгалтер по авансовым отчётам, секретарь, секретарь-референт и так далее. Такое дробление оправдано только на крупных предприятиях или в холдингах, где огромный документооборот.

Есть и третий вид предприятий, где штат максимально сбалансирован с точки зрения потребностей предприятия и здравого смысла. Процент таких предприятий, по моим наблюдениям, не превышает десяти.

В.: И что же делать? Я не могу и, честно говоря, не особо хочу платить такие большие, с моей точки зрения, зарплаты.

Я: Владимир, а вы когда-нибудь задумывались: почему так часто в современной России наёмные работники сравнивают себя с рабами? Действительно ли мы возвращаемся к рабству или крепостному праву? Или это преувеличение?

В.: Нет, никогда не задумывался. Думаю, это преувеличение: где раб, а где сотрудник! Большая разница.

Я: Да, разница действительно существует.

Наёмный работник – это человек, нанимаемый работодателем (предприятием или ИП) для выполнения определённой работы за вознаграждение и/или его эквивалент.

А раб – это человек, находящийся в собственности другого человека или государства.

Зависимый крестьянин отличался от раба тем, что имел право на личную собственность, заниматься коммерческой деятельностью, а также «право на жизнь».

Исторически человек проделал большой путь от рабства к свободному найму.

Историческая справка: Путь от рабства до найма

На протяжении практически всей истории, во всех государствах, существовали эксплуататоры и эксплуатируемые. Иначе говоря, всегда были люди, которые угнетали других людей. В разные эпохи и в разных государствах это были разные категории людей: рабы и рабовладельцы, феодалы и крепостные крестьяне, капиталисты и рабочие. Но в чём же конкретно заключается разница между этими категориями угнетённых людей? Кто такой раб? Чем отличается крепостной от того же раба?

Изначально, раб в общественной системе является не человеком, а имуществом. Раб – это человек-товар, которого можно купить, продать, подарить. В принципе, его можно сломать как вещь. В римских трудах, посвящённых рабовладению, рабы упоминаются как орудия говорящие, то есть идут наравне с сельскохозяйственным инвентарём и скотиной. В этом основная, ключевая особенность раба: если человека можно купить, продать, то он является рабом. В большинстве случаев, раб не имеет какой-то собственной юридической ответственности, за него, как за имущество, отвечает владелец.

Рабство существовало с первых государств, возникших на Земле, и существует вплоть до сегодняшнего дня. Другой вопрос, что в современном мире оно практически везде вне закона, но по факту есть.

Крепостные в эпоху феодализма – это крестьяне, живущие на земле, имеющие семью. Крепостной может иметь личное имущество, но он должен работать на владельца земли, к которой прикреплён. Сам крестьянин не может покинуть землю, потому что по закону к ней привязан. Соответственно, он не может уйти от землевладельца. Отсюда, собственно говоря, само понятие «крепостной» – человек, который закреплён за землёй.

В Киевской Руси, если посмотреть свод законов «Русская Правда», крепостных не было. Были холопы и робы. Робы – это рабы, их мало, но отношение к ним и их представление указаны в законе. Были закупы, то есть люди, работающие за долги. Были рядовичи – люди, которые работают по найму. А вот крепостных не было. Были ещё смерды – это люди, которые живут при князе или при боярине. Крепостные на Руси появляются, по сути, только во времена Ивана Калиты, то есть уже в эпоху Ордынского (татаро-монгольского) ига.

Наёмные работники, которые существовали и в античные времена, и в древнейшие, в эпоху Киевской Руси являлись теми же же рядовичами. Они имели гораздо большую численность, чем холопы, и представляли собой вполне конкретный сложившийся класс. В более поздний период они становятся уже лично свободными – пролетариями, то есть теми, кто продаёт свой труд и время за заработную плату, и то, что они произвели, принадлежит не им, а капиталисту.

Считается, что с рабством современное человечество покончило ещё в XIX веке. Обычно вспоминается история гражданской войны между Севером и Югом в Соединённых Штатах Америки, которая завершилась отменой рабства на территории всего государства. Однако последней страной, официально отменившей рабство только в 1888 году, стала Бразилия.

