Часть первая Начало работы


Глава 1 Прежде чем стартовать

Моя история

Прежде чем перейти к основной части книги, расскажу немного о себе. Это поможет вам лучше понять, почему в тех или иных ситуациях я принимал определенные решения. Начну с самого начала: откуда я, мои корни, как вообще началась эта история. Я родился в Тюмени и горжусь тем, что я сибиряк. Мое первое образование – специализация в различных сферах межгосударственных связей (международные отношения), это в дальнейшем мне помогло. Я очень рано начал работать – лет с четырнадцати, пытался быть максимально независимым от своей семьи, от родителей.

После школы я поступил «на бюджет» и сразу выделился среди однокурсников. Курсе на втором меня пригласили в Торгово-промышленную палату Тюменской области, потому что я всегда был парнем, который всех выручает: нужно было встретить в аэропорту какую-нибудь иностранную делегацию – я тут же несся, благо хорошо владею английским языком. Всегда помогал руководству вуза, и в благодарность ректорат дал мне хорошую характеристику. По запросу Торгово-промышленной палаты Тюменской области: «Мы хотим человека, который будет заниматься международными отношениями!». Так я поступил на должность менеджера отдела внешних связей.

Мы занимались международной деятельностью в регионе: государственные контракты, выставки, ярмарки – фронт работ огромный! Но я справлялся и хорошо проявил себя в ТПП. Уже на третьем курсе стал начальником отдела внешних связей, у меня был целый штат сотрудников. А на четвертом возглавил департамент внешнеэкономической деятельности, состоявший из двух отделов: внешних связей и выставочно-ярмарочной деятельности.

Мы ездили по всему миру и принимали международные делегации, устраивали огромные выставки, инициировали подписание соглашений о сотрудничестве. В общем, я вел очень активную профессиональную деятельность, за что получил от правительства области грамоту за вклад в международные отношения и инвестиционный потенциал региона. Все это, естественно, не прошло незамеченным для руководства области, и мне предложили стать консультантом по международным отношениям при директоре департамента инвестиционной политики и государственной поддержки предпринимательства Тюменской области.

В 2008 году я переехал в Черногорию. У меня всегда была мечта пожить на море. Пять инвесторов решили открыть строительную компанию на побережье Средиземноморья, а меня пригласили на должность исполнительного директора. В компании я работал два с половиной года. После этого был еще год в правительстве Республики Сербия. Там я поступил «на бюджет» в Британскую школу экономики (London School of Commerce) на специальность «международное управление бизнесом». В процессе обучения во мне зародились первые ростки продюсерского мышления. На одном из курсов по маркетингу, помимо рассмотрения крупнейших брендов (таких, как Apple и Coca-Cola), мы углубились в разбор кейса поп-певицы Мадонны. У меня это вызвало дикий интерес, пришло осознание, что из человека также можно сделать бренд, сильный бренд на многие годы.

Каким образом я оказался в Москве? Мне поступило предложение возглавить департамент маркетинга международного логистического холдинга AsstrA с главным офисом в Москве. Так я перебрался в столицу.

Я давно знал Настасью Самбурскую @samburskaya и, переехав в Москву, решил сделать из нее бренд, как учили в Британской школе. Я хотел попробовать что-то новое для собственного развития, не погрязнуть в бумажках и, наконец, помочь Настасье встать на ноги. Мне было дико интересно, смогу ли я так же, как рассказывали тогда в Британской школе, сделать бренд из персоны. Это был 2013 год, и Настасью уже утвердили на главную роль второго сезона популярного в стране сериала «Универ» на канале ТНТ. Несмотря на то что Настасья идеально подходила на роль Кристины, ей пришлось столкнуться с огромными трудностями. Она проходила кастинг за кастингом, но ее не хотели утверждать, потому что она уже появлялась в первом сезоне сериала в эпизодической роли. Когда ее все-таки окончательно утвердили, это стало началом карьеры как для Настасьи, так в дальнейшем и для меня!


Настасья до Instagram-топа. О миллионах подписчиков в ту пору можно было только мечтать


Первое время я вообще не понимал, с чего начинать, и принялся анализировать тонну маркетинговой литературы (ведь литературы о том, как стать звездой, или по продюсированию в России, к сожалению, не существует). Я организовал целую серию фотосессий, чтобы показать актрису с разных сторон, создал сайт. Я начал писать во все печатные издания, звонить, предлагал взять интервью, новой актрисы известного сериала, но эффекта не было. Это сейчас я понимаю, как все это работает, а тогда действовал просто по наитию! Ты не можешь просто так позвонить в издание и попросить обложку или большое интервью, особенно когда ты только-только начал свой путь. Такие предложения делают сами издания, а не наоборот, ну или просто проплати, а денег у нас, конечно же, не было совсем.

