Глава 1. Чем путь шамана лучше других

Шаманизм – тема, быть может, пока не самая популярная. На самом деле все больше и больше людей интересуется именно шаманизмом. С точки зрения эволюции, возрастающий интерес к шаманизму логичен. На Земле все происходит циклично. Вначале идет развитие, затем люди теряют знания, потом осознают их ценность и снова эти знания обретают. И сейчас, на очередном витке эволюционной спирали мы возвращаемся к древним традициям.

Когда-то в древности существовала шаманская культура. Именно культура, не религия. В каждой деревне, в каждом населенном пункте обязательно был шаман (жрец, старец, ведун). И была традиция: если ты чего-то не знаешь, пойди, спроси у того, кто знает. Я не понимаю, почему погода испортилась, я не понимаю, почему в мою семью пришла беда… Надо пойти и спросить у того, кто понимает. Шли к шаманам.

Самое интересное, и самое, наверное, смешное: все, о чем говорили шаманы тысячи лет назад, сейчас доказано учеными. Наука возникла в средние века в противоположность религии. Что наука всегда пыталась доказать? Что Бога нет, что религия базируется на ложных верованиях. Поэтому религия сжигала представителей науки. Так продолжалось много веков, потому что наука изучает только то, что человек может видеть физическим зрением. То есть, я могу взять какой-то предмет, бросить его, проследить, куда он упал, вычислить, сколько времени он летел, какое пролетел расстояние и с какой скоростью. Я могу взять какие-то ингредиенты, смешать, получить порох – что-то взорвется. Но Бога-то я не могу взять и измерить. Все, о чем говорит религия, шаманы, как мы это измерим? Мы же этого не видим.

В середине прошлого века в науке произошел прорыв: ученые изобрели приборы, которые фиксируют то, что не видит глаз. В результате мы теперь можем измерять ауру человека, улавливать вибрации, звуки, которых не слышим. Когда произошла эта революция в науке, все изменилось. Этим открытиям всего 60–70 лет, и за это время наука доказала то, что когда-то опровергала. Оказалось, глаз обычного человека видит всего 5 % того, что существует. Сотни лет мы прожили в позиции отрицания этих 95 % вещей, которых мы не видим. И вот, наконец, теперь мы понимаем, почему шаманы камлают, почему йоги делают асаны и медитируют, почему в храме нужно молиться.

В древности люди приходили к шаману, потому что шаманы обладали видением – способностью «физическими глазами» воспринимать тонкий мир. Чтобы современный человек поверил в духов, ему нужно, чтобы какой-то прибор зафиксировал их наличие. Шаман видит все это и так. Раньше люди это понимали, понимали, что шаман знает больше, поэтому надо спросить совета у него.

С 80-х годов прошлого века ученые пристально изучали шаманов. Печальный факт – потому что там, где в России изучали шаманов, их подвергали жутким, нечеловеческим экспериментам, они были фактически подопытными крысами. При советском режиме за практику шаманизма отправляли в лагеря. Поэтому многие люди, которые от рождения, от своего Рода получили шаманские способности, в Советском Союзе считали их болезнью и шли лечиться. В результате советские врачи получили бесплатный экспериментальный материал.

Был интересный случай. Его впоследствии описали в одной из книг о шаманизме.

Жил на Алтае молодой парень, наследник шаманской традиции. Алтай у нас всегда был республикой неразвитой, поэтому, окончив школу, парень уехал искать счастья в большой город. Это был город Новосибирск. Парень устроился на завод, в надежде на то, что через несколько лет государство даст ему квартиру, он женится, и у него будет все как у людей.

Работает, получает зарплату, ждет квартиру. И вдруг ему сообщают, что у него на Алтае умирает дядя. Надо ехать, попрощаться. Дядя, один из последних практикующих шаманов, дожидается его, никак не умирает. Парень приезжает, подходит к постели умирающего. Дядя берет его за руку, и в этот момент происходит нечто похожее на электрический разряд. Парня будто током ударяет, и дядя благополучно отходит в мир иной.

