Итальянское искусство не развивалось постоянно по восходящей линии: от более низкой ступени к более высокой. В эпоху Возрождения развитие культуры пошло по более сложному и витиеватому пути. Три века при неустанном движении в искусстве Италии наблюдалось несколько подъемов, среди которых самый радикальный произошел в XV в. Это период, отмеченный необычайной интенсивностью творческих поисков, получил название Раннего Возрождения или Кватроченто.
Средоточием новаторства во всех видах искусства в это время, как и во времена Джотто, была Флоренция. Здесь протекала деятельность основоположников Раннего Возрождения – живописца Мазаччо, скульптора Донателло, архитектора Брунеллески. Для живописи Раннего Возрождения характерны чистые цвета, персонажи, выстроенные в ряд и очерченные темными контурами, отделяющими их от фона и светлых дальних планов. Все детали выписываются очень подробно и тщательно. Живопись Кватроченто еще не столь совершенна, как искусство Высокого и Позднего Возрождения, но она до глубины души трогает зрителя своей чистотой и искренностью. Кватроченто стало временем экспериментальных поисков: если в эпоху Проторенессанса художник в основном работал, основываясь на интуиции, то в период Раннего Возрождения он уже опирался на научные знания. В XV в. появился целый ряд научных трактатов об искусстве. Первым теоретиком в области живописи и архитектуры стал Леон Баттиста Альберти (1404–1472), разработавший теорию линейной перспективы – правдивого изображения глубины пространства в картине. Первые опыты построения перспективы применялись уже в античной Греции, но в своем классическом виде, как научно обоснованная техника, перспектива сложилась только у мастеров итальянского Кватроченто. Брунеллески сделал решающий для изобразительного искусства вывод: если прямые лучи, идущие от выбранной точки пространства к изображаемому предмету, пересечь плоскостью – на этой плоскости получится точная проекция данного предмета. Друг Брунеллески, скульптор Донателло применил линейную перспективу в скульптурном рельефе («Битва св. Георгия с драконом»), достигая впечатления пространственной глубины. Их современник Мазаччо использовал это открытие в живописи («Троица»). Наконец, архитектор и ученый-теоретик искусства Альберти дал подробную теоретическую разработку законов перспективы в «Трактате о живописи» (1435).
Художники Раннего Возрождения в Италии создали пластически цельную, обладающую внутренним единством концепцию мира. Систематически изучая натуру, они черпали мотивы из жизненной повседневности, наполняли традиционные религиозные сцены земным содержанием. Искусство Возрождения, главной темой которого стал человек-герой, постепенно распространилось по всей Италии. В скульптуре получили развитие свободностоящая статуя, перспективный живописный рельеф, реалистически портретный бюст, конный монумент.
Мазаччо. Автопортрет. Фрагмент фрески «Святой Петр на кафедре». Капелла Бранкаччи
Паоло Уччелло. Пять основателей флорентийского искусства: Джотто, Уччелло, Донателло, Манетти, Брунеллески. 1490-е
Самым первым значительным живописцем эпохи Раннего Возрождения стал Мазаччо.
Мазаччо (настоящее имя – Томмазо ди сер Джованни ди Гвиди) родился 21 декабря 1401 г., в Сан-Джованни-Вальдарно (Тоскана) в семье нотариуса по имени сер Джованни ди Моне Кассаи и его супруги Якопы ди Мартиноццо. Симон, дед Томмазо со стороны отца, был мастером, изготовлявшим сундуки-кассоне и другие предметы мебели. Возможно, будущий художник получил свои первые уроки у деда. Когда Томмазо было 5 лет, его двадцатисемилетний отец внезапно умер. Мать вскоре снова вышла замуж – за аптекаря Тедеско ди Мастро Фео, но и второй муж прожил недолго – Томмазо тогда не исполнилось и 16 лет. После смерти отчима он стал старшим мужчиной в семье и фактически ее кормильцем.
Мазаччо рано переехал во Флоренцию учиться живописи. Известно, что он присоединился к гильдии художников св. Луки в 1422 г. в возрасте 21 года, однако до сих пор остается загадкой, где именно художник обучался живописи, или же он был просто самоучкой. В гильдии св. Луки Мазаччо познакомился с Мазолино да Паникале, который был на 20 лет его старше. Они вместе работали над алтарной картиной «Мадонна со св. Анной» для церкви Сант-Амброджо, а также над циклом фресок из жизни св. Петра, заказанным одним из членов семьи Бранкаччи для одноименной капеллы в церкви Санта-Мариядель-Кармине во Флоренции.
