Культура ест стратегию на завтрак.
Эта цитата Питера Друкера, экономиста и публициста, одного из самых влиятельных теоретиков менеджмента, – пожалуй, самый известный афоризм в мире бизнеса. Он отражает тот неоспоримый факт, что для достижения успеха культура компании несравнимо важнее, чем бизнес-стратегия. Сегодня, в условиях нестабильной деловой среды, мудрость этого утверждения становится все более очевидной.
Что определяет культуру компании? Люди, которые совместно работают над решением проблем. Иногда я называю это «маленьким грязным секретом» делового мира, про который легко забыть под давлением ежедневных проблем, тревог и занятости. Бизнес – это сообщество людей, которые работают друг с другом, и успех дела зависит от того, насколько хорошо мы взаимодействуем, сотрудничаем, общаемся и заботимся друг о друге. Именно об этом и говорит Друкер.
Думаю, каждый из нас согласен с этим, и, более того, именно к этому мы стремимся как на работе, так и вообще в жизни. Мы хотим создавать и быть частью благотворной позитивной культуры – культуры подлинного доверия и заботы, прозрачности и единства, надежности и достижения результатов. В такой среде мы способны – как каждый сам по себе, так и в команде – действовать четко и решительно, в полной мере проявлять свои способности, развиваться и процветать. Так мы будем достигать поставленных целей и сможем принести больше пользы другим.
Прийти к этому не так легко. Быть человеком вообще нелегко. Работать с другими – непростая задача. Мы постоянно сталкиваемся с трудностями, будь то болезненные эмоции, стресс, неопределенность, бюджеты, дедлайны, межличностные конфликты, политические кризисы и колебания на рынке, или непредвиденные препятствия, которые появляются всегда, когда мы посвящаем себя значимой работе.
Что же нам делать? Как нам создать и поддерживать то, что все считают необходимым?
В этой книге я исследую эти вопросы и, надеюсь, смогу вдохновить вас на использование семи практик внимательного управления, которым я учу топ-менеджеров, управляющих, предпринимателей, инженеров, врачей, учителей и многих других по всему миру. В последние годы внимательность и внимательное управление переживают взрыв интереса, но простое ознакомление с этой темой еще не делает из вас внимательного руководителя. Понять внимательность может быть непросто, еще сложнее регулярно практиковать ее и применять в повседневной жизни. Безусловно, древние созерцательные практики были предназначены вовсе не для того, чтобы улучшать и развивать бизнес. Их цель – сдвиг в сознании, изменение нашего отношения к миру. Но все же они необходимы для внимательного управления и формирования в организации благоприятной культуры, которая позволяет процветать и бизнесу, и людям.
Если говорить о моем опыте, то он довольно необычен. Большую часть своей жизни я провел одной ногой в мире созерцания, а другой – в мире бизнеса, и результатом этого стал мой подход к внимательному управлению. В нем я соединил свой многолетний опыт практикующего и учителя медитации в традиции дзен с опытом руководителя, коуча и консультанта, который помогает бизнесу развивать внимательное управление и формировать благоприятную рабочую среду. Не так давно я участвовал в создании проекта «Ищи в себе» – основанной на внимательности программы развития эмоционального интеллекта в Google, и также выступил в качестве сооснователя Института лидерства «Ищи в себе», который стал одной из самых выдающихся компаний, специализирующихся на тренингах по управлению и развитию лидерских качеств.
Семь практик, представленных в этой книге, были разработаны в рамках программы «Ищи в себе». Мой опыт показал, что представители мира бизнеса интересуются внимательностью по той же причине, по которой люди практикуют ее и медитацию в рамках любой созерцательной традиции: они хотят изменить свою жизнь. Им хочется обрести большую осознанность, сосредоточение и гибкость мышления и перейти от узкого, эгоцентричного и основанного на страхе мироощущения к большей открытости, любознательности и способности помогать другим. Люди надеются, что эти практики помогут им во всех ситуациях и отношениях: как на работе, так и вне ее.
