Введение

У Чуковского есть стихотворение про то, как злой крокодил проглотил солнце. Все животные очень расстроились и пошли искать медведя – единственного, кто был способен соперничать с крокодилом по силе и мог вернуть небесное светило обратно. Ни зайчики, ни воробушки, ни даже бараны и волк не справились бы с этой задачей.

Медведя нашли, он отправился к большой реке, как следует порычал и помял бока зубастому зверю. В итоге «солнце вывалилось, в небо выкатилось! Побежало по кустам, по березовым листам». Все встало на свои места на радость лесным обитателям.

Эта детская, но весьма драматичная история показывает нам: порой для больших изменений и восстановления порядка в жизни нужна могущественная энергия.

Серьезные душевные потрясения, которые мы переживаем, будучи маленькими и беззащитными (или большими, но все равно уязвимыми), подобны этому крокодилу. Они проглатывают солнце, а вместе с ним и нашу веру в собственные силы и светлое будущее.

Таким крокодилом могут стать психотравмирующие события, из-за которых мы теряем душу и боимся быть взрослыми; личностные кризисы, крадущие смыслы и радость жизни; внешние обстоятельства, вселяющие тревогу и выбивающие почву из-под ног. Нужен внутренний медведь, который не испугается всего этого и восстановит душевный порядок.

Страницы этой книги для меня – поиски такого медведя, который способен отправиться в самые страшные места, победить крокодила и больше не бояться подобных ему злодеев. Надеюсь, процесс чтения поможет вам вернуть свет, который никто больше не сможет забрать, потому что ваш сильный медведь теперь с вами. А если точнее, вы обнаружите, что столь могущественные силы всегда были в глубинах вашего же бессознательного. Необходимо было лишь установить с ними связь.

В качестве теоретической опоры я буду использовать аналитическую психологию[1] Карла Густава Юнга, а также некоторые идеи из других общепринятых психотерапевтических модальностей (психоанализ, логотерапию, транзактный анализ, когнитивно-поведенческую терапию и т. д.) и отсылки к различным философским системам. В тексте вы неоднократно увидите цитаты из книг, ссылки на научные статьи и исследования. Мною будут упомянуты отдельные религиозные символы и высказывания из священных текстов – я постаралась отнестись к ним с максимальным трепетом. Цель книги – описание обозначенной темы с разных ракурсов, размышление о ней, а не оспаривание или опровержение чьих-либо представлений о себе и мире.


Если же перейти от образов к конкретике, то мы будем искать ответы на следующие вопросы:

● Откуда берется судьба и в какой степени ею можно управлять?

● Почему наращивать свою силу – это всегда наилучшая стратегия, что бы ни происходило?

● Как научиться относиться к взрослости как наивысшему дару, а не тягостному обременению?

● Почему мы жаждем глубоких и искренних отношений, но в то же время опасаемся и избегаем их?

● Как быть в контакте со своей душой и ощущать Бога[2] внутри?

● Какие смыслы настолько устойчивы, что противостоят любым невзгодам?

● Что на практике значит быть творцом своей реальности?

● Почему любовь – это главное и как освоить это искусство?

● Что такое самореализация, как браться за самые смелые планы и доводить дело до конца?


Чтобы найти ответы на столь непростые вопросы, нам, повторюсь, предстоит заглянуть вглубь себя. Но что там в этой глубине?

Если представить психику в форме окружности, то верхнюю часть можно условно назвать сознанием, а нижнюю – бессознательным. Юнг считал, что бессознательное – не просто вместилище того, что с нами случалось и что мы не помним, а в том числе источник будущих психологических явлений и идей. Ученый пишет: «Мы находим подтверждение этому в повседневной жизни, когда сталкиваемся с неординарно смелыми решениями многих запутанных проблем: многие люди искусства, философы и даже ученые почерпнули свои самые вдохновленные идеи в подсознании, внезапно вытолкнувшем их на божий свет{1}».

В книге мы будем подробно разбирать, из чего состоит бессознательное, как оно функционирует, как освобождаться от его негативных проявлений (комплексов, страхов и последствий психотравм) и где искать то позитивное, о чем упоминает Юнг.