Значительно позже я понял, что вообще никому ничего не нужно, даже если это проект номер один – очень популярный ситком в стране. Да и сейчас у сериала хорошие рейтинги. О нас тогда никто не писал, нас никуда не приглашали. Я пытался общаться с издательствами, налаживать контакты. Но это тоже не приводило к желаемым результатам.

Нужно делать все иначе, решил я, ведь мы живем в эпоху Интернета. И мы стали развивать и продвигать личную страницу Настасьи «ВКонтакте», создали фан-сообщество Самбурской в соцсети. Тогда эта фан-группа была на втором месте в стране среди официальных фан-сообществ по количеству подписчиков, по активности. Я думаю, что мы не догнали только Сергея Лазарева.

Люди включают телевизор или идут в кино не просто для того, чтобы получить удовольствие от просмотра любимого фильма, но и предвкушая радость встречи с любимым актером или актрисой. Звезды кино и телесериалов пользуются огромной популярностью.

Назовите мне хотя бы одну актрису, которая четыре года назад была суперизвестной, у которой была огромная любовь поклонников, особенно молодежи, и тысячи подписчиков! Никого. Я говорю не о том, что в стране не было потрясающих актеров – они, безусловно, были и есть. Взять, например, невероятно талантливую Ходченкову @svetlana_khodchenkova: все знали ее как профессиональную актрису, на ее фильмы шли с удовольствием (как и сейчас), но не было тогда огромного интереса со стороны интернет-аудитории. Вообще, у нас нет такого, как в Америке: например, Джулия Робертс – настоящая богиня, ей поклоняются, за ней ходят толпы людей. Мне захотелось каким-то образом это воссоздать.

Незаменимых нет, но на молодых актерах отчасти держится современный российский кинематограф. Передовики отечественного кино обеспечивают фильмам, в которых снимаются, огромный успех и популярность.

Одна из героинь нового актерского поколения – Светлана Ходченкова, молодая и талантливая. Светлана – звезда многочисленных сериалов, полнометражных лент, театральных постановок и интернациональных кинопроектов.

Хочется обратить внимание на Internet Movie Database – крупнейшую в мире базу данных и веб-сайт о кинематографе. В базе собрана информация о более чем трех миллионах девятистах тысячах кинофильмов, телесериалов и отдельных их серий, а также о семи с половиной миллионах персон, связанных с кино, – актерах, режиссерах, сценаристах. Сайт базы IMDb ежемесячно посещают миллионы людей, это один из ста самых популярных сайтов Всемирной паутины. Они заходят на страницы актеров, а IMDb ведет учет их посещаемости и на его основании составляет еженедельный рейтинг STARmeter.

Как говорил Альберт Эйнштейн, «творчество заразительно. Передай другому!». Я заразился и решил сделать что-то похожее.

Первое, что мы предприняли, – попытались показать подписчикам, что мы вот здесь, мы рядом, на расстоянии вытянутой руки. Каким образом? Во-первых, с помощью прямых эфиров, чего, опять же, до нас не делал никто из актерской среды. Если музыканты еще были как-то более или менее открыты в этом плане, то актеры в принципе никогда этим не занимались. И мы реально были не одними из первых, а первыми, кто это сделал!

Также раньше остальных актеров мы устроили фан-встречу с интернет-аудиторией. И я помню, что на нас все смотрели очень странно, когда узнали, что у Настасьи есть директор. Для актеров это тогда было редкостью. У них были агенты, которые обеспечивали кастинг. Но пиарщики и директора были мало у кого, тем более у начинающих.

Главной моей задачей стало сделать Настасью «своим человеком», очень близкой, в отличие от других актеров, которые где-то там, на сцене в театре. Ходченкова там, а Настасья – здесь, рядом с нами, она может в любой момент вести диалог! Мы никогда ни к чему не готовились, Самбурская сама проводила эфиры, сама отвечала на вопросы, и все проходило великолепно. Искренность и талант Настасьи не остались незамеченными.

И пока мы росли во «ВКонтакте», появился Instagram. Опять же, напоминаю, зачем я залез в социальные сети: потому что, в общем и целом, мы понимали, что если гора не идет к Магомету, то мы идем к этой горе! И гора эта называется «внимание прессы, аудитории и подписчиков, повышение популярности». Вот так все начиналось.