Дядю похоронили, парень вернулся в Новосибирск. И вдруг у него в голове возник голос дяди. Дядя говорит: «Возвращайся в деревню, бери мой бубен, занимайся шаманизмом. Тебе нужно заботиться о нашей деревне, ее жителях, потому что они остались без шамана». И советский гражданин понимает: шизофрения. Он идет к психиатру и говорит: «У меня голоса в голове. Вылечите меня, пожалуйста». По счастливой случайности он попал к нестандартному психиатру. Эта женщина позволяла тестировать на своих пациентах разработки местного научного центра. Этот институт до сих пор известен по всему миру – институт имени Казначеева.

В СССР, если человек слышал голоса, ему выдавали так называемую желтую карточку и писали в медицинской карте, что он сумасшедший. С таким диагнозом не возьмут на работу ни в одно приличное учреждение. Врачу стало жаль ломать жизнь молодому парню, и она предложила ему поставить на нем эксперимент при помощи новой методики. Он согласился. Она подвергла его обычному гипнозу – тогда гипноз был в стадии разработки. И когда парень погрузился в транс, он внутри себя допустил возможность поговорить со своим дядей.

Врач наблюдает, что происходит у него внутри – смотрит на реакцию лицевых мышц. Когда лицевые мышцы перестали дергаться, лицо полностью расслабилось, врач поняла: человек достиг мира и гармонии – вылечился. Все получилось! Когда парень очнулся от транса и пришел в кабинет за своими бумагами, он сказал: «Спасибо вам, доктор. Я все понял. Я поехал в деревню быть шаманом». Он перестал сопротивляться своим способностям, принял их. Понял, что это его судьба, и спокойно уехал на Алтай.

Это удачный случай. Возможно, один на тысячу. Потому что способность воспринимать тонкий мир «вылечить» невозможно.

Позже огромное количество научных экспериментов доказало, что способности шаманов позволяют видеть духов, входить в состояние транса, и это не какие-то сверх возможности, а естественная функция человеческого организма. Просто у шаманов эта способность пробуждена, а у всех остальных людей – спит. Возможность видеть духов и входить в состояние транса – просто-напросто нормальная, дежурная, естественная функция нашего мозга. И мы сейчас к этому вернулись, потому что транс – очень важное, необходимое человеку состояние. Только как мы в него входим? В худшем случае через наркотики и алкоголь, в лучшем – через трансовую музыку.

Вся современная культура пронизана трансовой музыкой, алкоголем и наркотиками. Люди ищут способ попасть в трансовое состояние – в нем комфортно. Во-первых, идет полная релаксация тела, а во-вторых, раскрываются естественные способности мозга. Конечно, эти способы вхождения в транс неправильные, они ведут к деградации и разрушению физического тела. На семинарах я обучаю людей входить в транс естественно, без отравления мозга никотином, алкоголем и наркотиками, как это делают шаманы. В этой книге мы будем учиться вхождению в транс, но прежде я расскажу, как работают и воспринимают мир шаманы.

Чукча умный, чукча не дурак

Еще раз отмечу, что шаманизм – это культура, ни в коем случае не религия. Религия подразумевает поклонение, выполнение ритуалов на уровне слепой веры, а в шаманизме все, что ты делаешь, ты делаешь, потому что понимаешь, зачем это надо. Шаман смотрит на мир и видит, что все вокруг живое. Живые цветы, живой лес, любой водный источник живой – река, ручей, океан, – любая гора, даже город живой. Шаман это видит. А раз он видит, значит, он может общаться с этими живыми существами.

В современном мире очень много насилия и войн – от ссор в доме до ссор между государствами. Почему мы ссоримся, не можем договориться? Мы просто-напросто не понимаем друг друга, как на уровне самых близких людей – мужа и жены, отцов и детей, – так и на уровне государств. Не слышим, не понимаем, поэтому позволяем себе насилие. Надо кого-то подчинить, чтобы хоть что-то происходило, чтобы получить хоть какой-то результат.