Говоря о нижней части окружности, отдельно стоит упомянуть коллективное бессознательное, то есть ту часть психики (самую глубокую), которая содержит в себе нечто универсальное для всех людей. Проще всего понять, что это такое, на примере нашей связи с мифами и сказками.

Возьмем, к примеру, концепцию сепарации, которая сегодня является достаточно популярной: мы читаем об этом в книгах и слушаем на лекциях психологов. Казалось бы, тема современная, но взросление и отделение от родителей уже проходили многочисленные герои старинных сказок: Василиса Премудрая была вынуждена пойти к Бабе-яге за огнем, чтобы затем освободиться от злой мачехи; богатыри и царские сыны отправлялись сражаться со Змеями Горынычами, а после сами начинали царствовать. То есть мотив героя, проходящего через те или иные испытания и тем самым взрослеющего, является всеобщим и, в некотором смысле, вечным: всем нам нужно покидать родительский дом, учиться быть один на один с жизнью, становиться самостоятельными. Подобные сюжеты имеют свои культурные особенности в зависимости от региона распространения, но схожи по сути и понятны нам интуитивно.

Борьба добра со злом, брачный союз с «чудовищем» и обнаружение его темных сторон, возвращение путника домой, жертва во имя любви… – другие истории, которые мы слышали в детстве, а сегодня видим в популярных фильмах и мультфильмах, читаем в сборниках народных сказок и мифов. Но мы проживаем подобное и сами, придавая этим сюжетам индивидуальный оттенок. Мы смотрим на героев и осознаем: «У меня было похоже».

Такого рода общечеловеческие сюжеты можно назвать архетипическими (от др.-греч. ἀρχέτυπον «первообраз, оригинал, подлинник, образец»). Вот как пишет на эту тему юнгианский аналитик Роберт Джонсон: «Поскольку архетипы универсальны, они все присутствуют в бессознательном каждого человека. Но архетипы складываются в бесконечное количество комбинаций и тем самым создают индивидуальные души. То же самое можно сказать и о физическом теле человека. В определенном смысле тела всех людей похожи друг на друга. У всех есть руки, ноги, сердца, почки, кожа и т. д. Они являются универсальными характеристиками человеческого вида. Но нельзя найти двух людей, у которых были бы одинаковыми отпечатки пальцев или пряди волос»{2}. То есть количество архетипических мотивов в мире ограничено (что подтверждает, к примеру, конечное число литературных и кинематографических типажей), но преломление этих вечных историй – бесконечно вариативно и у каждого свое.

Юнг считал архетипы одним из важнейших понятий в психо логии. Мыслитель посвятил не один десяток лет изучению того, как современный человек связан со своими предками и историей и из чего складывается жизненный путь индивидуума. С помощью долгой клинической работы, а также изучая мифологические, религиозные, алхимические труды, он обнаружил, что мы рождаемся не чистыми листами, а будто «готовые» к тем ролям и взаимодействиям, которые нас теоретически ждут. С такой точки зрения в нас еще до рождения уже есть «заготовки» для того, чтобы стать ребенком наших мам и пап, матерью/отцом своих будущих детей, сестрой/братом, женой/мужем. Заложены в нас и универсальные человеческие ситуации и идеи: жизнь и смерть, молодость и старость, темное и светлое, материальное и духовное и так далее (об идеях у нас еще будет отдельный разговор во второй части книги).

«Дайте мне точку опоры, и я переверну Землю», – изрек в свое время Архимед, спуская на воду «Сиракузию», самое большое судно периода античности. Сегодня, когда мир столь изменчив и хаотичен, самое время обнаружить опору внутри, и мне хочется верить, что глубинная психология может предоставить такие возможности. У каждого из нас есть свои суда, которые предстоит спускать на протяжении жизни. Осознанный контакт с архетипическим слоем психики дает нам глубину и энергию. Мы можем опереться на опыт героев древнегреческого эпоса и народных сказок, нас могут поддерживать и наставлять самые разные боги и богини, и тогда случающиеся события будут не просто чем-то буквальным, а станут значимыми элементами нашего личного мифа.

В книге мы поговорим про один из самых главных архетипических сюжетов в жизни человека: о судьбе и наших отношениях с ней. Пусть эта тема станет не чем-то пугающим, а напротив, подарит силу и уверенность.

Загрузка...