Приступаем: 5 шагов создания любого текста

Написание нужного вам материала, будь то анонс в пару строк или пятый том «Войны и мира», требует пяти несложных шагов. Подробно о каждом из них я обязательно расскажу в предстоящих главах, здесь я хочу познакомить вас только с самой этой памяткой. Эти 5 шагов кажутся слишком простыми и потому не требующими особо пристального внимания. Но не пренебрегайте ими из-за создающегося впечатления простоты. Наоборот, пусть эта простота вам поможет. Вот они:

Первый шаг: Выбор темы

Второй шаг: Размышление над ней

Третий шаг: Составление структуры/плана

Четвертый шаг: Написание текста

Пятый шаг: Редактура и вычитка

Мастерство создания великолепных текстов отнюдь не врожденное качество. Даже литературных гениев – знаменитых и давно титулованных писателей и поэтов – в любой редакции исправляют, и не один раз. Более того, они согласны делать это добровольно и самостоятельно. Николай Васильевич Гоголь от руки переписывал свои тексты не менее десяти раз. Сергей Донатович Довлатов при кажущейся простоте «анекдотических» рассказов подолгу трудился над чистотой смысла и стиля. Наш современник Александр Викторович Иличевский «теряет» до 80 % своих текстов (а они у него всегда масштабны) в результате редакторской или собственной правки. «Хочешь быть услышанным, отсекай лишнее. 80 % текста – вода. Оставляй свои 20 % – не прогадаешь» – его слова.

Текст подобен живому организму, и работа над ним – такой же живой, меняющийся процесс. И всякий раз его пишет живой человек, который по определению не может быть полностью и до конца объективным, оставаясь субъектом. Это не игра в шахматы с компьютером – это создание авторского материала. И в нем обязательно будут как слабые стороны, так и несомненные достоинства. Помните об этом и держитесь этой простой памятки – и тогда ваш текст, каким бы спонтанным, вдохновенным и абстрактным ни был, благодаря ей окажется еще и стройным, выверенным и понятным. Итак, рассмотрим эти 5 шагов.

1. Выбор темы. Действительно, без этого не к чему и приступать. Без выбора темы текст рискует оказаться «автоматическим письмом» на сеансе столоверчения или бредом сумасшедшего. То, как это сделать, мы подробно разберем в следующей главе, «Как выбрать тему текста и как его назвать?». Но пока просто запомните, что начинаем мы с четкого определения, о чем именно последует текст. Выбирая тему, вы ориентируетесь не только на то, о чем действительно хотите написать сами, но и на то, к кому вы обращаетесь. Эти исходные данные определят тему текста, его жанр и стиль.

Допустим, вы стилист и собираетесь провести свой собственный мастер-класс на открытии шоу-рума в торговом центре. Значит, ваша аудитория – молодые и зрелые люди среднего или высокого достатка, не чуждые прекрасного и желающие структурировать это прекрасное. А также непосредственно применять на практике – создавая свой образ, следя за собой, корректируя внешний вид и выбор одежды. Это значит, что и стиль вашего обращения к ним должен быть таким же – элегантным, не лишенным абстрактных оценочных суждений (проще говоря— с обилием прилагательных, эпитетов и пр.). И с возможностью того самого практического применения текста – после которого жизнь аудитории качественно улучшится.

Итак, определяясь с темой, ориентируйтесь и на то, к кому и зачем вы с ней обращаетесь.

2. Размышление. Не спешите кидаться к бумаге и перу, определившись с темой. Дайте себе пожить с ней, походить взад-вперед, проникнуться, привыкнуть. Не ругайте себя за это «промедление», как раз в данном случае спешка будет «смерти подобна». При этом, поверьте, неважно, каков ваш дедлайн – ближайшие полчаса или вечер воскресенья следующей недели. Просто в первом случае «походить», размышляя, получится минут пять, во втором – хоть неделю. Главное – не бросаться к тексту сразу, потому что, сделав что-то наспех, вы рискуете упустить нечто важное или, наоборот, повториться, растечься мыслью по древу и выдать много воды в тексте.

Итак, размышление. Оно включает в себя как привычную работу мысли, так и способы быстрого, поточного создания текстов. Об этом я тоже расскажу – в главе «Способы легко и быстро написать нужный текст». Главное, обязательно разминайте тему. Вспомните, как проходят брейн-стормы в рекламных компаниях. Все сотрудники, от дизайнера до маркетолога, от райтера до художника, наперебой предлагают идеи, направления, хаотично озвучивают мысли, лозунги, обрывки фраз. Никто не требует сразу готовых решений. Важно просто хоть как-нибудь начать мыслительный, созидательный процесс.

Так же и с текстом на любую тему. Прежде чем писать его, подумайте: зачем вы об этом пишете? Чего вы ждете в итоге? Какая главная мысль в вашем послании? Что люди об этом уже знают? Чего не знают или чего боятся? Что известно наверняка, а что под вопросом? Что этому мешает и что можно сделать? И так далее.

Набросайте первые ответы на подобные вопросы в черновом варианте или наговорите на диктофон. Формулировки могут меняться, что-то можно добавить, а от чего-то придется отказаться – это зависит от конкретной ситуации и от отдельного автора. Решать вам. Но не забывайте придерживаться баланса – необходимости высказаться себе самому и важности и пользы этого высказывания для других.

Загрузка...