Историю семейного права России можно рассматривать в контексте различных этапов развития российского государства. Мировая история показывает, что личные отношения между супругами всегда находились в связи как с общим культурным состоянием того или другого народа и его национальными особенностями, так и со способом заключения брака и формой семьи. В условиях примитивного общества, когда жена рассматривалась как своеобразная добыча, в период отсутствия официальной регистрации брачно-семейных отношений правоотношений между супругами не существовало.
С появлением традиции покупать жену у ее родителей (опекунов) связано составление определенного договора на такую куплю-продажу, в котором содержались зачатки правовых норм. Кто купил, тот оберегал купленное – и как имущество, и как лицо.
Первой из обязанностей отца по отношению к государству было выдать девушку замуж (а сына – женить) по достижении ими необходимой для этого зрелости. Вступая в брак, женщина попадала под власть мужа, но находилась в то же время и под покровительством религиозного закона. Как жена должна быть верна мужу, так и муж жене, причем неверность с его стороны понималась не как связь с посторонней женщиной, а как пренебрежение по отношению к жене вследствие неисполнения супружеских обязанностей. Государство же требовало от мужчин, чтобы они были не столько мужьями, сколько отцами.
Вкратце исторический ход развития семейных и имущественных отношений между супругами в России может быть представлен в следующем виде. В дохристианскую эпоху на Руси существовало многоженство, регистрация браков отсутствовала, а жен, как правило, воровали – либо по соглашению (между родителями будущих супругов), либо по согласию самой девицы, а иногда и без такового.
Христианство, которое определило брак как таинство, должно было подчеркнуть значимость женщины в браке[16]. В частности, для высших социальных слоев был установлен обряд венчания (с XI в.) с последующей записью в церковных книгах, и с течением времени этот обряд стал обязательным и для всех остальных слоев населения. Венчанию предшествовал «сговор», который определял, в частности, размер неустойки за отказ вступить в брак и имущественные права супругов в браке. Был установлен и определенный брачный возраст – 15 лет для жениха и 13 лет для невесты. Однако следует отметить, что этот возрастной минимум для вступления в брак был логичным в условиях юга, в северных же странах половое созревание (а именно этот критерий определяли римляне в качестве основного при установлении брачного возраста) наступало позднее. Верхнего возрастного предела для венчания не устанавливалось, но священники не венчали престарелых: очевидная неспособность к брачной жизни и рождению детей давала им основание для отказа. Запрещались браки с кровными родственниками, двоеженство и двоемужество. Непременным условием венчания было добровольное согласие на брак. Ограничивалось и общее количество браков для одного человека – не более трех.
В московский период российской истории происходит перемена во взгляде на то имущество жены, которое она приносит при вступлении в брак, – на приданое. Быть может, здесь сказалось влияние греко-римского права. Приданое становится на время брака общесемейной собственностью с правом мужа на преимущественное распоряжение ею. Он пользовался приданым, но для отчуждения вотчины[17] требовалось согласие жены[18]. Когда муж умирал, приданое поступало в полное распоряжение вдовы, равно как и купленные вотчины, считавшиеся, как и приданое, семейным имуществом. Если умирала жена и оставляла детей, то приданое закреплялось за мужем, от которого переходило к общим детям. Если детей не было, то оно возвращалось лицам, давшим его; только приданные поместья оставались за мужем навсегда. Жена получала в подарок от мужа или свекра недвижимое имущество, которое обеспечивало ее на случай вдовства.
Расторжение брака было практически невозможным, хотя теоретическая возможность для этого существовала. Основной причиной, дающей право на развод, было прелюбодеяние. К другим причинам относились неспособность к брачному сожительству, безвестное отсутствие одного из супругов, неизлечимая болезнь, монашество и некоторые другие.