Масштабы «наёмного рабства» быстро нарастали на протяжении XIX и XX веков. В семи экономически развитых странах (США, Канада, Германия, Франция, Великобритания, Япония, Италия) число наёмных работников за период с 1969 года по 2001 год увеличилось со 183 млн до 276 млн человек, то есть более чем в полтора раза. За это время число наёмных работников в промышленности осталось почти без изменения (77 и 78 млн человек соответственно). Это неудивительно, поскольку в указанные три десятилетия происходило активное перемещение промышленных производств с Запада в развивающиеся страны с более дешёвой рабочей силой. В это же время в экономически развитых странах быстро увеличивалась армия наёмных работников в других отраслях – транспорте, торговле, сфере услуг.

В странах «третьего» мира происходило разложение традиционных укладов хозяйства (патриархальное, мелкотоварное) и быстрый рост числа наёмных работников в сельском хозяйстве, промышленности, сфере услуг (в тех странах, где развит иностранный туризм).

По некоторым оценкам, во всем мире число наёмных работников в начале XXI века составило около 2 млрд человек. При численности населения Земли, равной примерно 6 млрд человек, и учитывая, что лишь половина этого населения находилась в трудоспособном возрасте, можно сделать следующий вывод: в настоящее время подавляющее число всех работающих на планете – наёмные работники24.

В.: Вот так да! Я что, выходит, рабовладелец?!

Я: Пока ещё нет. Шучу. Но в каждой шутке – есть доля правды. С чего начался наш разговор? Хочу высококвалифицированных сотрудников за копейки. На мой взгляд, очень похоже на желание стать не работодателем, а рабовладельцем.

В.: И как же быть? В данный момент я даже если бы хотел, то не смог бы платить достойные зарплаты, а один я уже не справляюсь. Мне нужно развивать бизнес. Хочу быть эффективным сам, как Ирина, о которой вы мне рассказывали.

Я: Считается, что если хотите, чтобы ваши сотрудники были активнее, достаточно им хорошо платить. Это основной вывод, который можно сделать из недавнего исследования Society for Human Resource Management 25 (SHRM).

Согласно исследованиям SHRM, 70% сотрудников самым важным в удовлетворённости своей работой однозначно считают размер заработной платы. В последний раз деньги выходили на первый план в ещё докризисный период, 2006—2007 год. В период кризиса зарплата находилась внизу рейтинга, возможно, потому, что люди были рады, что у них в принципе есть работа. Так что вполне естественно и ожидаемо, что люди приходят на работу, чтобы обменять свой труд на деньги.

Но всем ли достаточно только высокого размера заработной платы? Всегда существуют люди, которые не пойдут на определённые виды работ ни за какие коврижки, то есть деньги. Это могут быть личные принципы, состояние здоровья, факторы психологического характера.

Но и работодатели сейчас хотят не только получить труд сотрудника, но и его лояльность, преданность, честность. А это уже другие мотиваторы.

Результаты исследований эффективности различных мотиваторов сотрудников (см. рис. 5). Из диаграммы можно заключить, что материальный фактор, будь то повышение заработной платы или премирование, играет самую важную роль в решении человека о работе в той или иной компании.



Рис. 5. Эффективность различных мотиваторов

Чуть менее 50% сотрудников считает для себя существенным мотивом возможность обучения как внутри компании, так и за её пределами за счёт работодателя.

Для около 40% опрошенных респондентов значительным плюсом является возможность управлять своим рабочим временем. Сюда относятся свободные графики, удалённая работа, сменность.

Возможность принимать решения в рамках своих полномочий привлекает лишь 30% работников. Скорее всего, это руководители различных уровней, так как принятие решений несёт за собой личную ответственность.

Перспективы карьерного роста или публичного признания заслуг находятся в диапазоне 27—24%%, что в принципе подтверждает мои практические наблюдения за сотрудниками различных предприятий: не все люди стремятся подняться по карьерной лестнице или жаждут похвалы руководства. Им вполне достаточно материального вознаграждения.