Донателло. Битва святого Георгия с драконом. Мраморный рельеф. Ок. 1417
Этот мраморный рельеф на цоколе статуи св. Георгия, созданный для флорентийской церкви Орсанмикеле, является самым ранним рельефом Донателло и первым, в котором он использовал линейную перспективу, вероятно, под влиянием работ Брунеллески.
Филиппо Брунеллески
Купол собора Санта-Мария дель Фьоре. 1420–1436
Первой крупной работой Брунеллески был грандиозный восьмигранный купол, возведенный над построенным еще в XIV в. собором Санта-Мария дель Фьоре. В этом сооружении, воздвигнутом во славу города, нашло воплощение торжество разума – идея, определяющая основное направление культуры Возрождения.
Филиппо Брунеллески
Купол собора Санта-Мария дель Фьоре. 1420–1436
Первой крупной работой Брунеллески был грандиозный восьмигранный купол, возведенный над построенным еще в XIV в. собором Санта-Мария-дель-Фьоре. В этом сооружении, воздвигнутом во славу города, нашло воплощение торжество разума – идея, определяющая основное направление культуры Возрождения.
Мазаччо. Троица. Фреска. 1427
Традиционный в церковном искусстве сюжет распятия Мазаччо трактует в необычном, неканоническом виде. Создавая архитектурную иллюзию и точно передавая множество архитектурных деталей, пропорции и перспективу, Мазаччо предвосхищает Ренессанс.
Однако Мазолино нельзя считать учителем Мазаччо в традиционном смысле этого слова. В самом деле, в своих первых произведениях Мазаччо абсолютно противоположен Мазолино. Его темперамент противостоит чувствительному и нежному миру Мазолино, который был самым характерным представителем поздней готики и Раннего Кватроченто во Флоренции. В совместных работах Мазаччо и Мазолино именно Мазолино попадает под влияние своего юного соавтора, который навязывает ему свое новое видение перспективы и человека. В «Мадонне с младенцем и со св. Анной» Мазаччо пишет фигуру Мадонны с младенцем, которая согласно иконографии должна была занимать второстепенное положение. Но именно эта группа своей значимостью имеет физическое и нравственное превосходство в композиции, в то время как образ св. Анны, созданный Мазолино, исполнен кротости – трон святой окружен хрупким и грациозным венком ангелов. Один из ангелов (второй справа) написан в более интенсивных тонах и более точен в жестах, в чем можно видеть выражение новой уверенной манеры Мазаччо. Учителями Мазаччо в его ранний период были не художники поздней готики, а два крупнейших представителя тосканского Ренессанса в архитектуре и скульптуре – Брунеллески и Донателло. У Брунеллески Мазаччо заимствовал четкое перспективное построение, что видно во фреске «Троица» из церкви Санта-Мария Новелла. Новое осознание человеческой личности, характерное для статуй, исполненных Донателло для церкви Орсанмикеле и колокольни флорентийского собора (св. Георгий, пророк Иеремия, Дзукконе), присуще фигурам, окружающим Христа в сцене «Чудо со статиром», и и торжественным явлениям св. Петра в других сценах цикла капеллы Бранкаччи.
Умерший в возрасте 27 лет, не получивший при жизни признания в официальных и гуманистических кругах, Мазаччо оказал мощное воздействие на всех современных ему флорентийских живописцев и формирование флорентийской живописной школы XV в. Его картины отличаются глубоким колоритом, фигуры кажутся плотными и удивительно живыми. Мазаччо прекрасно передает перспективу и объемы, владеет светотеневыми эффектами. Первым из живописцев Раннего Возрождения он изобразил обнаженное человеческое тело. Позднее на произведениях Мазаччо («Изгнание из рая», «Чудо с податью») учились такие великие мастера Высокого Возрождения, как Леонардо да Винчи, Микеланджело и Рафаэль.
В период Раннего Возрождения свои творения создавали и другие талантливые мастера. Во Флоренции работал Паоло Уччелло, писавший батальные сцены и славившийся умением изображать коней и всадников в сложных ракурсах и позах.