Однако семя этих методов и моего подхода к внимательному управлению было засеяно задолго до этого, в те десять лет, что я жил, работал и практиковал в дзен-центре Сан-Франциско. Я провел два года в городском центре, три года на ферме «Зеленое ущелье» и пять лет в Тассахара, первом дзен-монастыре на Западе, расположенном в центральной Калифорнии. В традиции этой ветви буддизма работа считается важной частью интеграции медитации в повседневную жизнь. Работа – это сфера служения и источник постоянного обучения. В свое первое лето в Тассахара я мыл посуду на кухне, потом стал пекарем, помощником главного повара и, наконец, в 28 лет, главным поваром. Мной руководило стремление практиковать и воплощать внимательность и внимательное управление. Под моим началом находилось пятнадцать человек, которые отвечали за приготовление пищи для семидесяти обитателей центра и примерно такого же количества гостей.
Во время летнего сезона мы должны были трижды в день готовить простые вегетарианские блюда для учеников и изысканные блюда для гостей. Наши стандарты – что тогда, что сейчас – очень высоки. В Тассахара вот уже пятнадцать лет подают вкусные, полезные и оригинальные блюда, и именно из нашей кухни вырос ресторан Greens в Сан-Франциско, который по-прежнему считается одним из лучших вегетарианских заведений в мире.
Несмотря на то, что в мои задачи входило контролировать работу на кухне и гарантировать, что все гости и ученики будут накормлены, моя основная обязанность все же заключалась в том, чтобы поддерживать культуру внимательности. По сути, я был ответственен за то, чтобы каждый на кухне работал быстро, сосредоточенно, уверенно и спокойно. Другими словами, у меня, как у главного повара, было две задачи: создать благоприятную и продуктивную рабочую обстановку и гарантировать своевременное приготовление отличных блюд. И обе эти задачи были одинаково важны.
На самом деле кухня в дзен-монастыре— одно из центральных мест для практики внимательности, и она находится рядом с другим таким же помещением – залом для медитации. Считается, что кухня и зал для медитации сильно взаимосвязаны. Они объединяют усилие и отсутствие усилий, наличие «я» и его отсутствие, они формируют общину. Это место для проявления заботы и поддержки. Кухня – это рабочее пространство, в котором множество людей взаимодействуют, помогая друг другу, и это также пространство, где можно применить медитационный настрой, осознанность и соответствующий подход к повседневным занятиям.
Будучи главным поваром, я обнаружил, что большую часть времени то, что казалось двумя разными занятиями, на самом деле ощущается как одно – мы присутствовали в настоящем моменте, сохраняли внимательность и заботились о людях, одновременно занимаясь приготовлением еды и управляя кухней. Иногда практика внимательности и необходимость выполнять свои рабочие обязанности противоречили друг другу: мы не могли делать и то и другое одновременно, и приходилось расставлять приоритеты. Все ресторанные кухни, даже в монастыре дзен, – это быстрая, динамичная и напряженная обстановка. Члены команды работают бок о бок в условиях ограниченного пространства, постоянно меняющихся приоритетов и жестких дедлайнов. Особенностью кухни в Тассахара было то, что все работники практиковали дзен и не были профессиональными поварами. Кроме того, монастырь находился в очень уединенном месте, и если у нас заканчивались продукты – например, яйца или любые другие важные ингредиенты – на дорогу до магазина уходило два часа в одну сторону. Поэтому нам приходилось приспосабливаться к данным условиям и импровизировать. Более того, на кухне не было электричества, и мы все делали вручную.
Сейчас, оглядываясь назад, я поражаюсь тому, насколько хорошо мы справлялись. Помню, как-то летним днем мы сидели за ланчем в гостиной с группой гостей. Женщина напротив меня представилась как профессор школы бизнеса и сразу же спросила: «Кто здесь всем управляет?» Она впервые оказалась в нашем монастыре и была впечатлена качеством еды, сервиса и общим уровнем организации. Для посетителей Тассахара во многом представал как хорошо управляемый центр для проведения конференций. Я ответил: главный секрет управления в том, что люди, работающие здесь, не рассматривают это как бизнес. Тассахара – это место практики, служения, развития внимательности. А это значит умение принимать происходящее таким, какое оно есть, и целиком и полностью пребывать в настоящем моменте.
Сегодня я считаю кухню нашего монастыря образцом осознанной работы и внимательного управления в любом контексте. Это пример того, как можно испытывать великую радость и любовь в атмосфере напряжения, утомления и большой нагрузки.