В период царствования Петра Первого в семейном праве усиливается роль светского законодательства. Условия вступления в брак теперь выглядят так: добровольное согласие[19], брачный возраст (18 лет для мужчин и 16 лет для женщин), для дворян – наличие образовательного ценза; для военных и гражданских служащих – также согласие начальства. Обручение стало расторжимым, причем составлять сговорную запись с предусмотренной на этот случай неустойкой запрещалось. Не допускались браки при наличии кровного и духовного родства; вступление в новый брак без расторжения предыдущего; возраст старше 80 лет; православных с нехристианами и некоторые другие. Развод в империи был очень затруднен и производился судами духовных консисторий. Поводом к разводу были прелюбодеяние (оно одновременно рассматривалось и как уголовное преступление), безвестное отсутствие свыше пяти лет, ссылка на каторжные работы и др. Петр I проводил масштабные реформы, желая подчинить нормам права все сферы жизни подданных. В частности, законодательно было определено, что муж обязан любить жену, а жена – повиноваться мужу. Правда, санкций за нарушение этого закона не было, но жена не имела права на раздельное проживание и обязана была следовать за мужем, она получала и его социальный статус, обладала правом на содержание со стороны мужа. Вместе с тем если жена отказывалась следовать за мужем, а он ее силой не увозил с собой, то этого права она лишалась.
Начиная с XVIII в. жена получила право требовать принудительного разлучения в случае жестокого обращения с ней, а с начала XX в. в Свод законов Российской империи была введена новая статья, в соответствии с которой супруг имел право отказаться от совместной жизни, если она представлялась ему невыносимой (жестокое обращение, нанесение тяжкого оскорбления, явное злоупотребление супружескими правами, порочное поведение супруга, душевное заболевание и т. п.). Постепенно формируется принцип раздельного имущества супругов, который сохранялся и далее в дореволюционном законодательстве. Система имущественной «раздельности» супругов, сложившаяся к началу XX в., являлась продуктом постепенного развития норм семейного права. Единой системы семейного законодательства для всей России создано не было: российское брачное законодательство исходило из религиозных правил, и поэтому лица разных вероисповеданий и конфессий подпадали под действие различных законов (католики – своих, мусульмане и иудеи – своих и т. д.).
Подводя итог вышеизложенному, можно утверждать, что в российском дореволюционном законодательстве существовала система раздельности имущества супругов. На практике, как правило, муж распоряжался имуществом жены. Вообще имущественная самостоятельность жены в браке в большинстве случаев была юридической фикцией. И фактически, и легально воля мужа в семейной жизни являлась преобладающей, а жене было крайне трудно отстаивать свою имущественную независимость, раз тот же закон, который ее определил как собственницу самостоятельно, как жену подчинял неограниченной власти мужа.
Отношение Советского государства к браку и семье более чем за 70 лет с момента принятия в 1918 г. первого советского Кодекса законов об актах гражданского состояния[20] претерпело существенные изменения.
Одной из первых сфер, в которой было осуществлено законодательное нормирование, стали брачно-семейные отношения (семья – социальная часть общества, и при перестройке общества и государства этот институт обязательно подвергается воздействию права). После Октябрьской революции 1917 г. были проведены две важнейшие реформы семейного законодательства: приняты декреты «О гражданском браке, о детях и ведении книг актов состояния» и «О расторжении брака». Для юридического установления равноправия мужчин и женщин, законнорожденных и незаконнорожденных детей эти декреты имели основополагающее значение. Согласно им единственной формой брака стал брак, заключенный в государственных органах. Условия вступления в брак и его расторжения также значительно упростились по сравнению с дореволюционным периодом.
В сентябре 1918 г. ВЦИК принял первый Кодекс законов об актах гражданского состояния, брачном, семейном и опекунском праве (КЗАГС). Семейное законодательство было отделено от гражданского. Последнее, как частное право, считалось отмершим, и его возрождение не предполагалось, а семейные отношения, как частные, все-таки нуждались в правовом регулировании, поэтому и был принят отдельный кодекс[21]. Регистрация брака была необязательна. Данное утверждение противоречило, на первый взгляд, ст. 52 КЗАГС, в соответствии с которой только зарегистрированный в отделе записи актов гражданского состояния брак порождал права и обязанности супругов. Но ст. 52 КЗАГС имела следующее толкование: «Статья 52 отнюдь не имела намерения поразить притязания незарегистрированной жены, и она должна признаваться имеющей все те права по имуществу, как и та, брак которой оформлен». При этом «практика народных судов знает многочисленные случаи признания прав на имущество… когда супруг умершего, хотя и не был зарегистрирован, но фактически был супругом».
