Эту книгу я посвящаю моему другу и прекрасному шаману, ныне ушедшему в мир иной, Франциско Мауа. Он был первым, кто показал мне невероятную красоту духовного мира индейцев шипибо. Этот человек был очень открыт и щедр на знания. А его знаниям о церемониях аяваски и о мире лекарственных растений нижней сельвы Амазонии не было границ. Многие мои друзья, из тех, что приезжали со мной к нему на церемонии, были опечалены известием о его смерти. Но любой, кто однажды вошел в мир шаманизма, знает, что из него нельзя уйти, даже на тот свет. Потому, что мир шаманов включает в себя и тот свет, и этот, и все миры, доступные человеческому сознанию. А ушедшие шаманы могут поддерживать – и поддерживают – связь с ныне живущими шаманами. В мире шаманов нет непреодолимых преград.
Эту книгу я решил издать под своим индейским именем, которое получил перед одной прекрасной церемонией от Франциско Мауа. На языке его племени его зовут Пыку Ысму, что в переводе на русский значит «Прекрасный Человек». Именно таким он и является. А я, как и многие друзья, привык его звать Панчо. Мое имя на языке шипибо звучит как Рониньо, что означает «Космический Змей». Это божество в мифологии народа шипибо, творящее узоры вселенной. Панчо дал мне это имя перед церемонией. Вначале я не обратил особого внимания на его слова, потому что не особо серьезно отношусь к формальным посвящениям и духовным именам.
Но когда во время той церемонии ко мне пришел Дух Космического Змея и показал мне сверхсознательную мудрость народа шипибо, направляемого им, и велел заботиться об этом народе, я понял, что это не было формальностью. Я породнился с этим племенем. И уверен, что знание, которое хранят оставшиеся шаманы этого племени, бесценно.
Совместная жизнь с индейцами племени шипибо и сердечное общение с настоящими шаманами различных племен Амазонии создали возможность для личного знакомства Константина со многими персонажами его книги. Это позволило ему быть достоверным в своем исследовании и видеть последствия выхода разных индейских племен из джунглей в цивилизацию. В его работе проявляется синтез социологического и психологического знания, что позволяет ему делать правильные выводы, основанные на прямом знании и точном анализе ситуации. Автор погружен своей душой в сельву и неутомим в своей борьбе за ее защиту. Он поднимает вопросы о чистоте и бережном отношении к традициям и их искажении при вульгарном и амбициозном соприкосновении с ними «людей из цивилизации». И когда народ переживает свое падение и поворачивается в сторону забытья своих корней, не ведая того зла, которое творит, появляется иностранец с душою сельвы и воин, который внушает индейцам самоуважение и гордость за свою культуру и утверждает, что сельва должна продолжать жить своей собственной жизнью!
Я думаю, что шаманизм – это не религия, не система верований, не философия. Это, прежде всего, реальная практика вхождения в особые состояния сознания. Эта практика рождена естественной потребностью человека увидеть реальность жизни таковой, какая она есть, и научиться влиять на эту реальность для решения практических задач. Именно этим объясняется, почему независимо друг от друга разные люди в разные времена, начиная с глубочайшей древности, занимались шаманизмом на всех континентах нашей планеты. За тысячелетия выполнения этой практики люди накопили колоссальный опыт и знания. И я уверен, что эти знания могут быть использованы и сейчас для решения самых важных и насущных задач, которые стоят как перед отдельными индивидуумами, так и перед человечеством в целом.
Многие люди путают шаманизм с анимизмом, то есть думают, что шаманизм – это вера в духов. Это ошибочное представление. Шаманам совсем не нужно во что-то верить. Они имеют дело с тем, что реально существует. Именно поэтому их методы работают так эффективно. Если у вас есть стол, за которым вы сидите, ложка и вилка, которыми вы едите, вам не нужно верить в эти предметы. Вы знаете, что они есть, и вы их используете. Так же и шаманы пользуются тем, что у них есть. Разница только в том, что некоторые инструменты, которые они применяют, невидимы и не осознаваемы многими другими людьми. Именно поэтому для выполнения своей работы шаманы должны уметь входить в особые состояния сознания, чтобы видеть то, что невидимо для подавляющего большинства людей.
