Фуртье жил в XVII столетии (1620—1688); он составил словарь, после издания которого лишился звания академика. Этого ученого обвиняли в том, что он воспользовался трудами членов академии и издал словарь только под своим именем.
Менаж был современник Фуртье.
Соме. Комментарий на книгу Тертульена, озаглавленную «De Pallio», с. 208. Соме так же, как и Казобон, считался первым ученым семнадцатого века; хотя оба они были протестантского вероисповедания, это нисколько не мешало католическим государям приглашать их к своим дворам.
Жерар Жан Воссиус был родом немец и также современник Менажа и Фуртье. Он оставил много сочинений: его сын Исаак Воссиус также считался известным ученым и даже несколько затмил славу своего отца.
См. Литтре, «Dictionnaire de la langue francaise» слово Bouffer, т. I. с. 385, 1-й столбец.
Иногда Эразма называли Вольтером XVI века. Действительно, это был один из самых ученых и самых умных людей своего времени, один из выдающихся писателей той эпохи. Лев X, Генрих VIII, Франциск I и Карл V старались наперебой привлечь его к своим дворам; но он отказывался от самых блестящих предложений, желая сохранить совершенно независимое положение; он объездил большую часть Европы и наконец поселился у своего друга Мартина Фробена, известного типографщика в Вазе.
Он исполнял особый род пляски, называемый cordах, изображая при этом движения пьяного раба.
Гиппократ – отец медицины, довел свое искусство до того, что прожил сто лет (460—360). Ему принадлежит метод наблюдения в медицинской науке.
Пантагрюэль. Книга III. Глава XXXVII.
Лукиан проповедовал всеобщий скептицизм, а в своих сочинениях, исполненных остроумия и юмора, старался побороть пороки своих современников.
Манефон – греческий жрец. живший за 200 лет до P.X. в царствование Птоломея Филадельфа; он написал на греческом языке «Всеобщую историю Египта», из которой сохранились некоторые отрывки в греческих летописях.
Дионисий, книга VII. Глава LXXII, изд. Рейска. Дионисий родился в Галикарнасе и ездил в Рим во время царствования Августа. Его книга известна под заглавием «Римские древности», где он рассказывает историю Рима от его основания до 266 года до P.X.
Плутарх. Жизнь Суллы, перевод Пьерона. Т. II. С. 397.
Плануд Максим – византийский грамматик, математик и теолог XIII—XIV вв. – Ред.
Однако софист Гимериус, который пишет много раньше Плануда, подтверждает, что Эзоп был очень безобразен. Плутарх в своем «Банкете семи мудрецов» уверяет нас, что Эзоп был заикой. Тут Солон говорит ему: «Ты очень искусен в подслушивании ворон и соек, но ты не слышишь своего собственного голоса».
Жан Герзон (1363—1420) – это одно из самых замечательных лиц XV века. Он был ректором Парижского университета и не переставал восставать против кровавого соперничества двух партий: орлеанской и бургундской. Он написал свой знаменитый устав, по которому хотел ввести коренные реформы в администрации королевства: на соборах Базильском и Констанском он ревностно защищал учение церкви, боролся против сектантов и восставал против распущенности духовных лиц. С 1417 года он удалился в уединение и жил в одном из монастырей в Лионе.
Слово «obit» означает в католической религии заупокойную обедню, которую ежегодно служат по умершим.
Матюрен дё Нёри из Шинона, старый монах, бывший наставником у детей Франсуа Бошара де Шампиньи, губернатора Прованса, к которому и определил его Петр Гассенди в 1643 году. Петр Гассенди был известный ученый, наставник Мольера; он ввел было в моду философию Эпикура, к которой питал сильное пристрастие.
Мезерей родился в 1610 году, умер в 1683 году. Он приобрел известность своей «Историей Франции»; это был объемистый труд в трех томах. Хотя Мезерей и считался историографом Людовика XIV, он писал совершенно свободно, так что Кольбер вздумал отомстить ему и отнял от него пенсию в 4000 ливров, которую тот получал от двора.
Так называли во Франции монахов ордена св. Франциска, носивших вместо пояса веревку. – Ред.
Рамаяна – творение поэта Вальмики, жившего за полторы тысячи лет до P. X.; санскритская эпопея, где в 25 000 стихов рассказываются приключения индийского героя Рамы.
Давид, преследуемый гневом Саула, прибыл к Акишу, царю страны Гатской. Его узнали служители царя, Давид притворился дураком. Тогда Акиш сказал своим придворным: «Разве вы не видите, что этот человек потерял рассудок? Зачем вы его привели ко мне? Разве у меня мало своих шутов и дураков, что вы хотите заставить меня быть свидетелем всех глупостей этого пришельца?»