Я искренне хочу, чтобы на просторах русскоязычного сегмента Instagram появилось больше заметных успешных фигур, и многое делаю для этого. Мастер-классы, эта книга, разные выступления, интервью на ТВ – я решил делиться информацией, потому что в любом случае есть незыблемые правила рынка. Конкуренция всегда подстегивает рынок, тогда как при монополии ничего не происходит. Если у тебя достойные конкуренты, начинаешь бороться и расти. Сейчас у нашего продакшена вообще нет конкурентов, в Instagram в том числе. Я не говорю – во всем мире, но в России – точно нет. И в ближайшие годы хочу продолжать двигаться вперед в этом направлении, креативить, творить, изобретать что-то новое.


Пример активного профайла. Саша Хоменко имеет 12 % вовлеченной аудитории при 862 000 подписчиков


Что такое Instagram сегодня

На момент написания этих строк Instagram переживает расцвет. Количество подписчиков постоянно растет, и каждый месяц российский Instagram дает новый рекорд по просмотрам. Это площадка, которая может очень оперативно донести до пользователей информацию, значит, этим можно и нужно пользоваться.



ЕR – показатель уровня вовлеченности аудитории; чем он выше, тем больше людей видят ваши посты и реагируют на них лайками и комментариями. Здесь сравнение статистики некоторых аккаунтов


Если говорить о критериях достижения успеха, то еще недавно этот показатель выражался только в количестве подписчиков. В 2016 году и первой половине 2017 года первое место по подписчикам занимала Настасья Самбурская. Сейчас же главное – это статистика, просмотры, интерес к профилю, потому что среди миллионов подписчиков известных пользователей не все активны: кто-то ушел из социальной сети Instagram, кому-то неинтересен этот персонаж, кто-то забыл свой пароль и завел новый профиль и так далее. То есть активность аудитории, статистика, интерес к персоне – это самое важное сейчас, хотя очень часто от СМИ или рекламодателей идут запросы в первую очередь на количество подписчиков. Если у некоего блогера регулярно пять миллионов просмотров, но нет определенного количества пользователей, он все равно реально популярнее тех блогеров, у которых больше подписчиков, но меньше просмотров.

Успешно работать в Instagram может каждый. Пример – «Пышечная 1958» от агентства SETTERS @pyshechnaya1958. Люди настолько нестандартно подошли к вопросу, что это оказалось интересно и актуально. Об этой «Пышечной» писали всевозможные интернет-издания, включая такие, как Meduza, «Афиша Daily», The Village и многие другие. Если у человека бизнес B2B, например он директор завода по производству арматуры, то Instagram может быть полезен и ему. Сделать качественный аккаунт заводу и выкладывать в нем интересные видеоролики, чтобы привлекать внимание к предприятию, – вполне возможно, главное – подойти к делу креативно.


Простой в реализации кадр, но оцените масштаб креативной задумки


Есть человек настоящий – и есть его образ в Instagram. Если сделать так, чтобы между ними было мало общего, люди не поверят в образ. Это социальная сеть, и если речь идет о персональном, а не бизнес-аккаунте, так или иначе нужно использовать все возможности, включая Stories, прямой эфир и так далее, необходимо быть близким к публике, быть честным. Аудитория подписывается на тех, кто интересен. Созданный искусственно персонаж никогда не будет настолько многосторонним и разноплановым, как реально существующий человек, состоящий из противоречий.

Почему не другие социальные сети

«ВКонтакте» считается самой популярной русскоязычной соцсетью, но я не вижу там такой активности, которую показывают Instagram и YouTube, занимая сегодня лидирующие позиции в блогосфере.

Интересно, почему «ВКонтакте» не на первом месте, несмотря на то что там вся аудитория русскоязычная, молодая – по сути, целевая? Все просто: люди там, чтобы пообщаться, а новостная лента «ВКонтакте» (то есть самое важное для рекламодателей) ушла со временем на второй план.

Есть пользователи, которые заходят в Instagram раз в неделю, есть те, кто заходит утром, в обед, вечером, ночью. В среднем Instagram занимает около получаса ежедневно у человека, пользующегося приложением. Такими показателями мало кто может похвастаться. Если вам нужны подписчики, активность аудитории и внимание рекламодателей – добро пожаловать в Instagram!

Стать успешным блогером во всех социальных сетях одновременно нереально. Под каждую сеть должен быть разный контент, ориентированный на конкретную аудиторию. Разные блогеры популярны на разных площадках, есть Instagram-блогеры, есть YouTube-блогеры, и они очень редко пересекаются. Исключением из правила могут быть наши Хоменки @khomenki, например, популярные и в Instagram, и на YouTube, а вот мой любимый ютубер Данила Поперечный – далеко не самый популярный блогер Instagram.

