Пока я пишу эти строки, мир кристаллов становится шире. Пару дней назад я зашла в магазин эзотерических товаров посмотреть новинки. Продавщица рассказала, что теперь покупатели приходят и спрашивают о кристаллах и камнях, которые принесут в их жизнь определенные вибрации. Они очень разборчивы и покупают один-два красивых кристалла вместо предметов, лишенных смысла или целительных свойств. Разглядывая камни, они задают вопросы и ищут то, что подходит для их эмоциональных и духовных потребностей. Теперь они совершают меньше покупок, но выбирают высококачественные и обладающие более глубоким смыслом. Мир меняется. Он поднимается все выше и выше по шкале осознанности, и быть частью этого развития – восхитительно. В этой главе мы рассмотрим, как и почему кристаллы использовались прошлыми поколениями и культурами, когда им придавали серьезное значение и находили разнообразное применение в целительстве.
Само по себе слово «кристалл» происходит от греческого κρύσταλλος (krystallos), что означает одновременно «лед» и «кристаллический камень», и от κρούος (kruos) – «ледяной холод, мороз»[1]. Кристалл – это высокоорганизованное соединение атомов или молекул. Каждому кристаллу свойственны свои характеристики и высокоупорядоченная микроскопическая структура, которая образует кристаллическую решетку, распространяющуюся во все стороны. Например, кристаллы сахара – продолговатые и скошенные на концах, а кристаллы соли – кубические (как игральная кость). В числе примеров кристаллов, с которыми мы сталкиваемся в повседневной жизни, снежинки, бриллианты и столовая соль.
Ни в кристаллах, ни в их использовании нет ничего нового. В цивилизациях, возраст которых насчитывает 5000 лет и более, кристаллы и драгоценные камни были известными спутниками ритуалов, магии и целительства.
5000–3000 до н. э.
Из записей Древнего Шумера (4000 до н. э.) известно, что кристаллы упоминались в магических формулах. В Китае использование людьми кристаллов и драгоценных камней для исцеления основывалось на китайской концепции жизненной энергии (чи или ци) и индуистской или буддистской концепции чакр (невидимых колес цветной энергии), или невидимых центров энергии физической жизни. Считалось, что кристаллы связывают физические и сверхъестественные элементы тела; в обеих культурах они впервые упоминаются более чем 5000 лет назад.
Серьги с драгоценными камнями изначально носились на рефлекторных точках, чтобы стимулировать и регулировать другие системы или энергетические центры тела в соответствии с меридианами, известными в китайской медицине. Украшения с камнями сами по себе могли быть изобретены как способ носить на себе инструменты динамического исцеления и защитные кристаллы и камни.
Нефрит, камень кристаллического типа, высоко ценился в Древнем Китае и добавлялся в лекарственные средства, применявшиеся в китайской медицинской системе. Китайских императоров часто хоронили в нефритовых доспехах, которые должны были служить защитой для их духа в загробном мире.
В Древней Индии практикующие Аюрведу считали кристаллы и драгоценные камни средством, противодействующим негативным силам астрологии и кармы. В исторических Ведах перечисляются целительные кристаллы и их лекарственные свойства. В индуизме драгоценные камни и кристаллы также применялись в целительстве и духовных практиках.
В Библии, в книге Исхода, говорится, что нагрудник Аарона, первосвященника, был инкрустирован 12 драгоценными камнями. Согласно библейскому описанию, все они были разными и огранены из разных минералов. В Талмуде сказано, что на 12 камнях были выгравированы имена 12 колен Израилевых.
2000–1000 до н. э.
В мексиканских храмах, датирующихся примерно 1000 до н. э., находили нефритовые погребальные маски. Индейцы майя и ацтеки верили, что нефрит может исцелить боль в боку. Само по себе английское название нефрита – jade – происходит от испанского прозвища, которое дали этому камню испанские первопроходцы: piedra de ijada – «камень от боли в боку».
Майя и коренные американцы с древних лет использовали кристаллы, чтобы диагностировать и лечить болезни. С их помощью они также совершали пророче-ства, чтобы предсказывать грядущие события, погоду и конфликты. Они вырезали из камней идолов и «кормили» их гранатовыми камнями и кукурузой.
