КОРЕНЬ ГНЕВА

Чтоб убедиться в этом, достаточно внимательно прочесть один лишь трактат «AURORA, или утренняя заря в восхождении, то есть корень или мать философии, астрологии и теологии на истинном основании». Беме писал эту работу 12 лет.

Хотя в ней можно встретить похвалы Лютеру, печатать эту книгу при жизни автора – то есть в условиях засилья официального протестантизма – не было никакой возможности. Она ходила лишь в рукописи. Причем, когда сия рукопись попалась на глаза обер-пастору Грегору Рихтеру, он тут же добился заключения Бёме в городскую тюрьму, а затем – изгнания его из города Гёрлица, в котором у Бёме была сапожная мастерская. Причем «протестантский синедрион»[2] строжайшим образом запретил философу браться за перо (запрет сей Бёме презрел, несмотря на вполне реальную опасность расправы, которая, может быть, и на самом деле имела место, к чему мы вернемся ниже).

В чем состояла причина гнева последователей Лютера[3] на «корень философии» Бёме? Возможно, в том, что последний уходил много глубже догматики Ветхого завета, причем и откровенно противоречил ей. Ведь совершившие Реформацию почитали безблагодатный Ветхий завет едва ли не выше Нового, благодатного. Именно с нелегкой руки протестантов началось иудаизирование западного христианства (один из нас говорит об этом подробно в книге «Конец четырехвекового заблуждения человечества о Христе», М., Альва-Первая, 2008). Многие представители германского клира тех времен уподобились фарисеям, и тут является Бёме и выступает, подобно апостолу Павлу, с критикой ветхозаветного авторитета: «Пишет славный муж Моисей: Бог сотворил человека из куска земли. Но ведь Моисея не было же при этом»!

Загрузка...