Брак основывался на взаимной склонности. «Брак есть отношение совместного сожительства, основанного на началах любви, дружбы, сотрудничества».
В дальнейшем с сохранением и развитием гражданско-правовых отношений, особенно в период НЭПа, появилась необходимость создания нового семейного законодательства, и в 1926 г.[22] был принят новый Кодекс. В его основу легло определение понятия брака как наличия определенных фактических отношений между мужчиной и женщиной: совместного сожительства, ведения при этом сожительстве общего хозяйства, взаимной материальной поддержки, совместного воспитания детей (ст. 12 КЗАГС). Регистрация брака означала его бесспорное доказательство.
Судебная практика не давала никаких преимуществ зарегистрированному браку перед фактическим. О наличии брака говорило ведение общего хозяйства: супруги должны быть в семье сотрудниками. «Наш кодекс о браке и семье не может смотреть на семью иначе, как на трудовое объединение». Статья 12 Кодекса 1926 г. относила общность хозяйства к одной из трех составляющих брака.
Продолжала оставаться и полная свобода разводов. Параллельное существование фактического и зарегистрированного брака приводило к правовой неопределенности, путанице, подрыву принципа моногамии. У судов возникла проблема «конкуренции» между фактическим и зарегистрированным браком. Нерешенным оставался и вопрос о параллельном существовании нескольких фактических браков.
Вторым важным новшеством стала замена раздельного супружеского имущества режимом общности. Необходимость этой меры диктовалась соображениями повышения правовой защиты женщины, так как именно она вела домашнее хозяйство, растила детей, как правило, не работала и, соответственно, не приобретала в браке имущества.
Института признания брака недействительным не существовало, и речь могла идти об оспаривании записи о регистрации.
С принятием в 1926 г. Кодекса законов о браке, семье и опеке (КЗоБСО) семейное законодательство вступило в полосу стабильности: в целом Кодекс просуществовал до 1968 г., хотя в 1936 и 1944 гг. в него вносились значительные коррективы. Такие нормативные документы, как постановления ЦИК и указы Президиума Верховного Совета СССР периода 1930-1940-х гг., имели важные правовые последствия для дальнейшего развития семейного законодательства и института семьи и брака в целом. В частности, к ним относились постановление ЦИК «О запрещении абортов, усилении уголовного наказания за неплатеж алиментов и о некоторых изменениях в законодательстве о разводах» и Указ Президиума Верховного Совета СССР о внебрачных детях.
Ведение общего хозяйства перестало быть определяющей чертой брака. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 8 июля 1944 г.[23]существование между людьми брака определялось, как правило, наличием или отсутствием регистрации. Уже не «трудовой принцип» и совместное хозяйство свидетельствовали о браке, а регистрация брака порождала имущественные права и обязанности супругов.
С этого времени только зарегистрированный брак порождал права и обязанности супругов, установленные кодексами о браке и семье союзных республик (ст. 19 Указа). Ведь интерес государства в регистрации брака состоит в том, что это дает возможность воздействовать на брачные отношения в таком направлении, которое «полезно и необходимо и для общества, и для отдельного человека».
Среди самых важных последствий принятия Указа от 8 июля 1944 г. – появление категории «внебрачные дети». До этого внебрачные дети не только были равны в правах с детьми, родившимися в зарегистрированном браке, но даже само это равенство было одним из основных принципов советского брачно-семейного права.