Те навыки и знания, которые мы получили в монастыре, обеспечили хорошую основу для нашей работы на кухне. Было даже что-то волшебное в уровне заботы, обучения и легкости, не говоря уже о радости и чувстве удовлетворения от того, что мы служим другим, кормим их.
В определенном контексте практика внимательности, работа и управление могут быть объединены в одну активность. Для этого необходимо самоосознавание, осознавание других, осознавание времени и качества своих усилий. И осознанная работа, и внимательное управление требуют развития важных навыков, необходимых нам для процветания, и именно этому посвящена эта книга. Весь свой опыт я заключил в семи сущностных практиках, которые, надеюсь, помогут вам объединить внимательность и управление в вашей работе. Кроме того, я знаю, что медитация и внимательность приносят большую пользу и поддерживают наше благополучие в целом, и их действие выходит далеко за пределы вашей профессиональной жизни. Благодаря им можно преуспеть в любых начинаниях.
На самом деле, идея о внимательном управлении не нова. В своей работе «Наставления для повара» Догэн, патриарх дзен и основатель японской школы Сото, живший в XIII веке, советует применять три сущностные практики, или «три ума». Речь идет о радостном уме (который все принимает и испытывает признательность), родительском уме (уме безусловной любви) и мудром уме (который принимает реальность перемен и может объять все).
Практика внимательности занимает важное место в богатых духовных традициях, которые развивались и менялись на протяжении многих веков. Обычно интерес к этим методам возрастает во времена стремительных изменений, которым сопутствуют высокий уровень стресса, неопределенности и непредсказуемости. Все это в полной мере описывает и современный мир. Кроме того, с течением времени практики внимательности менялись так, чтобы соответствовать наиболее животрепещущим и насущным потребностям общества. И они проникли во многие сферы повседневной жизни и культуры.
Безусловно, развитие самоосознавания – ключевой аспект практики внимательности, однако ее цель выходит за границы простого осознавания отдельного индивида. Задача практики – обрести более широкий и принимающий взгляд на мир, ослабить сосредоточенность на себе и расширить свой ограниченный личный опыт. Так наше осознавание станет более универсальным и менее двойственным. В традиции дзен это называется переходом от маленького ума к большому.
Многое из того, что мы переживаем мгновение за мгновением, – это мир маленького ума – нашего «я», ограниченного понятиями «меня», «мне» и «мой». Сейчас у ученых есть даже специальное название для этого – сеть пассивного режима работы мозга. Это та часть мозга, которая часто беспокоится о будущем или переживает о прошлом вместо того, чтобы расслабиться, сохранять бдительность по отношению к настоящему моменту и с большей ясностью воспринимать происходящее. С психологической точки зрения это во многом напоминает эго. Практика внимательности учит нас ценить и использовать маленький ум, одновременно развивая большой – более открытое, любознательное и принимающее восприятие. Можно сказать, что внимательное управление заключается в применении большого ума, который развивается через медитацию (но доступен для нас в любое время), к заботам и беспокойствам маленького ума, к печалям и радостям повседневной жизни и работы. Так мы сможем достигать своих первостепенных целей.
Я проработал главным поваром несколько лет, после чего мне предложили стать управляющим в Тассахара, и это еще больше углубило и расширило мой опыт внимательного управления. Пусть Тассахара – это дзен-монастырь, однако проблемы, с которыми мы сталкивались, были типичны для малого бизнеса. Во-первых, от его дохода во многом зависело финансовое благополучие дзен-центра в Сан-Франциско. Во-вторых, в летние месяцы Тассахара превращался в ретритный центр – с мастерскими, тренингами и многочисленными гостями.
Проработав управляющим около года, я решил уйти из монастыря и получить степень в Школе бизнеса в Университете Нью-Йорка. Я с нетерпением ждал возможности (впрочем, одновременно и страшился) вступить в мир бизнеса и начать применять там то, что узнал об интеграции внимательности в работу и управление. К тому времени я уже определил для себя несколько значимых преимуществ, которые дарит такой подход:
• Внимательное управление делает наш опыт богатым и насыщенным: обычная, повседневная работа приобретает смысл, и мы испытываем душевный подъем.
• Этот подход устраняет разрыв между практикой внимательности, работой, заботой о других и достижением результатов.
• Он означает, что мы учимся чему-то новому благодаря стрессовым ситуациям, вызовам и трудностям и перестаем избегать проблем, воспринимая их как неотъемлемую часть процесса роста.
• Благодаря этому подходу мы учимся распознавать и работать с противоречиями нашей жизни и конкурирующими задачами. Так мы развиваем гибкость и понимание.
• Благодаря этому подходу мы учимся присутствовать в настоящем моменте, испытывать легкость и радость даже во время сложной работы, требующей исключительных усилий.
• Этот подход можно применять к любой активности, тем самым развивая одновременно уверенность и скромность.
• Этот подход объединяет индивидуальность и сплоченность – у каждого своя роль, но все же, объединившись, мы составляем команду, поддерживаем друг друга и практикуем вместе.
• С точки зрения этого подхода любой успех состоит из двух частей: изменения происходят как в характерах и уровне сострадания людей, так и в качестве и результатах работы.
Я понял, что преимущества, которые дает практика внимательности и внимательное управление, универсальны и надежны; каждый и в любой ситуации может рассчитывать на них. Для этого не надо жить в монастыре и получать ученую степень в сфере бизнеса. Все, что вам нужно, – это применять подход внимательного управления в любой ситуации, организации, в любой роли или рабочей обстановке, в которой вы оказались.
Внимательность меняет нашу жизнь и взгляд на мир. С одной стороны, в ней нет ничего эзотерического, это чистая прагматика (и я сужу по собственному опыту), поскольку она помогает нам решать повседневные задачи и проблемы более эффективно и действенно. Она также придает нашему опыту глубину и насыщенность. Благодаря внимательности мы подходим к каждой задаче одновременно с уверенностью и скромностью, с надеждой – и в то же время не испытывая никаких надежд. С другой стороны, внимательность – мистична, она погружает нас в вопросы сознания, рождения, смерти и непостоянства, давая нам прямое переживание: когда мы отпускаем свои страхи и привычки, на их месте возникает сплав глубокого чувства любви, наполненности и неразрывной связи с жизнью.
После завершения обучения в Университете Нью-Йорка, я стал частью обоих миров – созерцательного и мира бизнеса. Впрочем, сейчас я считаю, что это один мир и никакого разделения не существует. Через пару лет я основал издательство Brush Dance, которое со временем стало лидером в создании и распространении экологичных поздравительных открыток и календарей (наша компания одной из первых в мире стала использовать переработанную бумагу). Я управлял Brush Dance в течение пятнадцати лет, а затем основал ZBA Associates, консалтинговую компанию, которая учит руководителей и сотрудников внимательности и эмоциональному интеллекту. Одним из моих клиентов стала корпорация Google, что в конечном счете позволило мне принять участие в создании программы «Ищи в себе».
Я рад, что моя работа призвана помогать отдельным людям, командам и компаниям стать более сознательными и внимательными, повысить продуктивность, развить лидерские качества и достигнуть успеха. В той или иной форме я занимался этим всю свою жизнь. Но даже несмотря на то, что сейчас все больше людей задумываются о применении внимательности в работе, меня по-прежнему часто спрашивают: почему руководители и компании работают с тобой? Что заставляет их осваивать практики внимательности?
Обычно я отвечаю на это так: боль и возможность. Выйти из роли и соприкоснуться со своей уязвимостью, с нежностью своего сердца – это может быть болезненно. К тому же обычно мы чувствуем, когда наши ценности, устремления и работа не согласуются друг с другом или когда мы не в полной мере используем свои внутренние ресурсы. Нам неприятно осознавать, что мы избегаем конфликтов и сложностей или что мы слишком остро реагируем на какие-то ситуации, подрывая таким образом свою эффективность и влияние. Более того, мы понимаем, что способны действовать более искусно, и возможность этого вдохновляет нас на раскрытие собственного потенциала.
Уже само то, что вы осознаете несоответствие между тем, как живете, работаете и руководите, и тем, как вы хотели бы жить, работать и руководить, может оказать глубокое и трансформирующее влияние. Но необходимо идти дальше и искать эффективные способы исправить ситуацию. Внимательность помогает нам решить обе эти задачи. Благодаря ей мы можем определить эти разрывы и устранить их. На мой взгляд, уже одно то, что мы говорим про них, невероятно ценно. Благодаря этому мы одновременно ощущаем боль и возможность: боль за какую-то часть своей нынешней жизни и возможность большего осознавания, удовлетворения, легкости, эффективности и единения. Я считаю, что распознавание этой боли и работа с ней, а также осознавание существующих разрывов – не только основная практика внимательности, но и важная практика управления. Это основа, на которой я строю свои тренинги, и это главный подход, используемый в этой книге.