На другой стороне океана японцы регулярно использовали кристаллы, чтобы установить связь с психической энергией. Для прорицания они наливали в миску воду или масло, и отражение луны в жидкости помогало им увидеть будущее. Сферы и шары из кристаллов кварца, считалось, содержат энергии сердца дракона (ненастоящего), чтобы увеличить силу, проницательность и мудрость и получить преимущество перед врагом.
В Древнем Египте кристаллы считались источником защиты и здоровья. Правитель-фараон носил с собой два цилиндра – Жезлы Гора. Один был сделан из меди, а другой – из цинка, и оба наполнены кристаллами кварца. Считалось, что они балансируют ка и ба. Египтяне верили, что ка дается человеку при рождении богиней Хекет или Месхенет, которая вдыхает в него «жизненную энергию». Ба – это комбинация личности и души, и она живет дольше, чем тело. В современных понятиях мы могли бы назвать ее духом. Ба – это часть, которая продолжает жить после смерти, а ка воплощает жизнь как таковую. В те древние времена считалось, что, когда в момент смерти ка покидает тело, ей нужно питание; поэтому для нее в качестве приношений в усыпальницах оставляли еду. Эти две энергии подобны тем, которые мы сейчас называем инь и ян; и два жезла с кристаллами были их символическим воплощением.
Как пишет митрополит Ярославский и Сергиево-Посадский Феодор, Жезлы Гора могли регулировать, стимулировать и улучшать работу нервной и иммунной систем человека; для этого их нужно было использовать ежедневно, соотнося системы организма с природными энергиями озер, рек, океанов, гор и тому подобного[2]. Жезлы можно купить в России, у тайного производителя, который сохранил древнюю традицию.
Египтяне использовали в украшениях лазурит, бирюзу, сердолик, изумруды и прозрачный кварц. Одни камни служили для защиты и здоровья, а другие – как косметические средства. Для Клеопатры делали тени из перемолотых в порошок лазурита, галенита и малахита – получалась самая дорогая косметика в мире.
Египтяне очень любили кристаллы и часто прибегали к их помощи в ритуалах, особенно в погребальных обрядах. После смерти на место третьего глаза обычно клали кусочек кварца, чтобы помочь покойному найти путь в загробном мире и обрести просветление и осознанность. Рубины символизировали сексуальность (корневую чакру), поэтому их носили в основном танцоры на животе. Прозрачные камни помещались над местом третьего глаза, чтобы укрепить осознанность и сохранять связь с богами. Нефрит и розовый кварц хранились над сердцем, чтобы принести обладателю любовь.
Новое время
В «Естественной истории»[3] Плиний Старший (23 г. н. э.) описывает окна и теплицы в домах римских элит: их застекляли так называемым зеркальным камнем (lapis specularis) – тонкими пластинами кристаллов, напоминающих стекло. Благодаря Плинию много минералогической информации сохранилось в «Книге XVI: О камнях и металлах». Римские врачи в качестве лекарства от болезней рекомендовали носить талисманы и амулеты из кристаллов. Их же советовали для поддержания здоровья, в качестве оберегов и для того, чтобы привлечь к себе желаемое среди земного. Римские солдаты наносили на себя порошок из размолотых драгоценных камней, рассчитывая, что это защитит их в битве.
Кристаллы сохраняли значимую роль на протяжении истории. Персидский философ и врач Абу ибн Сина (980–1037), на Западе известный как Авиценна, написал около 450 работ, в основном по философии и по медицине; но были среди них и книги о драгоценных камнях. Он даже классифицировал минералы по их химическому составу.
Немецкий врач и ученый Георг Бауэр (1494–1555), более известный как Георгий Агрикола, классифицировал минералы в соответствии с их составом и физическими качествами, и многие считают его отцом минералогии. Джон Ди (1527–1609), английский математик и астролог, интересовался методами предсказания с использованием кристаллов и зеркал. С помощью фиолетового кристалла он исцелял болезни и предсказывал будущее с помощью символов или «призраков» людей, которые угадывались в камне. Этот кристалл достался впоследствии Николасу Калпеперу (1616–1654), врачу и алхимику, который также пытался исцелять им болезни. Калпепер написал основополагающий труд XVII века по траволечению, «Полный травник», который до сих пор известен как бесценный справочник по целительным травам.
