Единственная ценность жизни – это семья. Как только погибнет семья, погибнет и мир. Покажи свою любовь прежде всего в своей семье.
Преподобный Амвросий Оптинский так отвечает на этот вопрос: «Все …всегда вы должны помнить и не забывать того, что тогда только жизнь ваша будет проходить мирно и благополучно, когда мы не будем забываться и забывать Бога, Создателя нашего и Искупителя и Подателя благ временных и вечных. Не забывать же Его – значит стараться жить по Его Божественным и животворным заповедям, и в нарушении их, по немощи нашей, искренне каяться и немедленно заботиться об исправлении своих ошибок и отступлений от заповедей Божиих».
О Влады́чице Преблагослове́нная, Защи́тнице ро́да христиа́нскаго, Прибе́жище и спасе́ние притека́ющих к Тебе́! Вем, вои́стину вем, я́ко зе́ло согреши́х и прогне́вах, Преми́лостивая Госпоже́, рожде́ннаго пло́тию от Тебе́ Сы́на Бо́жия, но има́м мно́гия о́бразы пре́жде мене́ прогне́вавших Его́ благоутро́бие: мы́тари, блудни́цы и про́чия гре́шники, и́мже даде́ся проще́ние грехо́в их, покая́ния ра́ди и испове́дания. Ты́я у́бо о́бразы поми́лованных очесе́м гре́шныя души́ моея́ представля́я и на толи́кое Бо́жие милосе́рдие, о́нех прие́мшее, взира́я, дерзну́х и аз, гре́шный, прибе́гнути с покая́нием ко Твоему́ благоутро́бию. О, Всеми́лостивая Влады́чице, да пода́си ми ру́ку по́мощи и испроси́ши у Сы́на Твоего́ и Бо́га святе́йшими Твои́ми моли́твами тя́жким мои́м грехо́м проще́ние. Ве́рую и испове́дую, я́ко Той, Его́же родила́ еси́, Сын Твой, есть вои́стину Христо́с, Сын Бо́га Жива́го, Судия́ живы́х и ме́ртвых, воздая́й кому́ждо по дело́м его́. Ве́рую же па́ки и испове́дую Тебе́ бы́ти и́стинную Богоро́дицу, милосе́рдия исто́чник, утеше́ние пла́чущих, взыска́ние поги́бших, си́льную и непрестаю́щую к Бо́гу Хода́таицу, зело́ лю́бящую род христиа́нский, и Спору́чницу покая́ния. Вои́стину бо несть челове́ком ины́я по́мощи и покро́ва, ра́зве Тебе́, Госпоже́ Преми́лостивая, и никто́же упова́я на Тя постыди́тся когда́, и Тобо́ю умоля́я Бо́га, никто́же оста́влен бысть. Того́ ра́ди молю́ Твою́ неисче́тную бла́гость: отве́рзи две́ри милосе́рдия Твоего́ мене́, заблу́ждшему и па́дшему в тиме́ние глубины́, не возгнуша́йся мене́, скве́рнаго, не пре́зри гре́шнаго моле́ния моего́, не оста́ви мене́, окая́ннаго, я́ко в поги́бель зло́бный враг похи́тити мя и́щет, но умоли́ о мне Рожде́ннаго от Тебе́ милосе́рднаго Сы́на Твоего́ и Бо́га, да прости́т вели́кия моя́ грехи́ и изба́вит мя от па́губы мое́я; я́ко да и аз со все́ми получи́вшими проще́ние воспою́ и просла́влю безме́рное милосе́рдие Бо́жие и Твое́ непосты́дное о мне́ заступле́ние в жи́зни сей и в несконча́емом ве́це. Ами́нь.
Вопрос ваш, в чем состоит счастливая жизнь: в блеске ли, славе и богатстве или в тихой, мирной семейной жизни? Скажу, что я согласен с последним, да еще прибавлю: жизнь, проходимая с неукоризненною совестью и со смирением, доставляет мир, спокойствие и истинное счастье. А богатство, честь, слава и высокое достоинство нередко бывают причиною многих грехов, и ненадежно это счастье.
Из поучений преподобного Макария Оптинского
Пресвята́я Влады́чице моя Богоро́дице, святы́ми Твои́ми и всеси́льными мольба́ми отжени́ от мене́, смире́ннаго и окая́ннаго раба́ Твоего, уны́ние, забве́ние, неразуме́ние, нераде́ние и вся скве́рная, лука́вая и ху́льная помышле́ния от окая́ннаго моего се́рдца и от помраче́ннаго ума́ моего́; и погаси́ пла́мень страсте́й мои́х, я́ко нищ есмь и окая́нен, и изба́ви мя от мно́гих лю́тых воспомина́ний и предприя́тий, и от всех действ злых свободи́ мя: я́ко Благослове́нна еси́ от всех родо́в, и сла́вится Пречестно́е и́мя Твое́ во ве́ки веко́в. Ами́нь.
