Глава 1 Почему я считаю, что дистанционное образование – это хорошая (и вовсе не страшная) штука?

Массовое среднее образование давно устарело.


На этом можно было закончить главу, потому что, на мой взгляд, в предыдущем предложении уже все сказано. Да, я серьезно. Вы видели эти программы, учебники и задания? Это прошлый век. Причем очень часто «прошлый век» – выражение не фигуральное. Моя подруга, учитель географии, рассказывала, что в одной из школ пару лет назад ей приходилось вести уроки по учебнику 1995 года. Чтобы вы понимали, там была политическая география, которая «несколько» изменилась с того времени. Да даже и физическая география не осталась прежней: высота гор, которую мы заучивали наизусть в школе, и та уже неактуальна.


Более того, устарели и сами программы, и учителя, их преподающие.


Простите, если кого-то оскорбила последней фразой, но я действительно так считаю. Когда в одной лекции известного семейного психолога Людмилы Петрановской я услышала фразу «Мы готовим детей к позавчерашнему дню», меня словно током ударило. Я поняла: вот, вот то, что я чувствовала, но никогда не могла сформулировать. Предлагаю вашему вниманию отрывок из этой лекции. Оцените, насколько все точно и прекрасно!


– Когда мы размышляем о том, что бы было хорошо нашим детям, мы смотрим вокруг, анализируем окружающую действительность и из этого делаем выводы, чему их учить, чему – нет, куда направлять. При этом мы редко думаем, что к тому времени, как наши дети вырастут, сегодняшний день станет для них прошлым. Но даже родителям тут даст очень много очков вперед школа, которая готовит детей к позавчерашнему дню. Уже сегодня 95 % того, что проходят ребята, неактуально, нерелевантно даже настоящему моменту, не говоря уже про будущее. Это такой парадокс воспитания, что в каких-то других сферах мы планируем вперед, занимаемся стратегией, думаем, что будет дальше, а когда дело касается воспитания детей, мы как будто забываем про этот люфт, который неминуемо существует.


Задачи и задания в учебниках не связаны с действительностью, с современными реалиями. По ОБЖ по-прежнему проходят сборку автомата. По математике проходят задачу с покупкой ручек за 1 рубль и столов – за 10. По литературе, как и раньше, очень (нет, не так – ОЧЕНЬ!) вскользь изучают современных авторов. На уроках мировой художественной литературы – если они вообще есть в программе, что бывает нечасто, – не затрагивают современное искусство… Список можно продолжать и дальше. Другой вопрос, нужно ли это.


Вот скажите. Вы видели атлас профессий будущего? Видели перечень специалистов, которые будут востребованы, когда сегодняшние школьники получат аттестаты? По прогнозам специалистов, через каких-то десять лет могут исчезнуть до 15 % ныне существующих профессий (до 2030 года – 57 профессий. – источник http://atlas100.ru/), среди которых аналитик, переводчик, референт, статистик и даже журналист. Вместе с тем появятся новые: личный тьютор по эстетическому развитию, проектировщик интерфейсов беспилотной авиации, дизайнер-эргономист носимых устройств для безопасности, оператор медицинских роботов (со всем списком вы можете ознакомиться на сайте http://atlas100.ru/catalog/). Готовят ли нынешние школы наших детей к такому будущему? Пусть этот вопрос останется риторическим.


А учителя… Я преклоняюсь перед их трудом. Но!

Сегодня, имея дело с поколением Z, преподавать практически любой предмет, как этому учили в педвузах советских времен, просто бессмысленно.

Прибавьте к тому бесконечное натаскивание (да, именно натаскивание!) на ОГЭ и ЕГЭ, которое начинается едва ли не с пятого класса! И в итоге мы получим постоянную и при этом бессмысленную погоню за формой без мысли о содержании. Ну и как говорят многие нынешние педагоги, сегодня они стали поставщиками услуг: огромное количество бумаг, отчетов, совещаний, проектов не позволяет сосредоточиться на главном – на обучении наших детей. Что уж и говорить о творчестве и новых, современных форматах! До них просто не доходит дело – не хватает времени. Вот и вынуждены дети учиться так, как учились их родители и даже отчасти бабушки с дедушками.


