Когда родился мой первый сын, страхи накрыли меня с головой. Усталость от бессонных ночей в сочетании с тревогой за его здоровое будущее перекрывали все нормальные мысли. И это при том, что я врач, детский реабилитолог.
Я только закончила обучение, начала работу врачом ЛФК и после нескольких месяцев ушла в декрет. Но я уже знала, как развиваются события при двигательных проблемах у детей первого года жизни. Знала и точку отсчета нормы – определенные сроки для поворота, сидения, первого вставания на ноги и первых шагов. Система помощи детям на первом году жизни в медицинских учреждениях работала так: если навыка, положенного в определенный срок, нет, то надо стимулировать его развитие. Система и сейчас в большинстве регионов работает так же. Существует огромный штат массажистов, готовых приехать на дом для продолжения курса. И чем дольше курс, тем лучше: стоимость этой работы хорошая. Дороговизна процедур была еще одним из моих страхов, ведь наши доходы на тот момент едва покрывали текущие расходы. Плюс затраты на новорожденного: подгузники, лактоза, лекарства от колик…
Я понимала: если вдруг будет что-то не так с двигательным развитием сына, массаж на дому как волшебное средство мы не потянем. Именно тогда я впервые сама себе задала вопрос: «Неужели без массажа ребенку нельзя помочь?» И хотя с движениями сына все было в порядке, я все еще задавалась этим вопросом.
Я вышла на работу, где видела сотни мам с теми же тревогами и страхами на первом году жизни их малышей, что и у меня, и искала ответ.
И однажды я все-таки докопалась до истины – поняла, откуда начинаются движения, что стабильно, а что выстраивается вокруг (стабильна ось, а выстраиваются мышечные цепи). Я прочитала нужные книги, ощутила, что такое ось и цепи, на себе и начала применять это во врачебной практике: стала назначать занятия, направленные на стабилизацию оси и выстраивание мышечных цепей, детям до 3 лет, хотя раньше они до достижения этого возраста получали только массаж с комплексом привычных упражнений, а зал ЛФК для них был закрыт. Тогда я увидела свой первый результат: ребенок, который в 1,5 года не умел ничего, даже повернуться набок, после нескольких курсов занятий, когда ему исполнилось 2 года и 2 месяца, уже мог самостоятельно доползти до игрушки и переключить музыку на планшете. Это был ребенок с детским церебральным параличом. Да, ходить самостоятельно он не смог, но контраст между его активностью до занятий и после меня вдохновил.
Потом я ушла во второй декрет. Снова ненадолго, но за этот период я сумела увидеть главное: естественное развитие ребенка, которое не могла наблюдать в первом декрете из-за собственных тревог. Стало очевидно, что сама природа дала инструмент для помощи в формировании двигательных навыков, которым мама может пользоваться сама, особенно если у ребенка нет грубой патологии. При наличии серьезных проблем маму может обучить специалист.
На работе ситуация тоже менялась. Если раньше курс ЛФК проходили в основном дети, которые могли передвигаться самостоятельно и выполнять задания, то теперь фокус сместился в сторону ДЦП, тяжелых двигательных патологий. И именно к этим детям важно было «приложить» движения здорового ребенка, чтобы максимально использовать резервы их головного мозга – то, что мы, врачи, называем нейропластичностью, которая наиболее высока именно в раннем детском возрасте.