Facebook – это, скорее, текстовая площадка, там есть талантливые блогеры, но это другие масштабы и другие цифры по сравнению с Instagram и YouTube. У соцсети «Одноклассники» – своя целевая аудитория, определенного возраста, которая не всем подходит. Словом, каждая социальная сеть хороша по-своему, но все-таки Instagram дает больше возможностей.

Самая хорошая черта Instagram: он умеет удивлять и успевает предусмотреть желания пользователей. Так активно не модернизируется и не чувствует свою аудиторию, наверно, ни одна социальная сеть в мире! Сначала Instagram запустил 15-секундные видео, а потом – минутные, потом выпустили Stories, пошло еще дальше – появились гифки в Stories и ожидаются Stories на минуту. Не все сразу сориентировались, как реагировать, что делать, но талантливые блогеры воспользовались этим как преимуществом и в итоге достигли большой популярности.

Глава 2 Почему Вы должны быть активны в Instagram прямо сейчас

Итак, что такого именно в Instagram? Есть пять основных причин.


1. Некрупные бюджеты для продвижения, то есть вам, в принципе, не нужно почти ничего. Можно стать популярным, как Ида Галич @galichida, не потратив ни копейки, без связей и знакомств, просто за счет интересного контента. Возможно, при создании этого контента иногда будут возникать мелкие расходы: на видеооператора, студию, но не всегда. Не забываем, что это социальная сеть (то есть для людей)! В основном все должно делаться естественно. Самое главное в Instagram – это не качество исполнения, а идея, которую вы собираетесь донести. И эту идею можно снять на iPhone или на любой другой смартфон.


2. Если вы хотите стать суперпопулярным блогером номер один, то сейчас Instagram – уже необходимость. Если вы представляете собой какую-то единицу в бизнесе или являетесь артистом, отсутствие профиля в Instagram – это уже странно. В наше время Instagram – это must have для того, чтобы лишний раз показать себя людям, в том числе тем, с кем вы планируете сотрудничать. Вы транслируете себя через Instagram, чтобы люди понимали, кто вы, видели, что вы открыты, вам нечего скрывать.

Некоторые считают, что человеку необходимо личное пространство и показывать все неправильно. Но почему неправильно? Вы от этого не становитесь хуже, тем более если не делаете что-то напоказ. Вы же не сидите за стеклом в реалити-шоу 24/7! Для вас соцсети – это определенная картина, которую вы сами рисуете так, как хотите.

В России больше двадцати пяти миллионов пользователей Instagram, но Instagram – это не только Россия. Если вы талантливый музыкант, художник, фотограф, необязательно ориентироваться только на российскую аудиторию. В 2018 году в Instagram уже более миллиарда пользователей. Аудитория российских блогеров находится не только в России. У руферов Вани Биркуса @beerkus и Ангелы Николау @angela_nikolau в подписчиках не только российская, но и международная аудитория. Эти двое залезают на самые высокие здания без страховки и с риском для жизни делают невероятно красивые фото и видео. Естественно, Ваня и Ангела – спортсмены с большим опытом. Международная аудитория узнала о них благодаря Instagram. Ангела – единственная девушка-руфер, популярная в мировом Instagram, к тому же они с Ваней еще и влюбленная пара. Они побывали не только на «Вечернем Урганте», но и на подобных шоу в Италии и Азии, это стало для них окном в мир. Руферы покоряют огромное количество высотных зданий по всему миру, с ними работают международные тревел-агентства.

У нас в России все новое принимают крайне консервативно, поэтому российских рекламных кампаний с Ваней и Ангелой очень мало – в основном международные.

Пора понять: не стоит зацикливаться на привычном! Instagram гораздо больше, чем любимый всеми Первый канал. Instagram – это хорошая база, крупнейший информационный ресурс, отличный транслятор того, о чем вы хотите рассказать. В отличие от привычной и опостылевшей email-рассылки, благодаря Instagram можно быстро получать обратную связь от клиентов. С помощью Instagram все это можно сделать естественно, легко, с юмором, одним постом или Stories. Например, у вас магазин одежды или салон красоты, вы строите свой персональный бренд. В профиле Instagram рассказывайте, что происходит, информируйте подписчиков об услугах, новинках, ценах.