А как действует шаман? Он видит, что все живое. И у него есть способность с этим живым разговаривать и договариваться. Поэтому в шаманской культуре нет таких понятий как война и экологический кризис. Мы, шаманы, понимаем, что такое боль. Мы знаем, что чувствует река, когда в нее сливают отходы. В шаманизме нет лишних убийств, нет потребительства, которым нынче пронизан наш мир. Люди убивают животных ради спортивного интереса, ради того, чтобы дома был полный холодильник еды, ради красивой шубы. Это происходит потому, что человек не чувствует, что любое животное такое же живое, как он сам. Для шамана же ценна любая жизнь.

Мы вынуждены есть мясо, носить мех и шкуры. Не все живут на экваторе. В Сибири попробуй без шубы выйти в –50°. Мы вынуждены взять жизнь какого-то животного. Но как это делают шаманы?

В России есть район, который считается очень отсталым, а народность, которая там проживает, считают тупой и поэтому про нее куча анекдотов. Это чукчи. Они до сих пор живут в юртах. Мы никак не можем построить им города. Они живут за полярным кругом, на берегу Ледовитого океана, поэтому со строительством сложности. И эти «тупые» чукчи занимаются китобойным бизнесом.

Сравните, как добывают китов чукчи, и как это делают современные скандинавские китобои.

У бригады китобоев есть связь со спутником. Спутник улавливает тепловые излучения на поверхности Земли. Стая китов излучает тепло, спутник отслеживает, куда она плывет, передает координаты китобоям. Они плывут в эту сторону и забивают стадо.

У чукчей нет связи со спутником. Завтра плыть на охоту. Вечером чукчи вместе со своим шаманом собираются на берегу океана, разводят костер и начинают бить в бубны. В ритуале, который они совершают, шаман обращается к духу океана и с огромным уважением просит его послать племени кита. Утром они садятся в лодки – это даже кораблем назвать невозможно – и плывут прямо, в буквальном смысле – куда глаза глядят. А дальше происходит чудо, точнее, нормальный шаманский процесс: им навстречу из океана плывет кит. Он никуда не убегает, за ним не надо гоняться. Он плывет, чтобы подарить свою жизнь этим людям, потому что они вежливо попросили у духа океана. И рыбаки фактически ритуально гарпунят, убивают кита и тащат его на берег. На берегу кита разделывают, а вечером снова проводят ритуал – благодарят духа океана и торжественно, с благодарностью сопровождают душу кита в мир мертвых. Нам нужно мясо, пропитание – мы его получили. Но при этом мы не оскорбили живое существо, не нарушили круговорот душ в природе, вселенскую гармонию. Это и есть шаманизм – уважение ко всему живому.

Неуважение к живому возвращается сторицей

В противовес возьмем другой пример. Думаю, все видели видеоролики, как варварски убивают животных на скотобойнях. После этих роликов многие становятся вегетарианцами. Массовые убийства – а иначе это назвать невозможно – приводят к печальным последствиям.

Когда мы потребительски убиваем животных – на охоте ради развлечения и адреналина, на скотобойнях, – мы проявляем полное неуважение к душам этих существ. Понятно, что их мясо нельзя употреблять в пищу, потому что они умерли в муках, и такая пища пропитана этой жуткой субстанцией. Но из-за того, что мы не поблагодарили эти души, не помогли им, они не могут уйти туда, куда им полагается в тонком плане. Они, неприкаянные, летают и мучаются в нашем мире и не могут найти покой. Из-за того, что к ним отнеслись пренебрежительно, они начинают мстить. И в какой-то момент появляется ящур. В Европе последняя эпидемия ящура была в 2003–2005 гг.

Неприкаянные души убитых животных жалуются на нарушение людьми правил. Жалуются высшим духам. И тогда приходит наказание. Духи нижнего мира, разрушительные духи приходят в мир людей и приносят разрушение и страдание. Приходит дух болезни и поражает крупный рогатый скот болезнью – возникает эпидемия ящура. И мы получаем воздаяние за свои неправильные действия – не можем уже есть мясо этих коров.