Тем не менее, когда мы начинаем лучше осознавать боль, присутствующую в нашей жизни, и свои возможности, когда мы лучше осознаем, что происходит на самом деле – на работе, в сообществе, семье, в отношениях или в духовной практике, – мы испытываем неудобство и дискомфорт! Все дело в том, что такое осознавание может быть пугающим. Вот почему внимательность и внимательное управление не столь просты, как могут показаться на первый взгляд. Но именно в них заключается наша настоящая сила – способность учиться, меняться и расти. Именно они дарят нам возможность эффективно действовать в различных ситуациях, по-настоящему чувствовать других людей, находить решение проблем и быть свободными как в своих мыслях, так и в поступках.
Довольно легко увидеть признаки того, что мы не используем свой потенциал полностью и упускаем возможности. Главное – не бояться это увидеть. Вы отказываетесь смотреть в лицо реальности и избегаете того, что причиняет вам боль? То, как вы живете, не согласуется с вашими ценностями и устремлениями? Вы принижаете себя или отказываетесь от своей силы – от своей способности развиваться, смотреть на мир с большей ясностью и влиять на других, вести их к большей удовлетворенности, пониманию, чувству связи и эффективности? Если это так, то как проявляется? Сотням людей я задавал вопрос: «Как вы отказываетесь от своей силы?», и вот несколько типичных ответов. Вам знакомы некоторые из них?
• Я говорю «да», хотя на самом деле имею в виду «нет».
• Я перескакиваю с одного на другое, чтобы сделать «важные» дела, и не ценю то, чем занимаюсь в настоящий момент.
• Я слишком долго думаю перед принятием решения, а после снова и снова возвращаюсь к этим размышлениям.
• Я чувствую себя беспомощным из-за того, что сейчас происходит в мире, и не вижу выхода.
• Мелкие проблемы и недоразумения выводят меня из себя.
• Я недооцениваю свои способности.
• Я не делаю четких запросов и не прошу о помощи – или потому, что мне кажется, что я все должен делать сам, или из-за страха, что другие откажутся мне помочь.
• Я стараюсь не проявлять сильные эмоции и часто игнорирую свои внутренние ощущения относительно того, что я хочу или считаю правильным.
• Я говорю, чтобы заполнить паузы в разговоре, потому что меня страшит неловкое молчание.
• При малейшем признаке грусти или тревоги я начинаю проверять электронную почту, социальные сети или нахожу другие отвлечения.
• Я критикую себя за совершенные ошибки или неправильные решения.
• Я недостаточно забочусь о своем здоровье – не занимаюсь спортом, мало сплю, неправильно питаюсь.
• Я стараюсь избегать серьезных разговоров или таких тем, которые заставляют меня чувствовать себя уязвимым.
• Я сравниваю себя с другими: свою внешность, финансовое благополучие и статус.
• Иногда я чувствую себя неудачником, застрявшим в промежуточном состоянии между своим нынешним положением и тем, чего, я уверен, можно достичь.
Для любого из нас это сложные, серьезные проблемы, и, как ни странно, наиболее остро мы чувствуем их, когда находимся на руководящей позиции, когда другие зависят от нас и многого от нас ждут. Эти утверждения часто отражают укорененные шаблоны и привычки, которые мы можем даже не замечать. К сожалению, нет быстрого способа исправить или изменить их. Однако уже само то, что вы определили, как именно отказываетесь от собственной силы, может наделить вас ею – благодаря силе осознавания, силе практики внимательности.
В этой книге я большей частью рассказываю про бизнес и работу, однако семь практик внимательного управления могут принести пользу во всех сферах жизни. Важно помнить: разрывы, которые мы обнаруживаем на работе, часто соотносятся с тем, что мы переживаем в семейной жизни, в качестве родителей и т. д. Иногда, когда мы осознаем разрыв в одной сфере, это влечет за собой признание их наличия и в других областях.