Однако самый надежный столп в формировании науки кристаллографии воздвиг аббат Гаюи (Рене-Жюст Гаюи, 1743–1822), профессор Парижского университета. В книгах и научных статьях Гаюи, таких как «Essai d’une théorie sur la structure des crystaux» (1784) и четырехтомник «Traité de minéralogie» (1801), публиковались новаторские теории о структуре кристаллов. Его невероятные работы привели к современному определению и пониманию природы кристаллов: кристалл – это любой материал, у которого молекулы или атомы расположены упорядоченно и закономерно, образуя трехмерную структуру. Хотя кристаллы могут формироваться из одного и того же минерала и естественным образом приобретать самые разные формы, все они объединяются одними и теми же характеристиками внутренней структуры.
Эти открытия, результаты кропотливых исследований и выработанные научные принципы стали столпами, на которых держится современная структурная кристаллография. Поэтому у нас есть корпус научных работ, на которых мы можем основывать утверждение, что драгоценные камни и кристаллы могут способствовать процессу исцеления. То, как именно они используются в целительстве, – искусство, и зависит от творческого подхода мастера, проводящего исцеление.
Одна из моих целей в жизни – объехать как можно больше каменных святилищ по всему миру, с их живыми, дышащими породами, и ощутить излучаемую ими силу. Многие из этих святилищ – места, где люди устанавливают связь с высшими пространствами и духами, которые там обитают. Кельты называли это пространство «за завесой».
Я предпочитаю называть это пространство «Междумирьем», потому что так оно кажется более доступным людям. Оно не слишком далеко и не слишком близко. Мы оказываемся в этом пространстве, когда расширяем сознание, свои вибрации и тянемся вверх. При работе с кристаллами и космической энергией полезно помнить про Междумирье, потому что там удобно работать и обмениваться энергиями со всеми жизненными пространствами.
Ирландия
К слову о кельтах: вернемся в прошлое, примерно на 5000 лет назад, когда в Англии древние кельты везли глыбы кристаллического базальта из гор Пресели в Уэльсе, чтобы построить из них монументальную конструкцию в Сомерсете – Стоунхендж. Кристаллический базальт из Пресели – уникальный камень, и он должен был настолько отозваться чем-то в строителях Стоунхенджа, что они в 3100-х годах до н. э. взялись перевозить его по суше и воде, почти за 250 километров, в сердце Англии. Это были первые камни, которые установили в знаменитом круге Стоунхендж, и только потом, со временем, его окружили огромные менгиры из песчаника. Кристаллический базальт тесно связан с теллурическими, или драконьими, течениями земли, которые по спирали расходятся из гор Пресели. Менгиры, сделанные из песчаника и кварца, достигают девяти метров в высоту, и каждый весит двадцать пять тонн. Распространено мнение, что их привезли из Мальборо Даунс, в тридцати километрах к северу от святилища.
Еще интереснее в этой конструкции то, что каждая из базальтовых глыб весит четыре тонны. Как говорит ирландская холистическая целительница и эксперт по кристаллам, Дженни из компании «Кристаллы Дженни»: «Кристаллический базальт уникален. Для него характерен высокий парамагнетический резонанс, и у него необычный внешний вид… Установив связь с базальтовыми камнями и их святилищами, ты смотришь на мир новым взглядом. Базальт из Пресели хранит в себе огромную целительную энергию и образует врата в другие измерения, помогая подключиться к энергии земли и прикоснуться к мудрости кельтских друидов и их народа… Он связывает тебя с магической энергией архетипа Мерлина, которая пробуждает в каждом шамана и превосходно подходит для путешествий между измерениями»[4].
Мне посчастливилось оказаться перед базальтовыми глыбами Стоунхенджа и ощутить их пронзительную энергию. Я прекрасно понимаю, почему их решили привезти издалека, из самого Уэльса в Сомерсет. Они величественно выглядят, и монолиты вибрируют энергией, не принадлежащей этому миру. Воронка и лей-линии под Стоунхенджем заставляют маятник раскачиваться как сумасшедший – поразительный феномен.