Мы сбрасываем с судов мусор в океаны, сливаем промышленные отходы в реки, и они тоже попадают в океаны. В океане сейчас столько мусора, что под воздействием течений он собрался в одном месте в Тихом океане и образовал остров по площади равный Австралии. Дух океана живой. И его терпение не безгранично. В 2004 году во время цунами в Таиланде погибло огромное количество людей – 250 тысяч. А вот недавнее бедствие, произошедшее в сентябре 2017 года: сильнейшее землетрясение и ураган у берегов Мексики – это результат того, что мы не хотим понимать простую вещь: океан – живой.

Шаманизм – это не только просто, но и выгодно

Наши далекие предки жили с очень гармоничным – шаманским – мировоззрением. Они не только видели духов, но и дружили с ними. В каждом доме был свой дух – домовенок. У каждого человека был амулет с защитным духом. У каждого родового Древа, у каждого города был свой дух-защитник. Люди жили в тесном контакте с духами, и их жизнь была намного легче за счет того, что многие вещи за них делали духи. Если, например, человек потерялся в лесу, его родственники отправлялись в лес, здоровались с духом леса и просили: пожалуйста, помоги. И дух помогал отыскать пропавшего. Потрясающая гармония!

Нынешняя наша жизнь наполнена механизмами. Счастливыми мы не стали. Мы дошли до того, что разговариваем с компьютерами, телефонами. Мы потеряли самое важное – живое ощущение мира. И, естественно, раз наша цивилизация пришла к определенной деградации, маятник качнулся в противоположную сторону – начался возврат к древним традициям.

Сначала мы вернулись к трансовому состоянию через наркотики и алкоголь: у нас возник джаз, рок, ЛСД, движение хиппи. Это был прорыв человека к самому себе. Напробовавшись неправильного, мы наконец-то пришли к правильному – к шаманизму. Все больше и больше мы начинаем понимать, как взаимодействовать с духами, как просить помощи. Я прошу домовенка охранять мой дом – и он охраняет. Я прошу духа города помочь моей деятельности – и он помогает.

Когда я в первый раз летела в Германию, я была одна, без переводчика. Никаких языков, кроме русского, я не знаю. Не знала, встречают меня или нет. Не знала, что буду делать, когда прилечу. И абсолютно четко я почувствовала, когда мы пересекли в небесном пространстве границу Германии. В этот момент я обратилась к духу Германии: пожалуйста, сделай что-нибудь, чтобы мне не потеряться в чужой стране.

Через несколько минут проснулась моя соседка и ни с того, ни с сего заговорила со мной по-русски. В итоге она взяла меня под покровительство, помогла пройти все таможни, ответить на вопросы и не отпустила до тех пор, пока не нашлась Кристина, которая встречала меня в аэропорту. Она передала меня Кристине и испарилась из моей жизни. Несмотря на то, что мы обменялись телефонами, мы больше никогда не пересекались.

Шаманизм, с современной точки зрения, с научной точки зрения, – это очень просто. Более того – это выгодно. Поговорили с духом – вам помогли. Все урегулировалось. Но мы сейчас переживаем сложный период. Идет искушение ложными учениями, ложными теориями. Вы сами видите, сколько вокруг всяких экстрасенсов, парапсихологов, целителей, шаманов. И каждый считает, что он все знает, что он абсолютно прав. С такими людьми невозможно разговаривать: тебя не слышат, человек уверен в своей правоте. Нам предлагается много суррогата. Это этап, который надо пройти, чтобы прийти к настоящему древнему знанию.

Например, чтобы понять, какая модель телефона вам подходит, вы пробуете разные телефоны: тот не подошел, этот не подошел, а потом раз – и нашли свою модель. Мы пробуем, перебираем вещи. Точно так же люди сейчас перебирают знания. Они должны напробоваться суррогата, чтобы осознать ценность настоящих знаний.

Как отличить настоящее знание от суррогата

Первый, пожалуй, самый яркий признак, по которому можно угадать носителя ложного знания: вы задаете вопрос, и вам не могут логично ответить. Настоящие шаманы понимают, что ты делаешь, почему ты это делаешь, и почему делаешь именно сейчас.

