Общение в интернете – это по-прежнему общение. Для начала обсудим определения – что же такое общение?
Общение обычно определяется в словарях как «языковая коммуникация, то есть информационный обмен с кем-либо». Слово общение происходит от слова общий. В свою очередь, коммуникация определяется как «сообщение информации; общение». На первый взгляд, разница названий только в происхождении. Слово коммуникация происходит от английского communication – «общение», которое образовали из латинского communis – «общий».
Задание. Подумайте, что именно является общим, когда люди общаются. Обсудите свои предположения с другими студентами. Обратите внимание на то, что станет общим для участников обсуждения в процессе общения.
Английское слово communication может означать также «связь, то есть передачу информации в технике». Модная дисциплина «Теория коммуникации» рассматривает общение между людьми как что-то, напоминающее ИНФОРМАЦИОННЫЙ ОБМЕН между техническими устройствами. Можно сказать, что это нечто среднее между психологией общения между людьми и теорией связи (передачи информации) между техническими системами.
Можно сказать, что одна из первых технических работ на тему «коммуникации» – книга Норберта Винера «Кибернетика, или управление и связь в животном и машине». Оригинальное название такое: «Cybernetics, Or Control and Communication in the Animal and the Machine». Английское слово communication в названии книги переводится именно как «связь». В этом случае имеется в виду прежде всего передача информации.
Задание. Прочитайте в Википедии начало статьи «Теория коммуникации». Обратите внимание на определение коммуникации. О чём здесь больше говорится – об информации или об эмоциях?
Живое общение между людьми отличается от передачи текста по телеграфу и от пересылки звукового файла между компьютерами. В человеческом общении кроме информации всегда присутствует эмоция, личное отношение, подтекст, намёк, интонация, да и просто нечто живое, чего нет у бездушной машины.
Отзывы в сети могут содержать информацию и эмоции. Чтобы увидеть, чего в них больше, можно провести опыт. Зайдём на Youtube и зададим поиск на какую-нибудь популярную тему, например: «котики» (рис. 2.1). Выберем ролик с большим количеством просмотров:
ФИЛЬТРЫ – УПОРЯДОЧИТЬ – По числу просмотров.
Под видеороликом можно будет увидеть большое количество отзывов.
Рис. 2.1. Сортировка видеороликов
Кроме собственно видеоролика, мы обнаруживаем некоторые дополнительные сведения (рис. 2.2):
– количество просмотров;
– количество «лайков»;
– количество «дизлайков»;
– название канала;
– количество подписчиков.
Есть также кнопка Поделиться.
Обратим внимание на то, какие следы остаются при посещении данного ресурса:
– сам факт просмотра ролика;
– оценка ролика – поставленный лайк или дизлайк;
– подписка пользователя на канал;
– репост (поделиться ссылкой на ролик).
По поводу лайков и репостов мы ещё поговорим в следующих разделах.
Рис. 2.2. Свойства видеоролика
Под окном для просмотра ролика обнаруживаем отзывы и обсуждения – то есть ответы на отзывы (рис. 2.3). И это тоже «следы».
Рис. 2.3. Отзывы и обсуждение (ответы)
Задание. Найдите на Youtube популярный ролик на выбранную тему с большим числом просмотров и просмотрите отзывы под ним. Обратите внимание на содержание отзыва (вопрос, просьба, информация или эмоции).
Авторы отзывов часто скрываются под псевдонимами. Многие наивно думают, что это позволяет скрыться от наблюдения и отслеживания. Однако после просмотра роликов на определённую тему видеосервис начинает предлагать нам похожие ролики. А после поиска сайтов определённого содержания мы получаем контекстную рекламу именно на эту тему.
Отслеживание посещений сайтов и поведения пользователя на сайте называется ТРЕКИНГ. На сайте Википедии есть статья на тему веб-трекинга, но только на английском языке (рис. 2.4). Переводчики пока не успели перевести этот текст.
Рис. 2.4. Статья про отслеживание
Задание. Прочитайте в Википедии статью «Web tracking». При необходимости используйте автоматический перевод.