Ньюгрейндж, культовое сооружение в Ирландии высотой 85 метров, покрыто кварцем буквально тоннами. Это святилище было выстроено таким образом и с такой точностью, что в день зимнего солнцестояния рассветные лучи попадают в маленькое отверстие в стене и создают магическое впечатление. Также его конструкция передает и усиливает звуки; это открыла команда ученых из Принстонского университета в 1994 году.
Египет
Египетские пирамиды – поразительные конструкции, в которых кроется больше, чем кажется на первый взгляд. Исторически они считались гробницами; но «Камера Царицы» и «Камера Царя» внутри Великой пирамиды Гизы оказались вовсе не погребальными залами. Некоторые исследователи считают, что это древние энергетические камеры, построенные, чтобы собирать энергию иных пространств, в основном с помощью кристаллов, которые размещались внутри для приемки и передачи энергии.
Изначально египетские пирамиды были построены из асуанского гранита и выложены добывавшимся поблизости известняком. Асуанский гранит – камень от природы радиоактивный и обладающий парамагнетическими свойствами. Из него и из кристаллов кварца строились многие египетские храмы. Кварц – это практически сокровищница природной энергии и идеальный передатчик. Собрать достаточно кристаллов кварца в одном месте, и вам хватит энергии, чтобы осветить небеса, – и, по словам наших проводников, именно это и делали в древности.
Многие считают Великую пирамиду а) мощной космической антенной; б) сделанной из камня моделью энергетической структуры человека и Вселенной; и в) очень мощным генератором космических энергий, действующим на нескольких уровнях бытия.
Те, кто так считает, утверждают, что внутренняя часть пирамиды была расположена на силовой линии, которая получала энергию из центра Земли и соединяла его с другими геологическими священными местами. Она была покрыта известняком, ярко-белым и блестящим камнем, который не только сохраняет энергию, но и проецирует ее. Говорят, что верхушка была отделана кварцем и излучала силу, посылая сигнал далеко в просторы галактики.
После завершения строительства пирамида состояла из около 115 000 известняковых плит, каждая из которых весила 10 и более тонн. Фотограф Мартин Грэй в своей книге «Всемирный путеводитель пилигримов» пишет: «Эти плиты были отполированы со всех шести сторон, а не только с видимой снаружи, с точностью до одной сотой дюйма. Они были притерты друг к другу так тесно, что между ними невозможно было вставить даже лезвие бритвы»[5].
То, как плиты и блоки поднимались на положенные места, остается загадкой для инженеров, хотя некоторые утверждают, что там не обошлось без священной геометрии и невидимой силы кристаллов, что позволило строителям осуществить этот подвиг. Говорят, наверху Великой пирамиды когда-то стояла пирамида из огромного кристалла. Так много камней оказались украдены, и остались только записи в папирусе Среднего царства, примерно 1500-х годов до н. э. – он сейчас хранится в г. Лейден в Нидерландах.
На экскурсии по египетским пирамидам в 1987 году метафизические проводники рассказывали нам, что до сих пор сохранились древние тоннели с водой, проложенные под Сфинксом, и что там есть пещеры, полные розового кварца. (Если хотите больше узнать о пирамидах, см. раздел рекомендованной литературы в конце книги.)
Южная Америка
В южном полушарии ацтеки отделывали храмы обсидианом, а в соединяющий плиты раствор примешивали агат. В научной статье о культуре ацтеков и находках, сделанных в пещерах, Джеймс Брэйди и Кит Пруфер пишут: «Обработанные и необработанные фрагменты камней и кристаллов собраны в ряде пещер в Долине Майя, что указывает на то, что камни использовались в древнем ритуале»[6]. Из дальнейших исследований очевидно, что кристаллические камни представляли для ацтеков силу земли и служили для связи с высшими сферами. В пещерах, как выяснилось, проводились церемонии, ритуалы и духовные практики.
У этих культур мы заимствуем отношения с кристаллами и их силой. Им наверняка было известно что-то, чего не знаем мы – или знаем? Я считаю, что секрет популярности драгоценных камней можно найти в трех основных качествах кристалла, которые мы теперь и обсудим.