В разных регионах планеты шаманы разработали разнообразные методы вхождения в особые сверхосознанные состояния, которые для упрощения терминологии мы можем назвать трансом. Но не стоит путать эти состояния сознания с какими-то другими, которые в просторечии тоже принято называть трансом, например состояния алкогольного или наркотического опьянения, экзальтации от трансовой музыки на дискотеке или состояние шока. Шаманский транс ни на что из этого не похож. Большинство людей никогда не входят в состояния сознания, близкие к шаманскому трансу, а потому для них любое его описание будет недостаточным. К этому состоянию приближаются люди на высоких уровнях реализации в практике йоги и медитации. Но признаюсь, что за всю мою жизнь я встретил единицы таких людей, хотя много лет жизни посвятил их поиску. Я встречал многих людей, которых другие называли просветленными, духовными учителями, гуру, ламами и прочими уважительными словами. Но все они были в обычном состоянии сознания и даже не умели входить в состояния, близкие к шаманскому трансу. А я искал таких людей с личной целью – учиться у них и совершенствовать состояния, открывавшиеся мне в практиках медитации. Именно поэтому встреча с настоящими шаманами оказалась для меня важной не столько с этнографической точки зрения, сколько с точки зрения продолжения и углубления моей духовной практики.
Это случилось в 2003 году, когда мой близкий друг Маки (Максимилиан Эрдели, доктор альтернативной медицины из США) пригласил меня и мою спутницу Светлану приехать в Перу в гости к выдающемуся шаману и ученому Хорхе Гонсалесу для участия в церемониях аяваски. Участие в той экспедиции и в настоящих шаманских церемониях круто изменило меня и мою жизнь. Изменились мое мировоззрение, образ жизни и даже место жительства.
С Маки мы познакомились на семинаре по теме новейших психотехнологий, который я и Света организовали в 2002 году в Санкт-Петербурге. И на этот семинар мой друг Саша, проживавший в то время в США, привез Маки как специалиста в индейской магии. Это была сумасшедшая идея – привезти его в Россию на такой семинар. Но я и мои друзья тогда были готовы к подобного рода авантюрам.
Интересно то, что Маки Эрдели имеет русские корни. Он родился в Париже во время войны в семье эмигрантов из России с шотландскими и грузинскими княжескими корнями. Нам очень повезло, что он отлично говорит по-русски. И для Маки приезд в Россию стал не рядовым событием в его жизни. Он вернулся на родину своих предков, о которой у них остались очень тяжелые воспоминания.
Выступление Маки в Петербурге резко отличалось от основной тематики семинара. Он оказался в затруднительном положении: надо было рассказать людям о том, о чем они не имели ни малейшего представления. Но он поступил мудро: поделился некоторыми историями из своего опыта общения с шаманами Перу, спел несколько икарос – аутентичных церемониальных песен амазонских индейцев и показал фильм о жизни племени шипибо, который снял со своим другом в 1997 году.
Мы тогда лишь приблизительно догадывались, о чем нам рассказывает Маки. Интеллектуально мы его, конечно, понимали. Его рассказы были очень интересны с этнографической точки зрения. Но практическую действенность индейской магии в рамках семинара понять было невозможно. Правда, мы видели, что состояние сознания Маки как-то отличается от состояний, знакомых нам. В нем чувствовался особый покой и доброта, словно он соприкоснулся с чем-то запредельным и чудесным. Именно поэтому его предложение поехать с ним в Перу на шаманские церемонии нас так заинтересовало. Решение было принято сразу. И мы взялись за организацию нашей первой экспедиции в Перу.
Хочу отметить, что нам тогда очень повезло, что из всех шаманов, которых Маки знал в Перу (а он изучает амазонский шаманизм больше 20 лет), он решил отвезти нас к Хорхе – своему первому мастеру. Дело не только в том, что нам, впервые оказавшимся в такой далекой стране, было легче довериться человеку ученому, образованному шаману (это большая редкость), каким является Хорхе. Так совпало, что именно в то время Хорхе предпочитал давать новым людям, приезжающим к нему на церемонии, поистине «ядерную» по своей силе аяваску. Крепкий напиток в сочетании с привычкой Хорхе доводить любое начатое дело до конца не оставлял нам шансов остаться такими, как прежде. Конечно, выбор потом у нас был: постараться забыть увиденное и вернуться к обычной жизни или изменить свою жизнь в соответствии с новым, открывшимся пониманием. Так уж вышло, что я и Светлана выбрали второй путь. И ни разу еще об этом не пожалели.
Сразу после той первой экспедиции, совершенной нами с друзьями из разных стран, мы решили основать этнопсихологический клуб путешественников «Одиссея», деятельность которого, по мере возможности, стараемся отражать на нашем сайте. Мы стали проводить исследовательские экспедиции регулярно. Первые экспедиции мы совершали совместно с Маки, поскольку не имели достаточного опыта общения с шаманами и еще плохо говорили на испанском языке. Но по мере продолжения работы пришел опыт, и мы почувствовали, что именно в этом наше призвание. У нас установились очень теплые отношения с несколькими шаманами в Перу, а затем и в Мексике, и теперь мы навещаем их по несколько раз в году. Кроме этого, мы отыскиваем новых аутентичных шаманов в разных нецивилизованных уголках мира, что стало также нашей постоянной работой.
Деятельность нашего клуба позволила многим людям соприкоснуться с настоящим шаманизмом. В наших открытых экспедициях участвовали уже сотни людей. Как мы, так и люди, которые стали постоянными участниками наших экспедиций, почувствовали на себе глубокое благотворное влияние шаманских церемоний. Эти ритуалы, прежде всего, развивают человека психически, показывают ему другое, более гармоничное состояние психики, открывают новые возможности в разных сферах жизни. Это положительно сказывается на здоровье человека, в отношениях с близкими людьми, в профессиональной деятельности. И, что я считаю важным, эти церемонии делают людей добрее. Они развивают такие качества, как сердечность, открытость, искренность. Но они также делают нас сильнее, увереннее в себе, избавляют от всевозможных страхов, возвращают к истинной природе.
В этой книге я хочу рассказать, прежде всего, о тех шаманах, с которыми знаком лично. Находясь всем своим существом в этой теме, я прекрасно осознаю, что, скорее всего, у современных людей есть последний шанс прикоснуться к этой великой культуре: она исчезнет с последними мастерами, которые на данный момент уже практически все в преклонном возрасте. Я считаю своим долгом сообщить людям, что этот шанс у них еще есть. И у нас с вами есть десять-двадцать лет для того, чтобы сделать что-то для сохранения такого бесценного знания. А сохранение или потеря этого знания, я уверен, во многом определит судьбу человечества. Это главная мысль моей книги.
За последние несколько лет я, вместе с другими членами этнопсихологического клуба путешественников «Одиссея», совершил множество экспедиций в регионы Земли, где распространен настоящий шаманизм: в Сибирь, в Мексику, в Южную Америку и – особенно много – в Перу. Я общался, взаимодействовал, участвовал в совместных церемониях со многими аутентичными шаманами. Также я проходил шаманские посвящения и обучался основам шаманизма у нескольких шаманов, с которыми у меня сложились наиболее близкие отношения.
Отвечая на вопрос: «кто такие шаманы?», я, в первую очередь, хочу обозначить важные признаки, без которых, по моему мнению, быть настоящим шаманом невозможно.
Прежде всего, шаман тесно связан с природой той местности, где он живет. Чаще всего именно там он родился, там жили его предки. Это не просто любовь к природе родных мест, которая может быть присуща многим людям. Это способность общаться с природой с уважением и на равных, как мы общаемся с человеком, быть проводником ее воли и в то же время уметь просить у нее что-то. Земля, реки, озера, горы, огонь, ветер, деревья, травы, животные, облака, солнце, луна, звезды, море – это, на самом деле, далеко не полный перечень существ – духов природы, к которым обращаются шаманы во время своих камланий, церемоний или ритуалов. Шаманы живут в разных природных и климатических условиях: кто-то рядом с океаном, кто-то в горах, кто-то в степи, кто-то в пустыне или в джунглях, а кто-то и в снежной тундре. И, соответственно, природные духи, которые им близки, тоже разные. Кто-то призывает духа ягуара, кто-то духа какой-то определенной горы, а кто-то духа реки.
Когда мы говорим о призыве духов, важно понимать различие в восприятии обычного человека и шамана. Призывать духа ягуара – не значит звать какого-то конкретного зверя из леса, призывать духов звезд – не значит обращаться к звездам в понимании астрономов. Если мы позовем из джунглей ягуара, он не придет и даже не поймет, что его звали. Если мы обратимся к океану в нашем обычном восприятии океана, он тоже нам не ответит. Но шаманы получают ответы, и не только ответы, но также силу, способности и знания от духов, к которым обращаются.
Шаман обращается к духовной сущности явления. К тому, что сокрыто от взгляда обычного человека. К сущности, которая разумна и способна отвечать на том уровне, на котором шаман к ней обращается. Эта сущность может сообщать шаману конкретную информацию. Например, амазонским шаманам духи конкретных растений рассказывают, как использовать эти растения для лечения определенных заболеваний. Настоящие шаманы в Амазонии знают тысячи целебных растений. И они постоянно расширяют свои знания. И не путем эксперимента, изучая свойства различных растений, как часто думают ученые, а получая эти знания именно от духов растений.
Более того – и я был свидетелем тому не раз – когда шаман знает, что для лечения больного нужно конкретное растение, которого в данный момент у него нет, он призывает духа этого растения на церемонии. И этот дух реально помогает человеку, действуя на биохимию его тела так, как если бы человек выпил отвар этого растения. Вы спросите, как это можно увидеть. Дело в том, что есть ряд растений, влияние которых на организм довольно заметное – это как выпить чашку кофе или бокал вина. Например, в Амазонии шаманы для лечения нервной системы нередко используют растение чирик-сананга. После употребления особым образом приготовленного настоя из этого растения человек в скором времени почувствует холод, пронизывающий его тело. И точно такой же холод человек может ощутить, когда шаман на церемонии призывает духа чирик-сананга. Подобное мне приходилось испытывать самому. Это лишь один из примеров того, как внутренняя, духовная сущность явлений, в данном случае растения, может влиять на внешнее, на физическое.
Память предков – это еще одно важное качество шамана. Он чувствует своих предков. И чем сильнее шаман, тем глубже он чувствует свой род. Он может использовать знания, которые за многие жизни накопили его предки, их опыт и силу. Нередко на церемониях шаманы призывают конкретных предков, чаще всего тех, что тоже были шаманами. Они помогают в работе.
Но шаман может призывать на помощь не только своих предков, но и предков пациента, пришедшего к нему. Он может вызвать его предка-шамана, если такой был в роду пациента. Но чаще он вызывает предка, с которым связана проблема человека. В видении шамана, наши проблемы и хронические болезни иногда могут тянуться от какого-либо предка. Это затемнение, проклятие, порча или какое-то тяжелое чувство (разные шаманы могут видеть разное), которое тянется по родовой ветви. И чтобы это исправить окончательно, нужно докопаться до основы, до начала. Иногда это довольно глубоко запрятано. Но сильные шаманы решают сложные задачи. А самые лучшие из них сделают так, что человек сам встретится со своим предком и увидит, откуда и почему тянется конкретная проблема и как ее решить. Устанавливая связь с предками, человек становится сильнее и увереннее в своей жизни. Это уже не только лечение, это небольшое обучение шаманизму. Точнее говоря, раньше, когда шаманское мировоззрение разделяли многие, никто бы не назвал это обучением шаманизму. Но сейчас, когда люди утратили свои корни, возможность установить контакт с умершими предками – это уже начало обучения.
Я думаю, что шаманское мировоззрение заложено в самых глубинных слоях бессознательного любого человека, независимо от его воспитания, образования или принадлежности к определенной культуре и религии.
Кроме памяти предков, есть еще много других слоев памяти, которые вскрывают шаманы. Например, животная память, растительная или в целом память природного мира Земли. Когда стираются границы между твоим «я» и природой вокруг, ты можешь вспомнить, что это значит – быть волком, или деревом, или камнем. Я знаю людей, которые во время шаманских церемоний вспоминали себя динозаврами. Они сражались в своих видениях с другими гигантскими животными, и это в тот момент было реально для них. Нередко люди отождествляют себя с самой планетой Земля. И чувствуют то, что чувствует она. Да, мы не можем проверить, действительно ли это ощущает Земля. Но очень многие вещи в шаманизме постигаются на личном опыте. И доказать кому-то, что это было именно так, невозможно, да и не нужно. Этот опыт важен переживающему его. Для некоторых шаманов чувствовать Землю так же естественно, как и свое тело.
Если говорить обо всех существующих видах памяти, то нужно сказать, что в глубоких состояниях транса у человека могут возникать образы, не имеющие прямого отношения к Земле, образы внеземного происхождения.
Надо заметить, что шаманы не живут постоянно с таким сильным отождествлением. Это было бы трудно. Войдя в транс, они могут испытать такое отождествление, когда им это необходимо, и могут выйти из этого переживания, когда это уже не нужно. Таково одно из отличий настоящего шамана от обычного человека, которого преследуют навязчивые переживания и воспоминания. Шаман этими процессами управляет.
Настоящих шаманов отличает то, что они всегда используют шаманизм для решения практических задач. Чаще всего – для исцеления, для исправления каких-то искажений, имеющихся у человека, для гармонизации его жизни, для избавления от пагубных пристрастий – алкоголизма, наркомании, игромании. Шаманы провожают души умерших в другой мир и призывают души тех, кто должен родиться и прийти в этот мир. Некоторые содействуют в поиске пропавших людей. Раньше шаманы помогали крестьянам находить потерянный скот. Сейчас люди больше разыскивают автомобили. Но не каждый шаман станет искать пропажи, так как у них существует различная специализация. Некоторые шаманы могут провести ритуал на удачу вообще или в конкретном деле. В любом случае у шаманского мастерства всегда есть практическое приложение.
В обществе, в котором люди близки к природе, важность работы шамана ни у кого не вызывает сомнения. Одно присутствие в деревне сильного шамана делает ее жителей увереннее в себе, а их отношения между собой – более честными и сердечными. Но сейчас ситуация сильно изменилась. С одной стороны, во многих деревнях, где живут шаманы, человек под влиянием внешних обстоятельств теряет свою культуру, а заодно и уважение к шаманам как к ее главным хранителям. С другой стороны, сейчас ко многим шаманам приезжают из других стран люди, которые уже стали остро чувствовать нехватку чего-то крайне важного и понимать, что шаманы являются хранителями этого. Поэтому сейчас происходят большие перемены. Шаманы теперь выполняют задачи, которые раньше перед ними не стояли. Они начинают лечить наше глубоко больное цивилизованное общество.
Шаманы – совершенно земные люди. Во время ритуалов они могут путешествовать очень далеко за пределы земного, но всегда возвращаются, потому что любят свою землю и своих близких. Один из моих знакомых шаманов из народа касамарка говорит, что шаманизм – это любовь. И это не просто красивые слова. Он исцелил от физических и психических болезней многих людей из разных стран и по собственному опыту знает, о чем говорит.
Чувства шамана могут сильно отличаться от ощущений обычного человека. На это есть причина. Шаманы помнят о смерти. И не просто помнят о ней как о неизбежном факте. Почти на каждой шаманской церемонии они попадают в реальность, где живые и мертвые могут общаться. Но это не то общение, которое мы можем себе представить по фильмам о призраках. Чаще всего это общение безмолвное. Многим шаманам помогают их умершие предки-шаманы, которые, незримо для большинства людей, присутствуют на церемонии. Во время ритуала, в момент открытия видения, люди могут видеть их точно так же, как и других духов, призываемых шаманом.
