Кто мы? Задавались ли вы когда-либо этим вопросом? Какова наша истинная природа? В чем наша сущность, наше естество? Из какого материала мы сделаны? Ответить на это можно одним словом:
Желание
Каббала определяет нашу сущность словом «желание», и это не метафора. Желание – наша определяющая характеристика. Мы сотканы из желаний. Это наша сущность. Желания нами движут. Желание – это пружина нашего часового механизма. Все мы ходячие желания, непрерывно стремящиеся удовлетворить собственную жажду. Сердце стучит, кровь бежит, тело движется – и все потому, что есть желание, которое жаждет исполнения. Как приходит в этот мир новорожденный ребенок? Каков его первый инстинкт? Он хочет. Он плачет. Он взывает к получению. Так он устроен, и тому есть веская причина. Чтобы выжить, новорожденному необходимо получить одежду, покой, уход, пищу и убежище. Не получив этого, он просто не сможет выжить.
Когда мы взрослеем, именно наши уникальные желания формируют нашу индивидуальность. Одни люди жаждут сексуального удовлетворения. Другие – духовного богатства. Третьи ищут славы. Четвертые хотят уединения. Пятые стремятся к просветлению. Шестые мечтают о путешествиях и приключениях. Многие думают, что их аппетит насытят только богатство и процветание. Есть и те, кто грызет гранит науки, чтобы утолить свою жажду знаний.
Есть три уровня человеческих желаний.
Эти желания коренятся в животной страсти. Желания и поведенческие шаблоны человека на первом уровне направлены на удовлетворение базовых потребностей. Желание поесть, потребность поспать, жажда секса (не любви) – все это желания первого уровня. На первом уровне человек может использовать рациональное мышление, что все и делают, правда, только с целью удовлетворения своих самых элементарных потребностей.
Эти желания направлены на удовлетворение потребностей, не имеющих аналогов в животном мире, таких, как потребность во власти, признании, славе и превосходстве над другими. Соответственно мысли, принимаемые решения и поступки на этом уровне направлены на удовлетворение этих желаний в полной мере.
Желаниями этого уровня управляют в основном высшие области разума. Они направлены на удовлетворение потребностей, идущих от человеческого интеллекта, включая потребность в мудрости, знаниях, ответах на вопросы бытия.
«Эти три типа желаний, – учит Рав Ашлаг, – можно найти в любом представителе человеческого рода, однако в разных людях они смешаны в разных пропорциях, что и отличает одного человека от другого».
На языке каббалы желание именуется Сосудом. Сосуд подобен пустой чаше, стремящейся быть наполненной. Однако в отличие от материальной чаши, Сосуд наших желаний не имеет физических параметров. Вспомните, например, как однажды вы так объелись, что не способны были съесть больше ни крошки. Но затем к вашему столику подвезли тележку с десертами. Желание полакомиться сладким взяло верх, и вы, сами того не замечая, начали поглощать шоколадный торт. У вашего желудка есть границы, а у желания их нет.
Каждое действие в нашем физическом мире, большое или маленькое, продиктовано каким-то желанием, требующим исполнения. Мы живем так, будто бы у нас нет никакой свободы выбора. Мы живем на автопилоте, движимые неутихающей потребностью удовлетворять все стремления своей души и своего тела.
Итак, чего же действительно желают наши сердца? Не ошибусь, если скажу, что главный объект наших желаний – стабильное ощущение безмерного счастья, хотя это понятие для каждого имеет свой смысл.
Желание счастья объединяет всех нас. Преступник, юрист, строитель, президент компании, злой человек или добрый, атеист или глубоко верующий, богатый или нищий… никого из этих людей не нужно убеждать в необходимости стремиться к счастью. Желание бесконечного счастья – часть человеческой сущности.
Ученый может стремиться к истине и пониманию законов, по которым строится наш материальный мир, а может стремиться получить Нобелевскую премию и войти в историю. Возможно, политик желает повысить качество жизни своего района, города, своей страны; а может, он хочет получить для себя привилегии, влияние и высокое положение в обществе. Ребенок, как правило, хочет просто играть и получать удовольствие. Артист хочет любви публики, славы и признания, а бизнесмен обычно жаждет финансового успеха. Рабочий на заводе – отпуска, куска хлеба на столе и душевного покоя. Исследователи, как правило, стремятся к знаниям и известности в академических кругах.