Например, когда я рассказываю про домовенка, меня часто спрашивают, откуда я знаю, что он любит молоко. Я знаю это, потому что он мне говорил. И я знаю, что не только молоко, и не в молоке дело. На самом деле он любит натуральный продукт. Это может быть и молоко, и хлеб, и блины, и пирог. Домовенок не питается алкоголем и мясом. Я советую кормить его молоком, потому что натуральное молоко проще купить. Почему домовенок любит натуральные продукты? Потому что натуральный продукт впитывает в себя эмоцию, силу, энергию, которую вы передаете домовенку. Химическая конфета типа Рафаэлло или Сникерса не впитывает ничего – она мертвая, синтетическая. Я понимаю, почему так происходит, а не просто говорю: делайте так и все, не спрашивайте.

Еще один признак настоящего знания, настоящего шамана: шаманизм, как целостная культура, имеет свое мнение, понятие обо всех областях жизни. Порой, приезжая на фестиваль, я не открываю никому, что я шаманка, а наблюдаю за другими. К примеру, в североамериканском шаманизме шикарные бани, но кроме бань их шаманы сегодня больше ничего не умеют. В другом виде шаманизма ничего не умеют, кроме массажа. Но шаманизм – это не только целительство. Это работа и с предками, и с будущим, и с детьми, и с финансами. И это всегда помощь людям, а не теоретическое знание, оторванное от реальной жизни. Когда мы сталкиваемся с ограниченностью, мы должны понимать: перед нами шаман «незаконченный», «недошаман».

Третий признак, по которому можно определить настоящего шамана: на этого человека реагируют духи, и результат виден физически.

У нас иногда бывает ситуация: на выходные назначен семинар, а накануне льет такой дождь, что река выходит из берегов. Мы проводим практические занятия на природе, разводим костры. Как это делать под дождем? В таких случаях мы обращаемся к духам природы, и за несколько часов до начала семинара небо очищается, все выходные хорошая погода.

Однажды в моей жизни произошла очень интересная история. Был период, когда на Байкале три года не было сильных дождей. Это страшно. Байкал – самое большое на Земле хранилище чистейшей питьевой воды. И за эти три года Байкал начал мелеть, вода стала цвести, тухнуть. Это экологическая катастрофа. И, естественно, раз нет дождей, горит тайга. Пожары тушат вертолетами, МЧС тратит на это бешеные деньги. Гектары живого погибает. Мы едем на Байкал на семинар. Я звоню принимающей стороне – тем, кто готовит нам лагерь, – и прошу приготовить костры. Мне отвечают: «Какие костры?! Штрафы бешеные. Запрещено. Вертолеты летают, следят».

В России развести костер можно где угодно, хоть в центре города. А уж тем более в лесу – кто тебя поймает? Я возражаю: «У меня люди из девяти стран приезжают на шаманскую практику, почти 80 человек, они уже зарегистрировались на семинар и купили авиабилеты. И у нас не будет костров?». И этот мужчина мне отвечает: «Раз вы шаманы, вызовите дождь и погасите пожары». Я спрашиваю: «А ваши местные бурятские шаманы почему до сих пор дождь не вызвали, пожар не погасили?». Он замялся: «Ну, там проводят какие-то ритуалы. Покапает, покапает, но пожары это не тушит». «Хорошо, – соглашаюсь, – мы потушим, но потом не жалуйтесь».

Я пишу всем, кто собирался ехать на Байкал: у нас вот такая ситуация, давайте попросим духов, помолимся, чтобы пошел дождь. Дальше события развивались следующим образом. Я приехала на Байкал за полмесяца до начала семинара. Стоит жара. Горит тайга. Я вижу, что все плохо. И ровно за два дня до приезда нашей группы начался дождь. Дождь стеной, тропический. Он лил неделю. По улицам в Иркутске текли ручьи. Когда прилетели участники семинара, нам пришлось просить духов очистить хотя бы кусочек неба, чтобы поставить палатки. И там, где у нас были экскурсии, и где мы поселились, небо расчистилось – была хорошая погода с мелким дождиком. А в других местах дождь так и поливал всю неделю.

В результате пожары потушили, вода в Байкале поднялась до нормального уровня. Вы не представляете, сколько мы слышали благодарностей, пока путешествовали по Бурятии!