Мазаччо. Изгнание из рая. Капелла Бранкаччи. 1426–1427
Паоло ди Доно (позднее – Уччелло) родился в 1397 г. во Флоренции. Известно, что его отец, Доно ди Паоло, переехал во Флоренцию в 1373 г. из своего родного города Прато. Мать будущего художника, Антония ди Джованни дель Кастелло дель Бечутто, была представительницей знатного флорентийского рода. Талант художника проявился еще в детстве, и в возрасте 10 лет он уже помогал знаменитым скульпторам Гиберти и Брунеллески в осуществлении задуманного ими еще в 1401 г. проекта скульптурного оформления северных ворот флорентийского Баптистерия. В 1415 г. Уччелло, как и многие его коллеги-художники, стал членом Цеха флорентийских докторов, аптекарей и живописцев. В 1418 г. Уччелло много путешествовал: известно, что он побывал в Пизе и Сиене, где изучал творчество Сассетта и Лоренцетти. В 1424 г. Уччелло стал членом гильдии святого Луки. Предположительно в том же году в монастыре Санта-Мария-Новелла во Флоренции он работал над фресками, представляющими сцены из Книги Бытия. В 1425 г. Уччелло переехал в Венецию, где работал на протяжении пяти лет. Вместе с Гиберти он декорировал венецианскую церковь Сан-Марко и впервые попробовал себя в технике мозаики. В январе 1431 г. Паоло Уччелло вернулся во Флоренцию.
Мазолино. Грехопадение Адама и Евы. Капелла Бранкаччи. 1426
В 1424 г. Мазолино и Мазаччо получили заказ от богатого купца Феличе Бранкаччи на роспись фамильной капеллы. Мазолино и Мазаччо работали рядом, при этом совершенно по-разному трактуя одни и те же образы, например, Адама и Евы. На фреске Мазолино Ева убеждает Адама вкусить плоды с запретного дерева, Мазаччо же изображает горькое раскаяние и изгнание из рая Адама и Евы. Мазолино создает мягкие и поэтичные образы. Его Адам и Ева сказочны и гармоничны. Их обнаженные тела элегантны, абстрактны, нереалистичны и словно подвешены в воздухе. Они не выражают никаких чувств, а лишь услаждают глаз. Живопись Мазаччо – это реалистичная и безжалостная проза. Сцена, представленная зрителям, поистине драматична. Среди бесприютной и пустынной местности в ярком и безжалостном свете видим мы Адама и Еву, объятых ужасом и отчаянием. Они изгнаны из рая, их преследует неумолимый ангел с мечом.
В 1436 г. Уччелло создал фреску в соборе Санта-Мария дель Фьоре – «Памятник кондотьеру Джованни Акуто». В 1443 г. он получил еще один заказ – на роспись циферблата часов на западной стороне собора Санта-Мария дель Фьоре. Несколько позже он создал три витража для восьмигранного барабана, венчающего купол собора. Один из этих витражей был разрушен в 1828 г., а два других и циферблат сохранились до нашего времени.
Наверное, самые известные фрески Паоло Уччелло – это сцены из Книги Бытия, которые украшают стены флорентийской церкви Санта-Мария Новелла, созданные в 1424–1425 гг. и «История Ноя». Эти фрески отличаются особым, зеленоватым, колоритом и в то же время богаты утонченными цветовыми нюансами.
Мазаччо, Мазолино
Мадонна с младенцем и св. Анной. 1424
Мазаччо. Раздача имущества и смерть Анании. Капелла Бранкаччи. 1424–1425
Мазаччо. Святой Петр исцеляет больного своей тенью. Капелла Бранкаччи. 1425
Мазаччо изучает движение, его интересует пластика тела, ему неинтересно выписывать витиеватые складки, под которыми словно нет живого человека. Красками и светотенью он «одевает» святого Петра в античную тунику.
Но наиболее значительной из работ Паоло Уччелло является серия из трех больших панелей, где изображена битва при Сан-Романо (в этой битве, произошедшей в 1432 г., Флоренция одержала победу над Сиеной). Считается, что Уччелло создал все три панели в 1450-е гг., хотя некоторые историки искусства оспаривают эту дату, как и утверждение, что «Битва при Сан-Романо» изначально предназначалась для дворца Медичи. В 1452 г. Уччелло женился на Томассе ди Бенедетто Малифичи. У них было двое детей: сын Донато и дочь Антония.