Ничтожно малым мотиватором для хорошей работы сотрудника оказался такой трудовой мотив, как критика руководства, всего 3%. Разнообразие собственных трудовых обязанностей и престиж работы в конкретной компании также привлекает немного людей – 6% и 9% соответственно.

И наконец, риск лишения премии или части заработка мотивирует только 12% работников.

Я: Как говорится: «Что и требовалось доказать» 26 .

В.: Какие все материалисты, оказывается!

Я: Владимир, всем хочется кушать. Вы ведь тоже хотите получать прибыль от своего бизнеса? Так чем ваши сотрудники хуже? Главное, правильно набрать штат.

В.: Евгения Павловна, вы говорили, что предприятий со сбалансированным штатом сотрудников всего 10%. А как на остальных 90% предприятий нанимают работников?

Я: По-разному бывает. Приведу самые яркие примеры из моей практики.

История первая. О жадном предпринимателе и его работниках

Предпринимателю, Константину Дмитриевичу Семёнову, принадлежит несколько фирм, которые занимаются оптовой торговлей, но по разным направлениям: одежда, строительные материалы, товары для дома. Все фирмы зарегистрированы по одному юридическому адресу в многоофисном здании, имеют одного и того же учредителя и физически находятся в одном кабинете. Точнее, в двух кабинетах. В первом сидит сам учредитель, он же директор. Во втором – главный бухгалтер, бухгалтер, менеджер и, признак солидной фирмы, системный администратор. Это, конечно, не все сотрудники фирм. Есть ещё торговые представители, водители, грузчики. Но они не сидят в офисе, они работают, как говорится, в поле.

Главный бухгалтер, помимо своих непосредственных задач, выполняет обязанности расчётчика заработной платы и кадровика по всем фирмам. Бухгалтер совмещает свою деятельность с юристом и делопроизводителем. Менеджер наряду с обзвоном клиентов выполняет обязанности секретаря и баристы. Системный администратор не делает ничего. Шучу. Системный администратор не только «чинит» компьютеры, принтеры и прочее офисное оборудование, но всю технику в принципе, включая у собственника дома, ибо он «должен быть с любой техникой на ты».

Как вы, думаю, догадались, заработную плату они получают не в двукратном или трёхкратном размере, а минимальную. Остальное в конверте в зависимости от настроения хозяина.

Торговым представителям тоже живётся несладко: им постоянно завышают план, чтобы платить меньше. Как только гордый собой торговый представитель подбирается к заветной планке, её тут же повышают. И так происходит постоянно. Грузчикам платят вообще самый минимум, потому что низкоквалифицированный труд не достоин большой заработной платы. Чаще всего на одну ставку берут двоих, а то и четверых грузчиков в целях экономии средств.

Сначала меня удивляло во всей этой ситуации, что с этих предприятий мало кто увольняется. Практически нет текучки кадров. Не хотят работать в подобных кабальных условиях только молодые, не обременённые семьёй люди. Остальные держатся за свои места и не верят, что можно найти работу лучше. Живут по принципу «лучше синица в руке».

Потом мне показалось, что я поняла, почему дела обстоят таким образом.

Главный бухгалтер уже давно не утруждает себя качественным ведением бухгалтерского и налогового учёта. Да это и невозможно при такой загрузке и подобном отношении к себе, как к сотруднику. Бухгалтер-юрист-делопроизводитель плевать хотела на грамматические и пунктуационные ошибки в составляемых документах, шаблоны которых давно устарели с юридической точки зрения.

Менеджер с бо́льшим удовольствием варит кофе и болтает с подружками, чем обзванивает клиентов. Или «сидит» в социальных сетях.

Системный администратор активно подрабатывает в других местах при помощи рабочего оборудования. Естественно, работодатель постоянно жалуется на чрезвычайно низкую эффективность работников.

В.: Д-а-а-а, бардак. И работодатель тоже хорош… Кто ж так людьми управляет?!

Я: Как вы думаете, кто виноват в такой ситуации? Жадный работодатель?

На первый взгляд, корень зла кроется именно в нём. Он платит минимальную заработную плату, и условия труда не самые шикарные.

С другой стороны, сотрудники сами не особо рвутся на предприятия, где лучше условия и зарплата, но, естественно, и спрос другой.