Какими бы ни были все эти разнообразные объекты наших желаний – это всего лишь различные «упаковки», за которыми скрывается одно и то же – счастье. Именно стремление к этим разным видам удовлетворения движет нами и формирует нашу жизнь. И все эти разные формы удовлетворения желаний в разных упаковках можно описать одним словом:
Свет!
Термин «Свет» – всего лишь кодовое слово, метафора, взятая на вооружение каббалистами древности для описания широкого спектра наполнения, которого жаждут все представители человеческого рода. Солнечный луч, задевая в воздухе каплю воды, распадается на семь цветов радуги. Представьте прямо сейчас, как это выглядит. Подобно тому, как один солнечный луч содержит в себе весь спектр цветов, так и Свет несет в себе все возможные «цвета» счастья и наполнения, к которым так стремятся люди в своей жизни.
Но есть большая разница между Светом, описанным в Зоаре, и обычным солнечным светом. Свет солнца в своем спектре имеет всего семь основных цветов, а Свет, о котором говорит каббала, несет в себе все мыслимые и немыслимые формы наполнения и удовольствия, которых только может пожелать душа. Это и наслаждение от секса, и удовольствие от шоколада, энергия здоровья и сила благополучия, радость отцовства или материнства и блаженство от отношений, полных любви и страсти.
Свет – это еще и внутренний голос, который мы называем интуицией. И волшебство, которое приводит в нашу жизнь нужных людей и открывает уникальные возможности. И поддержка, которая активирует нашу иммунную систему. И сила духа, которая наполняет нас надеждой. И оптимизм, с которым мы начинаем каждый свой день. И топливо, которое питает наше стремление добиваться в жизни большего.
Но Свет – это не просто счастье. Свет – это бесконечное счастье. Это разница между сиюминутным удовольствием и постоянным наполнением. По большому счету, мимолетный проблеск счастья никому не нужен. Наши самые глубокие желания не сводятся к пятнадцати минутам славы, вспышке радости от удачной сделки, временному подъему настроения от наркотиков или недолгому облегчению от обезболивающих таблеток. Мы ведь не хотим, чтобы окружающие любили нас лишь время от времени. Мы не хотим быть здоровыми всего половину жизни. Мы не хотим, чтобы сексуальные отношения в браке оставались страстными только первые несколько месяцев после свадьбы. Мы хотим, чтобы наши желания исполнялись постоянно. Подобное постоянное наполнение и есть Свет.
Основная причина наших тревог и несчастий – в том, что наши желания не насыщаются Светом постоянно. Если после пяти лет радости и счастья в жизни наступает темная полоса, это значит, что запаса Света в нашем «бензобаке» хватило только на эти пять лет. Несчастными мы стали, потому что у нас кончился Свет, вернее, мы от него отключились. Чем больше Света у вас в жизни, тем дольше ваши желания остаются наполненными и тем вы счастливее.
Где-то глубоко внутри каждого из нас есть страх, что счастье не может длиться вечно и когда-нибудь оно закончится. В те редкие минуты, когда мы чувствуем удовлетворение и умиротворенность, к нам закрадывается мысль: «это слишком хорошо, чтобы быть правдой». Мы начинаем думать о том, что завтра все может закончиться. И в тот момент, когда мы допускаем сомнения, связь со Светом обрывается. Поэтому Свет можно также определить как душевное спокойствие, уверенность в том, что завтра счастье никуда не денется. Когда мы уверены в Свете, тогда нет места страху, беспокойству или неуверенности в будущем.
В свете вышесказанного (простите за каламбур!) становится понятно, что самое заветное желание человека – желание получать Свет. А также понятно, что Свет, который мы ищем, есть везде и во всем. Он пронизывает всю Вселенную. Он заполняет космос и пропитывает нашу реальность. Свет бесконечен, безграничен и всегда готов дать больше, чем мы можем себе представить. В этой связи возникает логичный вопрос: