Ригден-Джапо – правитель Шамбалы, призванный победить приверженцев зла и установить царство Майтрейи, грядущего Будды. Изображается сидящим на троне. Левой рукой, опираясь на колено, он поддерживает «Колесо Закона», правая рука находится в положении варамудра, или знака милосердия.
Сикким – княжество в Восточных Гималаях.
Община. 1927, часть третья, III, 22.
Майтрейя – грядущий Будда, в буддийской мифологии Бодисаттва, до воплощения на земле обитающий на небе Тушита.
Рерих Н.К. Алтай – Гималаи. Рига, 1922. С. 281.
Вень-Чень – китайская принцесса, жена короля Сронцангампо. Считается, что Сронцангампо обратился в буддизм благодаря своим женам, китайской и непальской принцессам. Поэтому их считают покровительницами буддизма, воплощениями Белой Тары (Тары Милосердия, см. также сноску 55) и Зеленой Тары, борющейся со злом.
Сронцангампо (617–649) – прославленный царь Тибета, создавший обширное тибетское государство и считающийся покровителем буддизма.
Рерих Н.К. Сердце Азии. Нью-Йорк, 1929. С. 80.
Рерих Н.К. Шамбала. М.: МЦР, 2000. С. 29.
Рерих Н.К. Шамбала. С. 41.
Акаша – эфир, пятый элемент материального мира, способный наполнять вселенную. Здесь может означать Космос или небесное пространство.
Рерих Н.К. Шамбала. С. 35.
Рерих Н.К. Алтай – Гималаи. М., 1974. С. 244.
Вернадский Владимир Иванович (1863–1945) – русский естествоиспытатель, мыслитель, основоположник геохимии, биогеохимии, радиогеологии и учения о биосфере.
Циолковский Константин Эдуардович (1857–1935) – русский ученый и изобретатель, основоположник современной космонавтики.
Чижевский Александр Леонидович (1897–1964) – русский биофизик, основоположник гелиобиологии и аэроионификации.
Чинтамани (букв. думающий камень) – легендарный драгоценный камень, или «сокровище мира», исполняющий все желания своего владельца, аналог Грааля в европейской традиции.
Сент-Илер Ж. Криптограммы Востока. М.: МЦР, 1993. С. 68.
Рерих Н.К. Шамбала. С. 65.
Рерих Н.К. Шамбала. С. 149.
Рерих Н.К. Шамбала. С. 155.
Киплинг Джозеф Редьярд (1865-1936) – английский писатель.
Рерих Н.К. Шамбала. С. 193–194.
Рерих Н.К. Шамбала. С. 194.
Бор Нильс Хенрик Давид (1885-1962) – датский физик.
Рерих Н.К. Шамбала. С. 194.
Рерих Н.К. Шамбала. С. 195.
Соловьев Владимир Сергеевич (1853–1900) – русский религиозный философ, поэт, публицист и критик.
Соловьев В. Собрание сочинений, СПб: «Общественная польза», 1901–1907. Т. VI. С. 37.
Достоевский Федор Михайлович (1821–1881) – русский писатель.
Рудзитис Рихард Яковлевич (1898–1960) – латышский поэт и писатель, председатель Латвийского общества Рериха с 1936 г.
Рудзитис Р. Сознание Красоты спасет. Таллинн, 1990. С. 8.
Рерих Н.К. Шамбала. С. 108.
Рерих Н.К. Шамбала. С. 108.
Рерих Н.К. Шамбала. С. 110.
Рерих Н.К. Шамбала. С. 109.
Рерих Н.К. Шамбала. С. 196.
Рерих Н.К. Шамбала. С. 192.
Письма Елены Рерих. Минск, 1992. Т. II. С. 109.
Рерих Н.К. Шамбала. С. 166–167.
Рерих Н.К. Шамбала. С. 127–128.
Рерих Н.К. Шамбала. С. 130.
Рерих Н.К. Шамбала. С. 178–179.
Рерих Н.К. Шамбала. С. 185.
Рерих Н.К. Шамбала. С. 195.
Рерих Н.К. Шамбала. С. 196.
Рерих Н.К. Шамбала. С. 197.
Рерих Н.К. Шамбала. С. 198.
Рерих Н.К. Шамбала. С. 195.
Чома де Кереш (Чома де Кереши) (1784–1842) – известный венгерский филолог и путешественник, заложивший основы научной тибетологии.
Грюнведель А. – немецкий буддолог, исследователь Тибета.
Таши-Лама – то же, что и Панчен-Лама, второе после Далай-Ламы духовное лицо в Тибете, главный настоятель монастыря Таши-Лунпо.
Пал-ден Йе-ше (1738–1780) – имя третьего Таши-Ламы, или Панчен-Ламы.
Калачакра (колесо времени) – сокровенное учение в ваджраяне – эзотерическом направлении буддизма, целью которого является достижение просветления в течение одной жизни.
Бодисаттва (Бодхисаттва) – существо, стремящееся к просветленности. Так называют тех, кто из сострадания ко всем существам стремится стать Буддой для того, чтобы спасти их, и соблюдает соответствующие обеты. Все Будды до просветления были Бодисаттвами. Называют так и тех, кто добровольно остается в сансаре (круговороте перерождений) до тех пор, пока все живые существа не спасены.
Аттиша (Атиша) (982–1054) – прославленный бенгальский мудрец, много сделавший для распространения буддизма в Тибете. Перевел на тибетский язык и написал ряд собственных произведений, вошедших в тибетский канон. После смерти признан тибетцами воплощением Манджушри – Бодисаттвы мудрости.
Бодхгайя – место близ города Сарнатха, где на Сиддхарту Гаутаму снизошло просветление и он стал Буддой.