Итак, настоящего шамана слышат духи. Это еще один показатель того, что человек – носитель живой традиции.

С другой стороны, занимаясь шаманизмом, как и любой духовной практикой, нужно изучать предмет досконально – разбираться, что, к чему и почему. Шаманизм – это живое и очень сильное знание. Если человек начинает неправильно или небрежно его применять, будут негативные последствия.

Сейчас многие считают, что если ты купил себе бубен, значит, ты уже шаман, что шаманизм – это встали вокруг костра и бьют в бубны. От того, что мы бьем в бубен, мы не становимся шаманами. Бубен – это не музыкальный инструмент, а ритуальный предмет. Точнее, даже не предмет, а живое существо – вместилище духа.

Настоящий шаманский бубен делается из шкуры животного – обычно оленя, козы, быка, волка. И это животное, как тот кит, сам приходит отдать свою жизнь, чтобы стать бубном. Пока готовится бубен, дух животного находится рядом, а потом шаман совершает обряд, и дух животного поселяется внутри бубна. Когда шаман начинает камлание, он разговаривает с бубном – бьет по мембране. Дух животного просыпается, выходит из бубна. Дух бубна часто называют – конь. То есть, это твоё средство передвижения в тонком мире. Шаман, точнее его дух, садится на коня, и конь везет его в любой из миров – туда, куда надо.

Бывает так, что человек купил бубен, вообразил себя шаманом и начал кого-то лечить. Но если ему никто никогда не показывал, что такое дух рака или какой-то другой болезни, плохие последствия неминуемы. Такого «недошамана» дух рака, скорее всего, сожрет. Человек не то, что не поможет больному, а еще и сам заболеет. В лучшем случае – как говорят, тронется умом.

Когда шаман работает с тонким миром, всем происходящим управляет он. А у многих людей, которые просто купили себе бубен, происходит так: на зов человека пришел любой случайный дух, позвал его, и человек пошел за ним. То же самое происходит, когда люди входят в транс через наркотики.

В Европе сейчас очень популярна айваска. Это перуанская традиция. Вообще-то в Перу айваску ели только смертельно больные люди, чтобы победить болезнь. В 90-х гг. голливудский режиссер, не подумав, ввел в один из фильмов – он называется «Блуберри» – шаманский эпизод. При помощи компьютерной графики потрясающе показано, как главный герой выпивает айваску и куда-то летит, видит красочные миры. После этого фильма люди толпами повалили в Перу. Но что происходит, когда человек начинает употреблять айваску, мухомор или какой-нибудь другой психоделик?

Любое психотропное растение имеет свой дух, и он очень сильный. Точно так же, как дух бубна, он понесет человека в тонкий мир, но через некоторое время начинает уже человеком управлять. Когда шаман бьет в бубен, процессом путешествия руководит именно он. Когда же шаман ест мухомор, то мухомор несет его куда-то. Куда захочет, туда унесет. Когда захочет, тогда вернет. И народ под мухоморами видит фантастические миры, где все красочно, привлекательно. Дух мухомора делает это специально. Людей манят эти картинки, происходит еще и физическое привыкание к веществам. А потом дух психотропного растения начинает таскать нас в нижние миры, где мы испытываем адскую боль, страдания, а ничего сделать не можем – мы же процессом не руководим.

Мой ученик однажды рассказал, как он это увидел. Он пошел с бубном в тонкий мир с определенной целью. Вдруг мимо него пролетает мухомор и тащит человека. Человек как сосиска болтается у гриба в руках. А гриб его тащит, тащит куда-то. Этот опыт оказался очень важным, потому что мой ученик подумывал, не покурить ли наркотики. И когда он увидел, что у человека, который входит в транс через наркотические вещества, нет никакого контроля над процессом, он сказал: нет, лучше я сам, с бубном.

Я думаю, изложенная выше информация поможет вам разобраться, где настоящий шаманизм, а где суррогат.

Мы с вами будем изучать настоящий сибирский шаманизм, изучать достаточно глубоко, чтобы вы научились его применять, и ваша жизнь стала легкой, радостной, комфортной.

Загрузка...