На вопрос, почему Бог не устраивает, чтобы подбирались такие супружеские пары, которые вели бы истинно духовную жизнь, старец Паисий Святогорец ответил: «Было бы еще лучше, если бы не было диавола. Тогда духовная жизнь явилась бы легкой. Но диавол существует. Любовь Божия, безусловно, устраивает все. Чтобы спасти плохого мужа, Бог дает ему хорошую жену. И наоборот. Теперь все переменчиво и нет ничего надежного. Терпение, братия, и все пройдет».
Сколько благ происходит из того, что нет раздоров у жены с мужем, и сколько зол бывает, когда они ссорятся… Никакое благоденствие не может радовать мужа и жену, если они в раздоре друг с другом.
Святитель Иоанн Златоуст
В одном маленьком городе жили по соседству две семьи. Одни супруги постоянно ссорились, виня друг друга во всех бедах, а другие души не чаяли друг в друге. Дивилась строптивая хозяйка счастью соседки и завидовала. Вот однажды говорит она мужу:
– Пойди посмотри, как у них так получается, чтобы все гладко и тихо.
Пришел тот к соседям, зашел тихонечко в дом и спрятался в укромном уголке и наблюдает. А хозяйка веселую песенку напевает и порядок в доме наводит. Вазу дорогую как раз от пыли вытирает. Вдруг позвонил телефон, женщина отвлеклась, а вазу поставила на краешек стола, да так, что вот-вот упадет.
Но тут ее мужу что-то понадобилось в комнате. Зацепил он вазу, та упала и разбилась. «Что будет-то?» – думает сосед.
Подошла жена, вздохнула с сожалением и говорит мужу:
– Прости, дорогой. Я виновата. Так небрежно ее на стол поставила.
– Что ты, милая? Это я виноват. Торопился и не заметил вазу. Да ладно. Не было бы у нас большего несчастья.
…Больно защемило сердце у соседа. Пришел он домой расстроенный. Жена к нему:
– Ну что ты так долго? Посмотрел?
– Да!
– Ну и как там у них?
– У них-то все виноваты. А вот у нас все правы.
Прости́ мне, Го́споди, и́бо я не́мощен зе́ло, и да́руй мне мир Твой, кото́рый Ты дае́шь раба́м Твои́м.
Го́споди, дай мне дух кро́тости, что́бы быть кро́тким к бли́жним мои́м и возде́ржанным от гне́ва.
Да́руй мне дух смиренному́дрия, да́бы не ду́мать о себе́ высоко́ и не горди́ться.
Надо понимать, что все же пожар следует тушить не бензином и не керосином. Нельзя раздражать. А то получается, что муж вспылит, а жена еще больше масла в огонь подливает. Нужно себя заставить потерпеть, смириться, потому что у зла есть одна особенность: оно требует подпитки. Человек, когда раздражается, желает и других вывести из себя, заразить своей злобой. Если сказал бранное слово – ждет того же в ответ. А если не получает, он дальше не знает, что делать. Нужно научиться этот пожар гасить. А гасит смирение, терпение. Потом, когда все успокоится, можно сказать, но только не в раздражении.
Архимандрит Георгий (Шестун)
О Пресвята́я Богоро́дице! При́зри с благосе́рдием на моле́ния нас, гре́шных и смире́нных рабо́в Твои́х, и умоли́ Бо́га Сы́на Твоего́, да ниспо́слет нам и всем, притека́ющим к Тебе́, здра́вие душе́вное и теле́сное и вся, я́же к ве́чной и вре́менной жи́зни потре́бная, да прости́т нам вся́кое согреше́ние во́льное и нево́льное: да изба́вит нас от вся́ких скорбе́й и боле́зней, и напа́стей и вся́каго зла́го состоя́ния. Ей, Цари́це на́ша преблага́я, наде́жде на́ша несокруши́мая и Засту́пнице необори́мая! Не отврати́ лица́ Твоего́ от нас за мно́жество прегреше́ний на́ших: но простри́ нам ру́це ма́терняго милосе́рдия Твоего́ и сотвори́ с на́ми зна́мение во бла́го. Яви́ нам бога́тую по́мощь Твою́ и благопоспеши́ во вся́ком де́ле благо́м: от вся́каго же начина́ния грехо́внаго и помышле́ния лука́ваго отврати́ нас, да вы́ну сла́вим Пречестно́е и́мя Твое́ и поклоня́емся честно́му о́бразу Твоему́, и велича́ем Бо́га Отца́, и Единаро́днаго Сы́на Его́, Го́спода на́шего Иису́са Христа́, и Свята́го Ду́ха, со все́ми святы́ми, во ве́ки веко́в. Ами́нь.
Ты находишься в колебании и не знаешь, серьезна ли эта мысль (о браке): я не смею взять на себя в таком важном деле решительно тебе сказать, но советую молиться Богу и предоставлять Его воле это дело. Даю вам такой совет: во-первых, надобно прибегать к Господу Богу с молитвою и к Пречистой Божией Матери, – Ее ходатайство сильно у Бога: да устроит Он участь вашу по святой Его воле; а если будет вам полезно вступить в предлагаемый вам брак, то да ниспошлет к содействию Свою помощь и благословение; а если не на пользу, то судьбами Своими да расстроит это дело…