Если собрать все высказывания о русском армейском ножевом бое, то их наберется на целую книгу. Рано или поздно кто-нибудь так и сделает.
Задача этой книги – изучить армейский ножевой бой как явление и как важную составную часть рукопашного боя.
Чаще всего, как только заводится разговор об армейском ножевом бое, становится вполне очевидным, что речь идет о чем-то исключительно русском.
Предвидя возражения, постараюсь пояснить. Искусство ножевого боя практикуют во многих других странах мира. Но в большинстве своем оно имеет некий национальный или этнографический колорит. В том числе тесно связанный с социальной средой применения техники ножевого боя или предопределенный факторами географического детерминизма, историческими традициями.
В системе русского рукопашного боя нож – это нечто иное. Нож – это и оружие, и, если так будет угодно, эффективный инструмент постоянного быта.
Если в ход пошел нож, значит, накал рукопашной схватки достиг своего апогея, значит, речь идет о максимуме напряжения и бескомпромиссности в сражении.
Многие, и они бесспорно правы, считают, что армейский ножевой бой и искусство русского рукопашного боя являются синонимами. В оценке сути явления они будут правы. Русский армейский ножевой бой – это важная составная часть армейского рукопашного боя и наряду с искусством штыкового боя основа военно-психологической и военно-физической подготовки.
В основе искусства русского ножевого боя положено все, что органически связано с русским боевым искусством, русскими воинскими традициями. И всё, что используется или может использоваться в бою, должно быть надежно, просто и эффективно. Говоря современным языком, должно действовать безотказно, как автомат Калашникова.
Таким, на первый взгляд, простым средством боя и является искусство армейского ножевого боя. При этом следует отметить, что понятия «армейский ножевой бой» и «русский ножевой бой» по своей сути являются синонимами, понятиями тождественными и практически идентичными по своей сути.
Русский армейский ножевой бой – это система. Он имеет свою методику обучения, которая позволяет в сжатые сроки научить владеть ножом как оружием практически любого.
Являясь составной частью рукопашного боя, система армейского ножевого боя отличается от множества иных подобных систем. В первую очередь это атакующая дисциплина, искусство атаки, если угодно, искусство убивать.
В настоящее время появилось достаточное количество отличных и серьезных работ по этой теме. Но все равно основополагающими являются армейские уставы и наставления, практический опыт преподавателей. Именно потому, что эти знания должны передаваться из рук в руки, система армейского ножевого боя считается искусством.
Немного слов о боевом ноже. Боевой нож – это одновременно и оружие, и инструмент. Говоря о нем как об оружии, следует подчеркнуть, что любой нож обладает определенными специфическими качествами и характеристиками. В том числе определенной формой и присущими каждому типу ножа качествами в виде веса, длины, ширины, толщины и других важных характеристик.
Основная цель в обучении технике искусства армейского ножевого боя – научить использовать боевой нож в качестве оружия для поражения и уничтожения противника в атакующем бою или при обороне и защите в рукопашной схватке. При этом задача заключается в том, чтобы научить действовать ножом как оружием эффективно и результативно.
Любое обучение предполагает наличие программы, которая в конечном итоге складывается из обязательных навыков владения боевым ножом и дополняется индивидуальным опытом и знаниями конкретного учителя, преподавателя и инструктора этой дисциплины.
Основные требования к знаниям в искусстве ножевого боя изложены в армейских наставлениях и уставах.
Но это, как говорится профессиональный минимум. Для профессионалов, как всегда, требуется больше. А для этого требуется дополнительно изучать вопрос. Нужно упорно учиться и тренироваться. Алгоритм освоения техникой искусства армейского ножевого боя достаточно прост: знания, умения, навык.
Отдельно следует поговорить о тактике армейского ножевого боя и специфике боевого ножа для решения профессиональных задач.
Например, боевой нож очень часто был основным инструментом войскового разведчика. Сегодня при появлении различных бесшумных средств поражения, казалось бы, это искусство должно отойти на последний план. Но это только кажущееся упрощение. На самом деле речь идет в первую очередь о подготовке к использованию тактики ножевого боя. Если удастся решить боевую задачу с какой-то иной помощью – отлично. Нет, задачу все равно никто не отменит, все равно придется решать.
В последнее время много говорится о таких особенностях ножевого боя, как действия ножом в нелегальной разведке, об искусстве ножевого боя по системе НКВД, СМЕРШ, КГБ, спецназа. Такое явление действительно имело место в истории боевых искусств. Нож часто становился для партизан и подпольщиков исходным средством начала борьбы в тылу и мог использоваться для того, чтобы вооружиться более серьезным оружием.
В шпионских войнах тоже очень часто использовался нож. Использование ножа и его возможностей в интересах спецслужб вполне могло маскироваться под результаты криминальных разборок или бандитское нападение. Именно поэтому искусство работы ножом для любого разведчика или диверсанта всегда было не только основой психологической, волевой и физической подготовки, но и частью профессионального навыка.
И если техника искусства русского армейского ножевого боя практически полностью совпадают с системами ножевого боя спецслужб, то тактика действий во многом отличается.
Как и любое другое искусство, система армейского ножевого боя представляет собой особую или специальную военную дисциплину. Что само по себе предполагает, что обучение искусству армейского ножевого боя должно носить научный и обязательно системный и комплексный характер.
Схема обучения на первый взгляд проста. Требуется лишь пройти путь от простого к сложному. От базовых – приобретения и отработки навыков к изучению тактики их применения.
При обучении искусству армейского ножевого боя, сколько бы ни велось теоретических споров об особенностях хвата, финтах, уловках и отдельных «личных» секретах, схема проста и неизменна. В любом случае придется пройти по трем ступеням развития:
1 – знание,
2 – умение,
3 – навык.1
Любые навыки, в том числе и по владению техникой искусства армейского ножевого боя, приобретаются только в результате выполнения специальных упражнений при обязательном условии выполнения целенаправленного повторения действий. Простые ли это действия или сложные – не важно.
При этом для формировании навыков ножевого боятоже потребуется пройти три ступени, или стадии:
1. Стадия генерализации – когда формируются основные навыки;
2. Стадия концентрации – когда вырабатывается рациональность действий, устраняется все ненужное, лишнее, наносное, мешающее;
3. Стадия автоматизации – когда любое действие выполняется автоматически, быстро, верно, ловко.
Действия становятся стабильно эффективными.
Пробелы или пропуски в технике на том или ином этапе обучения могут сыграть отрицательную роль в самый нужный момент, что для системной подготовки и обучения недопустимо. Именно поэтому само овладение техникой искусства армейского ножевого боя носит в обязательном порядке научный и системный характер и опирается на достижения советской и русской военной и спортивной наук, опыт и традиции.