К тому же я не в курсе всей истории этого бизнесмена. Возможно, когда-то он платил большие зарплаты, и условия труда были царские, а сотрудники всё равно не хотели утруждаться. Очень легко, на основании анализа событий всего одного года, пожалеть одних и осудить другого.

Есть и другой, не менее запутанный пример.

История вторая. Про доброго предпринимателя и его сотрудников

Другой предприниматель, Михаил Андреевич Синицин, также имеет предприятие в сфере торговли и собственных сотрудников. Но в отличие от Константина Дмитриевича их у него очень много: главный бухгалтер, два бухгалтера, расчётчик, кадровик, секретарь, три менеджера, логист, кладовщик, рабочие склада, грузчики. Все рабочие места занимают в основном родственники, друзья, знакомые, родственники знакомых и так далее.

Условия труда нормальные: у главбуха отдельный кабинет, бухгалтеры с расчётчиком и кадровиком в просторном помещении, секретарь, как водится, сидит в приёмной директора, у менеджеров собственное пространство. Зарплаты на предприятии достойные, «белые», отпуска согласно графику. Плюс работодатель добрый и внимательный: если заболел ребёнок – нет проблем, сидите дома без потери в зарплате; плохо себя чувствуете – тоже, конечно, оставайтесь дома; юбилей тёщи – возьмите отгул и вот вам премия.

Несмотря на «тепличные» условия, снова эффективность сотрудников невысока. На предприятии всё те же проблемы: бухгалтерия пьёт чай и обсуждает сплетни из мира высокой моды и жизни звёзд, менеджеры грубят клиентам, складские с грузчиками полдня в карты играют. Не жизнь, а рай. Я не говорю, что сотрудники не делают ничего, делают: самый необходимый минимум, чтобы не вылететь с работы. Но в том-то и дело, что угроза увольнения над ними как таковая не висит. Потому что и начальник добрый, да и все они кому-то родственники, и неловко будет их увольнять.

А тем временем собственник бизнеса крутится как белка в колесе: и договоры заключает, и новые рынки сбыта ищет, и конкурентов изучает. Вроде всё делает для того, чтобы его бизнес рос и развивался, а прогресса как не было, так и нет.

И снова встаёт вопрос, кто виноват в сложившейся ситуации: сотрудники, которые катаются как сыр в масле, или чересчур добрый предприниматель? Казалось бы, всё ясно. Но только на первый взгляд.

При более пристальном рассмотрении выяснилось, что предприниматель не добрый, а безвольный и малость бестолковый. Договоры, которые он заключал, оказались для предприятия на редкость невыгодными. Главный бухгалтер ему не раз на это указывала: что не нужно выигрывать тендер на поставку товара в другой регион, доставка которого «съедает» всю прибыль сделки; ведь ещё есть другие косвенные расходы.

Реальных долгосрочных контрактов у предприятия на тот момент не было, склады зияли пустотой. Вот и «убивали» время складские работники с грузчиками игрой в карты. И бухгалтерам особой работы отсутствие договоров не прибавило: ну отправили несколько платёжек, выписали пару накладных, посчитали зарплату, и всё. Они бы и рады чем-нибудь заняться, да нечем.

Менеджеры, как оказалось, грубили не клиентам, а настойчивым пройдохам, которые постоянно пытаются продать их директору совершенно ненужные программы и услуги.

Сотрудникам неудобно перед собственником: они работают в офисе в центре города, зарплаты большие, а приложить свои усилия не к чему. С другой стороны, им тревожно – предприятие медленно, но верно идёт ко дну, как корабль со своим капитаном. Они, конечно, родственники разнообразные и друзья, это защищает от увольнения, но не спасает от разорения фирмы. Где они такую же хорошую работу найдут в маленьком городе?

Вот и сидят сотрудники, каждый день гадают: продержатся они ещё месяц, квартал, год или нет?

На мой взгляд, мораль обеих историй в том, что не всё то правда, что кажется на первый взгляд. И рабство сотрудников наряду с рабством работодателей – вещь относительная и зависимая от ряда причин.

Загрузка...