Указ от 8 июля 1944 г. усложнил процедуру развода. В соответствии со ст. 23–26 этого Указа заявление о разводе подавалось в народный суд. После публикации в местной газете объявления о возбуждении дела (за счет истца) в суд вызывался ответчик. Если народному суду не удавалось примирить супругов, дело могло быть рассмотрено по заявлению супруга в вышестоящей инстанции, которая и выносила окончательное решение. Кроме того, за выдачу свидетельства о разводе взыскивалась большая пошлина: от 500 до 2000 руб.
Приведенные материалы позволяют сделать следующий вывод: Советское государство постепенно перешло от политики полного раскрепощения брачных отношений к императивному регулированию брака и семьи. Принципиально изменился взгляд советского законодательства на брак: под ним стал подразумеваться сам акт регистрации, а не фактические брачные отношения. Если раньше фактический брак имел юридические последствия, будучи признанным таковым судом, то теперь лишь акт регистрации порождал права и обязанности супругов. И еще один аспект нового для того периода взгляда на брак: взаимные права членов семьи основывались теперь не на кровном родстве, а на юридическом факте – регистрации брака родителей.
В 1968 г. впервые был принят общесоюзный семейно-правовой акт – Основы законодательства о браке и семье Союза ССР и республик, на основании которого были созданы семейные кодексы отдельных республик. 30 июля 1969 г. был принят Кодекс о браке и семье (КоБС) РСФСР[24]. В соответствии с ним признавался только зарегистрированный брак, фактический же по-прежнему не порождал правовых последствий. Основанием для развода считался непоправимый распад семьи. В случае наличия несовершеннолетних детей, несогласия по поводу развода, раздела имущества, взыскания алиментов спор о расторжении брака решался судом, причем в этом случае последний был обязан выяснить причины развода и попытаться примирить супругов.
Имущественные отношения супругов регулировались императивными нормами, закреплявшими режим общей совместной собственности. Заключение брачного договора и алиментного соглашения либо не допускалось (в первом случае), либо не имело правовых гарантий (алиментное соглашение могло быть расторгнуто в бесспорном порядке, и алиментообязанное лицо считалось не платившим алименты).
Отцовство устанавливалось как в бесспорном, так и в судебном порядке, при этом содержался перечень обстоятельств, при наличии которых суд выносил решение о признании отцовства. К таким обстоятельствам относились в первую очередь совместное ведение хозяйства ответчика с матерью ребенка до рождения ребенка либо совместное воспитание родившегося ребенка (ст. 48 КоБС РСФСР).
Размер алиментов устанавливался законом и не мог быть увеличен, а уменьшен только при наличии обстоятельств, указанных в законе.
В 1985 г. была предусмотрена возможность рассмотрения бесспорных дел о взыскании алиментов на несовершеннолетних детей единолично судьей в административном порядке без возбуждения гражданского дела. В этом случае судья принимал заявление о взыскании алиментов и извещал плательщика о поступлении этого заявления. При согласии плательщика (или неполучении возражений) в установленный срок судья выносил решение о взыскании алиментов. При возражении плательщика дело рассматривалось в обычном, исковом порядке.
Указом Верховного Совета РСФСР от 19 ноября 1986 г. был установлен минимальный размер алиментов, подлежащих взысканию на несовершеннолетних детей (он составил 20 руб. и существовал в России до 1994 г.)[25].
С 1990 г. в семейное законодательство начинают вноситься новые изменения – это было вызвано начавшимися в стране правовыми, экономическими и политическими переменами. Восстановление в правах частной собственности, появление предпринимательства, изменений в гражданском праве и т. п. обусловили принятие новых норм, например таких, как право исключения из состава общего имущества супругов имущества, нажитого одним из них после фактического прекращения брачных отношений, расширение прав несовершеннолетних детей и т. д.
В связи с такими кардинальными переменами в стране началась подготовка нового Семейного кодекса, который и был принят Государственной Думой Российской Федерации 8 декабря 1995 г.
Итак, на протяжении 70 лет советской власти институт семейного права претерпевал значительные изменения: от полной свободы браков и разводов, общественного призрения детей к государственной регламентации брачно-семейных отношений, увеличению ответственности родителей за воспитание и содержание детей.