Дети научаются сожалеть о неверных решениях и поступках примерно к семи годам, и качество принимаемых ими решений сразу резко улучшается. Психиатры знают, что при повреждении орбитофронтальной коры головного мозга люди теряют способность сожалеть, а значит, и принимать оптимальные решения. Сожаления – признак здорового и зрелого ума. Сожаление доступно только человеку, потому что мы умеем:
▶ мысленно переноситься из настоящего в прошлое и будущее;
▶ сочинять истории, которые объясняют наши действия, придают им смысл и вес в контексте жизни.
Типичный пример сожаления: взрослая женщина считает, что если бы 20 лет назад она последовала за своей мечтой, а не прислушалась к мнению отца, то выбрала бы другую профессию и прожила бы лучшую жизнь. Здесь налицо: путешествие во времени, подмена субъекта (ответственность за неверное решение перекладывается на отца) и сравнение настоящей жизни с воображаемым идеалом. С такими задачами может справляться только человеческий мозг.
Нырнув из настоящего в прошлое и сравнив воображаемый идеал с текущей ситуацией, мы делаем следующий шаг в создании сожаления – принимаем ответственность на себя. Мы не сожалеем о том, на что не могли повлиять. Поступки других людей и внешние обстоятельства могут вызывать гнев, разочарование, печаль и т. д. Но сожаление начинается там, где человек недоволен тем, что сделал (или не сделал) он сам.
Сожаление не феномен, а сложно устроенный процесс, типичный только для человека. Голландские ученые Марсель Зеленберг и Рик Питерс сформулировали это так: «Когнитивный аппарат человека запрограммирован на сожаления». Сожаления делают нас людьми.
Когда на подиум поднимаются три спортсмена, самыми счастливыми обычно выглядят те, кто получил золото (и это понятно) и бронзу (что?!). А серебряный призер чаще всего не очень рад своей медали. Все дело в объяснительных моделях – а еще, конечно, в нашей способности придумывать то, чего не случилось.
«Если бы я (немного поднажал)…» – думает серебряный призер, представляя себя на месте победителя.
«По крайней мере, я (попал в тройку победителей)…» – думает бронзовый, представляя, что мог бы остаться вовсе без медали.
Эти две объяснительные модели определяют глубину и тяжесть сожалений, а также помогают нам управлять ими. Казалось бы, при всеобщей страсти к позитивному мышлению модель «По крайней мере, я…» должна быть более популярна. Но данные исследований неумолимы: шансы застрять в модели «Если бы я…» гораздо выше.
Около 80 % сожалений описываются моделью «Если бы я только…». Это объясняется просто: сожаления такого рода, причиняя боль, помогают вырабатывать лучшие решения на будущее, а значит, полезны для выживания человечества как вида. Скажем спасибо эволюции.
Сожаления:
▶ помогают принимать лучшие решения на основе прошлого опыта (тщательнее собирать информацию, лучше анализировать возможные варианты, не спешить с решениями);
▶ повышают эффективность: эксперименты показали, что люди, которым дается несколько попыток в достижении какого-то желанного результата, чаще испытывают сожаления о своих ошибках. Именно эта горечь помогает им в следующий раз быть более эффективными, внимательными, сосредоточенными и т. п. В целом склонные к сожалениям люди добиваются больших успехов в жизни (конечно, если умеют управлять своими сожалениями);
▶ придают особый смысл нашей биографии: конструируя разные сценарии своей жизни, мы можем убедиться в том, что некоторые негативные события привели в итоге к позитивным результатам. А значит, наши ошибки были совершены не зря. Этот же механизм отвечает за чувство принадлежности к группе, религиозные чувства и патриотизм.
Эбби Хендерсон, которая сожалеет о том, что не успела записать истории, которые могли бы рассказать ее бабушки и дедушки, создала проект по сбору воспоминаний пожилых людей. Раз в неделю они получают электронное письмо с определенным вопросом (в частности, «о чем вы сожалеете больше всего?») и пишут в ответ историю. В конце года эти тексты собирают и публикуют в виде книги.
Сожаления дают нам ценную информацию, но также вызывают тяжелые чувства, в которых можно увязнуть надолго.