Антон Ковалев Сила системы. Как построить бережливый бизнес

От автора

В своей первой книге «От мечты до счастливого клиента» я начал делиться практическим опытом создания с нуля нескольких крупных, построенных при государственно-частном партнерстве проектов в сфере индустрии развлечений в Белгороде. Подчеркну и всегда буду на этом ставить акцент – практическим опытом.

Почему это важно? Многие ведь не доводят свои грандиозные светлые мечты до реализации, останавливаясь фактически уже на старте, когда понимают, какой невероятный объем задач им предстоит решать – разной сложности и многоплановости. И даже хорошо, что они останавливаются именно в этой точке, потому что, взявшись за реализацию, далеко не всегда бывают готовы к решению этой уймы задач. Не придают значения рекомендациям бывалых, рассуждая: «Это у вас не получилось – у меня все будет хорошо, я видел, участвовал, знаю». Да и не каждый готов делиться как негативным опытом – дабы не портить репутацию, так и положительным – чтобы не нажить себе конкурентов. Знакомы наверняка с такими ситуациями.

В чем, собственно, причина того, что опыт управления бизнесом оказывается неуспешным? Безусловно, любым проектом, а особенно тем,что являлся во снах, необходимо жить. Придется о нем думать 24/7, со временем его предстоит менять, совершенствовать, а это потребует дополнительного времени, постоянной включенности, непрерывного обучения и отладки механизмов ведения этого бизнеса. Люди таких сложностей боятся, зачастую не понимают, как начать, никак не желают совершать ошибок (хотя именно они зачастую приводят к успеху), не придают значения тому, чтобы сделать толковый бизнес-план, ленятся разобраться в деталях и тому подобное. Те, кто все же решаются броситься в пучину бизнеса, довольно быстро понимают, что омут проблем, о которых не знали или не хотели слышать, засасывает все глубже и лучше все бросить сейчас и выплатить какие-то вменяемые долги, чтобы не обрастать ими все больше и больше. Говорю я сейчас совсем не о наивных людях, которые ждали манны небесной, надеялись на авось или помощь друзей. А об адекватных, умных, работоспособных, вполне успешных представителях различных сфер деятельности. Вот и получается, что благие намерения потенциальных управленцев разбиваются о химеру сложностей бизнеса. Все это и так, и не так.

В этой книге я как раз и хочу рассказать о конкретной практике создания бизнеса, поделиться бизнес-идеями, которые подойдут для любой тематики в основе, дать ответы на предполагаемые вопросы. Отлаженная бизнес-система работает везде и всегда – главное, ее поддерживать в рабочем состоянии, предвосхищая нарушения, вовремя модернизировать, не позволяя давать сбои, быть в тренде и работать на опережение.

Вероятность неуспеха в бизнесе крайне высока, порядка 95%. Поэтому любая деятельность начинается с выстраивания системы. Бизнес, предприятие, департамент, отдел – это некая структура, в которой множество деталей и механизмов завязано в единую сеть и подчинено одной за- даче, цели. Отлажена система хорошо – значит цель будет достигнута в срок, задача будет выполнена качественно, на отлично. Система до конца не продумана – очевидно, что в ней будут сбои, это приведет к задержке срока реализации проектов и может поставить под угрозу весь изначальный замысел. Безусловно, на этапе формирования такой системы невозможно предусмотреть все риски, но создав надежную систему, можно знать, как последствия нештатных ситуаций устранить быстро, не усугубляя риски и не ставя под угрозу всю систему.


Кто выстраивает систему бизнеса? Сам предприниматель. Мало иметь мечту – надо научиться ее реализовать. Как связаны бизнес и мечта – деловое и романтическое? С мечты все в бизнесе и начинается. Мечта дает энергию и тот импульс, который всегда будет двигать вас вперед, с какими бы сложностями вы не встретились. Мечта – то солнце, к которому вы стремитесь и которое освещает вашу жизнь. С мечтой связаны ваши планы на жизнь, ваши цели, ваша визуальная картина каждого года, месяца, дня. Это не просто пафосные слова. Это реальность. Чтобы мечту адаптировать под обстоятельства и ваши цели, нужны особые знания и чей-то, а потом свой собственный практический опыт.

В самом слове «предприниматель» заложено действие. Предприниматель не тот, кто, как жнец срезает спелые колоски, собирает с предприятия прибыль, хотя это, конечно, одна из главных его задач, а тот, кто настроив систему, добивается ее самостоятельного функционирования, без собственного ежеминутного вмешательства, но и позволяет реализовать свой потенциал всем участникам этой системы, при этом давая им возможность хорошо зарабатывать и гордиться причастностью к системе.

