ГЛАВА 12.

Всю ночь северы праздновали свою победу. Утром глашатаи созвали защитников Даждьграда на вечевую площадь. Собравшиеся люди, с восхищением рассматривали лежащие перед ними доспехи, нарядную одежду и тюки ярких шелковых тканей, запечатанные кувшины с заморским вином, пригоршни золотых и серебряных монет, усеянные разноцветными камнями украшения, драгоценную посуду и утварь.

Согласно древнему обычаю, всю захваченную добычу разделили на четыре части.Первая была пожертвована Светлым Богам. Вторую получили витязи священной дружины. Третья отошла к семьям погибших. Четвертую разделили между остальными участниками сражения. При этом награду получали только те, кто убил врага, был ранен в переднюю часть тела или совершил отважное деяние, подтвержденное несколькими свидетелями.

Чтобы при дележе не возникало ссор и драк, выбранные среди наиболее уважаемых и опытных горожан счетчики, оценили и распределили по равным долям лежащие на площади вещи. Награждаемых тоже разделили на полсотни ватаг, и они по очереди стали подходить к руководящим дележом жрецам. Обращенные лицом к трофеям волхвы не видели тех, кто стоял у них за спиной. Они просто указывали своим помощникам на ту или иную долю и те вручали вещи новому владельцу. Считалось, что выбор жреца определяется волей богов, поэтому недовольных не было. Проходивший в присутствии Властимысла и воинов священной дружины раздел добычи, шел быстро и спокойно.

Уже к полудню вся добыча обрела новых владельцев. Теперь пришла пора определить судьбу захваченных в сражении людей. Сопровождаемых презрительным свистом, насмешками и комьями земли, пленников пригнали на торжище и выстроили перед сидящим на престоле Властимыслом. Стражники разделили рабов на две части. Большая состояла из двадцати десятков ромейских невольников, захваченных на кораблях викингов. В основном, это были молодые женщины и девушки, робко жавшиеся друг к другу и бросавшие испуганные взгляды на окружавших их северов. Ромейки прекрасно понимали, что их положение вряд ли измениться и новые хозяева могут оказаться ничуть не лучше прежних.

Совсем иначе вели себя немногие уцелевшие в утреннем сражении викинги. Весь вид этих северных налетчиков говорил о о несломленном духе и готовности вступить в новую схватку. Во избежание подобных осложнений, все пятьдесят плененных викингов были крепко связаны и находились под бдительным присмотром своих охранников. Подошедший к верховному волхву жрец отвесил ему поясной поклон и смущенно проговорил:

Загрузка...