По сути, вам нужно знать о кристаллах три вещи: они дышат, они живые и они вибрируют.
Прежде всего сущего была Сама Вещь[7], как назвал ее Эрнест Холмс в своем определении творения. После Самой Вещи мог произойти «большой взрыв». Следом за Самой Вещью и «большим взрывом» появился воздух. За воздухом последовало дыхание. Обычно вдох считается тем мгновением, в которое начинается жизнь как мы ее понимаем.
У всякой живущей сущности своя версия дыхания. Растения, животные, люди, камни и звезды – все вдыхает и выдыхает. Мы вбираем воздух и выпускаем его; это тайная жизненная энергия Вселенной. Для дыхания необходимо вещество, которое будет проникать внутрь и выходить наружу. У людей это кислород, а у растений – углекислый газ; у всех есть свои эликсиры, приносящие жизнь. Для внутреннего дыхания камней не требуются легкие, как мы их представляем. Дыхание (как принцип и как физический акт) неотъемлемо присуще молекулярной структуре атомов камней. Они двигаются, они вибрируют, и таким образом они дышат.
У этой жизненной энергии есть название. В Китае ее называют ци, а в Японии – ки. На санскрите она называется прана. Гавайцы называют ее мана, греки – пневма, а на древнееврейском есть термин Руах ха-Кодеш. Египтяне поклонялись ей под именем ка, а викинги – сейдр. На языке индейцев сиу она называется вакан.
Вне зависимости от названия, ци, или энергия дыхания, – это основополагающая сущность жизни, как мы коллективно ее понимаем.
Вдох, дыхание, ки, энергия… все это – жизнь, и это – энергия. Все сущее дышит. Даже камни. Для того чтобы дышать, не требуются легкие, лишь атомарная жизнь внутри. В начале 1920-х Алиса Бейли в своей лекции сказала: «Нужно стремиться осознать, что не существует неорганической материи, и что всякий атом – это жизнь. Нужно осознать, что все формы материи – это живущие формы, и что каждая из них есть не что иное, как сосуд для выражения некоей обитающей в ней сущности»[8].
Посредством дыхания мы связаны друг с другом – царство животных и минералов, звезд и все прочие царства жизни. Так мы понимаем, что все мы – живые.
Замершее дыхание
Если приглядеться к кристаллу, понимаешь, что на самом деле видишь замершее дыхание. В какой-то момент что-то вздохнуло, и дыхание застыло в мгновении, получив форму. Можно считать, что кристалл – это заключенное в капсулу величие творения. Ваша душа подсознательно отзывается на этот образ; вы ощущаете связь не только с кристаллом, но через него – с самой сущностью жизни. Мы видим замершее дыхание; и мы чувствуем, что кристалл тоже дышит.
Замершее дыхание способно сохранить историю и мудрость, сберечь секреты прошлого дольше, чем мы можем осознать. Если бы можно было высвободить это дыхание, лишь на миг, то мы могли бы заглянуть в богатый древний мир и в умы и сердца его обитателей. Какое это было бы великолепное путешествие!
Сила, которую можно найти в царстве минералов, и особенно в кристаллах, необъятна. Это не только визуальное подтверждение жизни как таковой, но и воплощение каждого из чудесных элементов творения, проявляющихся в экосфере.
Понимание кристалла
Когда мы смотрим на кристаллы с метафизической точки зрения, то начинаем понимать, почему эти порождения царства минералов так совершенны и великолепны. Мы узнаем, что они, как и все вокруг, обладают сознанием и являются живыми, потому что в сердце всего сущего лежит разумное понимание. Это понимание диктует анатомическое устройство каждой сущности и делает ее такой, какой она должна быть. У кошки есть сознание (или понимание) того, что значит быть кошкой; у вилки есть понимание того, что значит быть вилкой; а у кристалла есть понимание того, что значит быть кристаллом. У него нет собственного интеллекта или способности принимать решения, только понимание, как в полной мере реализоваться как кристалл. А вот мы, люди, обладаем разумом и потому можем придать кристаллу цель и направление. Мы решаем, на чем сосредоточить присущие ему от природы энергии и качества. У кристаллов хватает и того и другого.