Семья как основа «самостоянья человека»

В разные эпохи существование семьи подвергалось испытаниям. Однако семья была и остается поныне мерилом человеческих взаимоотношений; в семье человек делается личностью; в семье закладывается фундамент жизнестроения. Семья существует издревле. Она древнее государства.

Зачастую можно слышать, что семья – понятие отжившее, атавизм, который вот-вот отомрет за ненадобностью. Но проходят века, а она почему-то существует. И продолжает играть важную роль в жизнь каждого человека, общества, государства.

В современной культуре семья зачастую представляет собой симулякр, то есть пустую форму. Но может ли пустая форма служить основой смыслообразования? В данном случае речь, видимо, может идти лишь об идее смысла, его образе.

«Агонизирующая реальность», которая порождает симулякр, согласно Ж. Бодрийару, это уже не мир эстетики, но характеристика социума. Если же сопоставить понятие симулякра с платоновской оппозицией «модель-оригинал – подражание», то становится очевидным, что идея семьи в культуре и модели семьи в культуре именно такую оппозицию и создают.

Каждый член семьи должен играть свою роль, четко определенную культурной традицией, и отказ кого-либо от исполнения своей роли деформирует семью, превращая «нормальную» семью в «аномальную» или «псевдосемью». Поэтому внимание к состоянию современного семейства в любую эпоху вполне оправдано. Однако исполнение ролей, согласно идее семьи, «не читки требует с актера, а полной гибели всерьез», как писал по другому поводу Б.Л. Пастернак. Не то в симулякре.

Собственно, симулякром семья стала не сегодня и даже не вчера. Еще в середине XIX в. разрабатывая в своем публицистическом и художественном творчестве понятие «случайное семейство», Ф.М. Достоевский утверждал, что «современное русское семейство становится все более случайным семейством»: «случайность современного русского семейства, по-моему, состоит в утрате современными отцами всякой общей идеи, в отношении к своим семействам, общей для всех отцов, связующей их самих между собою, в которую бы они сами верили и научили бы так верить детей своих, передали бы им эту веру в жизнь. Заметьте еще: эта идея, эта вера – может быть, даже, пожалуй, ошибочная, так что лучшие из детей впоследствии сами бы от нее отказались, по крайней мере, исправили бы ее для своих уже детей, но все же самое присутствие этой общей, связующей общество и семейство идеи – есть уже начало порядка, то есть нравственного порядка, конечно, подверженного изменению, прогрессу, поправке, положим так, – но порядка».

В XX в. ситуация только усугубилась. Ибо роль отца, матери и педагога-воспитателя приняло на себя государство.

При этом риторика родства, в том числе и семейная, постоянно использовалась на протяжении XX в. властью для влияния на общество, поскольку понятие «семьи» и лексика, входящая в этот концепт, имели в своей основе и в сознании людей более положительную, нежели негативную семантику. И, следовательно, данная лексика могла быть использована властью как средство манипуляции общественным сознанием и общественным мнением для достижения необходимого результата.

В XXI в. декларирована попытка возвращения сакрального смысла понятию «семья», одушевление симулякра. Но декларативность аксиологических нововведений обнаружила, что обществу предлагается тот же симулякр. Крайнее проявление его можно было встретить в уличной рекламе: «У мусора есть свой дом», «Семья из двух банок снимет мусорный бак. Чистоту гарантируем» – сообщают рекламные плакаты с изображением урны и использованной тары, призывая граждан не сорить.

Возвращаясь к «вычерпыванию смыслов», их актуализации при обращении к литературным текстам, можно сказать, что художественная культура чутко следила за изменениями, происходившими с семьей, что, безусловно, отражало и стремление поколений к идентификации в эпохе и культуре.

К теме семьи в русской культуре обращались многие писатели, философы, историки, педагоги с древнейших времен до наших дней. Их яркие, афористичные высказывания, а также неспешные размышления на заданную тему, поэтические обращения к родным по крови и духу людям составили настоящую книгу. Все люди по-разному воспринимают свою семью, себя в ней, свой долг перед близкими.

«Старый облик свой она [семья] как-то вдруг потеряла, как-то внезапно даже, – писал Ф.М. Достоевский и с тревогой спрашивал себя и читателя: – а новый… в силах ли она будет создать себе новый, желанный и удовлетворяющий русское сердце облик?» В пяти разделах сборника читатель найдет общие рассуждения о семье, представления о супружестве, высказывания о материнстве, отцовстве, детских впечатлениях жизни, связанных с семьей, во всей их многогранности, противоречивости, но и неизменной важности для возрастания человеческой личности.


Татьяна Глазкова

Загрузка...