Идея Экспедиции пришла к Александру Еликову:
– Надоели обычные дороги. Надоели зимники, которые фактически – те же самые дороги общего пользования, только сезонные. И вот решили мы замахнуться на нечто более серьезное. Точнее – на тысячи километров абсолютно нехоженой снежной целины.
Решили: 10 февраля из Тюмени стартует автомобильная экспедиция «Северная Земля» на двух стандартных грузовых автомашинах ГАЗ-33081 «Егерь». Экспедиция посвящена 70-летию годовщины покорения самой северной материковой точки Евразии автомобилями ГАЗ-АА НАМИ-1, а также 100-летней годовщине величайшего географического открытия ХХ века – открытия архипелага Северная Земля.
Маршрут экспедиции: Тюмень – Новый Уренгой – Норильск – Хатанга – озеро Таймыр – Мыс Челюскин – Архипелаг Северная Земля (попытка достижения максимальной северной точки) – Мыс Челюскин – озеро Таймыр – Хатанга – Норильск – Новый Уренгой – Тюмень.
Экспедиция включает в себя прохождение:
– Самого северного в мире леса Ары-Мас;
– Самых северных в мире гор Бырранга;
– Самого северного в мире настоящего озера Таймыр;
– Самой северной точки Евразии – Мыса Челюскин;
– Более 4000 км зимников;
– Более 3000 км не хоженой снежной целины;
– Порядка 11000 км общего пробега;
– Предполагаемое время на маршруте – около двух месяцев.
Состав экспедиции:
1. Еликов Александр (позывной – «Ёлкин»), г. Новый Уренгой – руководитель экспедиции, водитель, механик.
2. Кулик Дмитрий, г. Тюмень – помощник руководителя, водитель, механик.
3. Чернова Оксана, г. Новосибирск – штурман, завхоз.
4. Веретенин Алексей, г. Новосибирск – штурман, фотограф.
5. Мороз Ирина, г. Екатеринбург – видеооператор, режиссер.
6. Алексей Тузов, г. Санкт-Петербург – механик.
7. Морозова Анна, г. Москва – наш координатор. Она будет держать с нами связь и выкладывать информацию на специально созданный для этого сайт.
Нарисованный маршрут – это, конечно же, программа-максимум.
Все экспедиции, которые в этом году планировали попасть в Норильск – попали в тупик из-за невозможности оформить пропуска через Ванкоровское месторождение, которое очень трудно объехать. «Ванкорнефть» прямого отказа не дает, но намекает, что пропусков не получим. Вот какие требования были выдвинуты тем, кто писал письма для получения пропуска:
«Ответ на Ваше письмо находится на рассмотрении генерального директора.
По содержанию письма:
Вам необходимо подготовить следующие документы:
1. Медицинские справки о том, что участники экспедиции, по своему состоянию здоровья могут находиться в условиях Крайнего Севера;
2. Письменное согласование МЧС России маршрута экспедиции с приложением карты-схемы и времени прохождения контрольных пунктов;
3. Правоустанавливающие документы на экспедиционную технику с приложением заключения независимой технической экспертизы о максимально возможном расстоянии (запасе хода) без дозаправки, с учетом расхода топлива при температуре ниже -30°С;
4. Пропуски установленного образца для прохождения через погранзону по маршруту движения;
5.Удостоверения установленного образца о прохождении аттестации в территориальном органе Ростехнадзора, дающим право нахождения на объектах нефтяной и газовой промышленности;
6. Письменное согласие участников экспедиции о выполнении требований Стандартов ОАО «НК«Роснефть» и Общества, обязательных для исполнения работниками ЗАО «Ванкорнефть» на территории объектов ВПУ;
7. Письменное согласование времени, маршрута, состава участников, списка экспедиционной техники в Федеральном агентстве по туризму Министерства культуры Российской Федерации».
И даже если мы всё это сможем собрать, то нам дали понять, что пропусков мы всё равно не увидим. А пробиваться от Уренгоя по целине до самого Норильска – увеличивает продолжительность экспедиции и добавляет риска для участников экспедиции.
ЗАО «Ванкорнефть» – не контролирующая и надзорная инстанция, поэтому требования их незаконные. Есть ли у них нормативно-правовой акт РФ об отнесении их месторождения к особой территории, регламентирующий особый порядок нахождения на ней? Очень спорная ситуация…