На своих тренингах я часто ставлю участников в пары, и они задают друг другу два вопроса: «Что вам нравится в вашей работе и что представляет наибольшую трудность?» После я спрашиваю, что они обсуждали, и на одном из последних тренингов одна из участниц, женщина в возрасте между 40 и 50, сказала: «Я только что сменила работу, и теперь путь до офиса занимает у меня больше часа. На работе я постоянно испытываю невероятное давление, потому что мне необходимо доказывать свою эффективность и приобретать новые навыки. Я работаю с командами по всему миру и постоянно сталкиваюсь с проблемой разных часовых поясов и культурных различий. Мне приходится отвечать на звонки и письма независимо от того, который сейчас час. Мои двое детей недавно пошли в школу, и им требуется много внимания, а еще у меня есть муж, который тоже недавно сменил работу».
Из-за уязвимости ее положения и ясности, с которой она оценивала свою ситуацию, а также благодаря тому факту, что в той или иной степени эти проблемы были знакомы каждому, эта женщина захватила всеобщее внимание. Каждый из присутствующих ощутил ее боль. И все же она пришла на тренинг, найдя для него два дня в своей перегруженной жизни, чтобы исследовать внимательность, эмоциональный интеллект и особенности управления и руководства. Очевидно, что она оказалась здесь, потому что чувствовала: она может работать и жить по-другому. И это можно было сказать про каждого из присутствующих.
Эта женщина решила изучать внимательное управление в основном из-за своей работы и практически невыполнимых требований, с которыми она сталкивалась как менеджер. Но было ясно, что она хотела интегрировать внимательность во все сферы своей жизни. Ее рассказ напомнил мне о книге Джона Кабат-Зинна «Жизнь на грани полной катастрофы»[1]. Эта фраза взята из романа «Грек Зорба». В нем молодого человека как-то спрашивают, был ли он женат, на что он отвечает: «Да, я был женат. Стал главой семейства, построил дом, у меня родились дети. Одним словом, полная катастрофа».
По-своему каждый из нас имеет дело с «полной катастрофой». Как на работе, так и в повседневной жизни мы сталкиваемся с такими сложными ситуациями, какие Зорба даже не мог вообразить. Но вот что важно: да, мы застреваем в своих личных «катастрофах», но в то же время привязаны к ним. Я более чем уверен: та женщина на тренинге не собиралась менять ни одну из сторон своей жизни. Она не хотела отказываться от своих дел и обязанностей, какими бы сложными и напряженными они ни были. Скорее, ей хотелось найти другой подход, освоить инструменты и практики, которые позволили бы ей больше наслаждаться жизнью и меньше страдать. Ей хотелось более искусно справляться с трудностями и вызовами – неважно, на работе ли, в отношениях с детьми или мужем. Она хотела устранить разрывы, которые подспудно ощущала.
Я поблагодарил ее за честность и готовность показать свою уязвимость и сказал, что следующие два дня мы посвятим изучению и практике стратегий, которые помогут нам встретиться с болью и открыться возможностям – возможности работать с трудностями и временами даже наслаждаться ими, а также возможности обрести спокойствие и хладнокровие прямо посреди бури. Это то, что обещает нам внимательность: развивая свою способность к осознаванию и меняя укоренившиеся шаблоны, мы учимся большему принятию, готовности испытывать благоговение и изумление прямо посреди хаоса нашей жизни.
Вглядывайся. Это единственный способ натренировать глаз. Вглядывайся. Подсматривай. Подслушивай. Слушай. Стремись познать новое. Мы здесь ненадолго.
Когда я впервые прочитал эту цитату фотографа Уокера Эванса, то осознал, что всю свою взрослую жизнь вглядывался через медитацию. Я познакомился с медитацией, когда в 21 год впервые посетил дзен-центр в Сан-Франциско. Этот опыт изменил мою жизнь. С тех пор медитация стала неотъемлемой частью моей жизни, и это – основная практика для осознанных лидеров.
И хотя Эванс говорит не о медитации, он очень точно передает ее суть. Медитируя, мы вглядываемся, подслушиваем, прислушиваемся. Мы обращаем внимание и осознаем то, что происходит внутри и снаружи. Так мы воспитываем себя и «познаем» нечто полезное и стоящее. Действительно, осознавая, что мы в этом мире ненадолго, мы медитируем, чтобы увидеть и понять, что наиболее важно в настоящий момент.