Но одно дело – видеть духов предков на церемонии, а другое – самому пройти шаманскую смерть. Это особый вид переживания, его проходят шаманы или люди, которые могут стать шаманами. Чтобы стать хорошим шаманом, нужно много раз пройти переживание смерти. Их существует много видов. И каждое из них открывает новые врата. Иногда кому-то удается сравнительно легко пройти такое переживание, иногда бывает очень трудно и страшно. Дело в том, что часто, проходя шаманскую смерть, человек вначале думает, что реально умирает или что уже умер. Он прощается со всем, что ему дорого в этом мире, и со всеми, кто ему дорог. Он начинает пересматривать всю свою жизнь. Видит ключевые, поворотные моменты, которые определяли судьбу. Видит ошибки. И человек спрашивает себя: «А что дальше, куда я иду?» В такой миг бывает страшно. Но именно этот опыт в итоге учит бесстрашию.
Бесстрашие, как и любовь, – чувство, присущее настоящим шаманам. Путь к бесстрашию проходит через множество страхов, а путь к любви – через принятие всего, что есть.
На самом деле это две грани одного чувства. Бесстрашие открывает возможность для любви. Страхи убивают любовь. Но любовь может растворить все страхи. Это и есть встреча света и тьмы в сердце человека.
Другой вариант пережить шаманскую смерть – это вспомнить, как ты уже умирал. Это трудно объяснить, не прибегая к теории реинкарнации, но иногда такие воспоминания приходят. Человек может отчетливо помнить, что это было именно с ним. Он может заново пережить в своем воспоминании, как его мертвое тело сжигают на погребальном костре, или как его казнят, или любую другую смерть. При этом он видит, что покидает тело и воспаряет ввысь. Дальше возможны очень разные видения.
Вслед за воспоминанием о смерти он может вспомнить и о жизни, которая была до этого, и о тех, кто тогда был ему дорог. Часто бывает так, что некоторые люди, которые с ним связаны в этой жизни, сопровождали его и раньше, в прежних жизнях, но совсем в другой роли. Такой опыт создает многогранное понимание своих связей и отношений с людьми. Поскольку шаманизм – это не религия, в нем нет четких постулатов, которые гласили бы, что существует перевоплощение душ. Но некоторые шаманы мне говорили, что они так видят. Я встречал многих людей, которые во время шаманских церемоний попадали в свои прошлые жизни. Возможно, их видения можно объяснить как-то иначе.
Но большинство воспринимает эти видения именно как прошлые жизни. Я в таких вопросах предпочитаю признавать свое невежество и не судить о том, есть прошлые жизни или их нет. Возможно, существуют даже параллельные жизни, которые мы проживаем одновременно с этой. Жизнь – это невероятная тайна!
Я должен затронуть тему, не коснувшись которой трудно продолжать дальнейшие рассуждения о шаманизме.
Некоторые люди с материалистическим мировоззрением могут решить, что это сказки, иллюзии. Нет никаких духов. Все это происходит в воображении шамана и пациента, возможно, это гипноз или вообще разновидность паранойи. Мои наблюдения говорят о том, что такая точка зрения, во-первых, является лишь одной из возможных и, во-вторых, весьма ограничивает восприятие человека. Она фиксируется страхами – страхом сумасшествия, страхом не быть принятым сообществом, которое разделяет это мировоззрение, страхом быть осмеянным и т. д. В то же время мне доводилось наблюдать, как человек, оказавшись в нестандартной или критической ситуации, вдруг меняет мировоззрение, становится религиозным или оккультным. Бывает и наоборот. Человек вроде бы религиозен. Но когда соприкасается с чем-то неведомым, находясь в измененном состоянии сознания, он пытается это объяснить, опираясь на свои ограниченные научные знания, почерпнутые в школе, в институте, а то и просто в телепередачах. Возможно, это говорит о том, что его религиозность поверхностна.
Как правило, у человека – целый многослойный пирог мировоззрений. Одни слои на поверхности, другие скрыты глубже, третьи – совсем глубоко. Это можно увидеть, наблюдая за собой в состоянии транса. Например, человек воспитан в духе материализма. Но где-то в глубине души он помнит, что его бабушка молилась богу, когда ей требовалась помощь. И человек, столкнувшись с тяжелым переживанием в момент транса, может начать молиться и просить бога о помощи. Тот же самый человек, столкнувшись с чем-то выходящим за рамки его представлений, например с какими-то духами, может начать делать какие-то магические обряды. Возможно, в нем просыпается память предков, которые занимались магией. Их мировоззрение также заложено в нем – где-то глубоко.