Следующая из дошедших до нас работ мастера относится к середине 1460-х гг. Это часть алтарного образа, находящегося в церкви Тела Христова в Урбино. Уччелло трудился над образом с февраля 1467 по октябрь 1469 г.
В 1465 г. художник получил заказ на роспись алтаря церкви Сан-Сакраменто в Урбино. Эта работа стала известной под названием «Осквернение остии». В 1470 г. Уччелло создает свой последний шедевр – картину «Ночная охота», в которой очень близко подошел к разгадке «тайны перспективы». Паоло Уччелло умер во Флоренции в 1475 г.
Еще одним знаменитым художником Раннего Возрождения был флорентийский художник и «монах-сластолюбец», учитель Боттичелли и обладатель одной из самых авантюрных биографий среди мастеров Раннего Возрождения – Филиппо Липпи. Будущий художник появился на свет в семье мясника Томмазо Липпи в Ардильоне – одном из бедных районов Флоренции. Своих родителей Филиппо не знал: его мать Антония ди сер Биндо Серниджи скончалась в родах, а два года спустя не стало и отца. Сироту сначала приютила тетка, Монна Лапаччи, но вскоре поняла, что прокормить племянника ей не по силам. По этой причине восьмилетний Филиппо был отдан послушником в кармелитский монастырь.
Паоло Уччелло. Конный памятник кондотьеру Джованни Акуто. 1436
Не имея возможности отлить в бронзе памятник этому флорентийскому полководцу, англичанину по происхождению – Джону Хоквуду, правительство Флоренции решило хотя бы запечатлеть такой памятник в фреске.
В юности он оставил его, посвятив себя живописи. О его жизни существует множество легенд. Рассказывают, что за любовными похождениями бывшего монаха с интересом следила вся Флоренция. Свою будущую жену, Лукрецию Бути, художник похитил из монастыря. В дальнейшем он не раз писал ее в образе Мадонны («Коронование Марии», «Мадонна под вуалью»). Картины Филиппо Липпи лишь формально связаны с религиозными темами: они лишены драматизма и патетики, нет в них величия и монументальности. В то же время жизнерадостные кудрявые ангелы, хорошенькие дети и милые женщины пленяют зрителя своим очарованием. С большим мастерством художник писал уютные и свежие лесные пейзажи, являющиеся фоном к библейским сценам. У современников произведения Филиппо Липпи пользовались большой популярностью, он был любимым художником Козимо Медичи.
Мазаччо. Святой Иероним и святой Иоанн Креститель. 1426–1428
Мазаччо. Мадонна с младенцем. Пизанский полиптих. 1426
В этом, состоящем из нескольких частей алтаре для церкви Санта-Мария дель Кармине в Пизе уже проявляются зачатки нового, реформаторского стиля художника – энергичная светотеневая лепка, ощущение пластической трехмерности фигур, стремление к изображению глубины пространства.
Филиппо Липпи. Мадонна с младенцем и двумя ангелами. 1460–1465
Считается, что для картины Липпи позировали его собственная супруга Лукреция Бути и два их сына – Филиппино и Алессандро.
В это же время работал и другой флорентийский мастер, монах-доминиканец Фра Беато Анджелико, произведения которого исполнены глубокого религиозного чувства.
Фра Анжелико (настоящее имя художника – Гвидо ди Пьетро) родился между 1395 и 1400 гг. в Муджелло близ Виккьо. В 1418 г. он принял обет послушания в доминиканском ордене в Фьезоле. Свою творческую деятельность он начал, иллюстрируя религиозные книги. В 1428 г. (по другим данным, в 1433 г.) он принимал участие в росписи алтарей в монастыре Сан-Марко (Флоренция), когда несколько монахов из Фьезоле переехали во Флоренцию, чтобы расписывать отстроенный Микелоццо монастырь. В 1445 г. Анджелико поехал в Рим по приглашению папы Евгения IV расписывать фрески ныне несуществующей церкви Крещения в Ватикане. В 1447 г. со своим учеником Беноццо Гоццоли расписывал фрески церкви в Орвието, а в 1447–1450 гг. – стены капеллы Никколина во дворце пап в Ватикане. Фра Анджелико вернулся во Флоренцию в 1449 г., а через год стал настоятелем монастыря Сан-Доменико во Фьезоле.