О том, что в современной школе не так, я могу говорить долго. Да, у меня слишком много претензий. Но пусть об этом скажут великие. Например, музыкант, культуролог, член Нобелевского комитета по музыке Михаил Казиник вот что говорит о нынешнем состоянии массовой школы (отрывок из интервью порталу PROUFU https://proufu.ru/news/culture/91663-mikhail_kazinik_ob_obrazovanii_is_pat_teshka_vrednoy_svobode_dlya_raba_i_matematichnosti_muzyki/):


– Представьте себе, что к вам собирается прийти гость. Вы ему звоните по телефону и говорите: «Вася, моя жена хочет тебя очень вкусно покормить, но ты должен назвать свои любимые блюда». Ни о чем не подозревающий гость говорит: «Я очень люблю оливье на закуску, борщ украинский, свиную отбивную. А на десерт – чай с вареньем. И если можно, еще селедку под шубой на закуску» (я сейчас называю и свои любимые блюда, да). Когда друг приходит в гости, ваша жена подает ему селедку, залитую вареньем, под этим в виде подливки борщ украинский, там же плавает салат оливье, майонез вместо сметаны растворяется в борще, там же растворяется и варенье.


Сегодняшняя школа – это не что иное, как вот такое блюдо, поданное в одной тарелке. Это то, что я наблюдаю в мозгах советских людей в результате всех диверсий со всех сторон. Невозможно в течение дня ребенку прослушать шесть лекций. Невозможно переключать все время мозги, невозможно жить клиповым сознанием. География – это место, история – это время, а наука и культура – это заполнение места и времени. Поэтому оторвать место от времени, оторвать место и время от науки и культуры – это значит породить клиповое сознание.


Итак, массовая школа сегодня не справляется с вызовами современности. Она давно не справлялась, но мы не замечали – не было времени. А сейчас это стало видно как божий день. Что с этим делать? Можно стенать и возмущаться или поменять коней на переправе, не забыв поблагодарить Вселенную за чудесную возможность.

Дистанционное образование – это повод взять ответственность на себя и перестать без конца упрекать в плохом образовании учителя, школу, правительство, президента, страну, погоду.

Да, эта ответственность несколько сложнее, чем закатить глаза и сказать: «Вы видели, как эта Анастасия Сергеевна ведет английский! У нее еще алфавит не пройден, а она уже заставляет слова и предложения читать! Конечно, наши дети никогда не выучат язык с таким подходом!» Но вместе с тем ответственность открывает невообразимые ранее горизонты. Так случается во всем, в частности и в образовании.


Дистанционное обучение дарит такие возможности, которые нам и не снились:

• вы сами будете выбирать подходящие задания и программу;

• идти в своем темпе, ускоряясь или замедляясь, если это необходимо;

• подбирать учебники и ресурсы;

• распоряжаться своим временем и не зависеть от школы и уроков;

• ваш ребенок может получить аттестат московской, петербургской, новосибирской (и этот список неполный) школы, живя далеко от мегаполиса, а также – российское образование, даже если семья живет за границей.


Я более чем уверена: дистанционное образование будет развиваться, и количество плюсов, которые получат и родители, и дети, будет увеличиваться. И если пока со школьным обучением в это сложно поверить, давайте посмотрим на образование для взрослых – высшее или дополнительное. Еще совсем недавно мы и не могли подумать о том, чтобы проходить курсы повышения квалификации в любое удобное время, не дожидаясь, пока начальство решит, что мы заслужили это. Что уж и говорить о программах от ведущих вузов страны и мира, которые можно изучать, сидя на диване. Я, например, не так давно проходила курс по маркетингу от Кембриджского университета, не выезжая из своей пермской квартиры. Если добавить к этому московский аттестат, который вскоре получит мой сын, это все выглядит как настоящая глобализация и торжество разума.

Загрузка...