Мне доводилось наблюдать, как люди из научного мира, более того, люди с именем в научном сообществе европейских стран и США, воспитанные в духе материализма, меняли свои представления об устройстве жизни после участия в шаманских церемониях. И это не было временным помутнением рассудка. Наоборот, они достигали состояния предельной ясности. В этом состоянии они находили ответы на вопросы, которые искали много лет. Это пример настоящего исследования, когда человек не ограничивает себя общепризнанными методами познания, а использует новые, ставшие доступными для него. Не многие исследователи готовы к этому. Но такие смелые подходы к исследованию и вообще поиск новых способов познания реальности отличают настоящих ученых.
Шаманское пение – особенно интересная и важная тема. Потому что это не просто пение. Это одновременно и призыв духов, и заговор, и мантра, а еще это древнейшая система управления дыханием. Люди, которые не понимают один из этих аспектов шаманского пения, например мантрический, не смогут постичь суть этого действия.
Шаманы интуитивно чувствуют и придают большое значение частоте вибрации звука. Шаман-целитель (в Южной Америке курандеро) во время пения создает вибрации, которые исцеляют человека. Шаманское пение начинается в тот момент, когда человек уже ощущает себя не только физическим телом. Он может чувствовать себя, например, вибрирующим потоком энергии или светящимся существом. При этом контроль над телом в измененном состоянии сознания не теряется. Опытные шаманы сохраняют его даже в глубоком трансе.
Важно понять, что шаманское пение исходит не из плотного физического тела, а из энергии, которая окутывает всех присутствующих на ритуале, защищая, благословляя и исцеляя. Этот большой объем энергии осознается шаманами, они ею могут управлять. Через свою песню шаманы доносят осознание ее до других людей, присутствующих на церемонии. Иногда шаманы видят, что песня приходит сама из другого мира, в котором живет. И после этого она становится частью шамана. Так, по мере практики, с годами у шамана становится все больше своих песен, некоторые он может передать своим ученикам.
Если вы владеете языком, на котором поет шаман, то иногда сможете понять, каких духов он призывает, кому и как он их просит помочь, кого и от чего заговаривает. Но мой опыт участия в шаманских церемониях говорит о том, что все это можно услышать и увидеть без знания языка. Иногда оно даже мешает, потому что включает зоны мозга, ответственные за вербальное восприятие, а это, в свою очередь, может тормозить видение. А осознанно отключать вербальное восприятие могут не многие.
Некоторые шаманы, которых я знаю, вообще не используют слов, только звуки. А в Амазонии многие шаманы сочетают в песнях слова из разных индейских языков: шипибо, хиваро, кечуа, ашанинка, иногда вставляют испанские слова. Нужно быть выдающимся лингвистом, чтобы вербально понимать все, что они поют. Но в том состоянии сознания, которое возникает на церемонии, можно все понять предельно ясно. Это приходит не сразу, чаще всего не на первой церемонии. Но приходит, если человек обретает верное состояние. Интересно, что на церемониях шаманы нередко призывают для помощи людей, уже физически присутствующих там. Это говорит о том, что присутствовать можно по-разному. Шаманы взывают к истинной природе человека, его духовной сущности, о которой мы часто забываем в суете мирской жизни.
Многие спрашивают, а может ли настоящий шаман брать деньги за свою работу? Почему же нет? Это его профессия, его способ социализации в обществе. Если он хорошо делает свою работу, почему не может взять за нее плату? Важно, чтобы деньги у шамана не являлись самоцелью. Это бы говорило об ограниченности. Деньги – это средство для реализации каких-то целей.
Конечно, раньше, когда для выживания в деревнях нужна была еда, люди приносили ее: кто курицу, кто барана, а кто и оленя – в зависимости от региона, где это происходило, и от сложности задачи, которую шаман должен был выполнить. Но сейчас практически во всем мире человеку нужны деньги. Очень мало осталось мест на Земле, где люди могут жить, не думая о них. Хотя в Амазонии, в глубокой сельве, еще остались такие места.