Ваня Биркус и Ангела Николау. Неужели вы еще не подписаны на этих потрясающих ребят? Только не вздумайте повторять…


3. У Instagram очень простой интерфейс. С ним легко справится каждый: и ребенок, и взрослый, и пенсионер. В приложении Instagram – огромное количество зарегистрированных пользователей, проявляющих к этой социальной сети подлинный интерес. В среднем, в зависимости от возраста, люди проводят в Instagram от 27 до 36 минут (27 минут – люди в возрасте 25–30 лет, порядка 36 минут – подростки). Как уже говорилось выше, в среднем пользователь проводит в Instagram около получаса в день.

Вот насколько высок уровень влияния Instagram на развитие и информирование общества! Разумеется, этого бы не было, будь Instagram сложным в использовании.


Профиль @vikaskazka, из которого я постоянно узнаю что-то новое


4. Нет тематик, которые бы не подошли для Instagram, направлений, с которыми бы туда не было смысла заходить. Всегда все зависит от таланта человека, от уникальности проекта. Например, Юрий Дудь @yurydud, популярный российский журналист и видеоблогер, заставил новое поколение понять, что, во-первых, независимая журналистика в России еще существует, и, во-вторых, что выбрать журналистику в качестве дела жизни очень престижно. Возможно, благодаря ему наконец-то появится поколение адекватных, независимых и профессиональных журналистов. Он вызвал интерес к YouTube у взрослого поколения, политиков всех мастей, просто людей, которые могут влиять на массы и принимать решения. Если раньше лицом русского YouTube была Саша Спилберг в ванне, наполненной чипсами, то сейчас это журналист Дудь в кресле.

То же самое в Instagram: ты можешь интересно и круто подать все что угодно. Примером этому может служить профиль @vikaskazka. Виктория рассказывает нам о правилах русского языка, орфографии, говорит о филологии в принципе. Это подано настолько интересно, изысканно, изумительно, что хочется там залипнуть! Это пример того, как может быть подана такая сложная тема (особенно для школьников), как русский язык. Министерству культуры России я рекомендую присмотреться повнимательнее к таким блогерам, ведь это один из самых простых и интересных путей повышения уровня образования российской молодежи.


5. В Instagram подписчики – активная аудитория, и их огромное количество. Например, Андрей Глазунов @andrewglazunov. Сейчас у него уже почти два миллиона подписчиков. Это больше, чем население Новосибирска – третьего по количеству жителей города страны.

А если говорить о влиянии на аудиторию и разнице между телевидением и Instagram, то цифры следующие. У Наташи Ящук @natali_iashchuk число подписчиков достигло больше двух миллионов, тогда как аудитория, например, Discovery Channel в России – всего восемьсот тысяч, то есть в два с половиной раза меньше. А если говорить про охват, то есть взять людей, которые смотрят видео Ящук и активно влияют на просмотры, что-то пишут и так далее, то охват превышает каналы RU.TV и 2×2, вместе взятые. А между прочим, это гораздо более усваиваемый материал. При просмотре RU.TV или 2×2 ты не сидишь у экрана, когда включается реклама – в это время готовишь, общаешься с друзьями и так далее. Для многих фоновые каналы – и тот и другой. А когда ты смотришь на то, что делает Наташа, внимательно изучаешь контент каждую секунду. Люди пишут: «Что у тебя на заднем плане?». Активность подписчиков, внимание, влечение к интернет-проектам огромны, а влияние на свою аудиторию у блогеров в Instagram больше, чем у любого ТВ-канала. Даже если у них такая же аудитория, на самом деле эти цифры в два или даже в три раза меньше. И еще важно, как они получены. Телеканалы работают круглые сутки, кто-то их смотрит, кто-то – нет. А в Instagram все легко: заходишь, смотришь статистику, количество комментариев – понимаешь, какова вовлеченность. То есть наблюдаешь прямой контакт с твоим потребителем, подписчиком!

Блогеры YouTube делают большое видео раз в месяц или раз в две недели, например на один миллион просмотров, а популярные блогеры в Instagram выдают контент по миллиону просмотров раз в три-четыре дня, а то и чаще. Тем самым общее количество просмотров в месяц гораздо больше, чем на крупнейшем видеохостинге.

Пока что социальные сети, в первую очередь YouTube и Instagram, – одни из самых эффективных площадок для продаж. Например, даже автор этой книги, объявляя кастинг в свое агентство, воспользовался Instagram. Часто бывает так, что популярному блогеру что-то нужно, и он просит с помощью Stories: «Мне для съемок нужно то-то и то-то». В первую же секунду идет отзыв, и блогер быстро удаляет Stories, потому что нашел необходимое. Например, Нике Вайпер @nika_viper однажды нужен был рентген неживого объекта для смешного ролика. Она задала вопрос – ей ответили тут же.

Загрузка...