Мы знаем множество примеров системного бизнеса в мире – это мегакомпании, которые на слуху. За счет чего они работают, сохраняют репутацию десятки лет, масштабируются, пользуются популярностью у клиентов? Не только благодаря финансовой политике, грамотно- му бизнес-планированию. В таких компаниях прекрасно отточена система обучения – на каждом этапе, абсолютно для каждого со- трудника. Система отработки навыка не прекращает движения ни на минуту. Это важно еще и потому, что ежедневное обучение приводит к ежедневным улучшениям и результатам. Вы наверняка подумаете – невозможно каждый день что-то усовершенствовать, рано или поздно зайдешь в тупик. Я скажу – можно. Это как с маленьким ребенком: утром видим его таким, вечером вернулись с работы, видим – что- то изменилось в его поведении, он уже умеет что-то другое. Вроде маленький шажок, но он очевиден. Так же и на предприятии, когда ты каждый день чему-то учишь и учишься, хоть полчаса чему-то новому. Этот процесс не всегда заметен, но если сравнить результат вчера с сегодня, то всегда увидим разницу. И она должна быть со знаком плюс. Если этого не происходит, то в системе что-то не так и с ней надо поработать.

Рассуждая таким образом, я подвожу вас к понятию «бережливое мышление». В книге мы часто будем пользоваться этим термином, так как составляющие бережливого мышления суть основа построения крепкой бизнес-системы. Большая часть книги посвящена именно ме- ханизмам, приемам и технологиям бережливого мышления, которым я в свое время научился, отработал в своих проектах, адаптировал их под специфику индустрии развлечений, учел особенности российского менталитета и теперь с высокой долей вероятности могу сказать, что имеет значение, а что нет.

Хорошая бизнес-система держится не только на принятой изначально концепции конкретного бизнеса, обучении сотрудников потребным навы- кам, а еще и на стандартах деятельности. Стандарты и регламенты – это то, что позволяет людям работать комфортно, быть мотивированными, понимать друг друга на профессиональном уровне и выполнять постав- ленную задачу. Да, стандарты не определяются раз и навсегда, они в процессе действия бережливого мышления претерпевают изменения и могут быть закреплены в другом качестве.

В любом бизнесе, будь это производство товаров, сложной техники или оказание услуг, важен контроль качества не только на выходе, но и на промежуточных этапах технологической цепочки. Ведь если недочеты устранить на ранних этапах или предположить, где они могут возникнуть, можно избежать больших потерь на выходе. Для того и существуют стандарты и регламенты, которые во вверенных мне компаниях реализованы в виде алгоритмов «Дракон», которые умеют читать и понимают все сотрудники. А четкое следование алгоритмам ведет к 100-процентной исполнительности, которая в свою очередь приводит к высоким стандартам, в нашем случае, предоставления услуг.

Компании будущего – те, в основе которых лежит бережливое мышление, люди будущего – это те, кто умеют быстро подстроиться под изменившиеся обстоятельства и отладить под них свою систему.

Когда я говорю про системный бизнес, я не имею в виду, что наукой его построения должен владеть исключительно собственник. В системе в каждой точке стоит ответственный за механизм – он понимает, как работает вся система, что нужно делать каждый день для ее поддержания и усовершенствования.

Мотивированность – один из триггеров бережливой системы. Даже такой момент, как вовлеченность каждого сотрудника в общее дело, косвенно влияет на продуктивность компании. Мы не раз с коллегами обсуждали такой момент: как приятно, что наши дети будут пользоваться плодами нашего труда – гулять в парках, кататься на аттракционах, наблюдать за животными в зоопарке. Это же счастье – так думать и осознавать! Поэтому руководитель должен выбирать себе в проект небезразличных, увлеченных людей и уделять этому отбору личное внимание и время, и при этом понимать, как таких людей разглядеть и какие качества в них развить, помимо профессиональных навыков.

В плане реализации бережливых технологий огромную роль играет визуализация всех процессов в компании. От тех, которые касаются непосредственно производства, до тех, что направлены на развитие личностных навыков и вообще жизни компании. Образно говоря, у каждого работника перед глазами должна быть вся жизнь предприятия. Тогда и мотивированность его будет стабильной, и он готов будет включиться в любой нестандартный момент в работу, при этом будет понимать, что происходит и что необходимо делать. В таком случает он знает, что не один, что его компания функционирует стабильно, все под контролем, он работает в эргономичной среде, сотрудники в компании все вместе идут к процветанию – работник доволен и счастлив.

Благодаря моему рассказу, моим рекомендациям ваш практический опыт будет проходить быстрее и в чем-то легче. Они позволят сократить время и количество усилий по построению вашего бизнеса за счет несовершения многих своих ошибок. Но хочу предупредить: вам все равно не будет легко, ведь каждый бизнес и каждый проект в чем-то уникален, и всегда на пути будут возникать индивидуальные трудности, поэтому придется постоянно искать решения для их преодоления. А как искать решения – ответы можно находить и находить в этой книге.

Загрузка...