Одной из задач современной педагогики является проектирование педагогической системы развития творческих компетенций школьников в рамках инновационных форм организации обучения, в том числе конкурсного и олимпиадного движения[8].
В число целей, которые общество ставит перед современной школой, входит подготовка к жизни личности, способной принимать нестандартные решения в производственных и бытовых условиях. Ее достижение предполагает развитие у обучающихся творческого мышления. В связи с этим проблема его развития у школьников является актуальной[9].
В настоящее время конкурсное и олимпиадное движение по различным предметам активно развивается и пользуется большой популярностью среди молодежи. Успешное выступление на таких мероприятиях стимулирует обучающихся и преподавателей к новым достижениям. Для школьников предоставляется возможность проверить свои силы, проявить себя, получить новые знания, развить способности и интересы, для преподавателей – показать результаты работы, выявить сильных обучающихся.
По мнению А.В. Цыганковой, олимпиадное движение (как форма организации обучения) – это активная творческая созидательная деятельность всех участников образовательного процесса (преподавателей и школьников) на основе интеграции коллективной и соревновательной деятельности, направленная на достижение целей обучения[10].
Основными целями и задачами образовательных конкурсов и олимпиад являются выявление и развитие у школьников творческих способностей и интереса к научной деятельности, пропаганда научных знаний, социализация, а также интеграция общего и высшего образования. Участие в данных мероприятиях способствует расширению кругозора и интеллектуальному росту обучающихся, помогает профессиональному самоопределению старшеклассников. Удовольствие от выполнения заданий и радость победы лауреата и участника могут «зажечь путеводную звезду» и привести к развитию исследовательских качеств личности, так необходимых современному человеку.
Под олимпиадой понимается состязание обучающихся, требующее от участников демонстрации знаний и навыков в области одной или нескольких изучаемых дисциплин, конкурс – это соревнование с целью выявить из числа представленных наиболее достойных участников или наилучшие работы[11]. Данные мероприятия позволяют участникам значительно расширить свой кругозор, применить собственные знания, эрудицию и логическое мышление в нестандартной ситуации, вырабатывать умение работать в команде в условиях ограниченного времени.
Сложно сказать, с какого момента правильнее отсчитывать начало олимпиадного движения – интерес к загадкам и головоломкам сопровождает человечество с незапамятных времен (рис. 1.1).
Рисунок 1.1. Эволюция олимпиадного движения
Возникнув в Древней Греции в 776 году до н. э., олимпиады стали большими праздниками, включающими в себя не только различные спортивные соревнования, но и конкурсы искусств. Конкурсы по решению задач также исторически были названы олимпиадами.
Интеллектуальные соревнования известны в истории с давних пор. Широкое распространение получили математические турниры в Италии в эпоху Раннего Возрождения. С ними тесно связано имя выдающегося математика европейского средневековья Леонардо Фибоначчи. В драматичной истории решения алгебраических уравнений 3-го и 4-го порядков (XIV век) большое место занимали «математические турниры». Причем, необходимо отметить интерес образованной публики к состязаниям подобного рода. Из истории известны аналогичные конкурсы, с которыми связан ряд наиболее значимых открытий в области математики. В ΧVII-ΧVIII веках стали завоевывать популярность «соревнования по переписке», в которых участвовали И. Ньютон, Г.В. Лейбниц, И. Бернулли, Л. Эйлер и другие выдающиеся ученые, что привело, в частности, к зарождению и развитию интегрального и вариационного исчисления. В более поздние времена регулярно проводились всемирные конкурсы на приз Французской Академии Наук (известна победа в таком конкурсе известного российского математика – С.В. Ковалевской). Такие соревнования, как конкурсные экзамены в «Большие школы» Франции, например, в Политехническую и Нормальную, а также знаменитые Кэмбриджские математические экзамены, где главной целью участников являлось получение высокой оценки, также являются, по существу, олимпиадами. Одной из первых предметных олимпиад – прообраза современных массовых соревнований школьников – можно считать Этвешское соревнование в Венгрии в 1896 году.
В России конкурсы по решению задач получили развитие в конце XIX века. В 1884 году профессор Киевского Университета В.П. Ермаков стал издавать «Журнал элементарной математики». С 1885 года в этом журнале ежегодно публиковались так называемые «задачи на премию». Сегодня этот конкурс можно рассматривать как прообраз заочных олимпиад. В 30-х годах XX века многие советские ученые-математики пришли к выводу, что для подготовки научной смены необходимо прямое сотрудничества со школой, в результате чего в СССР в середине 40-х годов получили широкое развитие олимпиады по математике. Первой массовой олимпиадой в нашей стране была олимпиада, проведенная в 1934 году в Ленинградском университете по инициативе чл. – корр. АН СССР Б.Н. Делоне, а в Москве математические олимпиады стали проводиться, начиная с 1935 года[12].
Школьное олимпиадное движение стремительно развивалось в годы советской власти, когда в образовании доминировал конструктивно-деятельностный подход: формирование мышления через обучение деятельности, признание самоценным совокупности знаний, умений и навыков. Этот период характеризуется преобладанием олимпиад по дисциплинам технического и естественнонаучного циклов. Современный период образовательной парадигмы характеризуется нацеленностью на личностно-ориентированное обучение, в связи с чем возросла значимость школьных олимпиад по дисциплинам гуманитарного цикла. В настоящее время проводятся школьные олимпиады по 21 предмету, включая такие дисциплины, как физическая культура, ОБЖ, технология[13].
Существенный вклад в становление и развитие олимпиадного движения, в разработку методик организации и проведения олимпиад внесли такие ученые и педагоги, как П.С. Александров, Б.Н. Делоне, В.Ф. Каган, Л.Н. Колмогоров, А.Л. Маркушевич, И.С. Петраков, В.И. Смирнов, С.Л. Соболев и др. Опыт, накопленный в этом направлении, требует глубокого и системного изучения, научного анализа и обобщения. Это совершенно необходимо для последующего развития олимпиадного движения, в процессе которого создаются условия для совершенствования мышления и творчества одаренных и мотивированных к интеллектуально – познавательной деятельности учащихся в соответствии с требованиями современного научно-технического прогресса[14]